Развитие менеджмента в условиях глобализации. Проблемы менеджмента в условиях глобализации и международной интеграции Статья менеджмент организации в условиях глобализации

Развитие менеджмента в условиях глобализации. Проблемы менеджмента в условиях глобализации и международной интеграции Статья менеджмент организации в условиях глобализации

Рост целостности и единства современного мира, усиление взаимосвязи и взаимозависимости между людьми и странами – это тенденция, которая проявляется в политической, экономической, социальной и культурной областях. Важнейшей частью этого процесса является глобализация экономики. Мировой рынок объединил национальные рынки и образовал глобальный рынок.

Глобализация рынков – это объединение исторически отдаленных и независимых друг от друга национальных рынков в глобальный рынок. Термин глобальный рынок ввел Теодор Левит. На глобальных рынках противостоят фирмы друг другу. Например кока-Кола и Пепси Ко. Происходит глобализация производства товаров, которая заключается в распространении производственной деятельности отдельных компаний по всему миру, в их стремлении приобретать факторы производства (рабочую силу, энергию, землю и капитал) в разных регионах, а также приближении производства к потребителю.

Глобализация непосредственно затрагивает и российскую экономику. Идут процессы слияний и поглощений в российской экономике, в которых участвует международный бизнес.

Глобализация мировых рынков капитала позволяет российским компаниям привлекать зарубежные инвестиции в ходе первичных публичных размещений акций как на российском фондовом рынке, так и за рубежом.

Для того чтобы дать определение категории «международный (глобальный) менеджмент», необходимо осмыслить понятие международного бизнеса как формы предпринимательства, в соответствии с которой товары и услуги производятся и реализуются в разных странах.

Международный бизнес – это основная форма предпринимательства, заключающаяся в сотрудничестве хозяйствующих субъектов двух или более стран с целью извлечения выгоды. К специфике этой формы относится осуществление производства и реализации товаров и услуг в разных странах с обеспечением основных факторов жизнеспособности предприятия:

Непрерывного совершенствования процесса производства;

Рациональной модели организационной структуры предприятия в условиях внешнеэкономической деятельности;

Научно обоснованного стратегического планирования.

Основополагающим принципом деятельности специалиста в области международного бизнеса является стремление к дальнейшему развитию международного разделения труда, способствующему прогрессу производительных сил и росту производительности труда в мировом масштабе. Такое разделение предполагает межотраслевую и внутриотраслевую специализацию производства.

Для национального хозяйства каждого государства определяющее значение имеет межотраслевая специализация производства с ведущими для экономики отраслями: промышленность со специализацией по конкретным отраслям (топливно-энергетический комплекс, металлургия, машиностроение и т.д.), сельское хозяйство – растениеводство, животноводство. Наиболее эффективной моделью специализации во всемирном хозяйстве является высокая степень развития наукоемких отраслей с дорогостоящей продукцией, которая характерна для США, членов Европейского союза и Японии. Остальные страны, с недостаточным уровнем развития производительных сил участвуют в международном разделении труда на межотраслевой основе как поставщики на мировой рынок минерального и сельскохозяйственного сырья, некоторых видов продовольствия.

Внутриотраслевая специализация, получившая распространение на современном этапе развития мировой экономики, основана на использовании результатов научно-технической деятельности. Ее направлениями стали предметная специализация (производство отдельных видов готовой продукции – электронной техники, металлообрабатывающих станков и т.д.); подетальная специализация (сосредоточение на выпуске узлов и деталей, которые используются в качестве комплектующих изделий для готовой продукции); технологическая специализация – изготовление для внешнего и внутреннего рынка заготовок, отливок и поковок).

К новым явлениям в международном разделении труда следует отнести интернационализацию НИОКР - это перенос транснациональными корпорациями центров научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ из страны головной компании в принимающие государства. Использование зарубежных исследовательских центров позволяет:

Получать новые технологии;

Нанимать более квалифицированных специалистов с невысокой заработной платой;

Контролировать деятельность конкурентов;

Снижать издержки производства и сбыта наукоемких изделий;

Использовать растущие кадровые ресурсы развивающихся государств и стран с переходной экономикой.

Размещать свои центры НИОКР за рубежом ТНК предпочитают в государствах, обладающих значительным числом квалифицированных кадров и проводящих активную научно-техническую политику. Для деятельности исследовательских центров ТНК за рубежом необходима также нормативная правовая основа с эффективной системой управления.

Теория глобального менеджмента базируется на положениях экономистов-теоретиков и основоположников школ и направлений менеджмента.

Базовыми концепциями глобального менеджмента:

1. Концепция абсолютных преимуществ (А. Смит), которая предусматривает организацию производства товаров и услуг в той стране, где выше производительность труда и качество продукции, а издержки производства ниже, чем в других странах. Такие условия дают возможность эффективно осуществлять экспорт товаров и услуг из страны с абсолютными преимуществами в другие страны. Абсолютные преимущества стимулируют развитие международного бизнеса.

