Что входит в коммунальные услуги. Правила предоставления коммунальных услуг

Что входит в коммунальные услуги. Правила предоставления коммунальных услуг
Что входит в коммунальные услуги. Правила предоставления коммунальных услуг

Коммунальные услуги представлены деятельностью, благодаря которой гражданам создаются комфортные условия проживания. Перечень предоставляемых коммунальных услуг обязательно отображается в договоре между жильцами и ЖКХ, управляющей компанией, ТСЖ или прочим ответственным органом. Однако не у каждого человека имеется такой экземпляр дома, поэтому многие задаются вполне логичным вопросом, что же входит в обязанности управдома и за что именно нужно вносить оплату.

С течением последних лет в российское законодательство были внесены некоторые изменения относительно сферы коммунальных хозяйств. Согласно с правительственными постановлениями, поставщиками коммунальных услуг может быть либо юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель. Это лицо несёт ответственность за приобретение необходимых ресурсов, проведение оговоренных работ, исправность всех систем коммуникаций.

По последним изменениям право на пользование коммунальными услугами имеет:

  • Собственник квартиры или прочего жилого помещения со своей семьёй;
  • Граждане, которые получили жилплощадь от кооператива;
  • Наниматели жилья в многоквартирном доме;
  • Арендаторы помещений многоквартирного дома.

Основные пункты

Прежде всего, следует отметить, что входит в перечень предоставляемых коммунальных услуг:

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):


Наименование коммуникации Пояснение
Холодное водоснабжение Круглосуточная подача центральной или внутридомовой сетью в надлежащем для бытовых нужд количестве и качестве. Если система водоснабжения отсутствует, должна быть подача воды к уличной колонке.
Горячее водоснабжение Круглосуточная подача по центральной сети водоснабжения.
Канализационный водоотвод Отвод бытовых стоков по внутридомовой и центральной канализационной системе. Такими системами оборудуется большая часть имеющихся помещений многоквартирного дома.
Электроснабжение Бесперебойная круглосуточная подача электроэнергии в достаточных объёмах
Газоснабжение Круглосуточная подача по сети газоснабжения. Допустима реализация подачи с помощью газовых баллонов.
Отопление Подача теплоэнергии по централизованным сетям, а также системам теплоснабжения с поддержкой надлежащего температурного режима в отопительный сезон.

Разумеется, к коммунальным услугам не может относиться пункт, который к конкретному дому фактически не относится. Например, если отсутствует система канализации или горячее водоснабжение, они не должны входить в оплату и, соответственно, отсутствуют в договоре с управляющей компанией.

Обязательства управляющих компаний и ЖКХ

Общие домовые нужды, которые удовлетворяют управляющие компании, ЖКХ и прочие соответствующие структуры, также относятся к статье расходов за коммунальные услуги. Каждый проживающий должен знать, за что именно он платит и получает ли он то, за что платит. В коммунальные услуги общего назначения входит:


Дополнительно могут быть и другие пункты, которые вносятся в договор индивидуально. При необходимости узнать, какие именно это дополнительные коммунальные услуги и что в них входит ещё, можно обратившись в управляющую компанию или ЖКХ. Зачастую такая потребность возникает у слишком бдительных граждан или в случаях недобросовестного исполнения управляющими органами своих обязанностей.

Действующие нормативы

Изменения, которые затронули правила предоставления коммунальных услуг, включают в себя не только разнесение обязанностей по пунктам, но и порядок расчета и оплаты по квитанциям. Не считая отопления, оплата поделена на общую домовую и индивидуальную для каждого владельца квартиры. Квитанции приходят тоже раздельные.

Новшества затронули и нормативные коэффициенты. Сделано это было с целью подтолкнуть граждан к установке индивидуальных счётчиков в квартирах. Принцип оказался весьма прост: для тех, у кого есть техническая возможность установить учётный прибор, но не сделал этого, ввели повышенный норматив для всех видов коммунальных услуг. Далее для этой же категории населения тариф каждые полгода повышался на десять процентов до граничной отметки в шестьдесят процентов. Иными словами, дальнейший отказ от установки счётчиков чреват переплатой в шестьдесят процентов уже через два года после такого нововведения, которое утвердили ещё в 2013-м году.

В качестве преимущества такого изменения выступает разве что тот факт, что данная процентная переплата направлена на энергосбережение и повышение эффективности существующих систем.

