Задания декады экологии в школе. План проведения экодекады в начальной школе

Задания декады экологии в школе. План проведения экодекады в начальной школе
Задания декады экологии в школе. План проведения экодекады в начальной школе

МКОУ ООШ с. Колянур

Советского района Кировской области

Декада экологии

Разработку подготовила

Учитель географии и биологии

1 квалификационной категории

Агапитова Татьяна Николаевна

2009

Каждому человеку с ранних лет просто необходимо постичь искусство общения с природой, окружающей нас средой и учиться хозяйствовать на земле. Здесь никак не обойтись без экологических знаний.

Р азвить интерес обучающихся к экологии и смежным наукам; включить подростков в практическую деятельность по решению реальных жизненных экологических проблем родного края, в том числе проблему охраны собственного здоровья активизировать деятельность учащихся на уроках заниматься экологическим воспитанием помогает Декада экологии.

Я предлагаю план ее проведения и материал для использования в работе. При подготовке к Декаде экологии нужно учитывать следующие моменты. Необходимо в начале учебного года сообщить дату ее проведения. Заранее подготовить плакаты. Следует также соблюдать принцип добровольности участия. И, конечно, обязательно награждать победителей. Декаду экологии лучше проводить в апреле, мае. Так как на этот период приходиться наибольшее количество природоохранных мероприятий.

Остановимся на некоторых мероприятиях Декады экологии. Подготовка начинается за две недели до декады. Учитель рекомендует учащимся литературу по теме для подготовки докладов. В ходе конференции учащиеся выступают с ними, отвечают на вопросы и критические замечания.

Интересным считаю использование обучающимися таких обращений: «уважаемый коллега», «позвольте с вами не согласиться», обращение по имени и отчеству. Кроме того, что это несет игровую нагрузку, побуждает школьников прислушиваться к мнению товарища и учит вести спор в корректной форме.

Предлагается посетить мини-выставку работ, выполненных учащимися по выбранным ими темам. После нее организуется выставка лучших докладов в кабинете. Гордые собой лекторы знакомят со своими работами всех желающих. В результате проведения такой конференции школьники учатся общению с товарищами, закрепляют умения правильно отбирать материал, кратко, и сжато его излагать. Нужно заранее спланировать природоохранные операции. Предупредить детей о необходимости рабочей формы. Чтобы Декады экологии прошла успешно необходимо использовать игровые мероприятия и отмечать лучших участников.

Первый день

Конкурс фотоохотников «Удивительный мир природы»

Конкурсная программа «Пусть расправит птица крылья»

1-9 класс

начальные классы

Второй день

Конкурсная программа «Здоров будешь – все добудешь!»

(брифинг)

5,6-класс

8-9класс

Третий день

Конкурсная программа «В здоровом теле – здоровый дух»

7-8 класс

Четвертый день

Викторина «Растения и животные, которые нас лечат»

Операция «Чистый двор»

7,8-9 класс

1-9 класс

Пятый

день

«Красота и гармония в природе» защита информационных проектов

4-6 класс

7-8 класс

Шестой день

Операция «Хрусталь»

1-9 класс

Седьмой день

Операция «Чистопруд»

5-8 класс

Восьмой день

Операция «Зеленстрой»

7,8-9 класс

Девятый день

Пресс-конференция «Воспитание воли»

6-9 класс

Десятый день

Вечер отдыха «Земля – наш общий дом»

5-9 классы

План проведения декады экологии

«В здоровом теле – здоровый дух»

(конкурсная программа)

Цель:

Ход мероприятия:

Ведущий. В век технического прогресса и завоевания космоса, в эпоху рыночных взаимоотношений, как вы думаете, что для нас дороже всего? Конечно же, здоровье.

Здоровье человека - это главная ценность в жизни. Его не купишь ни за какие деньги. Поэтому девизом нашей игры будет народная поговорка «Здоров будешь - все добудешь». Давайте все вместе хором крикнем наш девиз.

Этап 1. «Девиз».

Девиз - это краткое изречение, в котором в лаконичной форме обычно формулируется какой-то жизненный принцип человека. Вам сейчас предстоит сочинить девиз своей команды, и в нем должно обязательно присутствовать слово:

  • чистота;
  • спорт;
  • режим;
  • отдых;
  • витамины.

Этап 2. «Синонимы».

Ведущий. Более ста лет назад И. С. Тургенев высказал мысль о том, что русский язык богат и могуч. В нашем языке очень много синонимов. Попробуйте найти как можно больше синонимов к глаголу, который написан на карточке:

  • умываться;
    -обливаться;
  • спать;
  • бегать;
  • диета.

Этап 3 . « Ч а с т о к о л ».

Ведущий. В этом конкурсе вам надо как можно скорее расшифровать советы доктора Неболита. Для этого надо по порядку собрать буквы от самой большой до самой маленькой. Получите шифровки.

Этап 4. «Дорожный знак».

Ведущий. Одно из трактований народной поговорки «Болен - лечись, а здоров - берегись». Необходимо продемонстрировать соблюдение мер безопасности на улицах города. А помогут нам в этом дорожные знаки. Помогите сотрудникам ГАИ, нарисуйте дорожный знак:

  • Осторожно, глухие старушки!
  • Осторожно, жидкий асфальт!
  • Осторожно, дети-хулиганы!
  • Осторожно, низко летящие кометы!

Этап 5. «Сила духа».

Ведущий. Победит в этом конкурсе тот, кто быстрее надует воздушный шарик.

Этап 6. «Блицтурнир».

«Здоровье не купишь - его разум дарит» - под таким девизом мы проводим «Блицтурнир». Весной растет - летом цветет, Осенью осыпается, зимой отсыпается. А цветок - как медок, Лечит от гриппа, Кашля и хрипа.

(Липа.)

Растет она вокруг, она - и враг и друг.
Как иглы волоски покрыли все листки.
Сломи хоть волосок - И каплет едкий сок

На кожу - хоть ори! О-о-о-ой! Волдыри!

Но если дружишь с ней -Ты многих здоровей, В ней витаминов - клад, Весной ее едят!

(Крапива.)

Есть корень кривой и рогатый, целебною силой богатый,
И может, два века он ждет человека

В чащобе лесной под кедровой сосной.

(Женьшень.)

Почему я от дороги далеко не отхожу?
Если ты поранишь ноги, я им помощь окажу.
Приложу ладошку к ране - боль утихнет и опять
Будут ноги по дороге в ногу с солнышком шагать.

(Подорожник.)

Он шипы свои выставил колкие,
Шипы у него как иголки.

Но мы не шипы у него соберем -Полезных плодов для аптеки нарвем!

(Шиповник.)

Травка растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,

А ее зеленый лист

Нам идет на вкусный чай

Что за травка? Отгадай!

(Душица.)

Этап 7. «Здоровье».

На каждую букву этого слова найти слова, которые имеют отношение к здоровому образу жизни. 3 - здоровье, зарядка и т. д.

Этап 8. Инсценировка «У врача».

Перед кабинетом врача стоит ученик с портфелем. Он в нерешительности.

Ученик. Что делать? Идти или не идти? А вдруг выгонит? Нет, не пойду! Да, а контрольная? Нет, надо идти... Была не была!

Вытаскивает из портфеля полотенце, обвязывает им голову. Стучится в дверь.

Врач. Да, да, войдите!

Ученик (входит в кабинет врача). Можно?

Врач (что-то пишет, потом перестает писать, смотрит на ученика). Заходи, заходи, садись. На что жалуешься?

Ученик. На очень плохое самочувствие. Врач. Конкретнее. Что болит?

Ученик. Голова. Живот. Уши заложило. Ничего не слышу и ничего не помню. Потом... это... головокружение, давление и сердцебиение.

Врач. Температура есть?

Ученик. Есть, есть! Тридцать восемь и восемь. Или сорок четыре и четыре. Не помню.

Врач. Понятно. А фамилию свою помнишь?

Ученик. Нет, не помню... Забыл.

Врач. И имя тоже забыл?

Ученик. Ага. И отчество. Потому что голова болит.

Врач. Ив каком классе учишься, и в какой школе, тоже забыл?

Ученик. Класс... Кажется, шестой «Ю». А школу забыл начисто.

Врач. Ладно. Открой пошире рот. Скажи: «А-а-а». Ученик. А-а-алгебра...

Врач. Что «алгебра»? Контрольная, что ли, сегодня? Ученик. Нет, завтра... Ой, нет, не помню...

Врач. М-да-а. (Смотрит на ученика поверх очков.) Очень тяжелый случай! В школу тебе нельзя ходить. Придется недельки две посидеть дома.

Ученик (обрадованно). Дома?

Ученик. А английский?

Врач. Нельзя!

Ученик. А география?

Врач. Нив коем случае!

Ученик. Ав кино можно ходить?

Врач. Разве я не сказал? Обязательно! Два раза в день -утром и после обеда!

Ученик. Большое спасибо!

Врач. На здоровье! Все. Можешь идти.

Ученик. До свидания... Ой, а справка?

Врач. Какая справка?

Ученик. Освобождение от школы. Вы же мне не дали!

Врач. Ах, освобождение... Нет, к сожалению, ничего не получится!

Ученик. Почему?

