Конспект урока мы дети родной земли. Проект "мы - дети земли"

Конспект урока мы дети родной земли. Проект
Конспект урока мы дети родной земли. Проект "мы - дети земли"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Уршельская средняя общеобразовательная школа

Проект

«Мы дети Земли»

Выполнили учащиеся и родители 1 «Б» класса

под руководством учителя начальных классов

Вольхиной Анны Михайловны

Уршельский, 2013

Вы слышите?

Прислушайтесь… Послуайте…

Вы слышите?… Она звучит!

В раскате грома, плеске волн,

Восходом солнца с нами говорит!

Шуршанием листвы, бескрайностью полей,

И криком птиц, рычанием зверей,

В камнях, деревьях, реках –

Во всем, что видим, просит нас, людей:

«Поберегите Землю – она наш общий дом!

Мы тоже вместе с вами на Земле живем!

Без нас вам, людям, жизни нет!»…

Какой же будет наш ответ?…

Наша Земля удивительно прекрасна - это редкая жемчужина нашей Галактики. Жизнь на Земле - явление уникальное, и природа на ней, это великий и мудрый воспитатель. Земля - планета людей, но если люди хотят жить на этой планете, они должны любить и беречь ее. К глубокому сожалению, еще многие равнодушны к красоте и гармонии природы. Люди почему-то не задумываются о том, что вся эта красота не вечна, что живая природа хрупка и беззащитна перед тем, кого называют царём природы, – перед человеком. Наверно это происходит оттого, что люди не представляют, как бедна была бы жизнь без обилия животных и растений, как они нужны, наконец, и необходимы нам… Все мы - дети природы.

Актуальность проблемы.
«Любовь к Родине начинается с любви к природе».
Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете.

Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.
В современных условиях, проблема экологического воспитания младших школьников приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое образование детей младшего школьного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления

личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Экологическое образование имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования.
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей младшего школьного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. В нашем классе практикуются детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия. Я считаю, что, если ребенок хотя бы раз в младшем школьном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Цель проекта:

создание условий для формирования экологической культуры школьников, понимания значимости проблемы сохранения природы и планеты Земля в целом, через совместную деятельность педагога, детей и родителей.

Задачи проекта:

Привлечь внимание взрослых и детей к проблемам сохранения природных богатств, в том числе и родного края; учить детей жить в гармонии и единстве с природой;

Развивать познавательную, творческую и общественную активность младших школьников через возможность личного участия в конкурсах и природоохранных акциях;

Воспитывать активно - деятельностное отношение к окружающей среде в рамках природоохранной деятельности; воспитывать у детей любовь к природе Земли, желание беречь и защищать ее.

Именно поэтому, мы решили поработать над этой темой. Доказать, что человек одно из звеньев природы и показать, как человек влияет на окружающую среду.

Наш девиз:

Земля – наш общий дом. А дом нужно беречь и охранять.

Наша планета пока что жива,

Но без защиты погибнет она!





Экология модное слово,

раньше Земля не знала такого!

Банки, бутылки везде не бросали.


МУСОР - ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

Уже ни для кого не секрет, что сегодня основной экологической проблемой развитого государства является освобождение от мусора. Последний принято разделять на три категории: строительные и бытовые отходы (инертные), промышленные стоки (токсичные) и химические соединения и резина (токсичные). Особняком стоят материалы упаковки! В странах ЕС, к примеру, в 1990 году было изготовлено 50 миллионов тонн упаковок, на вторичную переработку были направлены лишь 19%. Сегодня же нормы требуют, чтобы не менее 60% изделий имели характер вторичного сырья, при этом 90% из них подвергались бы вторичной переработке. На сегодняшний день утилизация мусора подразумевает сжигание, или захоронение – и то и другое совершенно не оправдано. Так где же выход? Некоторые экологические организации советуют утилизировать мусор следующим образом: повторное использование с переработкой в качестве вторичного сырья, регенерационная кремация и захоронение. Но здесь существует еще одна проблема - обычный мусор, накопившись в определенных местах, разлагается и выделяет спирты и альдегиды, в результате чего эти летучие вещества попадают через подвалы в жилые дома, при этом там они концентрируются в 300-800 раз выше нормы. В воздухе над свалкой в то же время образуются токсины, которые просочились через почву. По большей части это спирты (алиловый превышает предельно допустимую концентрацию в 600 раз, метиловый в 50 раз).

В реку отходы и нефть не сливали.


ЭКОЛОГИя рек.

Загрязнение воды в большинстве своем невидимо, так как загрязнители растворены в воде, а иногда можно увидеть и пенящееся моющие средства или плавающее на поверхности воды нефтепродукты, или не полностью обработанные сточные воды.

