Технологии повышения эффективности управления. Особенности управления образовательным процессом ­ рассмотрены факторы, влияющие на эффективность управления

Технологии повышения эффективности управления. Особенности управления образовательным процессом ­ рассмотрены факторы, влияющие на эффективность управления
Технологии повышения эффективности управления. Особенности управления образовательным процессом ­ рассмотрены факторы, влияющие на эффективность управления

Для эффективного функционирования образовательного учреждения важны все компоненты внешней и внутренней среды. Эффективность функционирования образовательным учреждением зависит от механизма и качества обратной связи.

Под управлением понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, на анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Управление школой означает воздействие руководителей на участников учебно-воспитательного процесса с целью достижения запланированного результата. Объектом управления в данном случае являются учебно-воспитательные процессы и обеспечивающие их программно-методические, кадровые, материально-технические, нормативно-правовые условия, а целью – эффективное использование имеющегося в образовательной системе потенциала, повышение его эффективности. Эффективность управления образовательным учреждением во многом определяется наличием системного подхода к управлению всеми его звеньями. Очень важно умение видеть перспективы развития образовательного учреждения, строить программную деятельность с опорой на творческий потенциал педагогического коллектива.

Эффективность управления образовательным учреждением – это результат достижения целей управленческой деятельности, а действенность управления образовательным учреждением – это результат достижения целей образовательного учреждения. Если нужные свойства результата достигаются быстро и с экономией ресурсов, правомерно говорить об эффективном управлении школой.

От того, насколько полно, целесообразно, реально и конкретно распределены функциональные и должностные обязанности между руководителями школы, зависит эффективность управляющей системы, а, следовательно, и жизнедеятельности школы в целом. Итак, технология управления – это научное обоснованное, целенаправленное взаимодействие руководителей школы с другими субъектами учебно-воспитательного процесса, ориентированного на достижение запланированного результата. Эффективность управленческой деятельности во многом зависит от способности администрации образовательного учреждения осуществлять руководство учебно-воспитательным процессом на основе технологического подхода. Управленческая деятельность может быть представлена в виде технологической цепочки (рисунок 6) .

Рисунок 6 ? Технологическая цепочка управленческой деятельности

Управленческая практика подтверждает, что мотивация на успех в любой инновационной деятельности возможна только через успех достижений в решении предшествующих задач.

Поэтому успешное управление – это управление целенаправленным движением школьного коллектива от решения простых, оперативных и доступных задач к решению более сложных, стратегических целей и задач.

Оценка эффективности успешного управления является чрезвычайно важной и вместе с тем малоразработанной и противоречивой проблемой.

С одной стороны , возможна оценка эффективности управления по показателям самого управления, т. е. по оценкам качества осуществления педагогического анализа, планирования, организации, контроля и регулирования независимо от конечных результатов деятельности школы как системы или отдельных подсистем.

С другой же стороны , управление – не самоцель, и эффективность его следует оценивать по тому, какова динамика педагогических процессов в школе и как осуществляемые преобразования оказывают влияние на развитие личности каждого обучаемого и воспитываемого в ней ученика.

Повышение эффективности управления школой необходимо начинать с создания или преобразования системы информационного обеспечения. Руководителя школ должны иметь обязательный объем информации о состоянии и развитии тех процессов в подсистемах, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управленческие воздействия.

Планирование является важнейшим средством повышения эффективности образовательного процесса. Планирование – это процесс определения основных видов деятельности с четким указанием конкретных исполнителей и сроков исполнения взаимодействия управления школой, педагогами, учащимися и их родителями в ходе образовательного процесса. Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления детального комплекса работ, определении наиболее эффективных форм и методов контроля .

К основным направлениям повышения эффективности реализации организационно-исполнительской функции нужно отнести реализацию личностно-ориентированного подхода к организации деятельности; научно и практически обоснованное распределение функциональных обязанностей внутри аппарата органов управления руководителями школы и членами педагогического коллектива; рациональную организацию труда; формирование относительно автономных систем внутришкольного управления. Эффективность использования организационных форм управления школой, прежде всего, определяется их подготовленностью, целенаправленностью. Педсовет, совещание при директоре или оперативные формы организации управленческой деятельности достигают своей цели при условии взаимной заинтересованности, понимания необходимости выполняемой работы и ее значимости .

Эффективность организационного регулирования измеряется тем, насколько рационально удается с его помощью организовать процессы, подлежащие управлению.

Контроль, является одним из средств повышения эффективности, так как в результате контроля выявляются не только недостатки, но и положительный опыт, который в дальнейшем получает распространение в деятельности всей организации.

Эффективность характеризует степень успешности функционирования педагогической системы в достижении цели. Поскольку цели могут быть различными (дидактические, воспитательные, образовательные, управленческие), существуют соответствующие составляющие педагогической эффективности, которые, в свою очередь, являются функциями двух переменных – затрат (трудовых, временных, материальных ресурсов) участников образовательного процесса и результатов педагогической деятельности, отраженных в определенных показателях, которыми характеризуется состояние объекта педагогической деятельности.

Результаты педагогической деятельности, отражены в определенных показателях, которыми характеризуется состояние объекта педагогической деятельности.

Для эффективного управления школой руководителям необходимо знать, что является критериями ее успешности или, наоборот, чем вызваны проблемы, и отслеживать динамику по этим критериям, анализируя результаты и корректируя управленческий стиль. Правильный выбор критериев эффективности – важнейшее требование, так как неверно выбранные показатели не позволяют достичь результатов, которые определены целью.

Критериальный комплекс включает в себя четыре группы критериев, конкретизированные в их важнейших показателях и индикаторах (признаках) (рисунок 7).

Рисунок 7 – Критериальный комплекс.

Оценка эффективности управления по выделенным показателям осуществляется на основе сравнения оцениваемого параметра с определенным эталоном (нормативом).

Таким образом, рассмотрев эффективность управления образовательным учреждением и выделив критериальный комплекс, конкретизированный в важнейших показателях, было показано, что все функции менеджмента влияют на эффективность управления. Контроль, является одним из средств повышения эффективности. Рассмотрим теперь структуру внутришкольного контроля.

Внутришкольный контроль

Внутришкольный контроль является одной из важнейших управленческих функций, которая непосредственно связана с функциями анализа и целеполагания: по мнению Ю. А. Конаржевского данные без анализа мертвы, а при отсутствии цели нечего контролировать.

«Современное представление о внутришкольном контроле базируется на диагностическом подходе, то есть на таком подходе, при котором осуществляется выявление состояния системы или процесса в его целостном виде путем изучения частей, элементов, сторон и всей системы в целом» .

Поскольку современная общеобразовательная школа – это сложное, высокоорганизованное учреждение, то для решения поставленных задач контроль должен быть:

§ Многоцелевой – то есть, направлен на проверку различных вопросов (учебно-воспитательная, методическая, экспериментальная и инновационная деятельность, совершенствование учебно-материальной базы школы, выполнение санитарно-гигиенических требований, соблюдение техники безопасности и др.);

§ Многосторонний – означает применение различных форм и методов контроля к одному и тому же объекту (фронтальный, тематический, персональный контроль деятельности учителя и т. д.);

§ Многоступенчатый – контроль одного и того же объекта различными уровнями органов управления (работу учителя в ходе образовательного процесса контролируют директор, заместители директора, председатели методических объединений, представители Управления образования округа и т. д.).