Врач. Как же я тебе напишу справку, если не знаю ни твоего имени, ни фамилии, ни школы, в которой ты учишься!

Ученик. Ой, я, кажется, начинаю вспоминать...

Врач. Молодец. Как фамилия?

Ученик. Котиков.

Ученик. Вася! То есть Василий Егорович.

Врач. Очень хорошо. Вспоминай теперь класс, школу.

Ученик. Шестой «В» класс, школа номер двадцать пять...

Врач. Теперь про алгебру вспомни!

Ученик. Про какую алгебру?

Врач. Про ту самую. По которой завтра контрольная. Вспомнил?

Ученик (смущенно). Вспомнил...

Врач. Замечательно! Видишь, как ты у меня быстро выздоровел! И даже справки никакой не нужно! Или все-таки нужно? На имя директора школы номер двадцать пять?

Ученик. Ненужно...

Врач. Тогда до свидания, Котиков Василий Егорович. Да, чалму не забудь с головы снять, она тебе не идет!

Ученик снимает с головы полотенце, уходит.

Ведущий . Здоровье - неоценимое счастье в жизни человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым. Надеемся, что сегодняшняя наша игра не прошла даром и вы многое почерпнули из нее. Ведь здоров будешь - все добудешь! Так будьте здоровы!!!

(брифинг)

Цели: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому; помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли; формирование экологической культуры.

Эпиграф: Нельзя допустить, чтобы люди

направляли на свое уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить.

Ф. Жолио-Кюри

План

  1. Значение природы для человека.
  2. Существует ли в настоящее время угроза природе и жизни
    человека?
  3. Какова экологическая обстановка в нашем селе?
  4. Какое влияние окружающая среда оказывает на здоровье
    людей?
  5. Что может сделать каждый из нас для сохранения природы?

В брифинге принимают участие:

  • эколог,
  • представитель комитета по охране природы,
    - медицинский работник,
  • экономист.

В роли специалистов выступают учащиеся 9-11 классов, подготовившие свои сообщения заранее по рекомендованной учителем литературе.

I. Вступительное слово учителя о значении природы для

человека.

Звучит музыка И. Штрауса «Сказки венского леса». Ведущий (учитель). Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» - чудеса, сотворенные природой и созданные руками человека. Твердили о семи чудесах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес - единственном известном нам во Вселенной. Это чудо есть сама наша планета вместе с атмосферой -вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным. Единственным, потому что остальные планеты нашей Солнечной системы, с большой долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли. Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, - загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.

Это чудо - Природа. Человек - ее частица. Природа дает человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают его мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. «Сохранить природу - сохранить жизнь» - тема брифинга.

В нашем брифинге принимают участие: эколог (Ф. И. О.), представитель комитета по охране природы (Ф. И. О.), медицинский работник (Ф. И. О.), экономист (Ф. И. О.).

Аэродромы,

пирсы

и перроны,

леса без птиц

и земли без воды... Все меньше - окружающей природы. Все больше - окружающей среды.

Всего четыре строки стихотворения Р. Рождественского, но в них самая суть серьезнейших изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями, и виновниками этих изменений. Чем они могут обернуться для сегодняшнего и последующих поколений? Предоставим слово ведущим специалистам.

И. Выступления специалистов.

Ведущий называет вопросы, которые необходимо рассмотреть на брифинге, и приглашает к выступлению специалистов.

- Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?

С информацией по этому вопросу выступает эколог.

Эколог. Дальновидных, неравнодушных людей во все времена волновали экологические проблемы. Так, Ярослав Мудрый законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных.

Указ Петра I от 1718 года предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, а также и тех, кто рубить прикажет, вырезав им ноздри и ушня, наказание батогами, посылать в каторжную работу». Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в пределах Петербурга и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.

Согласно Указу 1719 года об охране водоемов: «...если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь...».

Тысячелетиями расширялось вторжение человека в природу. Но особенно большие изменения в окружающей среде произошли в эпоху научно-технической революции. И не всегда они положительны.

Научно-технический прогресс принес и продолжает приносить людям многие удобства и комфорт. Он облегчил труд, позволил выйти в космос. Остановить и даже затормозить его невозможно, как невозможно заставить человека перестать думать, дерзать, творить... К сожалению, не все понимают важность охраны окружающей среды. Природа стала слать тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений - люди и созданные ими заводы, электростанции, рудники, транспорт, а также города...

Еще несколько десятилетий назад академик В. И. Вернадский, создатель науки биогеохимии, предостерег от хищнического отношения к природе и ее богатствам: результат может быть только один - полное ее уничтожение.

Выражение «необходим как воздух» возникло не случайно. Человек способен без пищи прожить недели, без воды - дни, а без

воздуха - минуты.

За последние 25-30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за весь антропоген, то есть за 2-3 миллиона лет. В атмосферу выбрасываются сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 млрд тонн, что может привести к потеплению, частичному таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Возможные отрицательные последствия для человечества в этом случае трудно даже

вообразить.

Более 50 городов России имеют уровень загрязненности окружающей среды, превышающий санитарные нормы.

Все острее становится проблема источников чистой пресной

воды.

Леса - «легкие планеты», безотказные фильтры атмосферы, -вырубаются быстрее, чем вырастают. Каждый кубометр древесины - это почти полтонны поглощенной из воздуха углекислоты.

Биологи уже доказали, что генетическая информация, передаваемая последующим поколениям живой клеткой, может быть искажена и нарушена под воздействием так называемых «мутантов». К их числу относятся радиация, активные химические вещества, ядохимикаты, пестициды, некоторые металлы.

В моря и океаны в течение веков сбрасывалось все и без всякого ограничения, в том числе радиоактивные отходы. Многочисленные катастрофы танкеров с нефтью приводят к гибели рыбы,

крабов, морских птиц.

Ведущий. Приведенные экологом факты тревожны. Они могут показаться вам далекими.

Какова экологическая обстановка в нашем селе?

Слово предоставляется представителю комитета по охране природы.

Представитель комитета по охране природы...

Выступление сопровождается демонстрацией видеофрагментов, характеризующих экологическую ситуацию в городе, и заканчивается стихотворением:

И ТОЛЬКО АХАЕТ ПРИРОДА...

Весна! Ручьи не умолкают: Потоки в буйстве - там и тут. И в наше озеро стекают И удобренья, и мазут. Весь берег стал похож на свалку -Чего, чего тут только нет: Объедки, старые мочалки, Обрывки книжек и газет... Растут те свалки год от года По берегам озер и рек, И сокрушается Природа:

Зачем все это, Человек?!
Иду таежною долиной...
И снова - горькие слова:

У сосен высохли вершины, С берез осыпалась листва, На травах - черные болячки -Беда, куда ни погляди... И разъяснил мне егерь мрачно:

А что? Кислотные дожди...

Лес плакал, точно в непогоду, Скрипучей жалобой калек, И я услышал стон Природы:

Что натворил ты, Человек?!
Раз в туристическом вояже

Я искупаться захотел. Но прогулялся возле пляжа И, верь, раздеться не посмел. Тянуло от воды отравой -Шибали запахи волной.

Не море - сточная канава

Плескалась тихо предо мной.

Дымили вдалеке заводы,

Шумел космический наш век.

Но грустным был венец Природы -

Ее созданье - Человек.

Наш разум стал Природе игом!

А не случится ли вдруг так,

Что нам самим до Красной книги

Останется всего лишь шаг?

От термоядерных реакций

И от химических новаций

Не раз рвалась потомства нить.

Волна чудовищных мутаций

Грозит планету затопить.

Все может быть, все может статься...

Вопрос ребром: быть иль не быть?

Никто за нас того вопроса

И не подумает решить.

А между тем все час за часом

Мы продолжаем зло вершить.

И вот уж нет лесных запасов,

Уже в реке нельзя попить.

Ракеты бьют по небосводу,

Тревожа мирный наш ночлег,

И только ахает Природа:

Да сын ли ты мне, Человек?

В. Глебов

Ведущий. Экологическая ситуация в нашем городе тоже не радует и заставляет задуматься каждого.

Какое влияние окружающая среда оказывает на здоровье людей?

С информацией выступает медицинский работник.

Медицинский работник. Загрязнение воздуха на 43-45 % повинно в ухудшении здоровья населения. На состояние здоровья оказывает влияние и качество питьевой воды. В Амурской, Курганской, Кемеровской, Новгородской областях и Мордовской республике установлено прямое влияние химического загрязнения на возникновение заболеваний центральной нервной системы, гепатитов, токсикозов при беременности, на увеличение мертворожденных детей и врожденных аномалий.

Бактериальное и вирусное загрязнение рек России создает постоянную опасность эпидемиологических вспышек кишечных инфекций. Во многих регионах нашей страны наблюдается превышение допустимого уровня пестицидов в почве, что ведет к заболеваемости детей анемией, туберкулезом.

На территориях, подверженных радиоактивному загрязнению в результате аварий в Челябинске, Чернобыле, увеличилось количество заболевших лейкозами, страдающих эндокринными заболеваниями. Учеными зарегистрирован рост общей смертности на 17-24 %.

Многие растения и животные организмы становятся накопителями металлов и стойких химических соединений, их употребление опасно для здоровья.