Но помимо производимых человеком загрязнений, происходят и естественные, природные загрязнения:
паводки которые вымывают соединения магния из почв, нанося ощутимый урон рыбам. Однако природное загрязнение имеет незначительное влияние на экологию рек без вмешательства человека.

Сегодня большое количество производств, сбрасывают вредные не прошедшие очистительную обработку вещества, непосредственно в реки из-за чего погибает подводный мир.

Ежегодно в воду попадает большое количество веществ с непредсказуемым действием на окружающий мир. Большинство этих химических соединений еще не изучено.

Редко, могут быть обнаружены высокие скопления токсичных тяжелых металлов, такие как кадмий, ртуть, свинец, хром. Официально, в результате несчастных случаев или из-за не компетенции людей, в воду попадает более 10 млн. тонн нефти.

Кислотные дожди так же делают вклад в загрязнение воды, так как растворяют минералы, что приводит к высокому содержанию ионов тяжелых металлов в воде.

Атомные электростанции из-за экономии своих средств, не очищают сточные воды, а сбрасывают отходы в воду, что приводит к микробиологическому загрязнению воды – ухудшает экологию рек.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) говорит, что 80% заболеваний, из-за качества воды которые люди используют в своих целях. В сельских районах эта проблема более актуальна, около 90% всех сельских жителей используют в своих целях загрязненную воду.

Трубы заводов так не дымили.


ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ.

Атмосферный воздух это природная смесь газов приземного слоя атмосферы за пределами жилы, производственных и иных помещений, сложившийся в ходе эволюции земли.

Первый научный труд, в котором обобщаются представления об атмосфере, принадлежат Аристотелю, высказавшему предположение, что земля имеет форму шара и поэтому воздушная оболочка, ее окружающая, должна быть сферической.

Атмосферный воздух загрязняется путем привнесения в него или образования в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих нормативы качества или уровня естественного содержания.

Загрязняющее вещество - примесь в атмосферном воздухе, оказывающая при отдельных концентрациях неблагоприятное воздействие на здоровье человека.

Список городов с катастрофическим уровнем загрязнения атмосферного воздуха в России увеличивается ежегодно. В городах развивается промышленность черной и цветной металлургии, целлюлозно-бумажная, химическая и нефтеперерабатывающая, а в некоторых городах и котельная.

Процессы выправления чугуна и переработки его на сталь сопровождается выбросом в атмосферу различных газов. Выброс пыли, сернистого газа, марганца, так же загрязняют атмосферу мартеновских и конвертерных сталеплавильных цехов.

Не было столько автомобилей.

АВТОТРАНСПОРТ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

« Автомобиль не роскошь, а средство передвижения» – эти слова из известного произведения Ильфа и Петрова, звучавшие иронически, обрели в наше время реальный смысл. Более 10 млн. людей имеют автомобиль в личном пользовании. Взлёт личного потребления автомобилей произошёл в последние 15 лет. Основными загрязняющими атмосферу веществами являются оксиды углерода, углеводороды, оксиды азота, сажа, свинец, диоксид серы. Среди углеводородов наиболее опасны бенз(а)пирен, формальдегид, бензол.

При работе автомобиля в атмосферу поступает также резиновая пыль, образующаяся при стирании покрышек. При использовании бензина с добавлением соединений свинца автомобиль загрязняет почвы этим тяжелым металлом. Возможно также загрязнение водоемов при мытье автомобилей при попадании в них отработанного машинного масла автомобильные являются источником шумового загрязнения.

Основные виды выбросов загрязняющих веществ от мобильных источников.

ТИП ДВИГАТЕЛЯ

ТОПЛИВО

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЗАГРЯЗНЕНИЙ

ПРИМЕРЫ

Четырехтактный двигатель внутреннего сгорания

Бензин

Углеводороды, оксид углерода, оксиды азота

Автомобили, автобусы, самолеты, мотоциклы

Двухтактный двигатель внутреннего сгорания

Бензин (с добавлением масла)

Углеводороды, оксид углерода, оксид азота, твердые вещества

Мотоциклы вспомогательные моторы

Дизель

Лигроин

Автобусы, трактора, машины, поезда

Газовая турбина

Бензин

Оксиды азота, твердые вещества

Самолеты, корабли, поезда

Паровой котел

Уголь, нефть

Оксиды азота, диоксид серы, твердые вещества

Корабли, паровозы

Столько лесов не вырубали.

И экологию не нарушали!!!

ЭКОЛОГИЯ ЛЕСА.