Сущность и назначение внутришкольного контроля состоят в следующем:

§ оказание методической помощи педагогам в целях совершенствования и развития профессионального мастерства;

§ взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное на повышение эффективности педагогического процесса;

§ система взаимоотношений, целей, принципов, мер, средств и форм в их взаимосвязи;

§ вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития системы учебно-воспитательной работы на диагностической основе общегосударственным требованиям.

Структура внутришкольного контроля образовательным процессом в школе состоит из следующих элементов:

1) Общие требования к организации контроля в современном образовательном учреждении:

§ плановость – перспективное, текущее и оперативное планирование контроля;

§ многосторонность – создание системы проведения контроля, обеспечивающей его регулярность, оптимальность, всесторонность;

§ дифференцированность – учет индивидуальных особенностей педагогов в процессе осуществления контроля;

§ интенсивность – контрольная деятельность должна планироваться по учебным периодам и учебным неделям с одинаковой степенью регулярности ее проведения с целью предупреждения перегрузки руководителей и сотрудников образовательного учреждения;

§ организованность – процедура проведения контроля должна быть четко определена, доведена до сведения проверяемых и должна быть строго соблюдена в соответствии с соблюдением требований законодательства;

§ объективность – проверка деятельности педагогов на основе государственных стандартов, образовательных программ, а также программ контроля с указанием разработанных показателей и критериев, должна учитывать особенности условий, в которых трудится проверяемый, а также особенности его личности;

§ результативность – наличие позитивных изменений в деятельности педагога, устранение выявленных в ходе контроля недостатков;

§ компетентность проверяющего – знание им предмета и методики контроля, умение увидеть в ходе контроля достоинства и недостатки в работе, прогнозировать развитие результатов контроля, проанализировать с проверяемым результаты контроля таким образом, чтобы вызвать у него стремление к улучшению деятельности и скорейшему устранению недостатков.

2) Принципы эффективности внутришкольного контроля:

§ принцип стратегической направленности контроля;

§ принцип соответствия делу (адекватность методов контроля его объекту и ситуации);

§ принцип контроля по критическим точкам;

§ принцип существенных отклонений;

§ принцип действия (ориентация контроля на конструктивное изменение ситуации);

§ принцип своевременности, простоты и экономичности контроля.

3) Цели контроля:

§ компетентная проверка выполнения решений руководящих органов в области образования и нормативных документов;

§ сбор и обработка информации о состоянии учебно-воспитательного процесса;

§ обеспечение обратной связи в реализации всех управленческих решений;

§ умелое, корректное и оперативное исправление недочетов в деятельности исполнителей;

§ совершенствование управленческой деятельности руководителей образовательного учреждения на основе развития их аналитических умений и навыков;

§ выявление и обобщение передового педагогического опыта.

4) Задачи контроля:

§ создать благоприятные условия развития образовательного учреждения;

§ обеспечить взаимодействие управляющей и управляемой систем;

§ создать информационный банк данных о работе каждого педагога, состояния учебно-воспитательного процесса, уровня воспитанности, развития учащихся;

§ побуждать к устранению существующих недостатков и использованию новых возможностей;

§ мотивировать педагогов на улучшение результатов труда.

5) Функции внутришкольного контроля:

§ осуществление обратной связи , так как без объективной и полной информации, которая непрерывно поступает к руководителю и показывает, как происходит выполнение поставленных задач, руководитель не может управлять, принимать обоснованные решения;

§ диагностическая , под которой понимается аналитический срез и оценка состояния изучаемого объекта на основе сравнения этого состояния с заранее избранными параметрами повышения качества и эффективности контроля;

§ стимулирующая, которая предполагает превращение контроля в инструмент развития творческих начал в деятельности учителя.

6) Основные компоненты контроля:

§ первым компонентом контроля являются люди, выступающие в качестве его объектов и субъектов;

§ условия, определяющие объем, широту и направленность контроля (к условиям, влияющим на процесс контроля, следует отнести ресурсы материальные, временные, кадровые);

§ определение целей контроля, критериев, показателей и норм оценки контролируемых параметров;

§ выбор методов контроля на основе заявленных принципов;

§ выявление и констатация информации о существующем положении дел;

§ оценка полученных результатов;

§ сопоставление полученных результатов контроля с нормами;

§ анализ и оценка такого положения, и разработка и осуществление коррекции для приведения контролируемого объекта в запланированное состояние.

7) Организация внутришкольного контроля.

В практике организации контроля необходимо решить ряд вопросов: определить участников контроля, провести для них инструктаж, наметить программу контроля, изучить предварительно необходимую документацию, связанную с объектов проверки, распределить рабочее время, оптимально использовать наблюдения за выделенными в плане объектами контроля, спланировать соединение внутришкольного контроля и методической работы.

Любая форма контроля осуществляется в следующей последовательности:

§ обоснование проверки;

§ формулировка цели;

§ разработка алгоритма, структурной схемы предстоящей проверки;

§ сбор и обработка информации о состоянии проверяемого объекта по разработанной схеме;

§ оформление основных выводов по результатам проверки:

o раскрываются основные причины успехов (неудач);

o принимаются управленческие решения: перестановка кадров, обобщение опыта и другие;

o определяются сроки следующего контроля;

§ обсуждение итогов проверки на соответствующем уровне (педсовете, заседании методического объединения, предметной кафедре и т. д.)

Говоря о контроле, необходимо различать виды, формы и методы контроля.

8) Виды контроля.

Вид контроля – это совокупность форм контроля, проводимая с определенной целью. Особенности видов контроля определяются спецификой их объектов и стоящих задач, а также средствами, используемыми для контроля.

§ по масштабу целей: стратегический, тактический, оперативный;

§ по этапам процесса: начальный или отборочный, учебный или промежуточный, итоговый или заключительный;

§ по временной направленности: предупредительный или опережающий, текущий, заключительный;

§ по частоте проведения: разовый, периодический (входной, промежуточный, текущий, предварительный, итоговый), систематический;

§ по широте контролируемой области: выборочный, локальный, сплошной;

§ по организационным формам: индивидуальный, групповой, коллективный;

§ по объекту: персональный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий, тематически-обобщающий, фронтальный, комплексно-обобщающий.

Выделяются два основных вида контроля: тематический и фронтальный.

Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного учителя; на младшей или старшей ступени школьного обучения; в системе нравственного или эстетического воспитания школьников. Следовательно, содержание тематического контроля составляют различные направления педагогического процесса, частные вопросы, изучаемые глубоко и целенаправленно. Содержание тематического контроля составляют вводимые в школе инновации, результаты внедрения передового педагогического опыта.

Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя. Вследствие трудоемкости, большого количества проверяющих этот вид контроля целесообразно использовать не более двух-трех раз в учебном году. При фронтальном контроле деятельности отдельного учителя изучаются все направления его работы – учебное, воспитательное, общественно-педагогическое, управленческое. При фронтальном контроле деятельности школы изучаются все аспекты работы данного образовательного учреждения: всеобуч, организация образовательного процесса, работа с родителями, финансово-хозяйственная деятельность.