Ведущий. Изменение среды самым непосредственным образом затрагивает здоровье человека, его биологию, все живое. Безрассудная деятельность человека по отношению к природе поставила на грань вымирания 1000 видов позвоночных. В Красную книгу включено: 115 видов животных, 25 % птиц и 44 % зверей, находящихся на грани исчезновения. С лица Земли уже исчезли 118 видов млекопитающих, 127 видов птиц. В зоне экологического бедствия в России проживает 35 млн человек. Огромный ущерб природе приносят аварии, природные катастрофы (засуха, наводнения, землетрясения...).

Что может сделать каждый из нас для сохранения природы?

Слово предоставляется экономисту.

Экономист. Прежде всего, необходимо создавать безопасные технологии, очистные сооружения, нужны также больницы с современным оборудованием... На это требуются огромные средства. Их пока недостаточно. Необходимо научиться бережному отношению к природным ресурсам и сообществам.

Для образования в природе слоя почвы толщиной в 5 см требуется, по подсчетам ученых, 2000 лет. Веками, тысячелетиями создавалось это величайшее богатство. Мы обязаны дорожить им, оберегать от разрушительных последствий.

Что конкретно для сохранения природы может сделать каждый школьник? (Обращает внимание всех на плакат.)

Плакат «Будьте активными защитниками природной среды!»

  • Соблюдайте правила поведения в лесу, на берегу водоемов...
  • Соблюдайте правила сбора даров леса (грибов, лекарствен
    ных растений...).
  • Заботьтесь о братьях наших меньших (муравьях, птицах,

ежиках...).

Украшайте в зеленый наряд города и села.

III. Заключительная часть (обобщение).

Ведущий. Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьем воду и едим хлеб, молекулы которых непрерывно участвуют в бесконечном круговороте веществ. И мы сами - мыслящие частицы Природы. Это налагает огромную ответственность за её сохранность на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а следовательно, жизни на Земле.

Послушайте стихотворение:

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики...

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике природы,

Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу, -

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю!

Берегите...

М. Дудин

Звучит песня «Березы» в исполнении Н. Расторгуева (в записи).

Конкурсная программа

ЗДОРОВ БУДЕШЬ - ВСЕ ДОБУДЕШЬ!

Цель:

способствовать формированию здорового образа жизни.

Ход мероприятия:

Педагог:

Каждый из нас знает, какой бесценный клад - здоровье. Но почему-то мы начинаем вспоминать об этом, только заболев. Мы не будем проводить сегодня нудных лекций, мы поиграем! Правила игры очень просты: каждый играет сам за себя, набравший больше всего баллов - победитель. Самая высокая оценка за каждый конкурс - 10 баллов.

Викторина «Хитрые вопросы - мудрые советы»

1. Для чего уже в древнем Китае и Персии здоровые люди на
носили на царапину немного крови больных оспой?

(Зараженные таким образом переносили заболевание легче. Это прообраз прививки).

2. Какое вещество для нормального функционирования орга
низма человеку необходимо в день 2,5 килограмма?

(Вода)

3. Такая вода содержит в своем составе комплекс солей, макро-
и микроэлементов. Не зря ее называют «живой водой». Что это за
вода?

(Минеральная вода).

4. Нужно ли проветривать комнату зимой. Почему?
(Нужно. При температуре 1-2 С болезнетворные бактерии поги
бают).

5. Назовите витамин, который вырабатывается в организме че
ловека только под воздействием солнечных лучей.

(Витамин Д).

6. В этом состоянии люди проводят треть своей жизни. Оно по
лезно и необходимо.

(Сон).

  1. Почему весной яблоки не так полезны, как осенью?
    (Витамины разрушаются к весне).
  2. Что нужно сделать усталому путнику после долгой ходьбы?
    (Надо немного полежать, приняв положение, при котором ноги были
    бы немного выше головы).
  3. Можно ли сразу после кросса сесть отдыхать?

(Нет. Нужно походить, чтобы кровь не застоялась в венах).

10. Это занятие представляет собой естественный массаж, по
вышает тонус мышц, улучшает работу сердца. Что это за занятие?

(Плавание).

Педагог:

Древнеиндийская пословица гласит: «Нет друга, равного здоровью; нет врага, равного болезни».

Давайте подумаем, с чего начинается здоровье?

Ученик:

С гигиены, спорта, воды, воздуха и здоровой пищи.

Педагог:

Правильно сказано. Начнем с гигиены.

Сейчас я раздам вам листы с одинаковыми для всех вопросами. Вы должны правильно и быстрее всех ответить на данные вопросы.

1. Что необходимо принимать перед сном обязательно, а в жар
кую погоду - утром и вечером?

(Душ).

2. Как часто необходимо мыть голову?

(По мере загрязнения. Но не реже 1 раза в неделю.)

3. Для предупреждения заболевания зубов рекомендуется ис
пользовать зубные пасты, содержащие этот элемент. Какой?

(Фтор).

4. Какие предметы используются для дополнительной чистки зубов? (Зубочистка и зубная нить).

5. Это средство может служить профилактикой кариеса. Однако чрезмерное его употребление приводит к проблемам с желудком. Что это?

(Жевательная резинка).

Педагог:

Все вы отлично справились. Но есть и победитель!

(Называется имя победителя.)

Педагог:

Что такое физкультура?

Тренировка и игра.

Что такое физкультура?

Физ, и-куль, и-ту, и-ра.

Руки вверх, руки вниз -

Это ФИЗ-,

Крутим шею, словно руль, -

Это-КУЛЬ-.

Ловко прыгай в высоту -

Это-ТУ-.

Бегай полчаса с утра -

Это--РА!

Занимаясь этим делом,

Станешь ловким, сильным, смелым. Плюс - хорошая фигура. Вот что значит Физ-куль-ту-ра!

На зарядку становись! Предлагаю, чтобы каждый из вас сейчас показал по одному упражнению из его утренней гимнастики, которую он, конечно, честно делает каждое утро. Повторяться упражнения не должны.

Звучит музыка, ребята по очереди показывают упражнения, осталь ные повторяют и выполняют продемонстрированные упражнения.

Педагог:

Скажите, когда случается, что вы заболели, какое лекарственное средство вам дает мама или бабушка? Наверное, кроме таблеток вам приходится пить и травяные отвары: они и безвреднее, и эффективнее. Давайте попробуем заняться сейчас народной медициной.

На доске иллюстрации, изображающие лекарственные растения, а рядом в столбик выписаны слова - названия болезней, которые они лечат. Давайте выясним, какую лекарственную траву следует употреблять от той или иной болезни.

Иллюстрации:

  1. Ромашка
  2. Подорожник
  3. Лопух
  4. Лист малины
  5. Календула
  6. Цветок липы

Названия болезней:

  1. От ушибов
  2. От простуды
  3. От температуры
  4. От боли в горле
  5. От ангины
  6. От внешних ран

Правильные ответы:

  1. Ромашка - от боли в горле
  2. Подорожник - от внешних ран
  3. Лопух - от ушибов
  4. Лист малины - от температуры
  5. Ноготок или календула - от ангины
  6. Цветок липы - от простуды

Викторина «Какие?»

Вам предлагается серия вопросов, каждый из которых начинается со слова «какие» и варианты ответов. Необходимо выбрать те из них, которые являются ответами на данный вопрос.

1. Какие растения останавливают кровь? (Калина, мох, подорожник, крапива, мята, зверобой, тысячелистник).

  1. Какие растения заживляют раны,язвы? (Календула,зверобой, подорожник, калина,мох, крапива; алоэ, облепиха,подорожник, тысячелистник).
  2. Какие растения богаты
    витаминами?

(Шиповник, мята, малина, калина, земляника, клюква, облепиха)

4. Какие растения используют для полоскания горла, носа, глаз,
волос? (Облепиха, ромашка, липа, календула, фиалка трехцветная,
зверобой, черника).

  1. Какие растения применяют при заболеваниях кожи?
    (Алоэ, лопух, облепиха, зверобой, рябина черноплодная,
    анютины глазки, чистотел, фиалка трехцветная).
  2. Какие растения применяют при простуде и кашле?

(Малина, липа, мята, подорожник, багульник, фенхель).

Конкурс «Здоровый обед»

Звучит песня «Если хочешь быть здоров».

Учащиеся должны составить рецепт блюда из полезных продуктов и обосновать свой ответ.

Блиц-турнир «Здоровье не купишь!»

Весной растет, летом цветет. Осенью осыпается, зимой отсыпается. А цветок - на медок, Лечит от гриппа, кашля и хрипа.

(липа)

Растет она вокруг. Она и враг, и друг. Как иглы волоски Покрыли все листки. Сломи хоть волосок, -И капнет едкий сок. На кожу - хоть ори! О-о-ой, волдыри! Но если дружишь с ней, Ты многих здоровей: В ней витаминов - клад, Весной ее едят.

(крапива)

Есть корень кривой и рогатый Целебною силой богатый, И может два века он ждать человека, В чащобе лесной под кедровой сосной.

(женьшень)

Почему я от дороги Далеко не отхожу? Если ты поранил ноги, Я им помощь окажу. Приложу ладошку к ране, -

Боль утихнет, и опять Будут ноги по дороге В ногу с солнышком шагать.

