Современная типология стран. Группа стран с переходной экономикой

Современная типология стран. Группа стран с переходной экономикой

Типология стран

(классификацию, цифры и страны скорректировала в соотв с учебником)

266 государств и территорий, из них 197 –суверенные

По размерам 7 самых крупных (площадь более 3 млн кв. км): Россия, Канада, США, КНР, Бразилия, Австралия, Индия.

По численности (более 100 млн): КНР, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Нигерия, Бангладеш, Россия, Япония, Мексика, Филиппины.

Разнообразие за пределами возможных категорий? Это разнообразие за пределами существующих категорий. Но разве это также разнообразие за пределами возможных категорий? Может ли найденное множество быть структурировано таким образом, чтобы можно было проводить систематические сравнения?

Однако следует учитывать различные «меры предосторожности»: во-первых, типологии не следует «ставить в камень», а скорее учитывать динамику и политические изменения. Во-вторых, новые группы должны также иметь возможность учитывать фактический уровень уверенности и некоторый уровень субъективности. Например, Роллер показал, что сравнительно немногие немцы оценивают статус системы здравоохранения в своих странах в международном сопоставлении, несмотря на то, что он лучше выполняет сравнение качества в мире, чем во многих странах с более высоким уровнем одобрения среди своего населения.

Классификация ООН (критерий ВВП):

Экономически развитые;

Развивающиеся;

Страны с переходной экономикой.

ВВП – душевой показатель валового внутреннего продукта; экономич. показатель, выраж. совокупную стоимость произведенных товаров и услуг с учетом прибылей иностранных компаний в данной стране и за вычетом прибылей национальных компаний за рубежом.

В-третьих, новые типологии также должны улавливать различия внутри национальных государств. Все еще яркие различия в институциональном уходе за детьми между Западной и Восточной Германией показывают, почему региональные особенности на субнациональном уровне необходимо учитывать, чтобы получить реалистичную картину европейских систем социального обеспечения.

Базант, Урсула; Шуберт, Клаус: Европейские системы благосостояния: разнообразие за пределами существующих категорий. Блюм, Соня; Делинг, Йохен; Гегелич, Симон; Шуберт, Клаус: политически ограниченный плюрализм. Системы социального обеспечения 27 государств-членов Европейского Союза.

ВНП – то же без учета прибыли иностранных компаний и учитывая прибыль национ. комп за рубежом.

Другие критерии классификации: средняя продолжит. жизни, уровень образованности, детская смертность и др. Суммирование всех дает индексразвития человеческого потенциала ИРПЧ – для оценки уровня жизни в стране.

Экономически развитые страны

Эспинг-Андерсен, Гёста: «Три мира благосостояния». Роллер, Ээлэлтро: Система образования и здравоохранения в суждении граждан. Книга: Шуберт, Клаус; Гегелич, Симон; Базант, Урсула: Европейские системы благосостояния. Книга доступна коммерчески или через издателя.

Авторы: Соня Блум является исследователем в Институте политических наук Вестфалического университета Вильгельма-Университата Мюнстера. Урсула Базант является консультантом в офисе австрийского федерального министра по делам женщин и государственной службы.

Социальная защита в Латинской Америке и Карибском бассейне: изменения, противоречия и ограничения. Ана Луиза д Авила Виана, Ана Мария Медейрос да Фонсека, Хадсон Пасифико да Силва. Дополнительная информация. . Цель текста - обсудить изменения, противоречия и пределы последних моделей социальной защиты в Латинской Америке и Карибском бассейне. Дискуссия проводится по трем пунктам: описание пути социальной защиты в регионе с целью определения основных периодов и характеристик социальной защиты; исторически имплантированные модели социальной защиты; и дело здоровья.

50 гос-в, 4 подгруппы.

1.Ключевые страны мира (Великие державы) – США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия. В них 11% нас-я мира, 50% мировой пром-ти, 25% с/х прод-и. Развиты практически все отрасли хозяйства. Средний ВВП на душу – 35 тыс. долл. Играют ведущую роль в экономике и политике

2.Небольшие высокоразвитые страны Зап. Евр. – все страны ЗЕ, кроме тех, что в первой подгруппе. Такой же доход на душу, но суммарный ВВП гораздо меньше. Узкая специализация мир/хоз. 50 % продукции на экспорт. Высокая экспортная квота. Роль в политике и мировой экономике значительно меньше. У Люксембурга самый высокий ВВП на душу – 81 тыс. долл.