2. Концепция сравнительных преимуществ (Д. Рикардо), предусматривает специализацию стран на производстве товаров и услуг с наименьшими издержками производства. Эта концепция дает основания для организации в стране производства нескольких видов товаров и услуг. В этом случае менеджеру предстоит выбрать и сосредоточить усилия на выпуске и экспорте той продукции, которая обладает абсолютными преимуществами, а остальные товары и услуги могут быть предназначены для внутреннего рынка, и часть потребностей в нем может удовлетворена за счет импорта.

Комбинация относительных и абсолютных преимуществ с присущей каждой нации организацией производства и государственной политикой обеспечивает фирмам разных стран преимущества в условиях конкуренции и высокую репутацию. Ориентировочно показатель сравнительных преимуществ (ПСП) какого-либо товара или услуги в определенной стране можно рассчитать по формуле:

где Э х у - объем экспорта товара х страны у;

Э у - общий объем экспорта страны у;

И х - объем мирового импорта товара х;

И – общий объем мирового импорта.

Если ПСП больше 1, то для данной страны степень специализации на товаре или услуге Х сравнительно высока и ее доля экспорта сравнительно выше, чем средняя доля импорта этого товара или услуги. Следовательно, страна У обладает сравнительными преимуществами при специализации на товаре или услуге Х. Чем меньше ПСП, тем меньше степень сравнительных преимуществ.

Так, например конкурентоспособность корпораций США несомненна в производстве пассажирских самолетов (компания «Боинг»), мощных компьютеров (компания «ИБМ»), компьютерных программ (компания «Майкрософт»), оборудования для охраны окружающей среды, удобрений. В Германии конкурентноспособны товары, как автомобили, химикаты, сельскохозяйственные машины, оптические приборы, полиграфическое оборудование, в Японии такие компании как, телекоммуникационного оборудования, морских судов, автомобилей, бытовой электроники, итальянские фирмы – призванные производители керамических и текстильных изделий, спортивной обуви, упаковочного оборудования.

3. Концепция международного жизненного цикла продукта базируется на теории жизненного цикла продукта, выдвинутой американским экономистом Верноном. Он разделяет процесс сбыта любого товара на 4 стадии с целью акцентирования внимания предпринимателей на проблемах эффективности производства и сбыта товаров и услуг условиях быстро меняющейся конъюнктуры и острой конкурентной борьбы на внутреннем и мировом рынках при выходе на них с новым товаром.

Стадии жизненного цикла товара:

Нововведение

Быстрый рост спроса

Насыщение рынка

4. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) – капиталовложения, рассчитанные на долговременные деловые отношения между предприятием страны – прямого инвестора и фирмами принимающей страны. ПИИ привносят в экономику принимающей страны капитал, новые технологии, современные методы управления предприятиями, эффективную систему сбыта товаров и услуг.

На выбор инвестором страны приложения прямых иностранных инвестиций влияют:

Темпы экономического роста;

Банковский процент и условия кредитов;

Издержки производства товаров и услуг;

Внешняя задолженность;

Политическая и макроэкономическая стабильность.

5. Концепция, базирующаяся на достижениях всех школ и направлений (начиная со школы научного управления Ф. Тейлор; административной школы – Г. Эмерсон, А. Файоль, Л. Уранк, М. Вебер; школы человеческих отношений – Э. Мэйо, А. Маслоу, М. Фольь; управленческой школы – Д. Форрестер, Р. Акофф).

Для квалифицированного менеджера глобального масштаба выходу на иностранный рынок должно предшествовать тщательно проведенное маркетинговое исследование – активное изучение рынка принимающей страны с выявлением национальных особенностей предпочтений потребителей. Большое значение в теории и практике международного менеджмента приобретает социальная составляющая как критерий эффективности в деятельности компании за рубежом (менеджеры глобального масштаба ставят первоочередной задачей не прибыльность фирмы, а максимальное удовлетворение запросов потребителей, которые могут резко отличаться в разных странах). Достижению высокой эффективности в деятельности компании за рубежом, ее конкурентоспособности способствует «человеческий капитал» - квалификация, инициатива и личные качества сотрудников.

С.П. Болотов

В статье рассматриваются факторы совершенствования менеджмента. Уделено внимание концепции планомерного роста конкурентоспособности и концепции «центральной компетенции организации». Приведены основные пути практического повышения способностей организации. Описаны основные виды организационных способностей: абсорбционные способности, многофункциональные способности, трансформационные способности. Исходя из анализа сущности способностей автор делает вывод о возможном измерителе.

Рассмотрена концепция развития конкурентных способностей организации. Она включает содержание организационных способностей, их состав, истоки (компетенции), пути развития способностей и подход к их оценке. По мнению автора, требуется проведение дальнейших исследований по расшифровке процессов и механизмов развития организационных способностей.

В условиях конкуренции Российские предприятия работают уже более 10 лет. Конечно в каждой отрасли свои условия конкуренции, где-то слабее, где-то сильнее, но средний уровень конкуренции все-таки ниже, чем в развитых странах запада. Российские менеджеры работают пока в не очень сложных конкурентных условиях. Сложность их работы заключается в неустойчивости деловой среды, в изменчивости законодательства, в неумелом администрировании, в неполном исполнении обязанностей многими участниками рынка, включая государство, как орган регулирования рыночной деятельности.