(подорожник)

Он шипы свои выставил колкие. Шипы у него, как иголки. Но мы не шипы у него соберем, - Полезных плодов для аптеки нарвем.

(шиповник)

Травка та растет на склонах

И на холмиках зеленых,

Запах крепок и душист,

А ее зеленый лист

Нам идет на чай.

Что за травка? Отгадай!

(душица)

Педагог:

Здоровье - неоценимое счастье в жизни любого человека. Нам хочется быть бодрыми, веселыми, сильными и ловкими, с сильным характером, волей к победе.

Перед вами лежат листы бумаги, где написано бесценное слово «здоровье». Вам нужно подобрать к каждой букве этого слова как можно больше слов, которые начинаются с этой буквы и имеют отношение к здоровому образу жизни. Написавший больше всего слов и будет победителем.

Например:

3 - зарядка, закалка, задор, загар и т.д.

Д - диета, доктор, душ, дорожка и т.д.

О - отдых, очки, обед и т.д.

Р - режим, работа, резвость, решимость и т.д.

О - операция, Олимпиада, облик, и т.д.

В - вода, витамины, выносливость и т.д.

Е - еда, езда, и т.д.

Педагог:

Вам дарю один совет. Солнце только что проснулось И ребятам улыбнулось! Поскорей, дружок, вставай. На зарядку выбегай. Солнце светит Ярко-ярко! Нам от солнца Жарко-жарко! Солнышко, сильнее грей -Воду в речке нам согрей! Солнце, воздух и вода - Наши лучшие друзья!

Ученик:

Все мы любим умываться И опрятно одеваться. Солнце, воздух и вода -Наши лучшие друзья. К спорту мы неравнодушны, Аккуратны и послушны. Вот любимые продукты: Витамины, соки, фрукты... Мы сильны, крепки, красивы Всем на зависть и на диво.

Педагог:

Именно такими вы и должны быть. Хочется видеть вас всегда здоровыми, ловкими, бодрыми и с отличным настроением. Здоровья вам и новых побед! Звучит музыка. Награждение победителей конкурсов.

ВОСПИТАНИЕ ВОЛИ

(пресс-конференция)

Цели и задачи: формировать здоровый образ жизни; воспитывать чувство коллективизма; воспитывать духовность, высокие интеллектуально-нравственные интересы и потребности, ценностные взгляды, ориентации, убеждения; овладевать знаниями о воспитании духа, силы воли; развивать позитивный опыт культуры общения.

Оборудование: фотографии известных спортсменов, портрет полководца Александра Суворова, плакаты с цитатами известных людей; карточки с краеведческим материалом.

Ход занятия

Ведущий . Наше занятие сегодня будет построено в форме пресс-конференции, на которой пойдет разговор об одном из важнейших качеств характера человека - силе воли. Вооружившись знаниями, вы сможете противостоять порокам, подстерегающим вас на каждом шагу.

Сегодня у нас в гостях журналисты СМИ, врачи, историки, юристы. Наш разговор о том, как воспитать волю, как стать взрослым, выносливым, мужественным.

7 апреля ежегодно во всем мире отмечается День здоровья. Все люди хотят быть здоровыми физически и нравственно.

Ведущий . Мальчики - будущие защитники нашей Родины. Но у настоящего мужчины должно быть еще одно важное качество. Он знает слово «надо» и умеет владеть собой. Настоящий мужчина имеет силу волю. Что это такое?

Психолог . Воля - способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (то есть свои второстепенные желания и стремления).

Воля - способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.

Каждый из нас сам вычеканивает цену своей личности, че
ловек бывает велик или мал в зависимости от собственной воли.

(С. Смайлс.)

Ничего не делается само собой, без усилий и воли, без тру
да. Воля людская, воля одного твердого человека страшно вели
ка.

(А. И. Герцен.)

Сила воли - ответственность, сознательность, надежность.
Как вы понимаете эти слова?

Ответы учащихся.

Психолог . Сила воли должна присутствовать в каждом человеке. Тема эта важна и актуальна. В нынешней жизни столько соблазнов, что, не имея силы воли, можно стать наркоманом, алкоголиком.

Ведущий . Слово предоставляется профессору.

Профессор . Мы живем на прекрасной планете Земля. Каждому человеку хочется быть здоровым и оставаться таким как можно дольше. Проблемы здоровья человека и здоровья Земли теснейшим образом связаны. Здоровая Земля - важнейший фактор здоровья живущих на ней людей. Если человек губит природу, он губит себя. Если человек плохо заботится о своем здоровье, он и к окружающей среде относится так же.

Борьба за здоровье всех людей планеты будет более успешной, чем меньшей будет опасность войны, ядерной катастрофы.

Здоровье - это не отсутствие болезней, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой. Человек больше, чем телесная система. Он целостное существо в физическом, душевно-духовном и социальном измерениях, которые проникают друг в друга и влияют друг на друга. Тесно переплетены между собой душа и тело. Есть много путей к здоровью. Одного воскрешает ледяная прорубь, второго - бег,

третьего - йога, четвертого - гимнастика. А кого-то любовь, доброе слово, вовремя протянутая рука помощи. Главное не в методе оздоровления, а в сердце, в душе, в мировоззрении, настрое, вере. Вера - она очень важна. Без нее не отыскать заветную дверцу, за которой прячется здоровье.

Какие качества больше всего цените вы, современные подростки? (Доброта, справедливость, готовность постоять за правду, веселый характер.)

Есть одно важное качество - это умение посмотреть на себя со стороны и критически оценить свои качества как будущего лидера, который должен быть коммуникабельным, завоевывать доверие, уметь организовать ребят вокруг дела, помочь товарищам, уметь воспитывать в себе волю.

«Воля есть отличительный признак человеческого рода, и сам разум - только вечное правило для руководства волею».

(Ф. Шиллер.)

Ведущий . «Большая воля - это не только умение чего-то добиться, но умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно», - утверждал А. С. Макаренко.

Как люди проявляли силу воли? Может быть, историку есть о чем рассказать?

Историк. Есть много путей к здоровью. Да, профессор был совершенно прав, говоря о них. Я повторю. Одного воскрешает ледяная прорубь, второго - бег, третьего - йога, четвертого - гимнастика. Закаливание - прекрасное средство укрепления здоровья и выработки силы воли.

Интересны письменные свидетельства современников, характеризующие высокую степень закаливания русских людей, чему способствовали и суровая природа, и вековечная борьба с многочисленными врагами, нападавшими на обширные границы Русского государства. В 1636 году голландский посол Адам Олеарий, познакомившись с русскими, свидетельствовал: «Русские - крепкий, сильный, выносливый народ, способный легко

переносить и стужу, и жару. Вообще в России люди здоровые, доживающие до глубокой старости и редко болеющие».

Большое внимание уделял закаливанию русской армии известный полководец А. В. Суворов. Своим личным примером он воздействовал на русское офицерство и солдат. Записки отставного сержанта Сергеева, находившегося при Суворове 16 лет безотлучно, помещенные в одном из журналов в 1842 году, рисуют образ жизни великого полководца: «Рукомойников никогда не подавали ему, вместо того приносили в спальню два ведра самой холодной воды и большой медный таз, в два ведра. В продолжение получаса он выплескивал из ведер воду себе на лицо, говоря, что помогает глазам. После того служители его должны были оставшуюся воду тихонько лить ему на плечи так, чтобы вода, скатываясь ручейком, катилась к локтям...»

Суворов ни в какую стужу не носил на себе не только мехового платья, но даже теплых фуфаек и перчаток, хотя целый день должен был стоять на морозе в одном мундире. В бане Суворов выдерживал ужасный жар на полке, после чего на него выливали ведер десять холодной воды и всегда по два ведра вдруг».

Он ходил несколько часов обнаженным, чтобы приучить себя к холоду и превозмочь слабость своей природы. При этой привычке и обливании себя холодной водой закаливал свое тело от влияния непогоды и казался существом сверхъестественным. Величайший полководец, христианин, Суворов в своем завещании потомству писал: «Все начинайте с благословения Божия и до издыхания будьте верны государю и Отечеству». Его тетрадь «капральских бесед» начиналась советом «Молись Богу, от Него победа!», а далее приводилась обязательная для каждого воина молитва. Плодотворность этого совета особенно выразилась в итальянскую кампанию, где на 75 убитых врагов приходился павшим только один русский солдат. Суворов говорил, что не руки, не ноги, не бренное человеческое тело одерживают на войне победу, а бессмертная душа, которая правит и руками,

и ногами, и оружием. И если душа воина велика и могуча, не предается страху и не падает на войне, то и победа несомненна, а потому и нужно воспитывать и закаливать сердце воина так, чтобы оно не боялось никакой опасности и всегда было неустрашимо и бестрепетно!

Каждую победу, каждую удачу Суворов приписывал Подателю всех благ и тотчас спешил в церковь, где на клиросе пел с певчими. По убиенным воинам после сражений служились в присутствии Суворова и всех офицеров панихиды, после которых он в назидание живым воинам нередко говорил короткое слово в память о павших.

Можно без преувеличения сказать, что мало найдется в мировой истории полководцев, у которых так сильно было бы развито нравственное начало, как у Суворова.