Увеличилось также расходы на образование и здравоохранение. Что касается полученных результатов, данные показывают, что охват социальной защитой расширялся во многих областях: программы передачи доходов с условиями для семей, живущих в условиях нищеты; доля лиц в возрасте 65 лет и старше, которые получают пенсии и пенсии; доля занятого населения, связанного с пенсионной и пенсионной системой; и доля населения, имеющего доступ к медицинским услугам.

На этом этапе государство взяло на себя центральную роль в экономическом и социальном развитии путем принятия различных мер, направленных на стимулирование роста отраслей, ориентированных на внутренний рынок, и, таким образом, заменить значительную часть импортируемых товаров внутренним производством. С точки зрения социальной защиты, в этот период принято законодательство, регулирующее трудовые права, одновременно с тем, как первичная образовательная система массируется, с достижениями на других уровнях образования.

3.Страны переселенческого кап-ма – Канада, Австралия, Новая Зеландия, и Израиль. Первые 3 – бывшие колонии Англии (не знавшие феод-ма), тесно с ней связаны. Сильная аграрно-сырьевая составляющая экономики. ВВП на душу 30-40 тыс. долл.

4 .Новые развитые страны. Переведены ООН из группы развивающихся учитывая их большой соц.-эконом. потенциал и достигнутые успехи. Это страны первой волны новых индустриальных стран, крупные нефтедобывающие, некоторые страны с переходной экономикой и др. Сингапур, Респ. Корея, Тайвань, Багамы, Бахрейн, Бруней, Катар, Кувейт. Оман, Сауд. Аравия, Сейшельские о-ва, Уругвай, Литва, Латвия, Эстония, Беларусь, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Словения, Хорватия, Сербия, Черногория.

Создаются двойные системы здравоохранения, которые объединяют услуги, предоставляемые как в общественной сфере, так и в сегменте социального обеспечения, в то время как пенсионные и пенсионные системы консолидируются. Социальное состояние этого периода внедряется в все более промышленно развитые и урбанизированные общества с традиционными семейными структурами, но с ростом политического давления со стороны среднего и городского рабочих, так что выгоды направляются главным образом на эти социальные группы.

Это регулируемое и стратифицированное гражданство, права которого привязаны к формальному экономическому статусу рабочего, с небольшим или полным прорывом для секторов сельского сектора и городских неформальных работников. Кроме того, в этот период невозмещаемые социальные пособия, такие как программы передачи условных доходов, приобретают центральную роль во многих странах региона и становятся одним из основных механизмов борьбы с нищетой.

    Типология развивающихся стран.

Самая многочисл. группа стран (около 140). Больш-во – бывш. колониальные и зависимые, к-рые, получив политич. самостоятельность, попали в эк. зави-ть от стран-бывш. Метрополий, часть бывших стран с переходной экономикой. Здесь около 80% нас-я, но на них приходится менее 20% продукции обрабатывающей пром-ти. Отсутствие опыта ведения рыночного хоз-ва, недостаток квалифиц. кадров и огромный внешний долг. Гражданские войны и межэтнические конфликты. Поставщики сырья, мин. и с/х. Почти во всех странах темпы роста нас-я превышают темпы роста ВВП – ухудшается соц. положение. 6 подгрупп.

Все это способствовало еще раз переопределению границ между вкладчиками и неоплачиваемыми, целенаправленными и универсальными, государственными и частными. Хотя этот тип периодизации помогает выявить общие аспекты структурирования социальной защиты в странах региона, необходимо сделать по крайней мере три замечания. Во-вторых, как будет видно из следующего пункта, невозможно говорить о единой модели социальной защиты, преобладающей в Латинской Америке и Карибском бассейне, из-за большой неоднородности стран региона, что подразумевает принятие также дифференцированных ответов на местах в течение того же периода развития.

1.Ключевые. страны – это страны БРИКС -Бразилия, Россия, Китай, Индия. и ЮАР. Наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Самый крупный ресурсный, людской, эк. и научно-технич. потенциал. Россия, Китай и Индия обладают ядерным оружием. Россия и Китай являются постоянн. членом ООН. На эти страны приходится львиная доля пром продукции развивающихся стран. Китай на 2 месте в мире по ВВП, уступает только США. Развиты практически все отрасли, включая высокотехнологичные. ВВП на душу от 3,9 тыс. долл. в Индии до 17,7 в России.

Наконец, необходимо поставить вопрос о том, в какой степени последний период, предложенный Филгейре, по-прежнему имеет смысл в свете политических и экономических изменений, которые в последние годы затрагивают несколько стран региона, что напрямую влияет на то, как государство действует в социальной сфере. Несколько сравнительных исследований систем социальной защиты в развитых странах были проведены несколькими авторами на основе подхода режимов социальной защиты, что позволяет концептуализировать типологии для классификации стран в соответствии с их сходствами и различиями.