Чтобы ускорить поступательное развитие Российской экономики, следует постепенно менять деловую среду Российских предприятий. Она обычно меняется под воздействием двух групп факторов: совершенствованиезаконодательства в сфере экономики, включая нормативные правительственные акты и совершенствование менеджмента в российских предприятиях. В данной работе рассмотрим факторы совершенствования менеджмента.

Еще одним важным фактором, влияющим на Российскую деловую среду можно назвать глобализацию экономических процессов. Влияние зарубежных стран, их законодательства и их компаний на российскую экономику безусловно имеет место и будет в дальнейшем усиливаться.

Поскольку конкуренция усиливается, в том числе со стороны зарубежных компаний, то Российские менеджеры должны строить свою конкурентную борьбу на таком же уровне, как и их соперники. Иначе российские компании не выдержат напора современных методов и средств конкуренции со стороны зарубежных компаний, отстанут от них и создадут им условия для завоевания Российского рынка.

В последнее десятилетие теория менеджмента обогатилась разработкой глубинных процессов развития конкурентных преимуществ компаний. Если раньше только строились отдельные гипотезы о влиянии менеджмента на экономические результаты компаний, то сейчас имеется концепцияпланомерного роста конкурентоспособности.

Основой новой теории являются способности организации или организационные способности. Они необходимы для трансформации бизнеса, т.е. для перестройки всей системы производства с целью приобретения конкурентных преимуществ над другими компаниями. Способности рассматриваются как свойство организации, заключающееся в эффективном использовании своих ресурсов. Правда эффективность рассматривается как получение новых рыночных результатов за счет рационального применения как внутренних, так и внешних ресурсов.

Поскольку рыночное окружение меняется, то чтобы успешно работать организации надо создать другой набор способностей. Способности означают получение данной организацией продукта, с помощью которого можно расширить продажи и потеснить конкурентов. Для создания нового набора способностей необходимо расширение «репертуара» поведения организации. В свою очередь поведение организации складывается из новых действий менеджеров, таких, которые раньше они не могли выполнять. Ниже будет раскрыт механизм формирования новых способностей организации.

Проблема развития организационных способностей возникает тогда, когда использование старых способностей не позволяет организации видеть перспективы в новых рыночных условиях. Использование в этом случае прошлых способностей в новых условиях может навредить компании.

Способности частью заложены в организации при ее создании, но могут также приобретаться извне. Приобретение способностей очень сложный процесс, включающий приобретение знаний, получение опыта,формирование основных компетенций, расширение «репертуара», развитие стратегического видения и стратегическую трансформацию.

Еще в 1990 году американские ученые Прахалад и Хамел обосновали новую для того времени концепцию «центральной компетенции организации». Центральная компетенциярассматривается как опыт умелого соединения ресурсов и способностей организации для достижения реального результата. Центральная компетенция – это управленческий стратегический потенциал в виде опыта реализации какого-либо проекта, приведший организацию к получениюхорошего рыночного результата.

Когда предприятие организует выпуск хорошей продукции и она дает рыночный успех, то этот опыт умелого применения всех ресурсов в динамике является по сути компетенцией генерального менеджмента , которая включает разработку стратегического плана, привлечение необходимых ресурсов, умелое объединение их и организацию всей деятельности с высокой эффективностью. Слабая центральная компетенция не дает возможности развивать способности организации.

Компетенции являются важным условием для развития способностей организации. Способности – это внутреннее свойство организации, определяемое результатами ее деятельности. А результаты деятельности зависят от компетенции, т.е. от знаний, умений и навыков работников организации. Однако существует иерархия управления, согласно которойвысшие определяют необходимую компетенцию низших. Следовательно, компетенцияработников во многом определяется высшими менеджерами и частично объективными условиями.Высшиеменеджеры имеют возможность преодолеть за несколько лет неблагоприятные условия и в идеале компетенция организации на 100% зависят от высшего менеджмента.

Имеются несколько основных путей практического повышения способностей организации (см. работу по ссылке 1):

1.Открытие новых каналов информации;

2.Пересмотр новых рыночных реальностей;

3.Процессы сбора, своевременной обработки и обмена информацией;

4.Использование форм и методов взаимодействия персонала.

Компетенция, лежащая в основе способностей может прирастать только двумя способами: научными исследованиями или приобретением знаний, опыта и навыков. Чаще всего предприятия не занимаются собственными научными исследованиями. Даже те крупные компании – мировые лидеры, которые ведут научные исследования, многие знанияпокупают извне, так как невозможно исследования проводить во всех необходимых направлениях. Есть специализированные научные организации, которых трудно обогнать. Легче приобретать специализированные знания.

Другое дело умения и навыки. На основе приобретенных знаний можно произвести собственные опыты и эксперименты, которые и дают умения и навыки. Но есть специализированные обучающие организации, которые наряду со знаниями дают навыки через умения. Однако обучающие организации могут дать только основные, стандартные навыки и умения. А на предприятии всегда имеются собственные особенности, которые чаще заключаютсяв наборе ресурсов и компетенций.