9) Основные формы контроля, используемые в школе.

Форма контроля – это способ организации контроля.

§ самоконтроль (инициатор и организатор – педагог относительно собственной деятельности);

§ взаимоконтроль (взаимообучение равных);

§ административный контроль (стихийный и плановый): инициатором и организатором выступает администрация школы;

§ коллективный контроль;

§ внешний контроль.

С учетом того, что контроль осуществляется за деятельностью отдельного учителя, группы учителей, всего педагогического коллектива или какой-либо административной службы, выделяются несколько форм контроля: персональный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий, тематически-обобщающий, комплексно-обобщающий. Использование разнообразных форм контроля позволяет охватить значительно большее число преподавателей и педагогических коллективов, различные направления работы школы, рационально использовать фактор времени, избежать возможных перегрузок руководителей школы и учителей.

Персональный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, классного руководителя, воспитателя. Он может быть тематическим и фронтальным. Работа коллектива педагогов складывается из работы его отдельных членов, поэтому персональный контроль необходим. В деятельности учителя персональный контроль важен как средство самоуправления педагога, стимулирующего фактора в его профессиональном становлении.

Классно-обобщающая форма контроля применима при изучении совокупности факторов, влияющих на формирование классного коллектива в процессе учебной и внеучебной деятельности. Предметом изучения в данном случае выступает деятельность учителей, работающих в одном классе, система их работы по индивидуализации и дифференциации обучения, развитие мотивации и познавательных потребностей учащихся, динамика успеваемости учащихся по годам или в течение одного года, состояние дисциплины и культуры поведения.

Предметно-обобщающая форма контроля используется в тех случаях, когда изучаются состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, или в параллели классов, или в целом в школе. Для проведения такого контроля привлекается как администрация, так и представители методических объединений школы.

Тематически-обобщающая форма контроля имеет своей главной целью изучение работы разных учителей и разных классов, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса.

Комплексно-обобщающая форма контроля нужна при осуществлении контроля за организацией изучения нескольких учебных предметов рядом учителей в одном или нескольких классах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле.

В названии форм контроля повторяется термин «обобщающий». Это подчеркивает назначение контроля как функции управления педагогическим процессом, обеспечивающей его достоверной, объективной, обобщающей информацией. Именно такая информация необходима на этапе педагогического анализа, целеполагания, принятия решений и организации их выполнения.

Все перечисленные формы контроля находят свое практическое применение через методы контроля.

10) Методы контроля.

Метод контроля – это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели. Наиболее эффективными методами контроля для изучения состояния образовательной деятельности являются:

§ наблюдение (посещение уроков, внеклассных мероприятий);

§ анализ (разбор с выявлением причин, определение направлений развития);

§ беседа (произвольная беседа и целенаправленное собеседование по специально подготовленной программе);

§ изучение документации (работа с классными журналами, дневниками учащихся, планами урока, личными делами, журналами по технике безопасности);

§ анкетирование (способ исследования путем опроса);

§ хронометраж (измерение затрат рабочего времени на выполнение повторяющихся операций);

§ устная или письменная проверка знаний, умений, навыков учащихся (испытание для выявления уровня обученности и другие методы).

Методы взаимно дополняют друг друга, для объективного знания реального положения дел. По возможности необходимо использовать различные методы контроля.

При проведении контроля возможно использование метода изучения школьной документации, в которой отражается количественная и качественная характеристика учебно-воспитательного процесса. К учебно-педагогической документации школы относятся:

§ алфавитная книга записи учащихся;

§ личные дела учащихся;

§ журналы: ? классные;

· факультативных занятий;

· групп продленного дня;

· дополнительного образования;

§ книги: ? учета выдачи аттестатов об образовании;

· учета выдачи золотых и серебряных медалей;

· протоколов заседаний педагогического совета;

· приказов по школе;

· учета педагогических работников;

· журнал учета пропусков и замещения уроков.

Факт изобилия школьной документации говорит о многообразии и богатстве информации, получаемой в процессе ее использования. Школьная документация содержит информацию за несколько лет, при необходимости можно обратиться в архив, что позволяет вести сравнительный анализ, особенно ценный для прогностической деятельности.

В школьной практике наиболее часто применяется устный и письменный контроль. При всей доступности этих методов контроля ограничиться только их использованием нельзя, поэтому применяется группа социологических методов сбора информации.

Применение во внутришкольном контроле социологических методов – анкетирования, опроса, интервьюирования, беседы, метода экспериментальных оценок – позволяет проверяющему быстро получить интересующую его информацию.

Метод хронометрирования используется при изучении режима работы школы, рационального использования времени урока и внеклассных занятий, для выявления причин перегрузки учащихся и учителей, определения объема домашних заданий, скорости чтения.

Изучение передового педагогического опыта, методы диагностирования дополняют внутришкольную информацию об особенностях определенных учителей, их педагогических системах, способах проявления педагогического творчества.

Таким образом, выбор форм и методов внутришкольного контроля определяется его целями, задачами, особенностями объекта и субъекта контроля, наличием времени. Использование разнообразных форм и методов возможно при условии четкого, обоснованного планирования направлений и этапов осуществления контроля и включения в его проведение представителей администрации, учителей.

Исходя из выше сказанного, структуру процессов контроля (рисунок 8, рисунок 9, рисунок 10) можно представить следующим образом :

Рисунок 8 ? Классификация контроля по видам.


Рисунок 9 ? Классификация контроля по методам.

Рисунок 10 ? Классификация контроля по периодам).

Все виды контроля завершаются разработкой предложений по устранению выявленных недостатков. Эти предложения должны быть направлены на улучшение образовательной деятельности, и соответствовать реальным возможностям образовательного учреждения.

11) Итоги контроля могут быть подведены:

§ на совещании при директоре или его заместителях;

§ на заседании методического объединения учителей;

§ на педагогическом совете.

Способы подведения итогов : справка, справка-отчет, собеседование, накопление методического материала и т. д. По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач с учетом реального положения дел:

§ проводятся заседания педагогического или методического советов;

§ сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел школы;

§ результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения экспертной группы.

12) Объектами внутришкольного контроля являются следующие виды образовательной деятельности (рисунок 11) :

§ учебный, воспитательный процесс;

§ методическая работа, экспериментальная и инновационная деятельность;

§ психологическое состояние учащихся и учителей;

§ обеспеченность учебно-воспитательного процесса необходимыми условиями (соблюдение требований охраны труда, санитарно-гигиенического состояния, обеспеченность учебной и методической литературой, учебно-техническим оборудованием).

Рисунок 11 ? Объекты внутришкольного контроля.

При составлении плана внутришкольного контроля учитываются следующие элементы: учебно-воспитательной работы :

§ выполнение всеобуча;

§ состояние преподавания учебных предметов;

§ качество знаний, умений, навыков учащихся;

§ исполнение решений педсоветов, совещаний и т. д.;

§ качество ведения школьной документации;

§ выполнение программ и предусмотренного минимума;

§ подготовка и проведение экзаменов.

методической работы:

§ повышение квалификации учителей и администрации;

§ работа методических объединений;

§ работа с молодыми специалистами;

§ работа с учителями, пришедшими из других образовательных учреждений.