2.Страны относительно зрелого кап-ма. Относительно высокий уровень жизни, многие из них развивались при активном инвестировании иностр. капитала в эк-ку, связанную с экспортной эксплуатацией полезных ископаемых или с/х продукции или рекр. рес-сов. ВВП на душу от 4 до 15 тыс. долл. Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла, Иран, Ботсвана, Габон, Алжир, Колумбия, Перу, Эквадор, Филиппины, Египет, Марокко, Тунис, Гватемала, Сальвадор, Тринидад и Тобаго, Ямайка, Либерия, Кипр, Пакистан и др.

Типология, предложенная Эспинг-Андерсеном для группы стран Организации экономического сотрудничества и развития, вдохновленная классической работой Титмуса, остается символом и послужила эталоном для нескольких более поздних работ, которые подтвердили, оспаривали или расширили ее.

Также были предложены типологии режимов социальной защиты в латиноамериканских странах, которые имеют исторические, культурные и социально-экономические характеристики, которые существенно отличаются от тех, которые наблюдаются в развитых странах. Аналитический синтез этих типологий можно найти в нескольких работах, опубликованных в недавнем периоде. Для целей настоящей статьи мы выбрали классификации, предложенные пятью авторами, из-за различий в терминах исторического контекста, аналитических измерений и результирующих группировок.

3.НИС (новые индустриальные страны) . Мексика, Бразилия, Турция, Таиланд, ЮАР и Малайзия.Индия, Китай Филиппины. За последние 30-40 лет эк-ка характеризуется быстрым ростом ВВП и пром-ти (5-10%), экспортной ориентацией пром. произв-ва и значительной долей высокотехнологичной продукции. Переняли японскую модель развития. ВВП на душу 9 – 15 тыс. долл.

Таблица 2. Третья типология, представленная Францони, основана на данных, доступных для 18 стран региона и сгруппированных в три измерения - коммодификацию, декомпозицию и опознание. Наконец, классификация Канту основывается на вкладе работы Барриентоса, который указывает на существование общего движения, направленного на преобразование системы социальной защиты в Латинской Америке, которая постепенно переходит от консервативно-неформальной модели к либерально - неформальный, с большим участием на рынке в качестве регулятора социальной стратификации.

4..Наименее развитые страны. ООН выделяет несколько десятков таких стран по принципу: очень низкий ВВП на душу (500-1 тыс. долл.), доля обрабатывающей пром-ти в структуре хоз-ва < 10%,высокая доля неграмотного взрослого населения (более 80%.) 48 государств: 33 Африки: Сьерра-Леоне, Гвинея, Мали, Мозамбик, Танзания, Сомали, Бурунди, Чад, Руанда, Эфиопия. 9 стран Азии: Афганистан, Бангладеш, Мьянма, Лаос, Бутан. Гаити (в Лат. Ам.). 5 в Океании. И др. Характерны родо-племенные отношения, вождизм, национализм, незавершенные револющии.

Хотя каждая типология подчеркивает различные аспекты, все они указывают на то, что в альтернативах, принятых для решения социальной проблемы в каждом контексте, имеются заметные различия. Это было связано с тем, что можно было выявить наличие четкой связи между основными социальными классами времени и различными структурами и системами здравоохранения. По мнению автора, параллельная и нескоординированная деятельность таких систем, которые обслуживали различные группы населения в тех же городах и регионах, не только породила наибольшее неравенство в доступе между этими группами, но также большую неэффективность и отходы.

………………………………………………………………………………………………………….

Эти разделы в учебнике удалены, в присланных ответах есть.

4.Страны с переходной экономикой – республики бывшего СССР и бывшие соц. страны Европы. Пытаются включиться в мировую рыноч. эк-ку, проводят рыночную реформы с разной степенью успеха. Эстония, Латвия, Литва, Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения – довольно успешно. ВВП на душу населения от 2 тыс. долл. в Молдове до 14,6 в России и 27 в Словении.

В этой сегментированной модели самые бедные и безработные зависят от сети обслуживания, поддерживаемой Министерством здравоохранения, а официальные наемные сотрудники получают доступ к услугам, связанным с системой социального обеспечения, в то время как остальная часть населения использует услуги, предоставляемые частным сектором. Таким образом, главной характеристикой этой формы организации системы здравоохранения является горизонтальная сегрегация групп населения в разных нишах с вертикальной интеграцией функций.