Ненадлежащее выполнение условий договора

Если управляющая компания по-прежнему требует оплату в полном объёме с жильцов, учитывая все соответствующие повышения тарифов, но при этом выполняет свои обязательства недобросовестно или вовсе не выполняет, то законом предусмотрены определенные действия. Например, если мусор вывозится несвоевременно, не проводится уборка придомовой территории, в подъезде нет ламп и разбиты окна, то это и прочие нарушения должны быть зафиксированы соответствующим актом. Составить его может любой жилец данного дома вместе с двумя соседями и председателем товарищества собственников жилья.

Стоит учитывать, что периодом отсчета предоставления некачественных коммунальных услуг будет служить дата, когда акт был подписан. В случае выявленных нарушений и массовых недовольств жильцов, необходимо подготовить коллективную жалобу с конкретными претензиями. Жалоба обязательно содержит в себе фамилии, имена, отчества, адреса проживания и подписи каждого жильца, принимающего участие. Подаётся такой документ управляющей компании или ЖКХ. В жалобе следует четко указать дату, до которой жильцы требуют устранить недостатки. Ее копию необходимо сохранить у себя.

Далее аналогичное письмо направляется в Управление ЖКХ населённого пункта с просьбой о принятии соответствующих мер и привлечении нарушителей к ответственности. Делается это в том случае, если первая жалоба не возымела действия. Далее, если и второй вариант не подействовал, следует обратиться в суд.

Система ЖКХ представляет собой одну из ключевых экономических отраслей в стране. Она охватывает крупный производственно-технический комплекс. На его услуги и продукцию спрос всегда высок. Рассмотрим далее подробно особенности ЖКХ. Расшифровка аббревиатуры также будет указана в статье.

Общие сведения

Система ЖКХ включает в себя общественные, жилые сооружения, транспортные, эксплуатационные и иные объекты. Все они формируют сложный социально-экономический комплекс. От результативности его деятельности зависит состояние инфраструктурных объектов и непосредственно среды обитания граждан. ЖКХ - что такое ? Это в первую очередь самостоятельная экономическая сфера. Ее ключевой задачей выступает удовлетворение потребностей граждан и организаций в услугах, посредством которых обеспечиваются нормальные условия работы и жизни.

Проблемы

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) - сфера, в которой решается множество актуальных вопросов. Многие из них обостряются с наступлением холодов. В каких направлениях работает ЖКХ? Расшифровка этой аббревиатуры говорит сама за себя. Ключевыми направлениями данной сферы является обеспечение основными ресурсами населения и организации - электроэнергией, водой, теплом. В некоторых регионах ситуация достаточно сложная. Наиболее остро проблемы обеспечения стоят в Корякском АО, Магаданской обл., на Камчатке, в Приморье. В некоторые регионы завезено только 60 % топлива. Старение фондов - еще одна актуальная проблема в ЖКХ. Что такое физический износ знают в каждом регионе. Все эти проблемы требуют незамедлительного решения.

Жилищно-коммунальное хозяйство города Москвы

Несмотря на то что столичный регион считается самым благополучным в стране, и здесь есть свои Ключевые вопросы касаются финансирования ЖКХ. Что такое нехватка денег для отрасли? Это в первую очередь недостаток в эксплуатационной технике, спецодежде для работников, низкие зарплаты. За небольшую оплату труда никто не хочет работать. Соответственно, в отрасли заняты преимущественно неквалифицированные сотрудники. Как отмечают чиновники, постоянный дефицит на данный момент порядка 700 млн руб. Средствами, которые граждане перечисляют в виде квартплаты, можно покрыть только стоимость услуг ЖКХ . При этом в данную сумму не включаются расходы на содержание и обслуживание инженерно-коммуникационных сетей. Именно поэтому отрасль работает только в аварийном режиме. Денег на профилактические мероприятия просто нет.

Финансовые проблемы ЖКХ

Что такое задолженность для рассматриваемого сектора? Она представляет собой источник цепочки неплатежей, которые присутствуют практически во всех отраслях. В качестве ключевых причин, обуславливающих тяжелое положение с задолженностью, выступают:

Последствия

Органы территориальной власти далеко не всегда способны выполнять взятые на себя обязательства. Это привело к повсеместному распространению административного принуждения исполнителей и подрядчиков в нарушение действующего законодательства. Существенно снизился контроль производства и предоставления гражданам качественных услуг, обоснованностью устанавливаемых тарифов. Недостаточное финансирование объясняет отсутствие интереса в формировании ТСЖ. Неспособность выполнить бюджетные обязательства, отсутствие прозрачных и эффективных процедур установления и корректировки тарифов обуславливают непривлекательность сферы для частных инвесторов. Это указывает на наличие системного кризиса как в самой отрасли в целом, так и отдельно в регионах. Решение возникших проблем возможно путем применения программно-целевого метода.

