Презентация по географии водные транспорты страны лидеры. Презентация по географии "роль и значение транспорта"

Презентация по географии водные транспорты страны лидеры. Презентация по географии
Презентация по географии водные транспорты страны лидеры. Презентация по географии "роль и значение транспорта"

Транспорт – третья ведущая отрасль материального производства


Термины, характеризующие работу транспорта

Грузооборот

Каботаж

Фрахт

Пассажирооборот



Динамика мировой транспортной сети

Виды транспорта

Длина сети, тыс. км

1950 г.

Железные дороги,

в т. ч. электрифицированные

1995 г.

2012 г.

Автомобильные дороги,

в т. ч. усовершенствованные

Судоходные реки и каналы

Нефтепроводы

Газопроводы

Воздушные пути


Структура Мирового грузо- и пассажирооборта

ДОЛЯ В ГРУЗООБОРОТЕ

ДОЛЯ В ПАССАЖИРООБОРОТЕ


Транспорт и научно-технический

прогресс

УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ

ТРАНСПОРТНЫХ ПУТЕЙ

ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

УВЕЛИЧЕНИЕ ВМЕСТИМОСТИ И ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ

УВЕЛИЧЕНИЕ СКОРОСТИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ


Мировая транспортная система

М ИРОВЫЕ ГРУЗОВЫЕ И ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ ГЕОГРАФИЧЕСКИ РАСПРЕДЕЛЕНЫ КРАЙНЕ НЕРАВНОМЕРНО!


По уровню развития мировую транспортную систему можно разделить на две части:

Транспорт в экономически развитых странах:

Транспорт в развивающихся странах отстающая отрасль экономики, характерны черты:

а) высокий технический уровень;

а) несформированность транспортных систем;

б) взаимодействие подотраслей;

б) преобладание одного-двух видов транспорта: железнодорожного - Индия, Пакистан, Бразилия, Аргентина;

в)обеспеченность транспортной сетью, ее густота (плотность), под­вижность населения самые высокие;

речного - страны тропической Африки;

в)транспортная подвижность населения в несколько раз ниже среднемировой;

г) на эти страны приходиться 75-80% общей длины мировой транспортной сети

г) для перемещения грузов еще широко используется гужевой, вьючный транспорт, носильщики.


Воздушный (самолетный, вертолетный)

Водный (морской, речной)

Сухопутный (автомобильный, железнодорожный, трубопроводный)


Структура мирового грузо- и пассажирооборота

Виды транспорта

Грузооборот, %

Железнодорожный

Пассажирооборот, %

Автомобильный

Трубопроводный

Внутренний водный

Воздушный

Ежегодно в мире всеми видами транспорта перевозится более 100 млрд. тонн грузов и триллионы пассажиров. В этих перевозках участвуют свыше 700 млн. автомобилей, 80 тыс. морских судов, 15 тыс. рейсовых самолетов, 200 тыс. локомотивов.




СУХОПУТНЫЙ ТРАНСПОРТ

АВТОМОБИЛЬНЫЙ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ

ТРУБОПРОВОДНЫЙ

АВТОМОБИЛЬНЫЙ

Страны лидеры по протяженности

автомобильных дорог:

  • США;  Япония;
  • Индия;  Китай.
  • Бразилия;



Удельный вес железнодорожной системы



СКОРОСТНЫЕ МАГИСТРАЛИ

Самые скоростные поезда-экспрессы ходят на линиях:

  • Париж - Бордо (Франция) экспресс «Мистраль» (длина линии 540 км) перевозит пассажиров за 2 час 10 мин.

Париж - Лондон экспресс перевозит пассажиров под проливом Па-де-Кале со скоростью 250 км/ч

  • Токио - Осака (Япония) экспресс «Хикари» (длина линии 515 км) перевозит пассажиров за 2 часа 15 мин.

Поезд-экспресс

«Лондон - Париж»

Железнодорожный туннель под

проливом Па-де-Кале (Франция -

Великобритания)


СКОРОСТНЫЕ МАГИСТРАЛИ

Начата подготовка к строительству Азиатско-Тихоокеанской ж/д

магистрали: Сингапур - Бангкок - Пекин - Якутск - туннель под

Беринговым проливом - Ванкувер - Сан-Франциско.


