Социальное неравенство в древней руси. Причины и проблемы социального неравенства

Социальное неравенство в древней руси. Причины и проблемы социального неравенства
Социальное неравенство в древней руси. Причины и проблемы социального неравенства

Отличительной особенностью любого общества является его разделение по национальным, социальным, классовым, демографическим или каким-то другим признакам. Именно это и становится причиной, по которой возникает социальное неравенство. В прошлые века оно проявлялось в виде насилия, ущемления прав человека и иных действий.

Сегодня это так явно, как раньше, не происходит. Но, тем не менее, социальное неравенство имеет место, только проявляется оно в более тонкой форме, ибо истребить его навсегда невозможно. Рассмотрим более подробно, что это такое и каковы его причины.

В древней Руси существовало разделение людей на определенные слои общества (дворяне, князья, помещики, крестьяне и т.д.). Каждая из этих групп находилась на конкретной ступеньке социальной лестницы и имела свои права и обязанности. Такое разделение еще называют Эта ситуация характерна для любого общества.

Социальное неравенство - это разный уровень доступности, близости к таким социальным благам, как деньги, престиж, власть.

Изначально существовала простейшая форма Были вожди, которые обладали широчайшими правами, и простые люди, которые им подчинялись и имели некоторые ограничения в своих действиях и возможностях. С появились новые иерархические ступени, и социальное неравенство приобрело более сложную форму.

Каждое общество стремится к достижению равенства на всех уровнях, что означает равные возможности для всех людей независимо от их пола, возраста, национальности и других признаков. Однако достичь этого невозможно по разным причинам.

Во-первых, это неравное распределение материальных благ и возможностей. В основном это обусловлено неоднородностью труда. Выполняя разную по своей значимости работу и по-разному удовлетворяя потребности общества, люди получают неодинаковую оценку своего труда. Именно это и можно назвать основной причиной социального неравенства.

Наследование определенных прав и привилегий является следующей причиной неравного распределения благ и возможностей. Порой именно поэтому люди с высокими способностями и хорошим образованием не всегда имеют возможность получить хорошую работу, занять определенную должность с достойной их интеллектуального уровня заработной платой.

Здесь выделяют две изначальные причины социального неравенства. Одна из них - это уровень доступности качественного образования для разных слоев населения. Вторая причина - это неодинаковые возможности при равном уровне подготовки.

Причины разделения общества и признаки, по которым это происходит, могут быть самыми разными. Критерии бывают как объективные, так и субъективные. В современном обществе ими являются профессия, уровень дохода, занимаемая должность, участие во власти, образование, наличие собственности и некоторые другие признаки. Социальное неравенство порождает деление на классы.

Если в обществе в основном преобладает средний класс, то можно считать его стабильным, с низким уровнем социального неравенства. Но в России пока происходит только становление этого общественного слоя.

Социальное неравенство не может быть полностью истреблено по разным причинам.

В любом обществе кто- то должен осуществлять контроль над распределением ресурсов и благ. И это иногда становится более желанным, чем владение самими материальными благами. Появляется категория чиновников с большими возможностями.

Каждое общество имеет свою политическую, экономическую и государственную структуру, во главе которой стоят определенные люди, имеющие больше прав, чем другие люди.

И последний фактор - это сам человек и особенности его характера. Он всегда стремиться превзойти других, чтобы занять более выгодные социальные позиции.

Социальное неравенство – казалось бы пережиток прошлого и должно уйти в небытие, но современная реальность такова, что в том или ином виде расслоение в социуме присутствует и на сегодняшний день и это порождает чувство несправедливости у тех людей, которых коснулось социальное неравенство.

Социальное неравенство – что это?

Социальное классовое неравенство существовало с древних времен эволюции человека. История разных стран служит наглядным доказательством того, к чему приводит угнетение и порабощение людей – это мятежи, голодные бунты, войны и революции. Но этот опыт, прописанный кровью ничему не учит. Да, сейчас это приняло более мягкие, завуалированные формы. В чем выражается социальное неравенство и что оно из себя представляет сегодня?