Пути выхода из кризиса

Основная работа по формированию программы решения проблем ложится на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. В первую очередь необходимо усовершенствовать состав и структуру финансовых отношений внутри отрасли с требованиями рыночной экономики. Следует сказать, что часть мероприятий началась еще в 1997 г. Так, в конце 90-х был запущен процесс перехода от бесплатного либо почти бесплатного оказания услуг ЖКХ и предоставления жилья к оплачиваемому гражданами, в соответствии с качеством. Основными целями мероприятий выступают:


Преобразование сектора

Обозначив направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства, правительство выработало следующие способы достижения поставленных целей:

  1. Совершенствование структур управления, контроля и эксплуатации.
  2. Переход к договорным отношениям, развитие конкуренции, предоставление конечному потребителю возможности оказывать влияние на качество и объем услуг, внедрение системы конкурсного отбора обслуживающих организаций.
  3. Совершенствование схем расчета, установление повышенных ставок на сверхнормативные жилплощади, дифференциация оплаты в соответствии с местоположением объекта и качеством жилья.
  4. Снижение с последующим прекращением ассигнований из бюджета, ликвидация перекрестного субсидирования.
  5. Совершенствование системы соцзащиты граждан. Оно предполагает упорядочение действующих льгот, усиление индивидуальной направленности выделяемых средств.
  6. до экономически обоснованных показателей, определяемых посредством конкурсного отбора обслуживающих организаций.

Соцзащита населения

Она заключается в недопущении со стороны региональных органов и структур территориального самоуправления:

  1. Сдерживания совершенствования программы субсидирования семей с низкими доходами.
  2. Необоснованного ухудшения качества услуг в сравнении с теми, которые предусмотрены по договору найма.
  3. Введение неоправданно высоких тарифов.

Тарификация

ЖКХ считается одной из самых затратных экономических отраслей. Здесь расточительно потребляются тепловая и электроэнергия, вода, прочие ресурсы. хозяйства зачастую не в состоянии покрыть издержки установленными тарифами и нормами. При этом ценовая политика в рассматриваемом секторе выступает в качестве регулирующего механизма между производителями, пользователями и муниципальным бюджетом. Последний обеспечивает финансирование наиболее затратных направлений отрасли. В качестве основы ценовой политики должен выступать комплекс мер, ориентированных на стимулирование производителей к уменьшению потерь, а потребителей, в свою очередь, - к рациональному использованию ресурсов. сегодня осуществляется в соответствии с тарифами. Нормативы рассчитываются по себестоимости и установленной рентабельности. Общие правила определения этих показателей подчиняются корпоративному интересу производителя. Тарифы устанавливает местная администрация. ЖКХ при этом не обеспечивает надлежащего контроля фактического потребления ресурсов и не может выставлять счета за сверхнормативное пользование. Потребитель, в свою очередь, не может отказаться от платежей и выделить объемы, которые действительно должны быть включены в тариф и себестоимость. Существующая схема оплаты, таким образом, не позволяет учесть затраты, которые реально несет производитель, объем фактического потребления и потери продукта в ходе его транспортировки и получения.

Задачи тарифного регулирования

Эффективный анализ процедур нормирования и ценообразования должен основываться на соотношении сформировавшегося уровня затрат производителей и объема потребления конкретного ресурса. Существующие проблемы обусловлены несовершенством действующей нормативной базы. При этом пробелы присутствуют на федеральном, региональном и местном уровнях. Схема тарифного регулирования призвана обеспечивать реализацию инвестиционной и производственной программ, утверждаемых на предстоящий период. В ее функции входит:

  1. Стимулирование предприятий ЖКХ к уменьшению затрат при одновременном повышении качества услуг.
  2. Создание условий для привлечения инвестиций.
  3. Обеспечение формирования необходимого количества финансовых ресурсов.
  4. Учет создания конкурентных отношений в некоторых подотраслях ЖКХ.
  5. Формирование механизмов уменьшения политизированности процессов ценообразования.

Методика планирования, расчета и учета

Финансовый отдел жилищно-коммунального хозяйства должен искать компромисс между техническим заданием, потребностями в деньгах и платежеспособностью населения. В качестве основы для определения тарифов выступает Методика планирования, расчета и учета тарифов. Она разработана для обеспечения единства классификации и состава затрат, исчисления себестоимости на предприятиях, осуществляющих различные виды деятельности в сфере ЖКХ. В качестве нормативной базы выступает Положение, утвержденное правительственным постановлением №522 от 05.08.1992, изменениями к нему, а также иными правовыми актами. Методика предназначена для использования организациями разных видов деятельности: эксплуатации жилфонда, водоотведения и водоснабжения, электро-, теплоснабжения, санитарной очистки населенных пунктов, банного, гостиничного, прачечного обслуживания и пр. В качестве объектов расчета выступают услуги по каждому направлению работы ЖКХ.