Негативные последствия этой модели хорошо известны: неравное предоставление льгот, качество услуг и финансовая защита для разных групп населения, а также генерирование отходов ресурсов и дублирование усилий. Несмотря на правильный диагноз, модель, предложенная этими авторами, не обязательно приводила к лучшей интеграции системы здравоохранения и не улучшала технические аспекты, помимо привилегий некоторых групп, сохраняя пробелы в обслуживании и перегружая частные расходы, поощряя покупку услуг и создания и расширения сильного частного рынка в области ухода, будь то амбулаторное или стационарное.

3.Страны-нефтеэкспортёры. Первые места в мире по экспорту нефти. Страны-кредиторы с очень высоким ВВП на душу: от 19 тыс. долл. у Омана до 75 у Катара. ОАЭ, Катар, Кувейт, Бруней, Сауд. Ар., Оман, Ливия. При этом феодальные и клановые отношения.

5.Страны, отстающие в своем развитии. Значительное число развивающихся стран – для них характерна многоукладная эк-ка с феодальными и дофеодальными пережитками. Либо бедны природными ресурсами (и эк-ка развита слабо), либо те, у к-рых эк-ка развита неплохо, но из-за большой числ-ти нас-я доходы на душу крайне низки: 1-4 тыс. долл. Кения, Нигерия, Зимбабве, Замбия.

Эта модель, называемая структурированным плюрализмом, предусматривает администрирование системы Министерством здравоохранения, которое берет на себя ответственность за стратегическое планирование всей системы с помощью правил и стимулов; финансирование одним или несколькими государственными фондами; а предоставление услуг включает в себя выполнение нескольких поставщиков, как государственных, так и частных, под контролем регулирующего органа.

Несмотря на недавние реформы в Латинской Америке и Карибском бассейне, основное внимание уделяется организации системы здравоохранения по функциям, изменениям в правилах приемлемости, акценту на первичной медико-санитарной помощи и большей целостности медицинской помощи, включая меры по решению социальных детерминант здоровья, большинство стран Латинской Америки по-прежнему имеют сегментированную модель системы здравоохранения.

Сегодня насчитывается около 240 стран. Учесть и понять их разнообразие позволяет типологический подход, т. е. их группировка по каким-либо общим или сходным признакам, показателям, ка­чествам в одну группу. Все типологии могут быть сведены к двум видам количественным и качественным .

Первые, с помощью внешних признаков или цифровых показателей (географических, демографических, экономических и др.), отражают общие для ряда стран свойства. Вторые отражают более сложные, внутренние общие качества (особен­ности общественного развития и его результаты), часто имею­щие причинный характер по отношению к количественным показателям.

Таблица 3. Принятие национального законодательства с целью разграничения доли населения, охваченного дополнительными пособиями, тем самым укрепляя сегментацию между работниками в формальном секторе экономики и незапланированные и бедные, знаменует собой начало третьего этапа институционального развития систем здравоохранения в Латинской Америке и Карибском бассейне.

Наконец, четвертый этап начался с интеграции служб здравоохранения, связанных с государственной системой и системой взносов, или с внедрением мер по выравниванию услуг, предлагаемых в этих двух сегментах. По мнению авторов периодизации, опыт, отличный от создания Единой системы здравоохранения в Бразилии, создание в Мексике Сегуро-Популярности, принятие Универсального доступа с явными гарантиями в Чили и реализация планов выравнивания выгод в Колумбии, иллюстрируют это последний этап.

Разнообразие свойств страновых систем и подходов к их типологии затрудняет создание универсальной общественно-гео­графической типологии стран.

По размерам территории все страны можно разделить на крупнейшие (более 3 млн. км2 - около половины территории суши; их шесть - Россия, Кана­да, Китай, США, Бразилия, Австралия), крупные (от 1 до 3 млн. км2; их 24, в том числе 12 в Африке), средние (от 0,2 до 1 млн. км2; их 55, в том числе 22 в Африке, 15 в Азии, 11 в Европе), малые страны (менее 0,2 млн. км2; их 144).

Группировка стран по численности населения сви­детельствует о резком преобладании в мире и в регионах малых государств (их около 150 с населением менее 10 млн. человек в каждой). Доминирующее положение в мире (около 60% населения) занимает группа из 10 крупнейших стран (более 100 млн. жителей в каждой, в том числе 6 в Азии). Крупных стран (от 50 до 100 млн. жителей) всего 15, из них 7 - в Азии.

К типологическим различиям, существенно влияющим на качественные характеристики стран, следует отнести особеннос­ти географического положения . Они позволяют судить о транспортно-географических возможностях участия в мировой сис­теме хозяйства как важной предпосылке социально-экономи­ческого развития, а также о характере геополитического по­ложения стран. По этому показателю выделяют государства приморские (Россия, США и др.), островны е (Япония, Великобритания, Индонезия и др.) и не имеющие выхода к морю (их 36 - Афганистан, Нигер, Пара­гвай, Киргизия и др.). Два первых типа поло­жения способствуют прогрессу, третий обычно тормозит его.