13) Технологии внутришкольного контроля.

§ педагог заполняет «Личностный паспорт»;

§ согласовывает свой план с руководителей методического объединения;

§ руководитель методического объединения систематизирует личностные планы педагогов и составляет технологическую карту контроля своего методического объединения;

§ завуч совместно с руководителем методического объединения анализируют и составляют план контроля на уровне методического объединения;

§ администрация анализирует план методического объединения, определяет план инспектирования, административного и индивидуального контроля, знакомит с ним педагогов;

§ директор утверждает сводный план внутришкольного контроля.

Успешной реализации внутришкольного контроля в школе способствует создание стимулов к активной творческой деятельности путем совместного поиска оптимальных вариантов организации образовательного процесса и предоставление учителю возможности апробировать их на практике, а также распространение передового опыта и творческих находок, изюминок учителей.


Мартынова Оксана Александровна - старший преподаватель кафедры общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала Тюменского государственного университета. (г.Ноябрьск)

Аннотация: В статье рассматриваются различные подходы к понятию «управление», в том числе по анализу зарубежной литературы, а также цели, функции, задачи управления и особенности управления образовательным процессом.

Ключевые слова: Управление, цель, функции, задачи, особенности управления образовательным процессом.

Системы образования в различных странах способствуют реализации основных задач культурного и социально-экономического развития общества, так как ВУЗ подготавливает человека к активной деятельности в различных сферах культурной, экономической и политической жизни общества. Немалое значение имеет способность образовательного учреждения гибко и своевременно реагировать на запросы общества, при этом сохраняя накопленный положительный опыт. Выпускник высшего учебного заведения, который будет жить и трудиться в нашем тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать определенными качествами личности, а именно:
- адаптироваться в жизненных ситуациях, которые постоянно изменяются, приобретать знания, уметь умело применять их на практике, решая разнообразные вопросы и проблемы;
- уметь критически мыслить, видеть возникающие и самостоятельно находить рациональные пути для их преодоления, используя современные технологии; уметь генерировать новые идеи и творчески мыслить;
- работать с информацией, умея отбирать нужные для исследования определенных задач факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формировать выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы;
- коммуникабельность и контактность в различных группах общества, умение работать сообща в различных областях и предотвращать конфликтные ситуации;
- самостоятельность в развитии собственной нравственности, интеллекта и культурного уровня.

Для достижения целей образовательного процесса и формирования качеств личности, необходимых для ее успешной деятельности в жизни общества, необходимо изучение проблемы управления образовательным процессом, выявление его специфики, связанной, прежде всего, с уточнением ключевого понятия «управление», а также особенностей контекстного употребления данного термина.

Анализируя зарубежную литературу по проблемам и особенностям управления, можно сделать вывод, что исследователи в одних и тех же ситуациях пользуются как термином «управление», так и термином «менеджмент», вкладывая в них почти идентичную смысловую нагрузку (М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедоури, В. Зигерт, Л. Ланг, М. Вудкок, Д. Френсис и др.). Этот факт позволяет говорить об определенной схожести данных понятий и объясняет правомерность их равнозначного анализа.

Подходы, сложившиеся в рамках классической теории управления, предлагают различные определения «управления». Так, М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедоури управление трактуют как «процесс планирования, организации, мотивации, контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации» . Интересна и точка зрения П. Друкера, который управление рассматривает как особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу». По его мнению, управление как таковое является стимулирующим элементом социальных изменений и примером значительных социальных перемен.

В. Зигерт, Л. Ланг, работая с понятием «менеджмент», включают в него методы и тактику управления предприятием и организацией, «самоуправление» и «саморегуляцию», а также работу с целями. В конечном итоге они приходят к выводу, что менеджмент - это «такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономным и рациональным путем» .

По определению М. Вудкока и Д. Френсиса менеджмент - это одна из самых сложных областей человеческой деятельности, где проявляются персонифицированные отношения людей, объединенных трудовым процессом .

Е.П. Тонконогая, В.Г. Шипунов, Е.Н. Кишкель под управлением понимают целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации деятельности в сложных динамических системах .

Наиболее же устоявшееся определение управления в отечественных подходах дано В.Г.Афанасьевым, который управление понимает как сознательное, целенаправленное воздействие людей на общественную систему в целом или на ее отдельные звенья, осуществляемое на основе познания и использования объективных закономерностей и тенденций в интересах его эффективного функционирования и развития . Такую позицию ученого разделяет Л.И.Уманский, отмечая целенаправленный, системный характер воздействий на коллектив, основанный на сознательном использовании объективных законов общества, природы и самого управления с целью регулирования и обеспечения общественного процесса труда .

Итак, большая часть исследователей в определении управления сходятся в том, что оно направлено на достижение целей: организации, регулирования и обеспечения общественного процесса труда, целенаправленных воздействий на общественную систему в целом или на ее отдельные звенья; в функциональном плане призвано обеспечить: формулировку и достижение целей организации, направленность действий группы сотрудничающих людей к общим целям, воздействие субъекта управления на его объект; в качестве своих объектов может иметь: отдельные индивиды, группы индивидов, целые организации, процессы; условием успешной реализации данного вида деятельности является осознанное использование объективных законов природы и общества, а также законов управления.

Таким образом, проанализировав обозначенные подходы, сделаем важное заключение в понимании управления. Управление - это процесс, который характеризуется такими основополагающими моментами, как: целенаправленность; динамичность; системность в воздействии субъекта управления на его объект; обеспечение эффективного функционирования и развития объекта управления.

Сделаем вывод, что основной целью управления является эффективное и планомерное использование сил, времени, средств, людских ресурсов для того, чтобы достичь оптимального результата. Потому основным направлением управления следует признать цель - результат.

В функциональном плане управление направлено на обеспечение формулировки и достижение целей организации, направление действий группы людей к общим целям, воздействие субъекта управления на его объект.

Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.

Целью процесса обучения в учебном заведении является подготовка специалиста нужной квалификации, определяемой с одной стороны государственным образовательным стандартом, а с другой - требованиями рынка труда. Средствами для достижения этой цели могут быть: "соблюдение расписания", "выпуск нужных методических материалов", "обеспечение квалификации преподавателей", "количество неуспевающих студентов" и многие другие - это средства для достижения цели.

Достижение целей обучения достигается путем оперативного управления образовательным процессом, учитывающего появление новых идей, научных инноваций, современных форм организации учебного процесса, широкое применение средств информатизации в педагогических технологиях, системный подход к оценке качества обучения и его постоянный мониторинг.

Задачей процесса управления является достижение цели с должным качеством протекающих в системе процессов. Информационные технологии открывают принципиально новые возможности в организации и управлении образовательным процессом, в частности, интеграцию различных систем, используемых в образовательных учреждениях (системы управления образовательным процессом - a decision support system (DSS), системы электронного обучения, системы психодиагностики и др.).

Итак, выделим особенности управления образовательным процессом:
- управление предопределено социальным заказом;
- процесс управления носит ярко выраженный воспитывающий характер;
- управление отличается многогранностью и сложностью целей;
- управление складывается из параллельных потоков;
- управление осуществляется на разных уровнях, одними из которых являются: администрация, преподаватель, студент.