Это обуславливает необходимость обладания высшей стратегической компетенцией, которая большей частью формируется в результате творческого осмысления действительности и нахождения творческих управленческих решений. Сущностная основа такого рода компетенции – это стратегическое видение того, как может компания умело применить имеющиеся внутренние и внешние ресурсы для последовательного превращения их в значительные рыночные результаты.

В пользу такого вывода говорит тот факт, что имитация (абсорбция) новой технологии предприятием не всегда ведет к новым способностям, т.к. организационные способности формируются через специфические ресурсы и условия, такие как управленческий потенциал, стратегическое видение рынка, конкурентные преимущества и т.д.

Способности у предприятий всегда эволюционируют. Они могут размываться, или развиваться неадекватно рыночным условиям. В результате можно наблюдать отставание предприятия от рыночных условий. Это происходит тогда, когда генеральный менеджмент имеет недостаточную компетенцию и не может эффективно управлять стратегическим развитием организации.

Различают следующие основные виды организационных способностей:

1.Абсорбционные способности, которые всегда присутствуют в той или иной форме. Бывают скрытые способности, когда отдельные работники сами приобретают знания и умения, но их не включают в систему развития компетенции для достижения новой способности.Для развития организационных способностей недостаточно наличие пусть даже высокого уровня (как система) абсорбционных способностей. Нужны еще другие способности.

2.Многофункциональные способности (стратегическое видение и планирование). Способности анализа рынка, оценки позиции конкурентов и проведения управленческого обследования ведут к разработке стратегии, которая охватывает все стороны и аспекты деятельности предприятия. Поэтому такие способности были названы многофункциональными. Сама способность разработки стратегии не дает гарантии получения реального конкурентного преимущества. Планы могут быть не реализованы.

3.Трансформационные способности, которые включают работников с определенными компетенциями в общую деятельность. Если система новой деятельности продумана и имеются работники всех необходимых компетенций, то последовательное включение этих работников с их новым «репертуаром» в систему бизнес-процессов преобразует организацию. И эти преобразования запускают процесс изготовления новой продукции и другие новые процессы, которые в совокупности создадут рост продаж, рост прибылии увеличение доли рынка.

Развитие способностей организации заключается не только в обучении работников, повышении их уровня компетенции. Крайне необходим коллективный опыт совместной деятельности по внедрению нововведения. С этой целью необходимо приобрести опыт в эксперименте по изменению «репертуара» путем реконфигурации и рекомбинации ресурсов и рутин (под рутинами понимаются стандартизованные действия работников) . Такой эксперимент поможет увеличить способности компании к освоению нового знания и к трансформации организации.

Другим условием развития способностей является экспертиза. Наивысший уровень компетенции, как было давно доказано, имеется у экспертов. Экспертами являются специалисты узкого профиля, проработавшие по этой специальности более 10 лет, имеющие научные публикации и практический опыт решения проблем по специальности. Эксперты обладают не только большими знаниями и опытом, но и творческими способностями. Им легче найти нестандартное решение по их профилю. А как мы помним, способности организации – это не только выработка новой продукции, но и получение рыночных результатов. Поскольку рыночные условия меняются, то организация должна быть способна вырабатывать новые решения для достижения успеха всякий раз за многие годы. Следовательно, вырабатывать новые нетрадиционные решения могут только эксперты, как специалисты высшей компетенции.

Если экспертыинтегрированы в компанию, тогда достигается преимущество в способностях. Чтобы интегрировать экспертов, необходимо создать систему распространения, интеграции и трансформации знаний. Эта система делает организацию менее зависимой от экспертов, поскольку они находятся вне организации, но связаны с ней информационными каналами и договорами. Это будет система импортирования экспертных знаний.

При создании механизма развития организационных способностей важно иметь методику оценки уровня способностей. Она должна показывать, насколько развиты способности у организации. Для этого нужно иметь шкалу и показатели для сравнивания. Поскольку проблема оценки способностей новая, то пока никаких методик оценки еще не выработано. Можно только предложить подход к оценке организационных способностей.

Исходя из анализа сущности способностей можно сделать вывод о возможном измерителе. Таким инструментомможет служить вопрос: в какой мере учтены организацией рыночные реальности? Дело в том, что если способности организации слабые, то в своей деятельности она плохо учитывает рыночные реальности. А если она полностью учитывает рыночные реальности, то должны быть получены максимальные рыночные результаты. Следовательно, способности соответствуют мере учета рыночных результатов.

Другим направлением оценки является оценка компетенции. Компетенция в организации, как правило, представлена многообразная. Поэтому оценку надо проводить по направлениям деятельности и по должностям. Например, стратегическая компетенция соответствует высшим менеджерам. Она охватывает понимание стратегических проблем в общем и проблем реальных в организации в частности. Компетенция может быть разделена по уровням на знания, умения и навыки. Компетенция высшего уровня должна включать навык творческого решения стратегических проблем.