В условиях усиления в мировом хозяйстве интег­рационных процессов важное значение приобретает фактор положения (соседского, ближне- или внешнепериферийного ) по отношению к экономически высокоразвитым странам.

Произведенный за год объем валового внутреннего продукта (ВВП) страны позволяет судить о масштабах экономики и месте в мировом ВП.

По этому показателю необходимо прежде всего выделить группу из 8 крупнейших стран с объемом ВВП свыше 1 трлн. долл.: США - 6,8, Китай - 3,37, Япония - 2,65, Германия - 1,58, Индия - 1,35, Франция - 1,15, Великобритания и Италия - 1,1. На их долю прихо­дится около 60% мирового валового продукта. 7 стран с крупным ВВП (от 0,5 до 1 трлн. долл.), включающей Бра­зилию (0,94), Индонезию (0,73), Мексику, Канаду (по 0,61), Россию (0,585), Республику Корею (0,579) и Испанию (0,549). К средним по масштабам экономики можно отнести 30 стран с ежегодным объемом ВВП от 0,1 до 0,5 трлн. долл. (Нидерланды, Польша, Украина, Турция, Аргентина, ЮАР, Египет и др.), а к малым , состав­ляющим абсолютное большинство стран (более 180) - с ВВП менее 100 млрд. долл. (Узбекистан, Белоруссия, Венгрия, Из­раиль, Перу и др.), заметно преобладающих в Африке, Латин­ской Америке, Океании.

Группировка по исторически сложившимся различиям в характере общества (общественного строя).

Первый тип стран (или «первый мир») получил в отече­ственной науке название «развитые капиталистические страны ». Эта группа государств (более 30) исторически формировалась на основе классического капиталистического общества (частная собствен­ность, рыночная экономика, социальные контрасты, многопар­тийная парламентская система.

Эти страны традиционно занимали и продолжают сохранять авангардные позиции в мировой экономике и политике, выде­ляясь наиболее высоким уровнем социально-экономического развития и жизни населения. Ядро группы составляют «традиционные» капита­листические страны - США, западноевропейские, Япония и тесно связанные с ними (исторически и экономически) страны «переселенческого капитализма» (Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль). На долю этих стран в середине 1990-х годов приходилось 24% территории, менее 15% насе­ления и более 65% мирового валового продукта.

Однако в пос­ледние десятилетия активные интеграционные процессы способствовали расши­рению числа представителей данного типа за счет так называ­емых стран «периферийного капитализма» - южно-европей­ских (Испания, Португалия, Греция, Мальта, Турция) и Ир­ландии, восточно-азиатских (Республика Корея, Тайвань, Син­гапур) и ряда латино-карибских (Мексика).

Второй по времени появления стран («второй мир» ) составляют социалистические страны , демонстрирующие принципиально новый тип общества, бази­рующийся на различных видах общественной собственности, централизованной экономике нерыночного типа, отличающийся также минимальными социальными различиями и фактически однопартийной общественно-политической системой, опираю­щейся на коммунистическую идеологию. Во второй половине 1980-х годов эта группа из 17 государств с ключевой ролью СССР представляла собой мировую социалистическую систему.

В настоящее время она представлена пятью государствами (КНР, Вьетнам, КНДР, Лаос, Куба). На их долю приходится около 8% суши, 25% населения и около 9% мирового валового продукта. Китай и Вьетнам образуют группу стран «реформи­руемого социализма», сочетающих традиционную социалисти­ческую политическую надстройку и централизованную государ­ственную экономику с расширяющимся рыночным сектором, стимулирующим активную интеграцию в мировое хозяйство. Это обеспечило им в 1990-е годы самые высокие темпы соци­ально-экономического развития в мире, а среднегодовой рост ВВП в Китае за последние 20 лет составил 10%, что позволило стране переместиться на второе место в мире по объему ВВП. Опыт этих стран заимствует Лаос, КНДР и Куба могут быть отнесены к странам «классического социализма» т. е. сохраняющим чер­ты социалистического общества.

Третий тип стран («третий мир») заявил о себе после Второй мировой войны, в процессе национально-освободитель­ной борьбы и распада колониальной системы и с начала 1960-х годов называется «развивающимися странами». Это более 160 молодых государств и несамоуправляющихся территорий, на которые приходится более 50% тер­ритории, 52% населения и 20% мирового валового продукта. Кроме общей в прошлом для подавляющего большинства ко­лониальной судьбы они отличаются от остальных сходством черт общественного строя.