По свидетельству друзей, А. С. Пушкин всю жизнь систематически закалял себя.

Великий физиолог Павлов любил купаться в любую погоду вплоть до поздней осени.

В годы Великой Отечественной войны форсировали реки в холодные дни защитники нашей Родины, часто переходили их вброд, по грудь в студеной воде. Так, в 1942 году старший политрук Михаил Зуев, заместитель редактора газеты 138 стрелковой дивизии, решил добраться вплавь до острова Зайцевского, что находится посредине Волги, и оттуда сообщить Военному Совету о нуждах дивизии. Пока Михаил Зуев плыл в ледяной воде, расталкивая руками шугу, наша артиллерия и минометы вела огонь по огневым точкам противника, мешая поразить смельчака. Зуев пошел на риск, понимая, что иной связи с Военным Советом быть не может.

Закаленность русских людей, их крепкое здоровье вызывали удивление изнеженных иностранцев. Так, в журнале «Сын Отечества» за 1819 год приводился случай закаливания солдат в начале XVIII века: «В 1717 г., в бытность Петра Великого, в Париже он приказал сделать в одном доме для гренадер баню на берегу Сены, в коей они после пару купались. Парижане с удивлением смотрели, как солдаты, выбегая разгоряченные банным паром, кидались в реку, плавали и ныряли. У нас бывает сие и зимою. Привычка - вторая натура».

Закаленный человек может с успехом противостоять и холоду и жаре, влажности, сухости, колебаниям атмосферного давления. Например, баня - чудесный психологический стимулятор, великолепно поднимает настроение.

О бане написано немало ярких страниц многими писателями. Это превосходное закаливающее средство круглый год.

Ведущий (обращается к наркологу). А что может сказать о состоянии нации представитель вашей профессии, нарколог?

Врач-нарколог . Последнее десятилетие характеризуется неуклонным ухудшением состояния здоровья детей и подростков в России. Максимальные темпы роста числа болезней отмечены среди подростков. Число наркологических расстройств среди подростков возросло в 90-х гг., например, в 32 раза, наркомании - в 15 раз, алкогольных психозов - в 15,5 раз, хронического алкоголизма - в 2 раза. Это данные Государственного доклада о положении детей в Российской Федерации 2004 года.

Чтобы убить кролика, достаточно ввести ему 1/4 капли никотина, для собаки - половину капли, а для лошади - 8 капель. Для человека смертельной дозой является 50-70 мг никотина.

Человек, выкуривающий 10 сигарет или папирос в день, вдыхает вместе с дымом около 0,5 г табачной смолы. Стоит ли удивляться тому, что 90-98 % лиц, заболевающих раком дыхательных путей, - это старые курильщики.

Ребята! Трезво представляйте себе последствия поступков.

Ведущий. Каково состояние наркомана?

Врач-нарколог . Действие анаши (гашиша), к примеру, начинается так: жажда, голод, сухость во рту. Прилив сил вызывает желание прыгать, танцевать, принимать странные позы, Начинают городить чепуху, возникают всякие иллюзии. Иногда курение вызывает тошноту и страх. Затем потребление становится регулярным, и изменения физические и психические - налицо. Во второй стадии - потеря наркоманом работоспособности, отравление и... -смерть.

В России проблема наркомании давно переросла из медицинской в политическую и экономическую. Наша страна превратилась в одну из самых оживленных перевалочных баз наркотических средств, а россияне становятся ревностными их потребителями; из стран Азии в Россию устремился бурный поток гашиша, опия, из Южной Америки - кокаина, из Европы - «экстази», ЛСД. Только в последние годы число наркоманов в нашей стране выросло в 10 раз.

Каждый человек, вырванный из когтей наркомании, - это еще один шаг к победе над наркотическим злом. Но в России актуальна еще одна проблема - алкоголизм.

«Похититель рассудка» - так именуют алкоголь с давних времен. В Греции виноград начали возделывать за 4000 лет до нашей эры. Вино считалось даром богов. Покровителем виноградарства и виноделия в Греции был Дионис, сын Зевса. Другое имя его - Вакх, в латинской форме - Бахус.

В честь Дионисия проводились специальные праздники -дионисии, или вакханалии. Слово «вакханалия» впоследствии стало восприниматься как синоним пьяного разгула.

Чистый спирт начали получать в У1-УП вв., арабы и назвали его «алькоголь», что означает «одурманивающий».

Чтец. Послушайте басню С. Михалкова.

ЗАЯЦ ВО ХМЕЛЮ

В день именин, а может быть, рожденья,

Был Заяц приглашен к Ежу на угощенье.

В кругу друзей, за шумною беседой,

Вино лилось рекой. Сосед поил соседа.

И Заяц наш, как сел,

Так, с места не сходя, настолько окосел,

Что, отвалившись от стола с трудом,

Сказал: «П-пшли домой!

- «Да ты найдешь ли дом? -

Спросил радушный Еж. -

Поди, как ты хорош!

Уж лег бы лучше спать, пока не протрезвился!

В лесу один ты пропадешь:

Все говорят, что Лев в округе объявился!»

Что Зайца убеждать? Зайчишка захмелел.

«Да что мне Лев! - кричит. - Да мне ль его бояться?

Я как бы сам его не съел!

Да я семь шкур с него спущу

И голым в Африку пущу!..»

Покинув шумный дом, шатаясь меж стволов,

Как меж столов,

Идет Косой, шумит по лесу темной ночью:

«Видали мы в лесах зверей почище львов,

От них и то летели клочья!..»

Проснулся Лев, услышав пьяный крик, -

Наш Заяц в этот миг сквозь чащу продирался.

Лев - цап его за воротник!

«Так вот кто в лапы мне попался!

Так это ты шумел, болван?

Постой, да ты, я вижу, пьян -

Какой-то дряни нализался!»

Весь хмель из головы у Зайца вышел вон!

Стал от беды искать спасенья он:

«Да я... Да вы... Да мы... Позвольте объясниться!

Помилуйте меня! Я был в гостях сейчас.

Там лишнего хватил. Но все за Вас!

За Ваших львят! За Вашу Львицу!

Ну как тут было не напиться?!»

И, когти подобрав, Лев отпустил Косого.

Спасен был хвастунишка наш!

Лев пьяных не терпел, сам в рот не брал хмельного, Но обожал... подхалимаж.

Ведущий . Давайте будем оптимистами. Есть ли у нас какие-то шансы выжить, сохранить свою нацию? Слово предоставляется врачу-консультанту газеты «Здоровый образ жизни».

Врач-консультант . Помните: здоровье, радость жизни и счастье в ваших руках. Эти высказывания могут вам пригодиться в жизни:

Самая трудная вещь - требовательность к себе.

(А. С. Макаренко.)

Сильнее всех - владеющий собой.

(Сенека.)

Руки, проснувшись, омой и глаза водою холодной.

В меру туда и сюда походи, потянись, расправляя

Члены свои, причешись и зубы почисти.

Все это ум укрепляет и силу вливает в прочие члены.

Ванну прими, а поев, походи иль постой;

Охлаждения бойся.

Источников гладь и трава - глазам утешенье,

Утром на горы свой взор обрати, а под вечер - на воды.

Кратким пусть будет полуденный сон иль вовсе не будет,

Боль головную, катар, лихорадку и сильную слабость -

Все за полуденный сон ты получишь себе непременно.

Ты за еду никогда не садись, не узнав,

Что желудок пуст и свободен

От пищи, какую ты ел перед этим.

Сам, по желанию есть, ты получишь тому подтвержденье,

А указанием будет слюны пробежавшая струйка.

Ужин чрезмерный отнюдь не полезен для наших желудков.

Чтобы спокойно спалось, перед сном наедаться не надо.

Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими

Трое: веселый характер, покой и умеренность в пище.

Известно, что здоровый образ жизни - движение, правильное питание, поддержание нормального веса, отказ от курения и злоупотребления алкоголем - улучшает самочувствие.

Ведущий . Существует мнение, что сильное влияние на здоровье человека оказывают любовь и внимание к нему окружающих.

Врач-консультант . В XIX веке этический принцип бескорыстного служения людям французский философ Огюст Конт назвал альтруизмом (от лат. аПег - другой). Оказав кому-то помощь, человек испытывает возвышенное чувство, которое можно назвать радостью или счастьем. Тот, кто занимается проблемами других людей, лучше справляется и с собственными недугами. В обществе, где идет жесткая борьба «за место под солнцем», не переводятся люди, видящие смысл жизни в бескорыстном служении другим.

Ведущий . Сегодня мы говорим и приводим не только добрые примеры, но и устраняем дурные. Давайте пересмотрим свое поведение и выработаем в себе волю к жизни.

РЕЦЕПТ ОТ ГРЕХА Некий старец зашел в лечебницу и спросил врача:

  • Есть ли у вас лекарство от греха?
  • Есть, - отвечал врач, - вот рецепт:
    Нарой корней послушания;
    Собери цветов душевной чистоты;
    Нарви листьев терпения,

Собери плодов нелицемерия; Не упивайся вином прелюбодеяния; Все это иссуши постом воздержания;

Разведи огонь божественной любви и обложи его дровами трудолюбия;

Вложи в кастрюлю добрых дел; Добавь слезы покаяния;

Посоли солью братолюбия;

Добавь щедрой милостыни;

Во все это положи порошок смирения и коленопреклонения.