Социальное неравенство – это разделение или дифференциация людей на классы, общества или группы, согласно их положению в обществе, что предполагает неравное использование возможностей, жизненных благ и прав. Если представить социальное неравенство схематически в виде лестницы, то на самых нижних ее ступенях будут угнетенные, бедные, а вверху угнетатели и , те, у кого в руках власть и деньги. Это основной признак расслоения общества на бедных и богатых. Существуют и другие показатели социального неравенства.

Причины социального неравенства

Каковы причины социального неравенства? Экономисты видят первопричину в неравном отношении к собственности и распределении материальных благ в целом. Р. Михельс (немецкий социолог) видел причину в наделении большими привилегиями и полномочиями аппарат власти, который выбирался самим же народом. Причины возникновения социального неравенства по мнению французского социолога Э. Дюркгейма:

  1. Поощрение людей, приносящих наибольшую пользу для общества, лучших в своем деле.
  2. Уникальные личные качества и таланты человека, выделяющие его из общего социума.

Виды социального неравенства

Формы социального неравенства разные, поэтому существует несколько классификаций. Виды социального неравенства по физиологическим признакам:

  • возрастное – касается всех людей в определенные возрастные промежутки, это прослеживается при приеме на работу, молодежь не берут из-за отсутствия опыта, пожилых людей при их огромном опыте заменяют молодыми, более перспективными с точки зрения начальства;
  • социальное сексуальное неравенство – здесь можно рассмотреть такое явление как , выраженная в том, что мало женщин занимающих ответственные посты, участвующих в экономической жизни страны, женщине отводится роль «за мужем»;
  • социальное этническое неравенство – малые этносы, те, которые не входят в понятие «белая раса» во многом притесняются из-за такого явлений как ксенофобия и расизм.

Социальное неравенство в связи со статусами в обществе:

  • отсутствие / наличие богатства;
  • приближенность к власти.

Проявление социального неравенства

Основные признаки социального неравенства наблюдаются в таком явление как разделение труда. Деятельность человека разнообразна и каждый человек наделен какими-то талантами и умениями, способностями к росту. Социальное неравенство при этом проявляется как отдача привилегий тем, кто более талантлив и перспективен для общества. Расслоение общества или стратификация (от слова «страта» – геологический пласт) это выстраивание иерархической лестницы, деление на классы, и если раньше это были рабы и рабовладельцы, феодалы и челядь, то на современном этапе – это разделение на:

  • высший класс;
  • средний класс;
  • малообеспеченные (социально уязвимые);
  • за чертой бедности.

Последствия социального неравенства

Социальное неравенство и бедность, порождаемая тем, что основными ресурсами планеты могут пользоваться лишь избранные порождает конфликты и войны среди населения. Последствия развиваются постепенно и выражены в замедленном развитии многих стран, это приводит к тому, что прогресс в экономике тоже замедляется, демократия как система теряет свои позиции, в обществе растет напряжение, недовольство, психологическое давление социальная дисгармония. По данным ООН половиной мировых ресурсов владеет 1% так называемой высшей элиты (мировое господство).

Плюсы социального неравенства

Социальное неравенство в обществе как феномен не носит на себе лишь отрицательные свойства, если рассматривать социальное неравенство с позитивной стороны, то можно отметить важные вещи, присмотревшись к которым возникает мысль, что все «имеет место быть под Солнцем». Плюсы социального неравенства для человека:

  • стимул стать лучшим в своем деле, проявить по максимуму свои способности и таланты;
  • мотивация для тех, кто хочет ;
  • упорядочивание в экономической сфере, у тех, у кого есть капитал производят ресурсы, в отличие от тех, кто не имеет капитала и в состоянии лишь прокормить себя и свою семью.

Примеры социального неравенства в истории

Примеры социального неравенства или стратификационных систем:

  1. Рабство – крайняя степень порабощения, изначальный вид социального неравенства известный с древности.
  2. Касты . Вид социально сложившейся с древности стратификации, когда социальное неравенство определялось кастовой принадлежностью, ребенок рождаясь уже с самого рождения принадлежал к определенной касте. В Индии, считалось, что рождение человека в той или иной касте зависит от его деяний в прошлой жизни. Всего 4 касты: высшая – брахманы, кшатрии – воины, вайшии – купцы, торговцы, шудры – крестьяне (низшая каста).
  3. Сословия . Высшие сословия – дворянство и духовенство обладали юридическим правом передавать имущество по наследству. Непривилегированное сословие – ремесленники, крестьяне.