В «третьем мире» представлены первобытно-общинные, фе­одальные, капиталистические и социалистические обществен­ные отношения. В обоб­щенном виде своеобразие общественного строя развивающихся стран можно свести к трем вариантам:

1) страны капиталистического пути развития (латино­американские, большинство азиатских, отдельные африканские) с доминированием и наращиванием капиталистических укладов на основе национального и активно привлекаемого иностранного капитала и опыта. Выделяются наиболее высоким уровнем экономического развития и интеграции с развитыми капиталистическими странами. Роль докапиталистических структур минимальна;

2) страны дуального (двойственного) типа (подавляющее большинство стран в Африке, Океании, отдельные азиатские и латиноамериканские). Отличаются преобладаю­щей ролью докапиталистических укладов в экономике (нату­ральные, полунатуральные, мелкотоварные хозяйства) и в со­циально-политической жизни общества, сочетающихся с тен­денциями замедленной капитализации и интеграции в мировые процессы, социально-эконо­мическим отставанием от первой группы, обострением межна­циональных отношений;

3) страны социалистической ориентации (некапиталисти­ческого пути развития). Сложились в 1950-е-1980-е годы как специфическая, значительная, но нестабильная по своему со­ставу группа, имеющая общей целью постепенную социализа­цию общества путем заимствования опыта соцстран, развитых капиталис­тических, и его соединения, с религиозными («исламский со­циализм»), региональными («африканский социализм») и национальными («арабский социализм») традициями. Однако с распадом социалистической системы возможности развития таких стран резко сократились, в боль­шинстве из них произошла радикальная смена курса, что обусловило в 1990-е годы быстрое сокращение этой группы. В настоящее время к ее представителям можно отнести Ливию, Ирак, Сирию, Танзанию, Анголу, Гайану и некоторые другие.

Самым молодым в рассматриваемой типологии является четвертый тип стран («четвертый мир») - постсоциалисти­ческие, включающий 28 государств, возникших в начале 1990-х годов на территории бывших социалистических СССР (15), Восточной Европы (12) и Монголии. В середине 1990-х годов они охватывали 18% территории мира, в них проживало 7,5% населения и производилось около 5% мирового валового продукта. Главная особенность этих стран - переходный характер общества вследствие радикального реформирования посредством заимствования моделей развития у «по­сткапиталистических» стран Запада, сочетание в новом общественном строе разных социалистических и капиталистических качеств.

Внутри рассматриваемого типа можно выделить две группы стран –

«авангардную» (Чехия, Польша, Венгрия, Словения)

«замедленного реформирования» (Россия, Украина и др.). Первая отличается максимальной «вестернизированностью»: сложившаяся рыноч­ная экономика, активная роль иностранного капитала, устой­чивость социально-политической системы. Близость к западным социально-экономическим и политическим стандартам способ­ствует активной интеграции этих стран в европейские и другие международные организации (например, НАТО, ЕС). Для второй группы стран характер­на замедленность преобразований, сопровождающаяся острыми конфликтами.

Различия между странами в политической организации общества и освоенного им геопространства отражают государ­ственно-политические типологии стран. В частности, по осо­бенностям международного статуса все страны мира могут быть разделены на три типа:

1) суверенные государства;

2) несамо­управляющиеся территории,

3) «проблемные» территории.

Типология по различиям государственного строя , имеет три показателя.

1. Форма государственного правления показывает устрой­ство высшей государственной власти, т. е. характер взаимоот­ношений между ее законодательной, исполнительной и судеб­ной ветвями.

Наиболее распространенной и исторически чис­ленно растущей является республиканская форма , при которой все высшие органы власти формируются на выборной либо представительской основе, законодательная власть обычно при­надлежит парламенту, а исполнительная - правительству.

Старейшими республиками являются Сан-Марино и Швей­цария (с XIII в.). Национально-освободи­тельные процессы, буржуазные и социалистические революции, войны XX в., распад социалистических стран способствовали их стремительному росту (в 1991 г. - 127, в 1998 г. - 150).

В президентских республиках , количественно преоблада­ющих (прежде всего, за счет развивающихся стран), основные властные полномочия сосредоточены в руках президента (он - глава государства, правительства, верховный главнокомандую­щий). Различными вариантами таких республик являются США, Франция, Бразилия, Аргентина, Индонезия, Чехия, большинство стран-членов СНГ: Россия, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Азербайджан и др.

В парламентских республиках основные властные полномочия принадлежат пар­ламентам, формирующим правительства, а функции президента ограничены (Германия, Австрия, Швейцария, Италия, Греция, Израиль, Турция, Индия и др.).