Принимай по три ложки в день страха Божия;

Одевайся в одежду праведности;

Не входи в пустословие, а то простудишься и заболеешь грехом опять.

Ведущий. Так давайте сделаем с вами выводы: как можно выработать волю?

  • Что для этого нужно? (Духовное здоровье, бодрость, вера
    в творческие силы разума и воли, умение преодолевать препятствия, слабоволие, умение властвовать собой.)
  • Как заставить себя работать? (Поставить цель и идти до конца, добиваться успеха.)
  • На что нужно обратить внимание? (Выработать привычку к труду, добросовестность в исполнении долга, иметь чуткость души, воспитывать характер твердый и решительный, способный к борьбе с трудностями и препятствиями.)

Стройте собственную дорогу жизни, достойную Человека!

Викторина «Сокровища вятской природы»

  1. Какое растение имеет название конечностей водоплавающей птицы?
  2. назовите насекомоядно растение наших водоемов.
  3. это довольно крупный, скрытный и осторожный зверь, обитающий в Кировской области по лесным глухим захламленным рекам. Любит ловить рыбу. Назовите его.
  4. назовите самое крупное земноводное Кировской области.
  5. назовите поселок, где находятся самые известные в Кировской области минеральные источники
  6. назовите десять рек области имеющих длину более 200 км.
  7. река на юге области, крупный правый приток реки Вятки. Скалистые берега этой реки богаты карстовыми формами рельефа- воронками и пещерами.
  8. где в Советском районе встречается древнее реликтовое растение Шиверекия подольская?
  9. назовите не менее пяти растений произрастающих на территории Советского района, занесенных в Красную книгу Кировской области.
  10. назовите не менее пяти памятников природы в Советском районе.

Викторина «Растения и животные, которые нас лечат»

для 5-8 классов

Можно отвечать классом или индивидуально.

  1. Какими лекарствами делится с человеком пчела?
  2. От чего может вылечить домашняя кошка?
  3. Какие лекарственные животные пропагандировал Дуремар?
  4. Черная икра - роскошь или лекарство?
  5. Зачем детям прописывают невкусный рыбий жир?
  6. Какое животное лечит от рака?
  7. Из шерсти, каких животных человек изготавливает лечебную
    одежду?
  8. Какое лекарство изготавливают из рогов северных оленей?
  9. Каких ядовитых змей и для чего выращивает человек?
  1. При лечении, каких заболеваний используют животные жиры?
  2. Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой?
  3. У каких растений в качестве лекарственного сырья используют
    цветы или соцветия?
  4. У каких растений в качестве сырья используют корни и корневища?
  5. Родовое латинское название этого растения «центауре» произошло от древнегреческого мифического существа Центавра (Кентавра), который соком этого растения залечивал раны, нанесенные Гераклом. А как по-русски называется это растение?
  6. У каких растений в качестве лекарственного сырья используются плоды?
  7. Какие ядовитые растения являются одновременно лекарственными?

17. Это прозвище недаром у красивого цветка
Капля сочного нектара и душиста и сладка.
От простуды излечиться

Вам поможет...

18. Появились бубенчики-
Белые горошки.
Распустились колокольчики

На зеленой ножке.

19. Почему в бане парятся березовым веником?

  1. Необычные листья этого дерева выделяют фитонциды, убивающие микробы, лечат от цинги, используется для успокаивающих ванн. Назовите его...
  1. Как в лесу обойтись без мыла?

22. Чем чистить зубы в лесу?

23. Как спастись от комаров?

24. Какое дерево избавляет ноги от пота, запаха, трещин?

25. Ягоды этого растения отбеливают кожу лица, делают ее упругой.

26. Сок этого растения используют вместо йода, для выведения бородавок, настоем из листьев умываются, моют голову.

27. Листья и корни этого растения используют от боли и при ушибе.

28. Волосы, вымытые в отваре этого растения, приобретают золотистый оттенок, а при умывании - кожа становится нежной и бархатисто. Назовите его.

  1. Масло этого растения втирают в кожу головы, чтобы волосы лучик

Список использованной литературы.

Еременко Н.И., Коледова С.В, Суркис Е.В. Классные часы. Копилка классного руководителя. Методическое пособие – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007

Погорелова Г.В. Когда заканчиваются уроки: конкурсы, викторины, праздничные вечера. 7-9 класс – Волгоград: Учитель, 2008

Чередниченко И.П. Экология. 6-11 классы, внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся – Волгоград: Учитель, 2009


План экологической декады.


В увеселительных походах
Не растопчи ее полей,
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна
И помни истину простую -
Нас много, а она - одна!

№ п/п

Название мероприятия

Сроки

Участники

Ответственные

30.01-08.02

1-11

Бойко Г.П.,

Боровская И.В.

Интеллектуальное кафе

«Мы и природа»

10.02

7-10

Зиновьева Т.А.,

Журкина Р.Н.

Экологическая сказка:

Конкурс загадок, пословиц.

31.01

Зиновьева Т.А.

Конкурс чтецов.

Номинации:

1) «Очей очарованье»

2) «Поэтическая листовка»

3) « Живая классика»

08.02

1-11

Селезнёва Е.С.

Решетникова Г.Н.

02.02

Журкина Р.Н.

1)Конкурс поделок.

Первое место

Второе место

Третье место

2)Конкурс стихов

Первое места

Второе место - Шин Юлия

Третье место - Цой Вика

Это Щепенко Арина (5 класс)

Массалитин Илья (7 класс)

Сим Вика (5 класс).

Полошков Андрей (9 класс)

Шадманов Иса (6 класс)

Ким Екатерина (5 класс)

Доброниченко Костя (6 класс)

Наши победил

на

Наши победители

Среди начальной школы

Первое место - Мищур Дарья

Второе место – Сергеева Елизавета

Третье место - Ким Алена

Первое место – Кургузкина Юлия

Второе место - Ефименко Юлия

Победители конкурса

3)Конкурс «Обзови картину»

Первое место

Второе место – Шутова Анна (5 класс)

План экологической декады.

Ты, человек, любя Природу, Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей,
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна
И помни истину простую -
Нас много, а она - одна!

№ п/п

Название мероприятия

Сроки

Участники

Ответственные

Конкурс поделок из вторичного сырья.

30.01-08.02

1-11

Бойко Г.П.,

Боровская И.В.

Классные руководители(1-11кл.)

Интеллектуальное кафе

«Мы и природа»

10.02

7-10

Зиновьева Т.А.,

Журкина Р.Н.

Классные руководители(7-10кл.)

Экологическая сказка:

«Бой королю Мусора и принцессе Замарашке».

Конкурс загадок, пословиц.

31.01

Зиновьева Т.А.

Конкурс чтецов.

Номинации:

1) «Очей очарованье»

2) «Поэтическая листовка»

3) « Живая классика»

08.02

1-11

Селезнёва Е.С.

Решетникова Г.Н.

Викторина «Здоровый образ жизни».

02.02

Журкина Р.Н.

Классные руководители(6-7кл.)

В выставке приняло большое количество участников. На выставке было представлено 37 поделок (индивидуальных и групповых).

1)Конкурс поделок.

В конкурсе поделок приняли участие 37 человек.

Первое место - Селезнёв Алексей, Ефименко Юлия.

Второе место - Ермилова Наташа, Ермилова Даша, Шутова Анна.

Третье место - Банников Андрей, Журкина Елена, Шутов Денис.

П о количеству участников на первом месте- 1 класс, на втором месте- 3 класс, на третьем месте-5 класс.

2)Конкурс стихов

А) Номинация «Живая классика»

Первое места заняли- Титова Даша, Щепенко Арина.

Второе место - Шин Юлия

Третье место - Цой Вика

Б)Номинация «Поэтическая листовка» (дети читали собственные стихи)

Это Щепенко Арина (5 класс)

Невмержицкий Сергей (6 класс)

Массалитин Илья (7 класс)

Сим Вика (5 класс).

Все были отмечены благодарственными письмами.

В) Номинация «Очей очарование»

Первое место заняли - Лазгиев Рустам (11 «б»класс)

Полошков Андрей (9 класс)

Шадманов Иса (6 класс)

Второе место заняли - Морозова (11 «А» класс)

Ким Екатерина (5 класс)

Доброниченко Костя (6 класс)

Наши победил

на

Наши победители

Среди начальной школы

А)В номинации « Очей Очарования»

Первое место - Мищур Дарья

Второе место - Шкарлатюк Юлия

Невмержицкая Екатерина и Черных Валерия

Б)В номинации «Мои любимые стихи»

Первое место- Виноградова Анастасия

Второе место – Сергеева Елизавета

Третье место - Ким Алена

3) В номинации « Живая классика»

Первое место – Кургузкина Юлия

Второе место - Ефименко Юлия

Победители конкурса

3)Конкурс «Обзови картину»

Первое место заняла - Хегай Екатерина (10 «б» класс)

Второе место – Шутова Анна (5 класс)

4) Интересно прошёл конкурс « Интеллектуальное кафе»

Соревновались команда родителей и сборная учащихся. Победила команда родителей.

Для начальной школы старшие учащихся показали сказку

представление и игры на экологическую тематику.