Планирование

Оно выступает в качестве одного из ключевых этапов определения экономически обоснованных цен. Планирование расходов необходимо и для естественных монополистов, и для тех организаций, которые получают возможность заключить договора на обслуживание по конкурсу. В последнем случае себестоимость включается в тариф, который является стартовым при проведении мероприятия. Плановые расходы по каждой статье устанавливаются в соответствии с:

  1. Анализом фактических издержек и их динамики в предстоящем периоде.
  2. Использованием региональных и отраслевых норм на виды затрат.

В процессе планирования должны учитываться следующие группы факторов:

  1. Понижающие размер себестоимости: использование антизатратного механизма, мероприятия по ресурсосбережению и так далее.
  2. Увеличивающие себестоимость: определяющие степень инфляции, внедрение технологических операций, улучшающих качество обслуживания.

Плановая себестоимость для единицы услуги устанавливается путем деления общей величины предполагаемых расходов на ожидаемый объем услуг в натуральной форме. Убыток/прибыль от реализации определяют в виде разницы между выручкой в действующих ценах без НДС и затратами в соответствии с законодательством (нормативами).

Дополнительные задачи

Для повышения эффективности организации сектора в ЖК предусматривается, что управление многоквартирного дома призвано обеспечивать безопасные и благоприятные условия для граждан, надлежащее содержание общего имущества, решение вопросов, связанных с его использованием, а также качественное обслуживание организациями ЖКХ. По адресу нахождения собственники должны выбрать один из способов управления:

  1. Непосредственно самими владельцами квартир.
  2. ТСЖ, специализированным потребкооперативом.
  3. Управляющей организацией.

Соответствующее решение принимается на общем собрании.

Заключение

В 90-х годах в России население покрывало порядка 4 % эксплуатационных затрат ЖКХ. Остальной объем расходов компенсировался бюджетными средствами. В процессе перехода к рыночной экономике стало очевидно, что такая система финансирования неэффективна. В этой связи остро встала необходимость реформирования сектора. По Указу Президента № 425 была утверждена Концепция преобразований. В соответствии с ней были поставлены следующие задачи:

  1. Обеспечение условий жизни граждан, отвечающих стандартам.
  2. Уменьшение издержек обслуживающих организаций. Это, в свою очередь, должно было способствовать снижению тарифов при сохранении качества услуг.
  3. Смягчение для граждан последствий преобразования схем расчета оплаты при переходе сектора на режим безубыточной работы.

Как показала практика процесс реформирования ЖКХ на территориальном уровне идет достаточно медленно. На местах отмечается постепенное повышение тарифов. К 2007 году платежи населения покрывали порядка 80 % затрат в отрасли. После перехода к полной оплате услуг ЖКХ бюджетные обязательства предусмотрены только относительно части расходов, касающихся предоставления льгот и субсидий. Между тем в настоящее время состояние коммунальной инфраструктуры остается неудовлетворительным. В отрасли обозначились следующие проблемы:


Развитие жилищно-коммунального хозяйства идет медленно и сложно. Затруднения обуславливаются в первую очередь запущенностью отрасли, наличием противоречий в финансовых отношениях участников процесса. Эксперты считают обоснованным решение постепенно повышать тарифы для населения с тем, чтобы со временем они достигли уровня, установленного для юрлиц. Однако при этом необходим четкий механизм защиты семей с низким доходом. При этом специалисты отмечают, что установленные первоначально сроки для перехода на 100-процентную оплату гражданами эксплуатационных затрат не обоснованы. В связи с высокой инфляцией, необходимостью усилить социальную защиту населения, максимально допустимая доля собственных затрат граждан на оплату услуг ЖКХ предлагается уменьшить с 22 до 18 %. На всех уровнях власти необходимо более активно заниматься решением проблем отрасли, не перекладывая их на население, инвесторов и рынок.

Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) - услуги по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов коммунального назначения.

Оказание услуг

В многоквартирных домах жилищно-коммунальные услуги предоставляются товариществами собственников жилья (жилищно-строительными кооперативами) или управляющими компаниями, при непосредственном управлении возможен вариант предоставления ЖКУ самими жильцами . Следует учесть, что под объектами жилищно-коммунального назначения следует понимать объекты внешнего благоустройства территории городов и населенных пунктов в виде зеленых насаждений, городские дороги и элементы их благоустройства, пешеходные и велосипедные дорожки, объекты инженерной защиты территории, уличное освещение, объекты санитарной уборки, а также обустроенные площадки, стоянки, участки, устройства и конструкции, размещенные на придомовой территории.