Таким образом, в условиях информатизации образования необходимо выделить возможности повышения эффективности образовательного процесса вуза в целом путем интеграции обучающих систем с системами управления.

С учетом всего выше обозначенного можно сделать вывод, что управление образовательным процессом обеспечивает, с одной стороны, сохранение его целостности и возможность влияния на компонентные составляющие, с другой - эффективное функционирование, показателем которого является достижение целей образовательного процесса. Таким образом, управление образовательным процессом - это целенаправленный, системно организованный процесс воздействий на его структурные компоненты и связи между ними, обеспечивающий их целостность и эффективную реализацию функций, его оптимальное развитие.

Список литературы:

1. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977. 382 с.
2. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя - практика: пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1994. 320 с.
3. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.: Экономика, 1990. С.25
4. Мангустов И.С.,Уманский Л.И. Организатор и организаторская деятельность. Л.: ЛГУ, 1975. 312 с.
5. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1997.704 с.
6. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. М., 1996. 271 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru/

Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кубанский государственный университет»

Кафедра социальной работы, психологии и педагогики высшего образования

Технологии повышения эффективности управления

Краснодар 2013

Эффективность управления - это относительная характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающейся в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления).

На наш взгляд, эффективность управления имеет первоочередное значение для многих аспектов менеджмента и конечно для социальной работы. Это является важным в первую очередь, потому что от качества оказываемых услуг в данной сфере часто не только успех и производительность организации, но и жизнь людей.

Управление социальной работой является необходимым условием для функционирования любой социальной организации. Недостаточно принять грамотное управленческое решение, добиться его реализации. Необходимо осуществить контроль за его выполнением, оценить его эффективность и внести необходимые коррективы, чтобы следующий цикл управленческой работы был еще более эффективен, чем предыдущий.

Комаров Е.И., Войтенко А.И. выделяют 2 подхода к эффективности социальной работы. социальный забайкальский ярославск вологда

Первый -- это соотношение между достигнутыми результатами (эффектами) и затратами, связанное с обеспечением этих результатов.

Ключевыми проблемами применительно к такому определению выступают измерение (описание) результатов или эффектов и затрат, а также влияние затрат и других факторов на результаты.

«Ситуации соотношения» бывают самыми разными. Затраты сохраняются на прежнем уровне, а результаты в количественном и качественном измерениях достигнуты более высокие по сравнению с прежними периодами. Затраты сокращены, а результаты остались те же, что и при несокращенных затратах или даже выросли. Затраты в какой-то степени возросли, а результаты стали еще большими. На практике приходится считаться с так называемыми «предельными результатами», когда их количественные и качественные характеристики не возрастают из-за лимитации ряда факторов, имеющих конкретный характер в данном учреждении социальной защиты.

Второй подход рассматривает эффективность работы как фактически достигнутые и необходимые результаты (эффекты). Ключевая задача, исходя из такого понимания, -- измерение (описание) результатов.

Поскольку результаты и затраты могут предполагаться, планироваться, намечаться или выступать в виде целей (задач), постольку эффективность может быть предполагаемой (расчетной, планируемой) и фактической (реально достигнутой).

Другими важными проблемами являются оценка эффективности; выбор предметов оценки эффективности; субъекты, оценивающие эффективность, методы и методики оценки эффективности; факторы, влияющие на эффективность/неэффективность.

Следует отметить, что исследования в области эффективности социальной работы начались недавно -- в начале 1996 г. И поэтому имеются только первые научные итоги, связанные главным образом с разработкой понятийного аппарата, определением видов методик и методов, с помощью которых можно производить оценку эффективности.

В учебнике «Основы социальной работы» управление и эффективность социальной работы рассматривается в:

В широком смысле социальное управление означает управление всеми и любыми общественными процессами, а в узком управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни.

Управление социальной работой направлено на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно слабо защищенных слоев и групп.

Объекты управления в социальной работе - социальные работники, сотрудники, вся система взаимоотношений, складывающаяся между людьми в процессе социальной защиты населения.

Субъектами управления выступают руководители социальных служб и формируемые ими органы управления, наделенные управленческими функциями.

Важнейшее условие эффективности системы социальной защиты населения - структурное совершенствование деятельности различных уровней управления органов социальной работы.

Выделяют три уровня управления:

1. верхний, институциональный? Российская Федерация и автономная республика;

2. средний? регион, т. е. органы социальной защиты краев,
областей, автономных образований, городов, районов, округов,
префектур, муниципалитетов;

3. низший? социальные организации, различные негосударственные (благотворительные) общественные организации.

Эффективность социальной работы в современных рыночных условиях в России во многом определяется качеством ее организации и управления. В то же время, теория управления социальной работой мало исследована. В числе ее главных научных проблем можно назвать следующие:

Разработка теоретических основ управления в социальной работе, формулировка его концепции и дерева целей;

Исследование организационных структур управления социальной работой, обоснование рекомендации по использованию их типовых форм на федеральном и региональном уровнях;

Моделирование деятельности социальных служб, использование математических методов при исследовании проблем организации социальной работы;

Разработка критериев, позволяющих оценивать качество функционирования системы управления социальной работой, и методик оценки деятельности ее подразделений и персонала;

Исследование информационных основ управления в социальной работе, создание современного банка данных;

Разработка научных методов прогнозирования социальной работы, совершенствование качественных и количественных методов прогнозирования;

Разработка алгоритмов организации личной работы социальных управленцев и оптимальных вариантов делегирования полномочий сотрудникам органов управления социальной работой;

Исследование методов мотивации социальной работы, обоснование предложений по использованию содержательных и процессуальных теорий мотивации.

Одним из составляющих моментов эффективной деятельности организации являются профессионализм и деловые качества ее руководителей. Также индивидуальные различия людей в способностях, мотивации, знаниях и умениях серьезно отражаются на эффективности их управленческой деятельности.

Руководство социального учреждения обязано правильно подбирать специалистов с соответствующим образованием, опытом работы, обладающих знаниями и практическим опытом, необходимым для выполнения возложенных обязанностей, потому что в учреждениях социальной сферы большую роль играет «человеческий фактор». Недооценка человеческого фактора приводит к тому, что в учреждениях увеличивается число производственных конфликтов, повышается текучесть кадров. Следствием этого является потеря в производительности труда. А в результате страдают те категории граждан которые особенно нуждаются в социальной защите. Разумное использование кадрового ресурса может способствовать повышению эффективности и производительности, без особых экономических затрат.

Также для повышения эффективности важным фактором является информационная открытость. Она не только помогает повысить осведомленность населения о решении социальных проблем, но и укрепляет доверие жителей города или района к органу исполнительной власти, осуществляющего государственную политику в области социальной защиты населения на территории данного района.

Повысить уровень эффективности деятельности организации учреждений социальной защиты стремится каждый руководитель, применяя на практике различные методы дисциплинарного, административного, правового, материального воздействия на персонала.