Трубопроводный транспорт


ТРУБОПРОВОДНЫЙ

Получил развитие благодаря росту

добычи нефти и газа и территориальному

разрыву между районами добычи и пот-

ребления.

(Первый нефтепровод был построен в

США в 1865 г. длиною 6 км.)

СТРАНЫ-ЛИДЕРЫ ПО ДЛИНЕ

НЕФТЕ- И ГАЗОПРОВОДОВ:

1. США (760 тыс. км)

2. Россия (230 тыс. км)

3. Канада (150 тыс. км)

4. Страны Ближнего Востока

5. ФРГ

6. Франция

Самые мощные в мире магистральные

нефте- и газопроводы находятся в СНГ:

  • «Дружба»
  • «Сияние Севера»
  • «Союз»



ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

РЕЧНОЙ И ОЗЕРНЫЙ

СТРАНЫ-ЛИДЕРЫ

ПО МОРСКИМ ПЕРЕВОЗКАМ:

  • Панама
  • Либерия
  • Япония
  • Греция
  • Норвегия
  • Великобритания
  • Италия
  • Швеция

ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

Дунай

Рейн

Эльба

Одра

Дунай

Обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных стран

РЕЧНОЙ И ОЗЕРНЫЙ

Крупные международные речные артерии Европы:

Но осуществляет и международные перевозки

Система Великих американских озёр и

глубоководный путь реки Святого Лав-

рентия (США, Канада)

Морские корабли проходят несколько шлюзов, когда поднимаются по реке Св. Лаврентия и обводным ка-

налам. Океанические лайнеры могут доплыть из Атлантики до всех промышленных центров в райо-не Великих озер.


  • каботаж



ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ

ДОЛЯ РЕГИОНОВ МИРА В

АВИА ПАССАЖИРОПЕРЕВОЗКЕ

Страны-лидеры по

воздушным перевозкам:

2. Великобритания

5. Франция

Крупнейшие аэропорты мира:

1. О, Хэйр (Чикаго)

2. Лос-Анджелес

3. Нью-Йорк

4. Хитроу (Лондон)

5. Фракфурт-на-Майне




Количество пользователей Интернета

Россия на 43 месте в мире по количеству пользователей



Воздействие НТР на «разделение труда» между отдельными видами транспорта? Приведите примеры.

  • Увеличение пропускной способности транспортных путей. Появление новых транспортных средств.
  • Увеличение вместимости и скорости передвижения.
  • Контейнеризация, повысившая производительность труда в 7-10 раз.
  • Контейнеризация (от англ. contain - вмещать) - перевозка штучных грузов в специальных металлических емкостях - контейнерах. С ней связано появление новых транспортных средств - контейнеровозов и специальных перегрузочных станций - контейнерных терминалов.

Раскрыть следующие вопросы :

  • Что такое «бегство» флота под «дешевые» «подставные» флаги? Для каких стран это характерно?
  • По рисункам 37, 38, 39, 40 и цветной карте в атласе изучите раз­мещение крупнейших портов и географию грузопотоков. Сравните раз­личные типы морских портов (см. с. 139 в учебнике). Какие грузы перево­зит морской транспорт? Чем это объяснить?

Цель: Продолжить формировать навыки использования информационных технологий на уроках географии Задачи: 1. Познакомить с особенностями транспорта мира в эпоху научно – технической революции; 2. Развивать умение систематизировать информацию, анализировать, выделять существенное в изучаемом материале; 3. Содействовать экономическому, экологическому воспитанию.

Содержание I. Введение. II. Транспорт мира в эпоху НТР. 1. Показатели работы транспорта. 2. Виды транспорта. 3. Транспортные узлы. III. Влияние транспорта на окружающую среду в эпоху НТР.

Введение НТР – это коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в производительную силу общества. Транспорт – одна из ведущих отраслей экономики любой страны.

Значение транспорта: является основой географического разделения труда; география транспорта влияет на размещение отраслей промышленности; является связующим звеном между потребителем и производителем.

II. 1. Показатели работы транспорта Грузооборот. Фрахт (плата за перевозку). Каботаж (судоходство между портами одной страны). Грузоподъемность. Воздушная трасса (авиалиния)

Влияние НТР на транспорт увеличение грузоподъемности; увеличение пропускной способности; появление новых видов транспорта; увеличение вместимости; увеличение скорости.