Большую значимость для всего живого на Земле представляют леса. Но, несмотря на это, их площади очень быстро сокращаются. Лес вырубают для производства бумаги и стройматериалов, под поля и сельскохозяйственные угодья. Человек занимается вырубкой леса с целью расширения жизненного пространства, не учитывая тот факт, что из опустынивания мы потеряли столько земли, сколько в настоящее время занято под сельское хозяйство

Вред для экологии леса причиняют не только вырубки. Значительное сокращение зеленым насаждениям наносят пожары, которые порой охватывают обширные территории.

Все экологи заботятся о будущем нашей планеты. Создают много программ, целями которых являются лесовосстановительные работы, уборка лесных территорий. Чтобы решить проблемы вырубки лесов, необходимо помнить следующие правила:

рубку леса необходимо делать выборочно;
перед каждым стоит задача помочь лесу;
без леса могут существовать только роботы.

Причиной пожаров могут служить природные катаклизмы (молния, жаркая погода…). Они составляют лишь 15% от общего числа пожаров. Основная масса пожаров возникает от безграмотного и невнимательного поведения человека (не погашенный костер, брошенный окурок, недогоревшая спичка и т.д.).

Выбросы промышленных предприятий тоже наносят огромный вред растениям. Самыми чувствительными к вредным веществам в атмосфере являются хвойные растения. В их число входят пихта, лиственница, сосна, кедр и ель. Нередко можно увидеть лесонасаждения, расположенные вокруг больших промышленных городов, которые выглядят угнетенными, вялыми, сильно разреженными. Экология лесов под угрозой.

С учащимися 1 «Б» класса были проведены беседы, викторины, уроки, экскурсии, акции на экологическую тему.

Небольшой фотоотчёт о проделанной работе.

Практическое занятие по окружающему миру.

Откуда в снежках грязь?

3.Фильтрование.

1.План работы на экране.

4.Делаем вывод.

2.Растопили снег.

5.Убеждаемся.

Акция «Покормите птиц зимой».


В общем, вывод наш таков:

Больше дела, меньше слов!

Будем правила мы знать,

Их не будем нарушать!


Мы – дети Земли (устный журнал) Выполнила: Губарева Ю.М., учитель начальных классов МОУ СОШ 125 г.Волгограда II Всероссийский конкурс «Моя педагогическая инициатива»


22 апреля – День Земли II Всероссийский конкурс «Моя педагогическая инициатива»




Страница 1. Почва II Всероссийский конкурс «Моя педагогическая инициатива»


Сохранив почву, сохранишь лес! II Всероссийский конкурс «Моя педагогическая инициатива»


Страница 2. Вода II Всероссийский конкурс «Моя педагогическая инициатива»



Сброс отходов в море! II Всероссийский конкурс «Моя педагогическая инициатива»


Разлив нефти в море II Всероссийский конкурс «Моя педагогическая инициатива»


Страница 3. Растения и животные II Всероссийский конкурс «Моя педагогическая инициатива»


Красная книга II Всероссийский конкурс «Моя педагогическая инициатива»


Дрофа и тюльпан Шренка II Всероссийский конкурс «Моя педагогическая инициатива»


Берёза – символ России II Всероссийский конкурс «Моя педагогическая инициатива»


Всемирная организация «Гринпис» II Всероссийский конкурс «Моя педагогическая инициатива»


Человек – часть природы! II Всероссийский конкурс «Моя педагогическая инициатива»



ССЫЛКИ НА ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ КАРТИНКИ Фон Земля kuchero.0/0_191d_e62d8882_Lhttp://img-fotki.yandex.ru/get/3302/artyo- kuchero.0/0_191d_e62d8882_L Одуванчик, лягушка, рука человека Почва Лес image/c1/1b/332215/article_image-image-article.jpghttp:// image/c1/1b/332215/article_image-image-article.jpg Океан Утка в нефти _Black_Sea_Oil_Spill_ jpg _Black_Sea_Oil_Spill_ jpg II Всероссийский конкурс «Моя педагогическая инициатива»


Сброс отходов в море Разлив нефти на Аляске Белочка fotki.yandex.ru/get/8/vibpxhgglzd.99d/0_23000_5920bdd2_XLhttp://img- fotki.yandex.ru/get/8/vibpxhgglzd.99d/0_23000_5920bdd2_XL Слайд 11 – отсканированное изображение обложки книги Дрофа Тюльпан Шренка places.com/photos/albums/Koktebel/normal_Koktebel_112.jpghttp:// places.com/photos/albums/Koktebel/normal_Koktebel_112.jpg Береза Эмблема Гринпис Девушка и лошадь Поляна в лесу fotki.yandex.ru/get/17/m /0_1005e_c389e728_XLhttp://img- fotki.yandex.ru/get/17/m /0_1005e_c389e728_XL II Всероссийский конкурс «Моя педагогическая инициатива»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ВОСПИТАТЕЛЬ: АРСЕНТЬЕВА Ж.В. ВОСПИТЕЛЬНЫЙ ЧАС «МЫ - ДЕТИ ЗЕМЛИ» 2012 г.