Для повышения эффективности управления и групповой деятельности социальных учреждений необходимы:

Взаимные обязательства, доверие и отчетность, которые возникают в результате разделения команды, общее назначение, цели и подход;

Дух партнерства и товарищества, которые могут провялятся исключительно в деловой сфере, не распространяясь на личную жизнь;

Открытое обсуждение проблем;

Хорошая циркуляция информации высокая адаптивность, которая обуславливается матричным принципом внутренней организации, когда отдельные подгруппы создаются под задачу и легко могут быть переформированы;

Лидерство, которое основывается на содействии и сотрудничестве;

Руководство, выступающее катализатором группового взаимодействия и сотрудничества, обеспечивающее оптимальное соотношение внешнего контроля и независимости.

Значительно повысить эффективность управления социозащитных учреждений при умелой оценке и использовании способны ресурсы. Выделяют следующие типы ресурсов: время, документы, персонал, методы, административные системы.

Нельзя добиться эффективной деятельности без достаточного включения сотрудников в процесс жизнедеятельности организации. Сотрудники как ресурс организации - это:

Активные участники процесса коммуникации, формирующие и распространяющие информацию;

Средство достижения целей, решения организационных задач;

Источник повышения уровня компетентности и профессионализма в организации.

О уровне профессионализма персонала как фактора повышения эффективности управления говориться в журнале «Социальная работа» 2013 г. № 2 статья Л.Г. Филипповой директора государственного казенного учреждения социального обслуживания «Единый социальный расчетный центр» Забайкальского края.

«С целью обеспечения необходимого уровня профессиональных компетенций для специалистов ЕСРЦ проводятся аудиоконференции и видеоуроки. Записи аудиоконференций и видеоуроков, нормативно-правовая и методическая информация по вопросам деятельности размещаются на внутреннем сайте учреждения, где создан информационно - правовой сервис «База знаний»».

Также чтобы повысить эффективность управления они используют информационные технологии: «Создание на базе учреждения корпоративной сети передачи данных позволило объединить базы данных в единую систему и организовать работу на новом уровне - в режиме реального времени. Корпоративная сеть передачи данных включает в себя сервер IP телефонии, объединяющий Министерство социальной защиты населения Забайкальского края, 30 отделов Министерства в муниципальных районах и городских округах, Государственное казенное учреждение «Единый социальный расчетный центр», учреждения системы социальной защиты населения края; единая точка подключения к сети «Интернет»; автоматизированное рабочее место «Клиентская служба».

Общая концепция «Клиентской службы» заключается в регистрации действий специалиста на конкретное обращение гражданина; в возможности получения оперативной информации о любом обращении гражданина в филиал учреждения, о сроках рассмотрения заявлений, о количестве обращении, рассмотренных конкретным специалистом филиала за определенный период времени, в режиме онлайн.»

В журнале «Социальная работа» 2011г. № 7 в статье Антонины Дашкиной, президента Союза социальных педагогов и социальных работников говориться о методах на применяемых на Дальнем Востоке: «В рамках своей деятельности ССОПиР организует конференции, круглые столы, форумы, съезды и симпозиумы. Мы занимаемся организацией профессиональных обменов между социальными работниками разных стран. Российские социальные работники выезжают в Великобританию, Данию, Испанию, Францию, для знакомства с опытом работы наших коллег».

В статье Н.Л. Хороброй, в журнале «Социальная работа» 2011г. №5 директора государственного учреждения Вологодской области «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг на территории муниципального образования «Город Вологда» говорится о нововведении помогающем повысить эффективность управления и функционирования в целом. «Ноу - хау» Вологодского МФЦ - универсальность специалистов. Каждый «универсал» в 22 окнах принимает документы по любой из 84 государственных услуг, что позволяет не только избежать очередей, но и повысить эффективность работы».

Соколов С.П. Начальник информационно методического департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области автор статьи «Новые информационные технологии в сфере социальной защиты» считает что повысить уровень эффективности управления социальной работой можно с помощью информатизации управленческих процессов.

Цитата: «Говоря об информационной модели государственного управления отраслью социальной поддержки населения следует понимать, что, прежде всего, речь идет об информатизации всех управленческих процессов в органах социальной защиты населения, об информатизации межведомственных взаимоотношений, о создании информационных систем, способных поддерживать все функции взаимодействия этих органов с населением и предпринимательскими структурами.

Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области определил следующие цели по созданию единой отраслевой информационной системы:

Повышение эффективности системы социальной поддержки за счет оперативности и комплексного анализа информации;

Создание и развитие механизмов мониторинга и прогнозирования изменений показателей в сфере социальной защиты.

Создание условий повышения качества, полноты и эффективности оказания услуг населению в электронном виде.

Данная точка зрения близка нам, безусловно, в наше время нельзя игнорировать информатизацию структур. Данный подход поможет увеличить скорость обработки данных, совершенствовать отчетность, аналитику, прогнозирование бюджета выплат.

В Росси в области повышения эффективности управления социальными учреждениями, как и со всей социальной сферой далеко не все идеально. Но с каждым годом разрабатываются новые методы для улучшения управлении социальной сферой. Как мы видим из практики, благодаря грамотному управлению создаются информационные системы в социальных учреждениях, растет уровень профессионализма специалистов социальной сферы, разрабатываются новые технологии помощи клиентам.

Переход на новые организационные формы предоставления мер социальной поддержки населению позволяет повысить доступность и качество предоставляемых услуг.

Рассмотрев, научную литературу и статьи, связанные с данной проблематикой мы можем говорить о том, что эффективность управления социальной работы требует совершенствования и доработки. Мы выделили следующие основные направления для повышения эффективности управления в социальной работе:

Разработка теоретических основ управления в социальной работе.

Исследование информационных основ в управлении социальной работой.

Исследование организационных структур управления социальной работой.

Список используемых источников

1. Менеджмент социальной работы: Учеб. Пособие для студ.высш.учеб.заведений / Под ред. Е.И.Комарова и А.И.Войтенко. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

2. Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П.Д. Павленок.-2-е изд.,испр. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2003. - 395с.

3. Организация., управление и администрирование в социальной работе: учебник для бакалавров / под ред. Е.И. Холостовой, Е.И. Комарова, О.Г. Прохоровой.- М.: Издательство Юрайт, 2012.-425 с.

4. Журнал «Социальная работа», статья «Новые информационные технологии в сфере социальной защиты» автор Соколов С.П. Начальник информационно методического департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области.

5. Журнал «Социальная работа», статья «Многофункциональный центр» автор Н.Л. Хоробрая директор государственного учреждения Вологодской области «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг на территории муниципального образования «Город Вологда».

6. Журнал «Социальная работа», статья «Принцип «одного окна»» автор Л.Г. Филиппова директор государственного казенного учреждения социального обслуживания «Единый социальный расчетный центр» Забайкальского края.

7. Журнал «Социальная работа», статья «Форум в Хабаровском крае - новый шаг к модернизации социальных служб в Сибири и на Дальнем востоке» автор Антонина Дашкина президент Союза социальных педагогов и социальных работников.

Размещено на Аllbest.ru

...

Подобные документы

    Критерии, принципы и уровни эффективности системы управления. Факторы повышения эффективности управления коммерческой организацией. Структура организации и понятие разделения труда. Роль персонала и правильной организации труда, влияние руководителя.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2009

    Особенности функционирования предприятия, работающего в социальной сфере. Совершенствование контроля за деятельностью персонала. Характеристика ООО "Центр доставки пенсии". Мероприятия, направленные на улучшение психологической обстановки в коллективе.