В идеократических республи­ках осуществление властных полномочий президентами, пар­ламентами, судами и в целом функционирование политической системы страны опираются на определенную политическую или религиозную идеологию, а выражающие их партия или лидер играют ключевую роль в государственном управлении. Таковы социалистические и исламские (Иран, Пакистан, Афганистан, Судан и др.) республики.

При монархической форме государственного правления, наиболее распространенной еще в начале XX в., верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху - императору, королю, султану, князю, эмиру и т. п.) и обычно передается по наследству.

Исторически древнейшей разновидностью этой формы яв­ляются абсолютные монархии с неограниченной властью пра­вителя. Процессы капитализации общества и буржуазно-демо­кратических революций привели к появлению новой формы монархической власти - конституционных (парламентских ) монархий, где полномочия монарха ограничены конституцией, а властные функции сосредоточены в руках парламентов (за­конодательные) и формируемых ими правительств (исполнительные). Распад британской колониальной системы привел к появлению такой специфической формы конституционной мо­нархии, как «государство в составе Содружества Наций ». Её имеют 16 стран-членов этой международной организации, ко­торые признают главой своих государств британскую королеву. Сочетание в монархической власти религиозных и светских функций привело к появлению теократических монархий , где монарх одновременно является религиозным главой.

В насто­ящее время существуют более 40 монархий, среди которых подавляющее большинство - кон­ституционные, представленные, прежде всего, в Европе (12, особенно в бассейне Северного моря, в том числе Великобри­тания), Азии (9), Африке (3), Америке (9), Австралии и Океании (5). Абсолютных монархий осталось 6 (5 в Азии и Ватикан в Европе); три из них являются также теократиче­скими - Ватикан, Саудовская Аравия и Бруней. Особенностью монархической власти в федеративных государствах Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, а также в Ватикане является её выборность.

2 . Неотъемлемым свойством государственного строя любой страны является её административно-территориальное уст­ройство (или форма государственного устройства ). По этому признаку подавляющее большинство стран мира являются унитарными , управление которыми осу­ществляется центральной властью во всех административно-территориальных единицах.

Более молодой формой является федерация , или федератив­ное (союзное) государство. Оно образуется субъектами федера­ции (штатами, республиками, провинциями и т. п.), разделив­шими властные полномочия с центральной влас­тью и поэтому обладающими собственными законами (конституциями), представительными и исполнительными органами.

В конце 1990-х годов таких стран было 27, в том числе в Европе - 8, в Азии и Африке - по 5, в Америке - 7, в Австралии и Океании - 2.

Основными причинами создания федераций в разное время были: особенности исторического развития (США, ФРГ, ОАЭ и др.), огромные размеры территории (Канада, Австралия, Бразилия и др.) или ее разобщен­ность (островные Федеративные штаты Микронезии, республи­ка Коморские Острова), многонациональный состав населения (Индия, Нигерия, ЮАР и др.) или сочетание нескольких при­чин (СССР, Россия, Югославия). Ряд стран, относящихся к унитарным, имеют признаки федерации (наличие в их составе автономных образований и др.), например Дания, Франция.

Исторически редкая, форма государственного устройства - конфедерация. Она предполагает объединение суверенных государств (при со­хранении собственных органов власти, конституции…) для достижения общих целей (военных, политических, экономических, национальных). Для координации уси­лий образуются совместные законодательные и исполнительные органы (парламенты, президентские советы, комиссии...).

Конфедерациями были Швейцария (постепенно превратив­шаяся в федерацию), США (в первое десятилетие своей исто­рии), Объединенная Арабская Республика (объединение Египта и Сирии в 1958-1961 гг.). В настоящее время юридически оформленных конфедераций в мире нет, но их признаками обладают Европейский Союз и Союз Белоруссии и России, имеющие ряд совместных межгосудар­ственных органов. Определенный конфедеративный потенциал несут в себе неурегулированные отношения некоторых «непризнанных» государств и их «материнских» стран (Приднестро­вье - Молдавия, Абхазия - Грузия, Тайвань - Китай).

3 . Еще одним свойством государственного строя и в целом политической системы любой страны является политический режим , или тип правления - средства и методы осуществле­ния властных полномочий.

Демократическими считают режимы государственной влас­ти, которым присущи выборность и разделение властей (зако­нодательной, исполнительной, судебной), правовое государство с равенством всех перед законом, многопартийная политическая система. Такие режимы сложились в развитых капиталисти­ческих странах, формируются в большинстве постсоциалистических и в части развивающихся (наиболее развитых, например, в новых индустриальных странах).