это наука о связях между организмами и окружающей их средой, между человеком и природой. Э к о л о г и я-

22 апреля 1989 года вблизи небольшого американского городка Санта Барбара произошел разрыв нефтепровода. В ликвидации последствий этого экологического бедствия приняло участие всё население городка и многие добровольцы из других городов Америки. Известный американский ученый-эколог профессор Денис Хейс обратился к американской и мировой общественности с призывом отмечать, начиная с 1990 года, 22 апреля «День Земли» и вносить в этот день свой посильный вклад в облагораживание, озеленение и благоустройство территорий родной планеты и её природных памятников. ИЗ ИСТОРИИ ПРАЗДНИКА

Символ Дня Земли Зелёная греческая буква Θ на белом фоне

Флаг представляет собой фотографию планеты из космоса (снимок, сделанный астронавтами Аполлона-17 по дороге к Луне) на тёмно-синем фоне. Флаг Дня Земли

В этот день в разных странах звучит Колокол Мира, призывающий людей беречь мир и жизнь на Планете. Колокол Мира - символ спокойствия, мирной жизни и дружбы, народов. Надпись Колоколе гласит: «Да здравствует всеобщий мир во всем мире» Китай Япония

Колокола Мира были установлены более чем в двадцати странах – Польше и Турции, в Мексике и Австралии, Монголии и Филиппинах, в Канаде и Бразилии, Германии и Японии, Аргентине, России. Польша Турция

На фото: лётчики-космонавты В. М. Афанасьев и А.Н. Березовой В России «Колокол Мира в День Земли» был установлен в 1998 году в Москве

Всемирное движение На сегодняшний день, 147 стран мира зарегистрировано во Всемирном движении Во многих странах проходят праздничные мероприятия и акции, призывающие обратить внимание на проблемы экологии.

Сохранив почву, сохранишь лес!

Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! Загадка

Жидкое Вода Твердое Лед Снег Газообразное Водяной пар Состояния воды

4/28/17 Мировой круговорот воды в природе Пройдёт летний дождь и напоит землю, наполнит реки чистой водой. Реки несут свои воды в моря и океаны. Жаркое солнце согревает землю и воду. Часть воды превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко над землёй вода охлаждается и превращается зимой - в маленькие снежные льдинки, летом - в капельки жидкой воды. Так образуются снежные или дождевые облака.

Номинация «Презентации в педагогическом процессе в ДОУ»

Увлекательное познавательно - тематическое занятие с использованием презентации помогает закрепить у детей знания об экосистемах: лес, луг, вода, океан, жаркие страны, пустыня, север.

Цель занятия: развивать у детей познавательный интерес, интеллектуальное развитие через развитие познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности, через формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

Ход занятия

Задание 1: «Отгадайте загадки».

  • Океан бездонный, океан бескрайний,
  • Безвоздушный, темный и необычайный,
  • В нем живут Вселенные, звезды и кометы,
  • Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос).

Слайд 1 - Космическое пространство. (Рассматриваем звёздное небо).

  • Эта желтая звезда,
  • Согревает нас всегда,
  • Все планеты освещает,
  • От других звезд защищает. (Солнце).

Слайд 2 - Солнце.

  • Бегают вокруг огонечка
  • Шесть сыночков и две дочки,
  • Промелькнут года и дни,
  • Но не встретятся они. (Планеты).

Слайд 3 - Солнечная система.

  • По порядку все планеты
  • Назовёт любой из нас:
  • Раз — Меркурий, два — Венера,
  • Три — Земля, четыре — Марс.
  • Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,
  • Семь — Уран, за ним — Нептун.
  • Он восьмым идёт по счёту.
  • А за ним уже, потом, и девятая планета,
  • Под названием Плутон.
  • Планета голубая,

  • Любимая, родная,
  • Она твоя, она моя,
  • А называется… (Земля).

Слайд 4 - планета Земля. Рассматриваем планету Земля.

Воспитатель спрашивает: «Почему наша планета разноцветная: голубая, зелёная, жёлтая?»

Ответы детей: на Земле есть: вода, леса, горы, пустыни, льды и т.д.