Современные формы социального неравенства

Социальное неравенство в современном обществе неотъемлемое свойство, поэтому социальная теория функционализма рассматривает расслоение в позитивном ключе. Американский социолог Б.Барбер разделил современные виды социальной стратификации, основываясь на 6 критериях:

  1. Престижность профессии.
  2. Наличие власти.
  3. Богатство и доход.
  4. Религиозная принадлежность.
  5. Наличие образования, владение знаниями.
  6. Принадлежность к тому или иному этносу, нации.

Социальное неравенство в мире

Проблема социального неравенства в том, что порождаются расизм, ксенофобия, дискриминация по . Самый показательный критерий социального неравенства во всем мире является разный доход населения. Факторы, влияющие на расслоение в обществе, во всем мире остаются теми же, что и много лет назад:

  • уклад жизни – городской или сельский, известный факт, что в деревнях оплата за труд меньшая, чем в городе, и условия зачастую хуже, а работы больше;
  • социальные роли (мать, отец, педагог, чиновник) – определяют статусность, престиж, наличие власти, собственности;
  • разделение труда – физический и интеллектуальный труд оплачиваются по-разному.

Социальное неравенство - такое положение вещей в обществе или отдельной общности, когда их члены имеют неравный доступ к таким социальным благам, как богатство, власть и престиж.

Любое общество всегда структурировано по многим основаниям - национальным, социально-классовым, демографическим, расселенческим и т.п. Структурирование, то есть принадлежность людей к тем или иным социальным, профессиональным, социально-демографическим группам, может порождать социальное неравенство. Даже естественные генетические или физические различия между людьми могут стать основой для формирования неравных отношений! Но главное в обществе - те различия, те объективные факторы, которые порождают социальное неравенство людей. Неравенство есть непреходящий факт всякого общества. Ральф Дарендорф писал: "Даже в процветающем обществе неравное положение людей остается важным непреходящим явлением... Конечно, эти различия больше не опираются на прямое насилие и законодательные нормы, на которых держалась система привилегий в кастовом или сословном обществе. Тем не менее, помимо более грубых делений по размеру собственности и доходов, престижа и власти, наше общество характеризуется множеством ранговых различий - столь тонких и в то же время столь глубоко укорененных, что заявления об исчезновении всех форм неравенства в результате уравнительных процессов можно воспринимать, по меньшей мере, скептически".

Социальными называют те различия, которые порождены социальными факторами: разделением труда, укладом жизни , социальными ролями, которые выполняют отдельные индивиды или социальные группы.

Структурированное общество может быть представлено как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных областей социальной жизни: экономической, политической, духовной, общественной, в которой иногда выделяют семейно-бытовую сферу. В каждой из указанных сфер социальной жизни имеет место собственное социальное расслоение, собственная структура. Социальные различия между людьми определяют социальную структуру. В ней проявляется в первую очередь экономическая структура общества. Основные элементы этой структуры - классы, социальные и профессиональные группы, страты.

Самое крупное социально-стратификационное образование общества - класс. Не следует забывать тезис К. Маркса о фундаментальном значении общественных классов в истории человеческого общества.

Слово "класс" пришло из Древнего Рима, где его использовали для деления населения на отдельные группы в целях налогообложения. На верхней ступени были ассидии - богатейшие римляне, на низшей - пролетарии.

Платон в Древней Греции видел два класса - богатые и бедные. Аристотель делил общество на жадный высший класс, низший - класс рабов и достопочтенный средний класс, которому можно доверить заботу о всеобщем благе, поскольку он умеренно т обладал добродетелями и пороками.

Научная концепция класса появилась в XIX в. Ее автором является К. Маркс. Всю историю общества он видел в конфликте классов. Отсюда идея бесклассового общества, общества полной социальной интеграции, социального равенства. К. Маркс разделял современное ему общество на два основных класса, в первую очередь, по отношению к частной собственности. Следуя его логике, можно считать, что социалистическая система обеспечивает полное социальное равенство, ибо собственность превратилась в общенародную, или государственную, к которой все члены общества, все социальные группы должны иметь равное отношение. Однако именно на базе общенародной собственности пышно расцвели номенклатура, привилегии, появилась теневая экономика. Почему же закончился неудачей социалистический эксперимент?