Для авторитарных режимов харак­терна концентрация власти в руках одного лица или органа, принижающая роль других государственных институтов (преж­де всего представительских), сведение к минимуму и подавле­ние оппозиции, командные методы руководства, ограничение свобод. Черты авторитаризма обычно характерны для абсолют­ных монархий, но также для многих президентских республик развивающихся стран (особенно африканских, Ирака и др.) и части постсоциалистических (например, Туркмении, Узбекиста­на).

Тоталитарный режим , с точки зрения западной полито­логии, считается крайней формой авторитарного и представляет собой государственно-политическую систему управления, осу­ществляющую контроль над всеми областями общественной жизни исходя из принципов определенной идеологии. В насто­ящее время такие режимы характерны для большинства идеократических республик (в социалистических странах для его обозначения обычно используется термин «социалистическая демократия»).

Еще одно важное для более полного понимания общест­венно-географической картины мира измерение качественных различий между странами демонстрирует подход ООН к их группировке по уровням социально-экономического развития . Такой подход имеет практическое значение, в частности для ряда международных организаций, сотрудничающих со странами на разных условиях в зависимости от их уровня развития. Представление об уровне социально-экономического развития той или иной страны фор­мируется на основе учета следующих характеристик её жизни:

    произведенный за год ВВП в расчете на душу населения;

    доля отраслей обрабатывающей промышленности в ВВП;

    продолжительность жизни и уровень образования насе­ления (доля грамотных). Чем больше названные показатели, тем выше оценивается уровень развития страны и наоборот.

В соответствии с данным подходом все страны мира ООН разделяет на два типа - экономически (промышленно) разви­тые и развивающиеся (в более узком, социально-экономическом понимании, не совпадающем с ранее обозначенным обществен­но-историческим). В ряде документов и статистических мате­риалов ООН наряду с этими двумя типами выделяется группа стран с «центрально-планируемой экономикой» (т. е. социалис­тических), что характеризует не уровень их развития, а эко­номическую модель общества, на основе которой достигнуты экономические и социальные результаты, соответствующие по­казателям (особенно удельным) развивающихся стран. Постсо­циалистические страны часто называют «странами с переходной экономикой » (от централизованной к рыночной).

Разнообразие тенденций социально-экономического разви­тия в мире приводит к изменениям в составе обозначенных типов, с устойчивой тенденцией расширения первого из них. В настоящее время к экономически развитым странам отно­сятся около 70 государств Европы, Северной Америки, Азии (Центральной, Юго-Западной, Восточной), Африки (1), Австра­лии и Океании (2).

Они характеризуются наиболее высокими показателями уровня социально-экономического развития, несмотря на зна­чительные различия в ВВП на душу населения (от менее 2 до более 20 тыс. долл. в 1996 г.), производят более 64% мирового валового продукта при 30% населения мира. В 1990-е годы: первоначальное «исто­рическое ядро» развитых капиталистических стран пополни­лось постсоциалистическими государствами Восточной Европы и СНГ («переходные экономики»), а также «новыми развиты­ми», из развивающихся (Турция, Мексика, Южная Корея и др.). Китай - вторая экономическая держава в мире по масштабам ВВП (3,4 трлн. долл. или 12,2% мирового продукта), 21% населения мира, крупный научно-технический и инду­стриальный потенциал, одно из лидирующих мест в мировой торговле и валютных резервах, наиболее высокие темпы раз­вития. Однако эти показатели сочетаются с низкими душевыми (ВВП на душу населения в 1996 г. состав­лял 2,8 тыс. долл.) и социальными показателями, позволяю­щими относить КНР к раз­вивающимся странам.

Во второй тип, точнее всего обозначаемый как экономиче­ски развивающиеся страны , с учетом Китая, но за вычетом названных «новых развитых», входят все остальные (более 160) государства и несамоуправляющиеся территории Африки, Азии, Латинской Америки и Океании - это, главным образом, молодые суверенные государства, все социалистические и не­которые постсоциалистические (например, Монголия). В 1996 г. на их долю приходилось около 36% валового продукта и более 70% населения мира (без КНР соответственно 25,6 и около 50%).

В рамках обозначенного типологического сходства можно детализировать типологию, выделив в ней дроб­ные единицы - подтипы и типологические группы.

Предла­гаемый ниже вариант группировки стран по комплексу при­знаков (уровню социально-экономического развития с учетом исторических и географических факторов) опирается на опыт других, ранее разработанных экономических и экономико-гео­графических типологий В. В. Вольского и коллектива экономико-географов МГУ, Б. М. Болотина и В. Л. Шейниса и др.