Экологическая неделя была очень насыщенной, было проведено множество интересных мероприятий, такие как конкурсы чтецов, познавательная экологическая сказка от старших классов для начальной школы, конкурс поделок, интеллектуальное кафе, конкурс фотографий и соревнования между группами учащихся на знание окружающего мира. В неделе экологии приняли участие многие учащиеся, их родители и учителя нашей школы. Было множество похвальных и приятных отзывов от зрителей и участников. Спасибо всем, кто не безразличен к состоянию окружающей среды и тем, кто активно участвовал в этом мероприятии.

Редакторы журнала: члены краеведческого кружка – Ким Екатерина(10кл.), Хегай Екатерина (10 кл.), Шадманова Зейна (8кл.). Руководитель кружка – Журкина Р.Н.

ДЕКАДА ЭКОЛОГИИ

8.10.12 –

Цель: Формирование экологического восприятия окружающей среды, бережного отношения к ней, развитие творческих способностей, познавательной и социальной активности обучающихся

План мероприятий

Мероприятие

Ответственный

Знакомство учащихся с Программой Недели экологии

Выставка рисунков «Золотая осень» Начальная школа

Экологическая игра «В гости к Лесовичку» в 5А классе

Экологическая игра «В гости к Лесовичку» в 5Б классе

Инициативная группа уч-ся 8Б класса

Учителя нач. кл

Выставка поделок из овощей, природного материала, осенние букеты в начальных классах

учителя нач. кл

Экологическая акция «Чистый берег» 6-8 классы

Акция «Чтобы кедровник жил» 7Б класс

Акция «Осенний модный приговор» в 9-11 классах

(дефиле, показ осенней моды)

15.10.12 – 17.10.12

Трудовой десант. Сбор семян и уборка клумб на территории школы и у памятника

Осенняя фотовыставка «Моё любимое местечко» 1-11 кл, Дошкольное отделение

Выставка Экологических газет 7-8 классы,

Выставка гербариев «Осень - 2012» 5- 6 классы

Школьный тур Всероссийской олимпиады по экологии

Награждение учащихся

http://pandia.ru/text/79/207/images/image002_21.gif" alt="F:\Лесовик\IMG_0286.JPG" align="left" width="339" height="257 src=">В рамках Недели экологи инициативная группа обучающихся 8Б класса Андреева Татьяна, Карбаинова Валерия, Мамков Виктор, Рейс Марина, Ремпенинг Алиса, Туркин Вадим под руководством учителя биологии и экологии провели экологическую игру в 5А и 5Б классах. Пятиклассники разделились на три команды и боролись за звание «Лучших знатоков природы», путешествовали по станциям: «Лесные заботы», «Важные жители леса», «Дары природы», «Экологическая». Ребята «очищали» водоём от мусора, спасая рыбок. Здесь дети встретились со сказочными героями: Лесовичком и горе – туристом - Лесогубом, вырабатывали правила поведения в природе. Лесовичок каждую команду наградил медалями за знания и желание сохранять природу.

http://pandia.ru/text/79/207/images/image004_11.gif" alt="F:\фото\чистый берег\IMG_0325.JPG" align="right" width="256" height="199">Экологическая акция

«Чистый берег»

В 2005 году учащиеся нашей школы взяли шефство над пляжной зоной берега Оби.

С того времени ребята следят за порядком. 11 и 12 октября 2012 года группа добровольцев из 19 учащихся 6- 8 классов приняли участие в традиционной акции «Чистый берег». (Руководители,Быканова Т. В,)

Перчатки и мешки выделила Администрация сельского поселения .

Два вечера ребята убирали пляжную зону берега Оби от мусора (собрали более 50 мешков). Теперь берег реки Чистый! Традиция добрых дел продолжается!

Участники Акции:

Лесик Эльвира, 8Б

1. Ремпенинг Алиса, 8Б

2. Мамков виктор, 8 Б

3. Маласаева Влада, 8 Б

4. Табунчик Дмитрий, 7 А

5. Кургинян Джульетта, 8А

6. Казарян Роза, 8А

7. Чайкин Валентин, 8А

8. Крепальский Дмитрий, 8А

9. Кузнецов Александр, 6 В

10. Варламов Сергей, 6В

11. Бастуев Александр,6 В

13. Быканова Алёна

14. Кондратьев Александр, 6А

15. Лоскутников Максим, 6А

16. Миайлова Галина, 6А

17. Крикова Кира,

18. Новикова Арина, 6А

19. Филюшина, Алёна

До уборки

http://pandia.ru/text/79/207/images/image006_7.gif" alt="F:\фото\чистый" align="left" width="284" height="230 src=">

После уборки

Осенью прошлого года в Шегарском районе проходила акция «Молодёжь Шегарскому району!» . Был заложен новый кедровник. Посажено около 5 тысяч саженцев кедра. Учащиеся нашей школы приняли активное участие в этой акции.

В этом году г проходила акция «Чтобы кедровник жил». Учащиеся 7Б класса вместе с классным руководителем пропалывали саженцы молодых посадок кедра.

Школьный тур Всероссийской предметной олимпиады школьников по экологии 2012г


В Школьной олимпиаде по экологии приняли участие 18 учащихся

Итоги школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады по экологии в 6 классах

1 задание

Общий балл из (20 возможных)

1. Михайлова Галина

2. Понетищева Юлия

3. Скобинов Алексей

4. Филюшина Алёна

5. Коробко Андрей

6. Мехедова Яна

Итоги школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады по экологии в 8 классах

Набрано баллов (из 32 возможных)

1. Татаркин Максим

2. Смирнов Александр

3. Савкина Виктория

4. Лазарев Кирилл

5. Кузнецов Сергей

6. Чайкин Валентин

7. Прищепов Максим

8. Максимов Сергей

9. Андреева Татьяна

10. Рейс Марина

11. Карбаинова Валерия

12. Ремпенинг Алиса

Экологическая газета

Приняли участие 6 – 8 классы

http://pandia.ru/text/79/207/images/image011_7.jpg" alt="F:\отчёт о неделе\фотографии\IMG_0593.JPG" width="365 height=274" height="274">

Участники:

1.Закревская Анна, 7А

2.Тюменцева Анна, 4Б

3. Герасимова Кристина, 7Б

4. Арутюнян Люсине, 7Б

5. Биль Виктория, 7А

6. Крикова Софья, 9А

7. Корнякова Карина, 5Б

8. Филоненко виктория, дошкольник

9. Плют Костя, дошкольник

10. Трипольская Елизавета, дошкольник

11. Еранакова Анастасия, дошкольник

Выставка гербариев «Осень - 2012» 5- 6 классы

Участники:

1. Матусеева Антонина, 5Б

2. Волосач Дарья 5А

3. Саушкина Арина, 5А

4. Асабина Дарья, 5Б

5. Нумалов Дмитрий, 5Б

6. Помалейко Елизавета

7. Масягина Дарья, 6А

8. Борченко Ирина, 6А

9. Плотникова Нина, 6А

10. Филатова Надя, 6А

11. Крикова Кира, 6А

12. Борщёва Елизавета, 6Б

13. Кривошеина Наташа, 6Б

Трудовой десант. Сбор семян и уборка клумб на территории школы и у памятника

Акция «Осенний модный приговор» в 9-11 классах

(дефиле, показ осенней моды)

Необычным стал «Осенний модный приговор»- яркое, весёлое, оригинальное дефиле для старшеклассников. Победителями в разных номинациях стали – «Мисс Очарование» - Синчукова Елена, «Мисс оригинальность» - Чагина Полина, «Мисс осеннее дефиле» - Подставкина Виолетта.

По итогам Декады Экологии выпущена статья в районной газете «Шегарский вестник»

Все участники Декады экологии награждены Грамотами, Благодарнастями.

Управление образования администрации муниципального района «Троицко-Печорский» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа» пгт. Троицко-Печорск

Методическая разработка

Декада экологии в школе

Номинация: Подготовка к проведению Года экологии,

Года особо охраняемых природных территорий

и к 100-летию юннатского движения

Разработана : Казаковой Людмилой Михайловной,

учителем биологии, Квасовой Екатериной

Сергеевной, учителем химии и географии

пгт. Троицко-Печорск

2016 год

Аннотация

В данной методической разработке представлен план проведения экологической декады на второй ступени обучения школьников. Проводится в школе ежегодно в апреле месяце в рамках экологической программы школы. Цель данных мероприятий: формирование основ экологической культуры, экологическое просвещение, непрерывное экологическое образование школьников. В план включены разнообразные мероприятия познавательного и творческого характера, которые позволяют охватить всех учащихся на данной ступени обучения.

Ценность материалов состоит в том, что приложенные разработки имеют практико-ориентированную направленность, являются своеобразным инструментарием для организации внеклассной работы.

Материалы могут быть использованы в работе учителями естественного цикла для проведения предметных декад, а так же для работы в тематических летних лагерях.