Изменение структуры грузооборота Виды транспорта 1980 1990 2008 Автомобильный 7, 5 8 8, 3 Нефтяной трубопроводный 3, 1 5 7, 2 Газопроводный 1, 1 2, 3 3, 6 Морской 51, 9 62, 7 62, 8

Влияние НТР на железнодорожный транспорт - электрификация железных дорог; появление поездов на воздушной подушке; магнитной подвеске; рост протяженности электрифицированных ж/д; увеличение пассажирооборота.

Скоростной железнодорожный транспорт (примеры) Великобритания: линия Лондон-Глазго – 300 км/ч; 2. Франция: линия Париж-Леон – 380 км/ч; 3. Япония: линия Токио-Осако – 250 км/ч. 1.

Влияние НТР на автомобильный транспорт появление электромобилей; изменение видов топлива (на кислороде, водороде, дизеле, газе, рапсовом масле); рост протяженности автодорог с твердым покрытием; увеличение грузооборота на 8%;

увеличение пассажирооборота на 80%; увеличение автопарка (США – 210 млн. , Япония 45 млн. , Россия 18 млн.); создание газотурбинных и роторнопоршневых двигателей. увеличение скоростных характеристик; повышение грузоподъемности грузовых автомобилей.

Влияние НТР на водный транспорт Суда на подводных крыльях; Суда на воздушной подушке; Балкеры; Ролкеры; Лихтеровозы; Увеличение грузооборота в 8 раз; Контейнеризация.

Воздушный транспорт Занимает III место в пассажирообороте мира. Крупнейшие аэропорты мира: Чикаго, Даллас, Атланта, Хитроу. Основное назначение – перевозка пассажиров.

Влияние НТР на воздушный транспорт Сверхзвуковые пассажирские самолеты; 2. Повышение грузоподъемности; 3. Увеличение пассажирооборота в 74 раза. 1.

II. 3. Транспортные узлы – это пересечение сети путей сообщения. Назначение транспортных узлов: регулировка транспортных потоков регионов, в которых они находятся; - сортировка грузов; - Предоставление пассажирам возможности пересадки и отъезда в нужном направлении. -

Мировое значение транспортных узлов Они располагаются на берегах (Роттердам в Нидерландах). Могут специализироваться на одном виде транспорта (город-аэропорт Шенков в Ирландии). Могут служить для пересадки пассажиров – курортников (Минеральные воды в России). Используются для перевалки определенного вида груза (лесопромышленные пристани на реках севера европейской части России).

III. Влияние транспорта на окружающую среду в эпоху НТР. Во многих странах применяются строгие меры по защите окружающей среды от загрязнения транспортными средствами: - уменьшение доли свинца в автомобильном бензине; - использование электромобилей, водородного топлива; - газового топлива; - поездов на воздушной подушке.

Слайд 2

Автомобильный транспорт сейчас - самый распространённый вид транспорта. Автомобильный транспорт моложе железнодорожного и водного, первые автомобили появились в самом конце XIX века. После Второй мировой войны автомобильный транспорт начал составлять конкуренцию железной дороге. Преимущества автомобильного транспорта - маневренность, гибкость, скорость. Грузовые автомобили перевозят ныне практически все виды грузов, но даже на больших расстояниях (до 5 и более тыс. км) автопоезда (грузовик-тягач и прицеп или полуприцеп) успешно конкурируют с железной дорогой при перевозке ценных грузов, для которых критична скорость доставки, например, скоропортящихся продуктов.

Слайд 3

Абсолютное большинство ныне существующих автомобилей - автомобили индивидуального пользования (легковые). Их используют, как правило, для поездок на расстояния до двухсот километров. По данным комитета по экологии Государственной Думы РФ, автомобильный парк России к началу 2000 года составил 27,06 млн транспортных средств.

Слайд 4

Преимущества и недостатки Преимущества: Быстрое передвижение из одной точки окрестности в другую. Недостатки: Автомобильный транспорт имеет много недостатков. Легковые автомобили - самый расточительный транспорт по сравнению с другими видами транспорта в пересчёте на затраты, необходимые на перемещение одного пассажира. Основная доля (63 %) экологического ущерба планете связана с автотранспортом. Значительный экологический ущерб наносится окружающей среде и обществу на всех стадиях производства, эксплуатации и утилизации автомобилей, топлива, масел, покрышек, строительства дорог и других объектов автомобильной инфраструктуры. В частности, окислы азота и серы, выбрасываемые в атмосферу при сжигании бензина, вызывают кислотные дожди. Величина ежегодного экологического ущерба от функционирования транспортного комплекса РФ составляет 3,4 млрд долларов США, или примерно 1,5 % валового национального продукта. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспортных средств составили 12 190,7 тыс. тонн. Автомобильный транспорт требует хороших дорог. Сейчас в развитых странах существует сеть автомагистралей - многополосных дорог без перекрёстков, допускающих скорости движения свыше ста километров в час.