А можно сказать, что на нашей планете есть жизнь?

Ответы детей: живут люди, животные, птицы, насекомые, рыбы, растения и т.д.

Задание 2 - «Расшифруй слова». (Блоки Дьенеша).

Задание 3 - Сделать слоговой и звуковой анализ слов: «Лес», «Луг», «Во-да».

Задание 4 - «Кто где живёт?» Разложить растения, животных, насекомых, птиц, рыб по экосистемам:

  • Экосистема «Лес» - (картинка леса).
  • Экосистема «Луг» - (картинка луга).
  • Экосистема «Вода» - (картинка реки).

Раскладывая картинки, дети рассуждают, что и почему они так раскладывают.

Задание 5. «Найди место».

Воспитатель: Ребята, но у нас остались ещё картинки, почему вы их не разложили? Да, эти картинки не подходят к нашим экосистемам. Давайте найдём и им место.

  • Экосистема «Пустыня»
  • Экосистема «Арктика»
  • Экосистема «Океан»
  • Экосистема «Жаркие страны»

Задание 6 - «Опыты»

Воспитатель: Ребята, а почему на других планетах жизни нет, а на планете Земля есть? (Воздух).

Загадка:

  • Через нос проходит в грудь
  • И обратный держит путь
  • Он невидимый, и все же,
  • Без него мы жить не можем.

А есть ли воздух в этом зале? Что мы можем о нем сказать? Имеет ли воздух цвет, запах? Вдохните в себя воздух и выдохните. Видите ли вы воздух? Вы хорошо знаете, как воздух «через нос проходит в грудь и обратный держит путь»? А как вы думаете, можно ли воздух почувствовать, услышать и увидеть? Давайте это проверим с помощью простых опытов.

Приложение 2: Конспект занятия.

Слайд 1

Подготовила: учитель начальных классов ГОУ ТО «Кимовская школа» Карпова Л.А
ЗЕМЛЯ - НАШ ДОМ РОДНОЙ!

Слайд 2

Наша Земля удивительно прекрасна – это редкая жемчужина нашей Галактики.

Слайд 3

Жизнь на Земле – явление уникальное, и природа на ней – это великий и мудрый воспитатель. К глубокому сожалению, еще многие равнодушны к красоте и гармонии природы. Наверно оттого, что не представляют, как бедна была бы жизнь без обилия животных и растений, как они нужны, наконец, и необходимы нам. Все мы – дети природы.

Слайд 4

Воду человек берет из рек, озер, родников, пищу научился добывать сам, а вот воздух всему живому поставляют только растения (травы и деревья). И не стоит забывать о пользе фотосинтеза растений, не говоря уже о целебной пользе трав.

Слайд 5

Трудно представить в денежном выражении животворную способность леса. Человечество привыкло без раздумья использовать дары природы. А ведь они имеют цену, и немалую. Польза леса нередко оценивается во много раз выше, чем стоимость древесины. В Японии лесной массив «Ашиями» оценили в 6 раз дороже стоимости его древесины.

Слайд 6

Слайд 7

В самом деле, можно ли недооценивать оздоровительную роль лесов? Они прекрасно защищают воздух от пыли и промышленных загрязнений, обогащают ароматами, целебными фитонцидами, которые убивают многие болезнетворные микробы.

Слайд 8

Испокон веков человек обращался к лесу: он его кормил, обогревал, защищал, учил наблюдательности, влиял на душевное самочувствие. Человек, понимающий природу, благороднее и чище. Есть в жизни каждого человека такие моменты, когда общение с природой пробуждает в нем патриотические чувства, вызывает благородные стремления. Особенно остро сознает это человек, покидая родные места, - они становятся ему по-новому родными и близкими.

Слайд 9

Организация Объединенных Наций (ООН)
Именно эта организация уделяет огромное внимание вопросам охраны окружающей среды, принимая соответствующие международные документы.

Слайд 10

Ежегодно WWF осуществляет свыше 1200 экологических проектов, привлекая внимание миллионов людей к проблемам охраны окружающей среды и их решению.
Одна из крупнейших в мире общественных благотворительных организаций, более 40 лет работающая для охраны природы на всей планете.
Всемирный фонд дикой природы

Слайд 11

ОПАСНОСТИ, которые угрожают окружающей среде

Слайд 12

В России, по данным Минприроды, находится более 36 тыс. несанкционированных свалок твёрдых бытовых отходов, которые занимают площадь 12,6 тыс. га. При этом Росприроднадзором за последний год возбуждено только 2,6 тыс. дел об административных правонарушениях в связи с несанкционированными свалками.