    дипломная работа , добавлен 09.10.2013

    Факторы, повышающие эффективность менеджмента. Пути повышения эффективности управления. Сбалансированная система показателей эффективности (ССП). Реинжиниринг. Опыт Ford Motor. Опыт Kodak. Пример повышения эффективности менеджмента организации.

    реферат , добавлен 28.07.2008

    Управление организацией на современном этапе. Оценка потенциала работника. Методы управления персоналом. Центр оценки персонала как метод кадровой работы. Подготовка программы Центра Оценки. Факторы надежности и эффективности центра оценки персонала.

    реферат , добавлен 23.09.2008

    Управленческие решения в системе социального управления. Анализ системы управления социальной защиты (на примере Государственного областного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения" г. Ревда). Проблемы социальной защиты населения.

    дипломная работа , добавлен 09.03.2012

    Основные факторы повышения эффективности управления коммерческой организацией. Использование в управлении информационных технологий, обладающих высокой, мобильностью. Создание, оформления и хранение деловых документов с помощью текстовых редакторов.

    реферат , добавлен 24.02.2011

    Административные методы управления персоналом в организации. Исследование содержания деятельности по управлению персоналом в системе социальной работы. Управление персоналом в учреждении "Хабаровский комплексный центр социального обслуживания населения".

    курсовая работа , добавлен 19.12.2014

    Сущность стандартизации и сертификации продукции. Анализ опыта управления качеством продукции в ООО "Автомир-Вологда". Рекомендации по созданию и обеспечению эффективности повышения качества продукции путем совершенствования организационной структуры.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2015

    Значение совершенствования технологии процесса управления для повышения эффективности работы управленческого аппарата. Оценка ликвидности, финансовой устойчивости и показателей оборачиваемости предприятия, характеристика технологии процесса управления.

    курсовая работа , добавлен 04.08.2011

    Системы современной заработной платы. Понятие системы управления персоналом. Роль текучести кадров в управлении персоналом. Концепция управления персоналом в ООО "Автосервис центр". Совершенствование системы мотивирования и стимулирования труда.

Оригинальный документ ?

Введение 3

1. Теоретическое обоснование повышения эффективности управления 6

1.1 Сущность понятия эффективности управления, его основные задачи 6

1.3 Основные направления повышения эффективности управления 13

2. Организационно-правовая и финансово-экономическая характеристика организации 19

2.1 Организационно-правовая характеристика организации 19

2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности организации 24

2.3 Оценка состояния производственного потенциала организации 29

2.4 Анализ финансового состояния организации 37

2.5 Анализ состояния системы управления производством в организации 44

3. Разработка мероприятий по повышению эффективности управления производством в организации 50

3.1 Разработка комплекса мероприятий 50

3.2 Механизм реализации мероприятий 57

3.3 Расчет эффективности реализации мероприятий 64

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 74

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Трактовка понятий «эффективность», «результативность», «качество» 79

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Динамика состава и структуры полной себестоимости ОАО «Удмуртагроснаб» за 2010 - 2014 годы 82

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Структура основных средств ОАО «Удмуртагроснаб» за 2010 - 2014 годы 83

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Вертикальный и горизонтальный анализ бухгалтерского баланса ОАО «Удмуртагроснаб» за 2010 - 2014 годы 84

Объектом исследования выпускной квалификационной работы является ОАО «Удмуртагроснаб» города Ижевска, которая специализируется на материально-техническом снабжении предприятий агропромышленного комплекса, фермерских, крестьянских хозяйств, а также прочих предприятий и частных лиц на территории Удмуртской Республики, Российской Федерации и других государств, которая испытывает проблемы со снижением рентабельности деятельности.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения в системе управления организации, формирующиеся в условиях конкурентной среды, управления и хозяйствования для повышения эффективности производства.

Теоретическую и методологическую основу исследования выпускной квалификационной работы составили научные работы ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблемам теории организаций, управления и менеджмента, такие как Абчук В.А., Бондаренко И.В., Зеленцов А.Б., Кнышова Е.И., Ланкина В.Е., Поршнев А.Г., Ямпольская Д., Зонис М. и другие.

Информационная база исследования выпускной квалификационной работы включает отчетные данные организации за 2010 - 2014 годы. Разрабатываемые предложения в плане повышения эффективности управления производством основаны на системном подходе с использованием методов интервьюирования, анкетирования, сравнительного анализа и аналитического метода.

Работа состоит из введения, трех разделов, выводов и предложений, списка используемых источников и литературы, приложений.

Во введение приводится обоснование актуальности исследования выпускной квалификационной работы, ставится цель и выделяются задачи, формируется объект и предмет исследования.

Первая глава посвящена теоретико-методологическому обоснованию повышения эффективности управления, включающее раскрытие сущности понятия и задач эффективности управления, исследованию критериев и показателей эффективности управления, выделению основных направлений повышения эффективности управления.

Во второй главе дается характеристика деятельности организации, анализируется экономическая и финансовая деятельность, оценивается производственный потенциал организации, изучается и анализируется состояния системы управления производством в организации.

Третья глава посвящена разработке мероприятий по повышению эффективности управления производством в организации, с построением механизма их реализации и экономическим обоснованием.

Выводы и предложения содержат основные умозаключения из проведенного исследования выпускной квалификационной работы.

Список использованных источников и литературы содержит перечень авторов и их трудов, использованных в ходе написания работы.

5. Понятие эффективности управления предприятием всегда имеет внутренний и внешний аспекты, учитывающие изменения во внутренней среде и наличие внешних воздействий. Поэтому целесообразно принимать во внимание стратегическую и тактическую форму эффективности, различающиеся по определяемым временным границам и учётом внешних воздействий, которая для определения тактической эффективности управления необязательна.

Конечной целью управления в организации является обеспечение ее прибыльности функционирования (18).

Наиболее важной задачей является соответствующая организация производства товаров и услуг с учетом динамики спроса на основе наиболее эффективного использования имеющихся материальных и людских ресурсов, а также обеспечение прибыльности в деятельности организации и стабильного ее положения на рынке.

1.2 Критерии и показатели эффективности управления

Управленческая деятельность относится к наиболее сложным видам человеческой деятельности, и его оценка не всегда может быть произведена прямым путем из-за отсутствия формализованных результатов, количественной оценки отдельных видов выполняемой работы (5).

Для определения экономической эффективности управленческой деятельности используются различные способы: по показателям предприятия, организации и функционированию труда управленческого персонала, объему передаваемой информации; по качеству и быстроте принимаемых решений; по выполнению функций управленческих звеньев.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абчук, В.А. Менеджмент: Учебник. – Спб.: Издательство «Союз», 2002. – 463 с.

2. Азнабаева, Г.Х. Основные направления совершенствованияя управления производством// Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. Аспирантские тетради. - СПб., 2008. - N 26(60). - С.11-13.

3. Бондаренко, И.В. Эффективность управления предприятием – ключевая задача менеджмента // Das Management. – № 5 /10-12/. – 2010.