Слайд 5

В структуре объема коммерческих перевозок грузов преобладает доля автомобильного транспорта – это порядка 53%.

Слайд 6

Транспортные магистрали - основные транспортные пути в составе транспортной сети какой-либо территории. имеют большое значение в системе производственно-территориальных связей. Транспортные магистрали подразделяются на: международные магистрали: Панамериканская автомагистраль. общегосударственные магистрали: Трансамазонское шоссе. межрайонные магистрали: Москва – Санкт-Петербург.

География транспорта Мира 1.Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства и основа географического разделения труда.

Урок географии в 10-ом классе

1.Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства

  • Основа географического разделения труда
  • Объём и структура транспортных перевозок отражают:
  • Способствует специализации и кооперированию предприятий и отраслей
  • Способствует сокращению территориального разрыва между производством и потребителем товаров и услуг

Уровень и структуру

экономики

Размещение

производительных сил

Показатели работы транспорта

  • Грузооборот.
  • Фрахт (плата за перевозку).
  • Каботаж (судоходство между портами одной страны).
  • Грузоподъемность.
  • Воздушная трасса (авиалиния)

Особенности транспорта

Транспортная сеть (тыс. км)

Группы стран по обеспечен-ности трансп

Загрязнение окр. среды

Мировой транспорт

Мировая транспортная система – все:
  • пути сообщения
  • транспортные предприятия
  • транспортные средства
Влияние НТР на железнодорожный транспорт
  • электрификация железных дорог;
  • появление поездов на воздушной подушке;
  • магнитной подвеске;
  • рост протяженности электрифицированных ж/д;
  • увеличение пассажирооборота.
Мировая транспортная система
  • число занятых – более 100 млн чел
  • общая длина транспортной сети - > 36 млн км
  • перевозится грузов – более 100 млрд т
  • перевозится пассажиров - более 1 трлн чел
ДИНАМИКА МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ В 1950-2000гг.* Длина и густота железных дорог по странам мира. Конец 90-х гг

СТРУКТУРА МИРОВОГО ГРУЗО - И ПАССАЖИРООБОРОТА

ДОЛЯ В ГРУЗООБОРОТЕ

ДОЛЯ В ПАССАЖИРООБОРОТЕ

Задание. Проанализируйте данные диаграммы. Ответьте на следующие вопросы:

  • Какой вид транспорта преобладает в грузоперевозках, а какой в пассажирообороте мира?
  • Какой вид транспорта преобладает в грузоперевозках в России, Японии? Почему?
  • Какой вид транспорта почти не участвует в грузоперевозках, а какой в пассажиро-перевозках? Как вы думаете почему?

См. карту в атласе

«ТРАНСПОРТ»

Изменение структуры грузооборота Влияние НТР на мировую транспортную систему

  • увеличение пропускной способности
  • появление новых транспортных средств
  • увеличение вместимости и объёма перевозимых грузов (контейнеризация)
Грузооборот конец 90-х гг.

Региональные транспортные системы

  • Севро-Американская
  • Европейская
  • Латиноамериканская
  • Африканская
  • Южная Азия

ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

Проанализируйте карту судоходных линий.

О каком океане можно сказать: «Великий

путь мировой торговли»? Между какими

странами проходят главные морские линии?

Какое государство лидирует по количеству

крупных портов? В чем причина?