В данной работе кратко рассмотрена концепция развития конкурентных способностей организации. Она включает содержание организационных способностей, их состав, истоки (компетенции), пути развития способностей и подход к их оценке.

Требуется проведение дальнейших исследований по расшифровке процессов и механизмов развития организационных способностей.

Практические менеджеры в РФ к сожалению имеют недостаточную профессиональную подготовку. По нашим оценкам, только около 20 % менеджеров имеют дипломы высшего образования по менеджменту. Еще около 20 % имеют сертификаты курсов по менеджменту. Таким образом, при решении вопросов стратегического развития организации в условиях международной конкуренцииотечественные менеджеры заметно уступают иностранным в профессиональной подготовке.

Обучение менеджменту в РФ также отстает от мирового уровня. В России только около 55 программ МВА и около ста факультетов менеджмента. Ежегодно получают дипломы примерно 5000 магистров МВА и примерно 15000 дипломированных менеджеров. А потребность экономики РФ составляет около 100000 менеджеров. Следовательно, пока покрывается только 20 % потребности.

Россия отстает от развитых стран и по качеству подготовки менеджеров, поскольку программы подготовки несколько устарели и качество подготовки недостаточное. Многое студентам дается из книг и сугубо теоретического материала, тогда как на работе выпускникам приходится решать практические проблемы. Недостаток практических навыков и нехватка современных зарубежных материалов объясняется трудностями всей системы образования в РФ. Профессора, доценты и преподаватели мало участвуют в управленческих исследованиях, в которых осваивается практика Российских предприятий. Существует также проблема нехватки учебников, специальных журналов и книг по менеджменту. Сейчас в России издательский бум. Переводят на русский язык самые современные книги по менеджменту, но они не попадают в библиотеки и к студентам, по причине нехватки финансовых ресурсов.

Проблемы развития менеджмента в РФ при высоких темпах развития экономики вполне разрешимы.

Bhatt G. D. A resource-based perspective of developing organizational capabilities for business transformation// Knowledge and process management. 2000., V. 7., N. 2, pp. 119-129

Prahalad C.K., Hamel G. The core competence of the corporation// Harvard Business review. 1990, V. 68, No. 3, pp. 79-91

Влияние глобализации на менеджмент

Глобализация экономики, а именно ее превращение в единую взаи­мосвязанную систему, является очевидной характеристикой начала XXI века. Уже к 90-м годам прошлого столетия почти 30% глобального валового продукта производилось совместными предприятиями, а се­годня этот показатель приближается к 40%. Глобализация рынков требу­ет глубокого изучения факторов успеха многонациональных предпри­ятий в условиях обострения международной конкуренции. Для эффек­тивного управления этими предприятиями и их организационной культурой и выбором правильной стратегии большое значение имеют трудовые ресурсы.

Сегодня без понимания сущности глобализации трудно быть эффек­тивным менеджером, принимать стратегические решения, искать схе­мы рационального управления персоналом. Глобализация экономиче­ской деятельности оказывает непосредственное влияние на сферу биз­неса, где в настоящее время идет сложный процесс переплетения деловых культур и подготовки специалистов для работы в международ­ных компаниях. Компании должны принимать во внимание подход, ценности, ожидания, восприятие и типичное поведение сотрудников, представляющих разные культуры. Успех (или неудача) компаний, веду­щих операции на мировом рынке, все в большей степени определяется тем, удалось ли им создать эффективную систему управления персона­лом, ликвидировать трения в отношениях между сотрудниками (руко­водителями и подчиненными) разных национальностей, с разными культурными традициями.

Глобализация предполагает, что постепенно должны стираться гра­ницы между различными культурами, они должны адаптироваться одна к другой. На практике же все оказывается далеко не так просто: сущест­вуют серьезные препятствия на этом пути, связанные с особенностями законодательства, традиций, обычаев и, наконец, климатических усло­вий. Менеджер XXI века должен обладать значительно большим международным опытом по сравнению с тем, который имели менеджеры по­сле Второй мировой войны.

Культурное многообразие потребует от менеджеров более глубоко­го понимания этнических и религиозных особенностей, семейных ценностей и национальных субкультурных явлений. Новые требования к менеджерам связаны с глобальными стратегиями и подходами к управлению разнородной рабочей силой. Эволюция бизнеса от ори­ентированного преимущественно на отечественный рынок к глобаль­но ориентированной детальности потребует нового мышления и управленческих навыков.

Управление в условиях разных культур предполагает изучение пове­дения индивидов в организациях во всем мире. Новому глобальному ме­неджеру следует мыслить в большей степени глобальными категория­ми. Это потребует изменений в образе мыслей менеджера. Менеджерам, работающим в условиях глобальной изменяющейся обстановки, необ­ходимо должным образом знать международные отношения и зарубеж­ные рынки. Но что еще более важно, так это не только приобретение языковых навыков, но и изучение культур и культурных различий.

Важно отметить, что процесс глобализации и либерализации миро­вой экономики имеет не только положительные, но и отрицательные стороны, но все же реальность состоит в том, что глобализация пред­ставляет объективное и совершенно неизбежное явление современно­сти, которое можно притормозить средствами экономической полити­ки, но нельзя остановить.