4. Васин, С.М., Мамонова, О.А. Природа и сущность понятия эффективности системы управления предприятием. Пензенский государственный педагогический университет, 2012

5. Выпускная квалификационная работа. Требования к оформлению и содержанию: метод.указания / Гоголев И.М., Мухина И.А., Осипов А.К., Цыпляков П.А. – Ижевск: ФГБОУ ВПО ИжГСХА, 2013. – 96 с.

6. Зеленцов, А.Б. Вопросы эффективности процесса управления и его органихации. Современные проблемы науки и образования. Оренбургский государственный университет, №6, 2013.

7. Кнышова, Е.И. Менеджмент. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2006, 304 с.

8. Крутцова, М. Н. Управление адаптацией персонала: учебное пособие / М. Н. Крутцова. – Вологда: Легия, 2010. - 128 с.

9. Ланкина, В.Е. Менеджмент организации: учебник /Т.В. Алесинская, Л.Н. Дейнека, А.Н. Проклин, Л.В. Фоменко, А.В. Татарова и др.; Под общей ред. В.Е. Ланкина. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 304 с.

10. Мескон, М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. 2 изд. - М.: «Дело», 2009. - 702 с.

11. Николаева, Т. И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности организаций // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - № 4. - С. 65-76.

12. Пожидаева, Т.А. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / Т.А. Пожидаева. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2010. - 320 с.

13. Пopшнeв, А.Г. Качество, результативность и эффективность менеджмента .

14. Раицкий, К. А. Экономика организации (предприятия): Учебник / К. А. Раицкий // – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2013. - 1012 с.

15. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г.В. Савицкая, 5-e изд., испр. и доп. - М.: Инфра-М, 2013. - 345 с.

16. Самойлович, В.Г. Экономика предприятия: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. Г.Самойлович, Е. К. Телушкина; под. ред. В.Г.Самойловича // - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 224 с.

17. Семенов, А.К., Набоков, В.И. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 556 с.

18. Тарасеева, Е.В. Повышение эффективности управления предприятием. Режим доступа: http://www.fa.ru/projects/mknrsa/skireports/ 3/MeHefl>KMeHT/TapaceeBa%20E.B.pdf

19. Шеремет, А. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / А. Д. Шеремет // - М.: ИНФРЛ-М, 2008.

20. Эффективность применения автоматизированных систем на складе. Официальный сайт компании infor .

21. Ямпoльcкaя, Д, Зoниc, М. Понятие эффективности управления

Цена: 880 р.

Компонентами, составляющими основу возможности влияния в любой организации, в том числе и в учреждении образования, составляют:

  • 1. Ресурсы организации.
  • 2. Информация.

З. Персонал.

Степень влияния руководителя на показатели возрастет, если каждый компонент будет максимально подконтрольным Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: учебно-практическое пособие, 3-е изд.-М.: ЗАО «Бизнес-школа» «Интел-Синтез», 2003.-352 с..

По нашему мнению, повышение эффективности управленческих решений руководителя государственного образовательного учреждения достигается за счет усиления этих трех компонент.

Успешность деятельности любой школы, детского сада, техникума, колледжа, ВУЗа и, соответственно, его финансовое благополучие, в современных условиях определяется численностью учеников, воспитанников, студентов или слушателей, атак же количеством и разнообразием образовательных услуг, реализуемых в конкретном учебном заведении.

Современный уровень образования невозможен без достаточной учебно-лабораторной базы, вычислительной техники, технических средств обучения, учебно-методических пособий и др.

Поэтому, на наш взгляд, большая часть дохода учреждения должна направляться на:

  • - укрепление материально технической базы;
  • - повышение квалификации и улучшение социально-экономических условий жизни педагогов;
  • - дидактическое обеспечение учебного процесса;
  • - развитие творческих способностей обучающихся (и воспитанников) и укрепление их здоровья;
  • - повышение общей культуры учебного заведения.

Повышение качества обучения и воспитания повышает рейтинг учебного заведения, что ведет к увеличению численности поступающих, а, следовательно, к привлечению дополнительных денежных средств.

Увеличение степени влияния руководителей ГОУ на показатели эффективности управленческих решений возможно при наличии единого информационного пространства, которое позволяет обеспечить все уровни управления непротиворечивой информацией из единого информационного фонда и обеспечить лучшую согласованность решений, принимаемых на разных уровнях управления.

Кроме того, адекватная оценка фактического состояния объекта, по поводу которого принимается решение возможна в случае систематического накопления и анализа информации об объекте, что в настоящее время наиболее оптимально достигается за счет использования современного информационного обеспечения.

В основе эффективности управленческих решений по управлению образовательным процессом лежит высококачественная информация о состоянии, ресурсах ГОУ, узких местах, отклонениях от плана, о тенденциях изменения состояния образовательного процесса, позволяющая предсказывать возможные сбои и выбирать наилучшие пути развития системы. Традиционные системы сбора и подготовки информации для принятия управленческих решений в ГОУ базируются на использовании бумажных носителей. При постоянно увеличивающемся и усложняющемся спектре образовательных услуг, в условиях его динамического развития, они перестают удовлетворять предъявляемым требованиям. Оказываются объективно необходимыми автоматизированные системы обработки и сохранности информации.

Принятие эффективных стратегических управленческих решений в образовании, связанных в основном с задачами планирования, направленных на развитие государственного образовательного учреждения и реализуемых в течение длительного интервала времени возможно при наличии информации о тенденциях развития образовательных учреждений, тенденциях развития (изменения) внешней среды, следовательно, необходимо накопление информации за определенный промежуток времени и ее аналитическая обработка.

Повышение эффективности оперативных управленческих решений в образовании, затрагивающих вопросы организации учебного процесса, управления персоналом учреждения и т.д. также предполагает создание современной информационной поддержки.

Одним из направлений повышения эффективности оперативных управленческих решений в государственном образовательном учреждении является увеличение профессионализма педагогических работников.

Учебное заведение будет развиваться, когда в его сотрудниках сочетаются профессионализм педагогических работников и качества менеджера.

Основной задачей менеджеров высшего звена управления ГОУ, на наш взгляд, является создание условий для работы всем педагогам, более глубокая дифференциация в оплате труда и разработка системы стимулирования, направленной на повышение профессионализма сотрудников государственном образовательном учреждении.

К факторам профессионализма относятся: свободное владение основами своего дела; наличие глубоких специальных знаний своего предмета; хороший имидж и репутация, умение устанавливать и поддерживать отношения с коллегами, руководителями, подчиненными и другими категориями персонала; высокий уровень самоорганизации и знание основ самоменеджмента.

Таким образом, сущность повышения эффективности управленческих решений в ГОУ состоит в том, чтобы при относительно меньших затратах времени, средств, труда менеджеров обеспечить достижение наиболее оптимального внутреннего и внешнего состояния организационной системы.

На наш взгляд, особого внимания требует вопрос о соотношении индивидуальных и коллективных форм организации управленческой деятельности образовательного учреждения. С одной стороны, на практике часто выделяют значимость руководителя, а с другой -- современная сфера образовательных услуг и управление ею, невозможны без группы единомышленников. Формирование таких групп управленческого персонала - носителей творческих преобразований и нестандартного мышления требует переосмысления всей кадровой политики образовательного учреждения и построения действенной системы управления персоналом. Поэтому далее речь пойдёт о перспективах проектно-ориентированного управления персоналом в образовательных учреждениях России.