Мировой железнодорожный транспорт

  • Первой железной дорогой на паровой тяге стала линия Ливерпуль - Манчестер в Англии, открытая в 1830 г.
  • В том же году была построена и первая железная дорога в США, соединившая города Чарлстон и Огаста.
  • В 1833 г. появилась первая железная дорога во Франции,
  • в 1835 г. - в Германии и Бельгии.
  • А в России первая железная дорога Петербург - Царское Село (26 км) была открыта в 1837 г.
ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО РАЗМЕРАМ ГРУЗООБОРОТА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В КОНЦЕ 1990-х гг. Автомобильный транспорт
Влияние НТР на автомобильный транспорт
  • появление электромобилей;
ПЕРВЫЕ ДВАДЦАТЬ СТРАН ПО ПРОТЯЖЕННОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В КОНЦЕ 1990-х гг. ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО РАЗМЕРАМ ГРУЗООБОЮТА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В КОНЦЕ 1990-х гг. ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО ДЛИНЕ ТРУБОПРОВОДОВ В КОНЦЕ 1990-х гг. Влияние НТР на автомобильный транспорт
  • появление электромобилей;
  • изменение видов топлива (на кислороде, водороде, дизеле, газе, рапсовом масле);
  • рост протяженности автодорог с твердым покрытием;
  • увеличение грузооборота на 8%;

Cлайд 1

География транспорта Мира 1.Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства и основа географического разделения труда. 2. Сухопутный транспорт Урок географии в 10-ом классе

Cлайд 2

1.Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства Основа географического разделения труда Объём и структура транспортных перевозок отражают: Способствует специализации и кооперированию предприятий и отраслей Способствует сокращению территориального разрыва между производством и потребителем товаров и услуг Уровень и структуру экономики Размещение производительных сил

Cлайд 3

Мировая транспортная система – все: пути сообщения транспортные предприятия транспортные средства

Cлайд 4

Мировая транспортная система число занятых – более 100 млн чел общая длина транспортной сети - > 36 млн км перевозится грузов – более 100 млрд т перевозится пассажиров - более 1 трлн чел

Cлайд 5

ДИНАМИКА МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ В 1950-2000гг.*

Cлайд 6

Длина и густота железных дорог по странам мира. Конец 90-х гг

Cлайд 7

Влияние НТР на мировую транспортную систему увеличение пропускной способности появление новых транспортных средств увеличение вместимости и объёма перевозимых грузов (контейнеризация)

Cлайд 8

Изменения в структуре грузооборота мирового транспорта В 1950 г. железные дороги обеспечивали 31% мирового грузооборота, автомобильные - 7,5% внутренние водные пути - 5,5% морские - 52% трубопроводы 4%.

Cлайд 9

a-div-prezent" itemprop="thumbnail" src="https://bigslide.ru/images/28/27929/389/img9.jpg" alt="Географические различия в мировой транспортной системе. а) Транспорт экономич..." title="Географические различия в мировой транспортной системе. а) Транспорт экономич...">Географические различия в мировой транспортной системе. а) Транспорт экономически развитых стран Транспортная подсистема экономически развитых стран отличается особенно большими размерами. На нее приходится около 80% общей длины транспортной сети, более 70% мирового грузооборота по массе и примерно 80% по стоимости, а доля ее в мировом пассажирообороте еще больше. В экономически развитых странах сосредоточено более 4/5 мирового парка автомобилей, в них находятся почти 2/3 всех портов мира, выполняющих 3/4 миро вого грузооборота. В структуре грузооборота этих стран на автомобильный транспорт падает 40%, на железнодорожный - 25, а на остальные виды транспорта - 35%.

Cлайд 11

2. Транспортная система в развивающихся странах Она располагает немногим более 20% общей мировой длины транспортной сети, обеспечивает (по стоимости) 20% мирового грузооборота. В этих странах сосредоточено 10% мирового парка легковых и 20% грузовых автомобилей и автобусов. Густота транспортной сети в большинстве стран невелика, а технический уровень транспорта (например, паровая тяга и узкая колея на желез ных дорогах) более низкий. Подвижность населения в этих странах также во много раз меньше, чем в развитых.

Cлайд 12

Региональные транспортные системы Севро-Американская Европейская СНГ Латиноамериканская Африканская Южная Азия

Cлайд 13

Мировой железнодорожный транспорт Первой железной дорогой на паровой тяге стала линия Ливерпуль - Манчестер в Англии, открытая в 1830 г. В том же году была построена и первая железная дорога в США, соединившая города Чарлстон и Огаста. В 1833 г. появилась первая железная дорога во Франции, в 1835 г. - в Германии и Бельгии. А в России первая железная дорога Петербург - Царское Село (26 км) была открыта в 1837 г.