Пояснительная записка

Актуальность. Одной из основных причин ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов является низкий уровень экологической культуры общества, формирование которой признано приоритетным направлением деятельности государства в экологической сфере, важнейшим фактором обеспечения экологической безопасности, устойчивого развития страны. Экологическое воспитание и образование становятся стержнем современного образования и служат ключом к перестройке его современных систем и общества в целом. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) определены основные направления развития организации экологического воспитания. Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности экологической направленности в основной школе, позволяющей существенно дополнить и восполнить недостающую экологическую составляющую предметного содержания урочной деятельности. Экологическое образование должно начинаться с самого раннего детства. Дети особенно восприимчивы к добру, любознательны. Именно в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы.

Цель данных мероприятий: формирование основ экологической культуры, экологическое просвещение, непрерывное экологическое образование школьников.

В данной работе решаются следующие задачи :

1) расширение экологических представлений школьников, формируемых на уроках;

2) углубление теоретических знаний обучающихся в области экологии;

3) обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках обычных уроков, практической деятельности обучающихся по изучению и охране окружающей среды.

Содержание

План

мероприятий экологической декады

Мероприятия

класс

Сроки

Ответственные

Акции: «Зеленый наряд школы», «Помоги лосенку» (сбор сухарей для лосефермы в заповеднике)

5-9

В течение

года, итоги подводятся в апреле

Классные руководители, озеленители класса, родители

Вторичная переработка мусора в разных странах

13.04

Учитель географии

8-9

В течение

декады

ученик 8а класса

Биолого-географическая

5-6

14.04

Консультанты, члены жюри, учащиеся 8-9 класса

Игра «Юный химик»

15.04

Учитель химии

Конкурсы: «Самый, самый… умный» по , (участие в дистанционных олимпиадах)

5-11

В течение декады

Учителя биологии, географии, химии, учащиеся

Классные часы: (исследовательские работы ребят) «Да, здравствует мыло душистое!»; «Влияние шума на здоровье школьников»

5-9

По графику, на классных часах

Ученица – 5б класса,

Ученик – 8а класса

Экологическая игра

18.04

Учитель биологии

«Мы - против наркотиков!»

5-9

04 в актовом зале

Классные руководители

10.

По озеленению школьного участка

5-9

Классные руководители, родители, учащиеся

11.

Всероссийские « » и

5-9

В течение декады

Учителя биологии и географии

12.

Участие в межрегиональном дистанционном проекте

5а, 8б

апрель

Учитель географии

5, 7,8

апрель

Учителя, совместно с методистами ЦРБ

Газета «Экологический вестник» - учитель биологии

Стенд «Мир профессии глазами химика» - учитель химии

При разработке мероприятий можно использовать следующие рекомендации:

1. Содержание заданий должно соответствовать изученному учащимися программному материалу, по сложности не выходить за его пределы.

2. Количество заданий, их содержание и характер должны быть такими, чтобы по их решению можно было судить о степени усвоения программного материала и уровня развития способностей учащихся.

3. Задания должны требовать от учащихся не простого воспроизведения приобретенных знаний и умений, а их творческого применения.

4. В связи с тем, что экологическая декада нацелена не только на проверку качества усвоения знаний и умений, но и на выяснение уровня мышления, пространственного и творческого воображения и других способностей, в число заданий следует включать и задачи творческого характера

5. Следует стремиться к тому, чтобы практические задания допускали возможность выполнения их несколькими способами. Это позволяет учащимся проявить свои творческие способности.

Принцип проведения декады : каждый учащийся является активным участником всех событий декады. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности.

Успех проведения декады экологии во многом зависит от того, насколько своевременно и качественно будет осуществлена подготовительная работа.

Чтобы повысить интерес школьников к проведению декады, следует организовывать соревнования с приданием широкой гласности отличившихся учащихся и поощрением их.

Одним из условий педагогической эффективности предметной декады является включение учащихся по планированию предстоящей деятельности. Вместе с учащимися так же разработать сами мероприятия.

Кроме этого условием плодотворной работы предметной декады является подведение итогов, которое должно состояться открыто.

Учителя – предметники осуществляют:

    руководство по организации и проведению декады;

    подготовку необходимой материальной базы;

    подготовку эмблем, грамот, призов, памятных сувениров и т. д;

    проведение торжественной линейки в начале и конце декады;

    разработку критериев оценок;

    проверку и оценку выполненных заданий;

    определяют победителей;

    подготавливают отчёт о результатах недели.

Прогнозируемый результат

Активизация познавательного интереса учащихся; формирование желания принять активное участие в деятельности по защите окружающей среды; приобретение каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможностях; развитие коммуникативных качеств личности, взаимоуважения, доверия, уступчивости, инициативности, терпимости; расширение общего кругозора учащихся.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тимшерская средняя общеобразовательная школа

Приказ

О проведении предметной декады по экологии

В связи объявленному в России Году экологии, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05 января 2016 г. «О проведении в Российской Федерации Года экологии» и Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2015 г. № 392 «О проведении в Российской Федерации Года особо охраняемых природных территорий», согласно плана методической работы школы в 2016-2017 учебном году, плана работы детской организации, с целью привлечения внимания учащихся к проблемам охраны окружающей среды, воспитания бережного и внимательного отношения к природе, формирования экологической культуры, экологического стиля мышления, ценностного отношения к природным объектам, создания условий для проявления творческих способностей учащихся

ПРИКАЗЫВАЮ:

Провести предметную декаду по экологии в 1-11 классах.

Назначить ответственным за организацию и проведение предметной декады по экологии руководителя методического объединения естественно-гуманитарного цикла - Паршукову Надежду Алексеевну.

Сроки проведения: с 03 по 09 апреля - подготовительный и организационный этап; с 10 по 30 апреля - основной этап.

Утвердить план проведения предметной декады, согласно Приложения

Классным руководителям 1-11 классов содействовать в обеспечении участия учащихся во всех мероприятиях, предусмотренных планом.

Ответственность за жизнь и здоровье детей, а также за соблюдение правил техники безопасности во время проведения мероприятий возложить:

Учителям - предметникам Паршуковой Надежде Алексеевне, Вараксиной Валентине Васильевне;

Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора по учебно-воспитательной работе Тутриновой Людмиле Серафимовне.

  1. Паршукову Надежду Алексеевну, учителя биологии и экологии;

    Вараксину Валентину Васильевну, учителя биологии и географии;

    Калинину Надежду Ивановну, библиотекаря, старшую вожатую

    Подготовить и предоставить аналитическую справку по результатам проведения предметной декады заместителю директора по учебно-воспитательной работе - Тутриновой Людмиле Серафимовне в срок до 05.05.2017 г.

    Обсудить аналитическую справку на заседании методического объединения.

    Разместить информационный материал о проведении предметной декады на школьном сайте до 10.05.2017 года.

Директор _____________________ Н.А. Паршукова

Приложения

План декады экологии

с 03 по 09 апреля - подготовительный и организационный этап;

Мероприятия

Участники

Ответственные

Экологические уроки - сказки:

  1. «Наш адрес - не дом и не улица»

    «Серая шапочка и красный волк»

    «Сказка о человеке и золотой рыбке»

1.4. «Травинка - путешественница»

1-4 классы

Калинина Н.И., библиотекарь

Конкурс рисунков «Природа глазами юного художника».

Критерии: интересный замысел; аккуратность исполнения; выразительность изображения; цветовое решение.

5-11 классы

Паршукова Н.А.

Эколого - социальный проект «Скворечник».

Девиз: «Добро пожаловать, перелетные птицы»

1 - 11 классы

Калинина Н.И., старшая вожатая

Конкурс мудрейших «Проба пера».

5-11 классы

Паршукова Н.А.

Экологическая сказка - быль « SOS - спасите Землю».

Паршукова Н.А.

История Красной книги (презентация).

5-6 классы

Паршукова Н.А.

Фоторепортаж

«Исчезли с лица Земли. Их нужно спасти».

5-6 классы,

Паршукова Н.А.

Охрана и значение растений (презентация, беседа)

5-6 классы, участники кружка «Заповедная школа»

Паршукова Н.А.

По страницам экологической летописи

«Редкие исчезающие животные и растения»

5-7 классы, участники кружка «Заповедная школа»

Паршукова Н.А.

Охрана животных. Экологические правила (презентация, беседа, дискуссия)

5-7 классы, участники кружка «Заповедная школа»

Паршукова Н.А.

Экологический проект: «Природа - бесценный дар»

5-11 классы, участники кружка «Заповедная школа»

Паршукова Н.А.

Загрязнение атмосферы (презентация, беседа, дискуссия)

9-11 классы

Паршукова Н.А.

9-11 классы

Вараксина В.В.

5-11 классы

Вараксина В.В.

Заповедные уроки «Особо охраняемые природные территории» (ООПТ)

5-11 классы

Паршукова Н.А.

Экологические кризисы и катастрофы (презентация, беседа, дискуссия)

9-11 классы

Паршукова Н.А.

Эколого - социальный проект - Всероссийский экологический урок «Разделяй с нами»

10-11 классы

Паршукова Н.А.

Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе»

10-11 классы

Паршукова Н.А.

Всероссийский экологический диктант.

5-11 классы

Паршукова Н.А. Вараксина В.В.

Акция «Батарейки собираем - природу спасаем»

Ответственные по классам

Паршукова Н.А.

Оформление тематических стендов

«Мы в ответе за планету».

Участники кружка «Заповедная школа»

Паршукова Н.А. Вараксина В.В.