Во-первых, в любом обществе, кроме владения собственностью, кто-то должен осуществлять оперативный хозяйственный контроль за ней. Возможность распределения материальных и денежных Ресурсов часто оказывается более важной и выгодной, чем прямое падение собственностью. В этом варианте у распорядителя преимущество безответственности, ведь он имеет дело с чужой собственностью. Таким образом, при неграмотном управлении у армии чиновников - риск небольшой, а социальные преимущества очевидны.

Во-вторых, общество всегда имеет определенную государственную, политическую организацию, а значит, появляются лидеры, государственные менеджеры, чиновники, которые объективно должны иметь больше прав, иначе они просто не смогут выполнять функции государственного управления. Практически в любом обществе такие социальные группы занимают определенный статус который объективно порождает социальное неравенство.

Письменная история человечества пока не знает ни одного общества без социального неравенства . Социальное неравенство многолико, оно проявляется в самых различных формах и на разных ступенях социальной организации. Опросы показывают: люди достаточно хорошо представляют свое место в социальной иерархии остро ощущают и болезненно реагируют на социальное неравенство, что нередко выражается в социальных конфликтах.

В-третьих, есть основания полагать, что в природе человека заложено генетически стремление к доминированию над другими людьми. Это стремление в разной степени выражено у отдельных лиц Человек или социальная группа, получив власть, всегда стараются открыто или замаскировано ее использовать. Эти процессы можно регулировать (представительная демократия, разделение властей, ротация государственных чиновников), но устранить полностью нельзя.

В-четвертых, общество объективно заинтересовано выдвигать для управления, на вершины власти, самых способных, одаренных и тем самым вынуждено создавать такие условия, чтобы люди стремились, имели желание занимать эти места. Социальное неравенство - это своего рода инструмент самосохранения общества, с помощью которого оно сознательно обеспечивает замещение наиболее важных постов способными и квалифицированными людьми, своего рода элитой - политической, экономической, научной, военной и т.п. Ошибки таких людей или их некомпетентность могут обходиться обществу слишком дорого. Поэтому нужно создавать некоторые преимущества в общественном статусе, социальном положении, стимулируя выдвижение самых способных людей.

Фундаментальной теоретической основой социального неравенства , стратификации является само развитие цивилизации. Каждая отдельная личность не может овладеть всеми достижениями материальной и духовной культуры. Возникает специализация людей и вместе с ней - более и менее ценные виды деятельности. Люди равны по своим способностям, воспитанию и образованию. Вот объективная основа стратификации.

Причины социального неравенства .
Функционализм:

Когда в обществе какой-либо вид деятельности или профессия ценятся больше, в зависимости от значительности этих профессий строится иерархия в обществе.
Способности у людей разные, наиболее талантливые, занимаются наиболее престижными профессиями, талантливые должны занимать верхушку социальной пирамиды.
По Марксу:

Социальное неравенство основано на экономическом.
Владеющие собственностью угнетают тех, кто ею не владеет.
По Веберу. В основе социального неравенства лежат:

Богатство
Власть
Престиж
По Сорокину. Причиной социального неравенства являются:

Собственность
Власть
Профессия
Формы социального неравенства :
Биосоциальное
Сексуальное
Этническое
Национальное
Гендерное

Автор анализирует различные типы социального неравенства, выделяя специфику неравенства в области образования. Укажите главное отличие неравенства, определяемого образованием, от иных типов неравенства. Опираясь на текст, знание обществоведческого курса, фактов общественной жизни, приведите три иных проявления неравенства в современном обществе.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Образование как социальный институт Образование в современных странах – это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, ее подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем. Образованию принадлежит очень важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществления социального контроля.

Образование, наряду с армией, церковью и производством, - один из лифтов социальной мобильности. Получив знания и высокую квалификацию в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем а)это было в доиндустриальном и индустриальном обществе, б) если бы человек ими не обладал.