В условиях глобализации еще отчетливее и в больших масштабах проявляется одна из основных закономерностей всей рыночной эконо­мики: ни одна компания, будь то малая, средняя, крупная или крупней­шая, ни одна страна независимо от уровня ее развития и размеров, ни один регион или региональная группировка не занимают какое-то не­изменное, навсегда закрепленное за ними место в мировой экономике. Так обстоит дело, например, с одной из весьма глобализированных от­раслей промышленности – фармацевтической. Лидирующие позиции занимают здесь европейские компании, но глобальная конкурентоспо­собность требует постоянного внимания и постоянной борьбы, посто­янного повышения качества и развития инноваций, а следовательно, высокопрофессионального персонала.

Основные направления глобализации экономической деятельности

Глобализация экономической деятельности развивается по трем ос­новным направлениям: международная торговля товарами, услу­гами, технологией, объектами интеллектуальной собственности; меж­дународное движение факторов производства, а именно капитала (в виде прямых иностранных инвестиций) и рабочей силы (в виде стихийных миграций неквалифицированных и малоквалифицированных рабочих и в виде «утечки умов»); международные финансовые опера­ции, включающие в себя кредиты (частные, государственные, междуна­родных организаций), основные ценные бумаги (акции, облигации и другие долговые обязательства), производные финансовые инстру­менты (фьючерсы, опционы и др.), валютные операции.

Под влиянием процесса глобализации появляется новый тип корпо­ративной организации – глобальная компания, использующая пре­имущества деятельности в глобальном масштабе. Можно выделить два метода, с помощью которых глобальные компании добиваются конку­ рентного преимущества и обеспечивают свою долгосрочную конку­рентоспособность. Первый – размещение различных видов деятельно­сти в разных странах, позволяющее наилучшим образом обслуживать мировой рынок, который для глобальных фирм становится единым це­лым. Второй – способность фирмы координировать деятельность сво­их филиалов, разбросанных по всему миру.

Изменения, происходящие под влиянием глобализации, затрагива­ют не только глобальные компании с многомиллиардным товарообо­ротом. Средние и мелкие компании во всех странах мира также подвержены этому процессу.

Одной из характерных черт современного экономического разви­тия является рост сферы услуг, в которой заняты в основном небольшие компании и индивидуальные предприниматели. Для того чтобы удер­жаться на этом рынке, качество услуги должно быть неизменно высо­ким, независимо от места, где эта услуга оказывается. Следовательно, возникают дополнительные требования к персоналу, вовлеченному в эту сферу деятельности.

Глобализация и ее проявления прямо связаны со мно­гими вопросами управления человеческими ресурсами, начиная с про­блем создания адаптированных к новым условиям организационных структур и заканчивая программами подготовки менеджеров XXI века.

Рассматривая управление человеческими ресурсами в международ­ном контексте, можно выделить два ключевых объекта исследований: HRM на международном уровне, когда речь идет о деятельности гло­бальных компаний, и особенности HRM в различных странах.

Глобализация и управление человеческими ресурсами

Перспективы управления человеческими ресурсами

В качестве основных направлений, по которым будет в ближайшие годы развиваться управление человеческими ресурсами, можно выде­лить следующие:

Переход менеджеров на международные стандарты в своей работе;

Решение проблем, связанных с внедрением этических аспектов в работу по управлению персоналом;

Проведение политики равных возможностей;

Расширение участия сотрудников в принятии решений, ориента­ция на делегирование полномочий;

Учет в управленческой практике демографических изменений, из­менений в структуре рабочей силы, увеличения численности заня­тых неполный день рабочих.

Все отмеченные тенденции свидетельствуют об обогащении функ­ции управления персоналом в обозримом будущем и возрастании ее значимости в управлении в целом, что в свою очередь обусловливает повышение роли науки, изучающей и конструирующей эту важнейшую сферу управленческой деятельности.

Глобализация экономики, а именно ее превращение в единую взаи­мосвязанную систему, является очевидной характеристикой начала XXI века. Уже к 90-м годам прошлого столетия почти 30% глобального валового продукта производилось совместными предприятиями, а се­годня этот показатель приближается к 40%. Глобализация рынков требу­ет глубокого изучения факторов успеха многонациональных предпри­ятий в условиях обострения международной конкуренции. Для эффек­тивного управления этими предприятиями и их организационной культурой и выбором правильной стратегии большое значение имеют трудовые ресурсы.

Сегодня без понимания сущности глобализации трудно быть эффек­тивным менеджером, принимать стратегические решения, искать схе­мы рационального управления персоналом. Глобализация экономиче­ской деятельности оказывает непосредственное влияние на сферу биз­неса, где в настоящее время идет сложный процесс переплетения деловых культур и подготовки специалистов для работы в международ­ных компаниях. Компании должны принимать во внимание подход, ценности, ожидания, восприятие и типичное поведение сотрудников, представляющих разные культуры. Успех (или неудача) компаний, веду­щих операции на мировом рынке, все в большей степени определяется тем, удалось ли им создать эффективную систему управления персона­лом, ликвидировать трения в отношениях между сотрудниками (руко­водителями и подчиненными) разных национальностей, с разными культурными традициями.