С давних пор и по сей день образование как социальный институт выступает основным механизмом социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам. На систему образования возлагались функции социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, еще и функции контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.

Таким образом, образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределение их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев. Положение индивида в обществе, возможности для его успешного продвижения по служебной лестнице определяются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.

Так оно и есть. Необразованный человек не может получить высокооплачиваемую и ответственную работу, какого бы социального происхождения он ни был. У образованного и необразованного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить индивидуальные условия. Тем и отличается неравенство в области образования от других видов неравенства, скажем, унаследованного, что оно ставит человека в непривилегированное положение временно. А вот если вы родились сыном короля или потомственного дворянина, то это уже навсегда. С таким неравенством, основанным на предписанных статусах, поделать ничего нельзя.

(Г.Е. Тадевосян)

Какое определение образованию в современных странах приводит автор? Укажите четыре позиции, которые,по мнению автора, составляют социальную роль образования.

Пояснение.

1) Приведено определение:

Образование в современных странах - это очень широкие и высокоразвитые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подсистемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков членов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, ее подготовке к получению того или иного социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании общественных систем.

2) Указаны четыре позиции, раскрывающие социальную роль образования:

В определении социального статуса личности;

В воспроизводстве и развитии социальной структуры общества;

В поддержании социального порядка и стабильности;

Осуществления социального контроля.

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

Предметная область: Социальные отношения. Социальная стратификация и мобильность, Человек и общество. Основные институты общества

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Объяснен смысл понятия, например: социальный институт - исторически сложившаяся форма совместной деятельности людей, которая включает систему норм и санкций регламентирующих отношения, направленная на удовлетворение той или иной социально значимой потребности.

2) Приведены три функциональных особенности образования, допустим:

Основной механизм социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам;

Осуществление функций социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения;

Профессиональное образование реализует функцию контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам;

Образование является одним из основных каналов социальной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределение их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев.

Функциональные особенности могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Предметная область: Человек и общество. Основные институты общества

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Указаны лифты социальной мобильности и иллюстрирующие их конкретные примеры, допустим:

1) образование (молодой человек получил в вузе профессию юриста и был принят на должность консультанта в крупной фирме);

2) армия (в период Французской революции крестьянин Мишель Ней вступил в армию и стал при Наполеоне маршалом Франции);

3) церковь (например, крестьянин Никита Минов, вступив в монашество и начав церковное служение, достиг высшего чина, стал патриархом Никоном);

4) производство (например, специалист, начав с рядового сотрудника фирмы, вырос до директора, топ-менеджера предприятия).

Могут быть приведены и иные верные примеры.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Указано главное отличие неравенства в области образования, допустим:

Неравенство в области образования зависит от воли и желания самого человека, его можно исправить, повысив свою квалификацию.

2) Приведены иные типы неравенства, характерные для современного общества, допустим:

Неравенство, основанное на предписанных статусах, например, этнической принадлежности или социальном происхождении;

Неравенство, основанное на месте проживания человека, столичном или провинциальном;

Неравенство, связанное с особенностями внешнего облика или состоянием здоровья, условиями воспитания в семье.

Могут быть приведены и иные проявления социального неравенства.

Предметная область: Социальные отношения. Социальная стратификация и мобильность

И развития нашей планеты в глобальном смысле этого слова? Интересные мысли по этому поводу высказал известный в научных кругах физик из Великобритании г-н Стивен Хокинг. По его мнению, сейчас наступил наиболее опасный временной промежуток для всей нашей планеты. В своей публикации, которая недавно вышла в популярном The Guardian, ученый обратил внимание общественности на постоянно растущий разрыв между социальными элитами, в том числе видными политиками, финансистами и простым народом. Под этим обобщенным термином подразумевается рабочий и, так называемый, средний класс. Повсеместная роботизация усиливает отсутствие практической необходимости в человеческих ресурсах. Для увеличения своих прибылей элитам уже не так важны простые люди. Это приводит к внутреннему противоречию и потенциально возможному конфликту между разными социальными группами нашего общества. Интернет и технологические инструменты, которые ускоряют процессы социального неравенства , позволяют малой группе лиц извлекать сверхприбыли, создавая минимум реальных рабочих мест. С одной стороны, это естественный прогресс, который всегда считался позитивом. Однако неоспорим тот факт, что он является и социально разрушительным по своей сути.

Возрастает численность бедных граждан

Давайте вместе попытаемся осмыслить это. Проанализируем практические примеры того, как уже сейчас наглядно проявляется неприятие простым народом тенденций современного устройства мирового общества. Взять хотя бы за основу итоги последних выборов президента в Соединенных Штатах Америки. Эту страну можно считать удачным примером, т.к. западные «демократы» популяризируют эту модель и зачастую агрессивно навязывают ее остальным народам. Но так ли там все благополучно? Обсуждаемые итоги президентских выборов на самом деле удивили и американские элиты. Им действительно есть над чем задуматься. Почему же победил Трамп? Оставим в стороне объяснения «демократов» о том, что он выехал на шутках и расизме. Как показывает статистика, его победу обеспечили как раз те регионы, в которых преобладают рабочий и средний класс, и которые, соответственно, больше остальных ощущают на себе неравенство в обществе . Если взглянуть на финансовую американскую статистику, то за последние пять десятилетий средний уровень заработной платы вырос только на 1$. Он поднялся с $19 до $20 в час. Другими словами, учитывая инфляционные процессы, общий рост производительности труда и повсеместной технологичности никак не способствовал увеличению достатка среднего класса. Более того, начиная с XXI века, более отчетливо обозначилась другая тенденция: значительно возросла численность бедных граждан США и уменьшился в своем количестве средний класс. Стало гораздо меньше и тех, кто имеет доход более $100 тыс./в год и считался ранее классом чуть выше среднего. На фоне этого наблюдалось сокращение американских рабочих мест. Они «эмигрировали» в Юго-Восточную Азию, Мексику, Южную Америку. При этом, к примеру, иммиграция из Мексики все-равно увеличивалась. Это только усиливало реальную конкуренцию на внутриамериканском рынке вакансий рабочих и служащих.

Америка — одна из самых коррумпированных стран

Дальше – больше. Финансовый кризис 2008 года усугубил негативную картину в обществе. Но страдали, в первую очередь, не банки и финансовые воротилы, а простые люди. Часть из них, остались без домов, т.к. не имели возможность делать ипотечные платежи. Американские элиты спасали транснациональные корпорации и банки, но делали это за счет налогоплательщиков. Однако о последних мало кто думал. Примечательно, что в 2010 г. американским Верховным судом было принято малоизвестное решение с названием Citizens United. Если кратко говорить о сути, то оно устанавливало обновленные правила политической игры в американском «демократическом» государстве. В чем это выражалось? Банки и крупные корпорации получили возможность участвовать неограниченным количеством денежных знаков в избирательных кампаниях США на всех уровнях. Американские элиты любят критиковать третьи страны за коррупцию. Однако в самой Америке уже более 5 лет полностью легализована самая настоящая коррупция. Давно остались в прошлом те времена, когда политики, собиравшие средства на свою честную кампанию через вливания избирателей, в итоге потом защищали их интересы. Сегодня они вынуждены обслуживать богатых «доноров», без денег которых не было бы побед. Примерно похожая картина наблюдается и в островной Великобритании. Там существуют специфические особенности британцев, но в целом Brexit также может считаться наглядным свидетельством социального неравенства и того, что народные массы не удовлетворены текущим положением дел.

Недовольство в обществе будет расти

Учитывая, что социально-экономические и политические проблемы, кратко проанализированные на примере США и Британии, могут автоматически распространяться на большинство других стран мира, становится понятным, что отчуждение между политиками, финансово-промышленными магнатами и народом с каждым годом растет все больше и больше, а значит, будет расти и недовольство в обществе. Таким образом, размышления британского физика абсолютно логичны и как никогда актуальны для нашего времени. Остается извечный вопрос: что делать. Однозначного ответа нет. Пока есть только понимание того, что мир стоит на пороге изменений. Как внутри стран, так и на межгосударственном уровне нужно убирать, а не создавать барьеры. И вспоминать о вечных ценностях, понимая, что капитал и ресурсы должны служить всем, а не избранным.