Глобализация предполагает, что постепенно должны стираться гра­ницы между различными культурами, они должны адаптироваться одна к другой. На практике же все оказывается далеко не так просто: сущест­вуют серьезные препятствия на этом пути, связанные с особенностями законодательства, традиций, обычаев и, наконец, климатических усло­вий. Менеджер XXI века должен обладать значительно большим международным опытом по сравнению с тем, который имели менеджеры по­сле Второй мировой войны.


Культурное многообразие потребует от менеджеров более глубоко­го понимания этнических и религиозных особенностей, семейных ценностей и национальных субкультурных явлений. Новые требования к менеджерам связаны с глобальными стратегиями и подходами к управлению разнородной рабочей силой. Эволюция бизнеса от ори­ентированного преимущественно на отечественный рынок к глобаль­но ориентированной детальности потребует нового мышления и управленческих навыков.

Управление в условиях разных культур предполагает изучение пове­дения индивидов в организациях во всем мире. Новому глобальному ме­неджеру следует мыслить в большей степени глобальными категория­ми. Это потребует изменений в образе мыслей менеджера. Менеджерам, работающим в условиях глобальной изменяющейся обстановки, необ­ходимо должным образом знать международные отношения и зарубеж­ные рынки. Но что еще более важно, так это не только приобретение языковых навыков, но и изучение культур и культурных различий.

Важно отметить, что процесс глобализации и либерализации миро­вой экономики имеет не только положительные, но и отрицательные стороны, но все же реальность состоит в том, что глобализация пред­ставляет объективное и совершенно неизбежное явление современно­сти, которое можно притормозить средствами экономической полити­ки, но нельзя остановить.

В условиях глобализации еще отчетливее и в больших масштабах проявляется одна из основных закономерностей всей рыночной эконо­мики: ни одна компания, будь то малая, средняя, крупная или крупней­шая, ни одна страна независимо от уровня ее развития и размеров, ни один регион или региональная группировка не занимают какое-то не­изменное, навсегда закрепленное за ними место в мировой экономике. Так обстоит дело, например, с одной из весьма глобализированных от­раслей промышленности – фармацевтической. Лидирующие позиции занимают здесь европейские компании, но глобальная конкурентоспо­собность требует постоянного внимания и постоянной борьбы, посто­янного повышения качества и развития инноваций, а следовательно, высокопрофессионального персонала.

Глобализация представляет собой социальный процесс, в ходе которого стираются границы социальных и культурных систем, процесс превращения мира в единое целое. Суть глобализации – открытость границ для торговых и финансовых потоков. Приверженцы глобализации видят основное ее преимущество в усилении плодотворной конкуренции, не ограниченной протекционистскими рамками в условиях глобального разделения труда.

Развитие глобализации и укрупнение транснациональных корпораций приводит к изменениям в способах, методах и приемах управления ими, к переходу от классического менеджмента к понятию системный менеджмент.

Менеджмент как наука представляет собой организацию деятельности социальной системы для достижения заданных целей. Менеджмент как искусство подразумевает: искусство постановки цели, организации работы и потом оценивании результативности. Менеджмент как процесс руководства человеческими ресурсами означает, прежде всего, достижение эффекта синергии. Согласно традиционным взглядам, чем более интегрирован мир, тем более он однороден.

В условиях глобализации компания может быть и крупной, и маленькой одновременно. У действующих исключительно на национальном уровне компаний мало шансов для успешной деятельности, так как правительства снимают законодательные ограничения, а стоимость передвижений и информации быстро снижается. Компаниям необходимо иметь глубокие корни и на местном уровне, так как рынки продолжают колебаться.

В крупных корпорациях функции менеджмента систематизированы, разделены между подразделениями и зачастую территориально разрознены. Роль среднего и низшего звена управления сводится лишь к промежуточному контролю выполнения сотрудниками данной организации установленных высшим руководством планов. Само содержание функций менеджмента значительно изменилось. Например, функция стимулирования приобрела вид морально-психологического давления на сотрудников. Зачастую происходит скрытая подмена личных интересов работников корпоративными. Однако в большинстве случаев личные интересы не совпадают, а иногда даже противопоставлены интересам корпораций. Это может негативно сказывается на психическом здоровье людей и моральном климате в коллективе. Функция контроля в крупных предприятиях разделена по уровням и подразделениям, однако, в действительности контроль осуществляют не менеджеры компании, а так называемые “корпоративные принципы”- установленным порядком работы, взаимоотношений, поведения. То есть работники подчиняются неким установленным принципам, а не влиянию менеджеров. Реальным контролем в глобализированной организации не обладает даже высшее руководство, поскольку даже оно не может изменить традиционные цели и принципы работы организации. Одним из немногих преимуществ высшего руководства является неограниченный доступ к внутренней информации и возможность мониторинга всего бизнес процесса.

Существует необходимость более высокой адаптивности менеджеров всех уровней к изменениям, связанным с ростом компании, создают потребность в системе образования нового типа. Такой, которая бы предусматривала развитие способностей людей к внутренним изменениям и совершенствованию. Те, кто стремится быть лидером в глобальном контексте, больше не могут себе позволить остановиться в рамках какой-то роли, функции или способа действия. Человек превращается в точку отсчета: приобретая специфические знания относительно инструментов и технологий, подчиняя их своей цели, он получает способность контролировать стратегию, результат и процесс его достижения. А значит, в ближайшем будущем люди будут различаться не только по уровню материального благосостояния или количеству и качеству образования, но и по тому, насколько эффективно используются их знания для продвижения к цели.
Компании испытывают острый дефицит высококвалифицированного персонала на всех уровнях - knowledge workers («свободные профессионалы»), которые значительно дороже. Подсчитано, что финансовые убытки, связанные с отсутствием у менеджмента необходимых знаний, уже сегодня в Европе составляют порядка 6 тыс. евро в год на каждого сотрудника. Эта проблема известна под названием «дефицит знаний» - knowledge deficit. В попытке ее решения менеджмент компаний часто прибегает к новым технологическим проектам или переманиванию сотрудников из других компаний. К сожалению, результаты часто не оправдывают надежд. Более половины проектов по внедрению новых информационных технологий терпят крах в первые два года работы. Из оставшейся половины менее 50% способны в разумные сроки окупить первоначальные вложения. Основная проблема в том, что эти проекты запускаются без учета человеческого фактора. Иными словами, все надежды возлагаются на технологические инструменты.

Одно из возможных решений проблем в менеджменте, вызванных глобализацией, - это так называемый «мультикультурный интернационал», то есть космополитический конгломерат, достаточно разнородный для удовлетворения местных запросов, но и в достаточной степени объединенный, чтобы достигать большего, чем сумма его частей (т.е. другими словами эффект синтеза). На сегодняшний день под конгломератом понимают юридическое лицо, или холдинг, в состав которого входят компании, осуществляющие предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики. Конгломераты в основном присущи развивающимся рынкам, а также многопрофильным компаниям. Конгломераты являются публичными компаниями, акции которых торгуются на фондовых биржах. Впервые метод «мультикультурного интернационала» (ММИ) предложил и использовал Перси Барневик - глава электротехнического гиганта «АББ - Асеа Браун Бовери».

В рамках ММИ можно говорить о следующих способах решения данных проблем, связанных с глобализацией:

Ввести английский язык как официальный язык компании, даже, несмотря на то, что большая часть служащих компании не являются носителями данного языка;

Сокращать штат компании в тех странах, где затраты по производству максимальны;

Уделять особое внимание пониманию национальных особенностей других стран;

Тщательно отбирать персонал, в особенности менеджерам компании (способность быстро осваиваться в новой ситуации, готовности их семей быстро и часто переезжать с места на место);

Обучать персонал;

Поддерживать информационную систему компании, к которой есть доступ у каждого сотрудника (рассылать сводные таблицы с показателями отдельных филиалов компании, что заставляет представительства с худшими показателями извлекать положительные уроки из опыта других);

Поддерживать корпоративное единство.

Вышеперечисленные способы служат для создания, поддержания и развития «мультикультурного интернационала». В этой связи законен вопрос: «Что не дает проводить данные меры без ММИ?». Проведение данных мер комплексно приводит к созданию космополитического конгломерата, и дает иллюстрацию эффективности применения синтеза. Осуществление этих мер по отдельности не дает больших результатов и редко себя окупают. С другой стороны проведение комплексного внедрения тоже может не дать нужного результата, если стратегия компании не содержит в себе целей направленных на вывод организации на мировую арену.

Глобализация оказывает на менеджмент большое влияние. В частности:

Переход от классического менеджмента к понятию системный менеджмента;

В системном менеджменте функции менеджмента разделены между подразделениями и территориально разрознены;

В условиях глобализации корпорации становятся больше, в связи с чем менеджмент становится критически многоуровневым, т.е. ранее руководители большинства компаний не сталкивались с таким
большим количеством уровней менеджмента в своих организациях;

Менеджмент становится более универсальным и адаптационным одновременно в рамках одной компании (глобальные цели компании, миссия являются одинаковыми для всех уровней компании во всех регионах, но адаптация и внедрение их в каждой отдельной стране или регионе производится в зависимости от культурных, социальных религиозных и других особенностей данной страны);

Менеджмент стал более гибким;

Менеджмент обретает новую функцию развития персонала;

Главным образом поменялось (или в некоторых странах еще меняется) отношение к сотрудникам компании. Если раньше от сотрудников требовали определенных качеств и подбирали сотрудников по определенным качествам, то сейчас менеджеры крупных корпораций стремятся сверх этих качеств использовать весь потенциал сотрудника, в том числе учитывая его культурные, социальные и иные особенности.

Только дальнейшее развитие менеджмента, как науки, сможет открыть в будущем новые, более совершенные принципы, методы и способы управления социумами и глобальными объединениями.

Рогожникова Татьяна