В процессе поддержания и восстановления надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов коммунального назначения фактически исполнитель занимается их эксплуатацией. В настоящее время различают зимний (осенне-зимний) и летний (весенне-летний) периоды эксплуатации. В соответствии с данными периодами эксплуатации эксплуатирующие организации и проводят регламентные работы в части обследования зданий и их эксплуатационного контроля в области элементов зданий и сооружений.

Структура платы за коммунальные услуги и жилое помещение изложена в статье 154 Жилищного кодекса РФ .

Эксплуатация

В соответствии с периодами эксплуатации организация, в чьем ведении находятся здания и сооружения, выявляет неисправные и поврежденные элементы зданий и сооружений. Это те элементы, которые не могут отвечать соответствующим эксплуатационным требованиям. В свою очередь, эксплуатационные показатели здания - это совокупность технических, объемно-планировочных, санитарно-гигиенических, экономических и эстетических характеристик здания, обуславливающих его эксплуатационные качества.

Далее предприятие, которое занимается эксплуатацией зданий, обязано учитывать физический износ, который определяется в соответствии с ГОСТ Р 51929 - 2002 и включается в виде показателя, который характеризует изменение технического состояния здания по сравнению с первоначальным состоянием в результате воздействия природно-климатических факторов жизнедеятельности человека. В то же время в ряде случаев может учитываться и моральный износ здания, который характеризует степень несоответствия основных параметров, определяющих условия проживания, объем и качество предоставляемых услуг современным требованиям.

Техническое обслуживание

В соответствии с полученными данными, в результате весенне-осенних обследований формируются дефектные ведомости и готовится ремонт зданий. Ремонт здания представляет собой комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности здания и восстановлению его ресурса или ресурса его составных частей. Различают текущий ремонт и капитальный ремонт здания. К текущему ремонту здания (сооружения, оборудования, коммуникаций, объектов жилищно-коммунального назначения) относится ремонт, выполняемый для восстановления исправности или работоспособности здания (сооружения, коммуникаций, объектов жилищно-коммунального назначения), частичного восстановления его ресурса с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры в объеме, установленном нормативной и технической документацией. Капитальный ремонт здания (сооружения, оборудования, коммуникаций, объектов жилищно-коммунального назначения) - ремонт, выполняемый для восстановления ресурса здания (сооружения, оборудования, коммуникаций, объектов жилищно-коммунального назначения) с заменой или восстановлением любых составных частей, включая базовые. Капитальный ремонт заключается в замене и восстановлении отдельных частей или целых конструкций и инженерно-технического оборудования зданий в связи с их физическим износом и разрушением. В состав капитального ремонта включаются также работы, по характеру относящиеся к текущему ремонту, но выполняемые в связи с производством капитального ремонта. Необходимо здесь отметить, что существует охранно-поддерживающий ремонт - он производится в ветхих домах, которые в ближайшее время не могут быть снесены. В соответствии с изложенным выше, предприятия занимающиеся эксплуатацией фактически осуществляют содержание здания, а это комплекс услуг по техническому обслуживанию, уборке, диагностике, испытаниям и обследованиям здания (сооружения, оборудования, коммуникаций, объектов жилищно-коммунального назначения) и техническому надзору за его состоянием. В то же самое время данные предприятия в рамках содержания здания осуществляют техническое обслуживание жилого здания - комплекс работ по поддержанию исправного состояния элементов здания и заданных параметров, а также режимов работы его технических устройств (ВСН 58-88(р)).

Обработка инцидентов

На основании всех этих работ предприятие, осуществляющее содержание здания, формирует как текущий ремонт зданий, так и капитальный, на основании соответствующих дефектных ведомостей. Для эффективного осуществления обслуживания здания необходима полная диспетчеризация обслуживания здания. Данный вид услуги включает в себя комплекс операций по приему, регистрации, учету заявок потребителей на оказание жилищно-коммунальных услуг и контролю за их исполнением. В результате диспетчеризации выявляется аварийность и устранение аварийности зданий. В данном случае это связано с комплексом первоочередных операций и мероприятий по незамедлительному устранению аварий и неисправностей, сохранению и восстановлению условий, необходимых для жизнеобеспечения и безопасности потребителей. Кроме этого, в услугу по содержанию жилых помещений входит и такая услуга, как санитарная очистка жилищного фонда и придомовых территорий, то есть поддержание и восстановление надлежащего санитарно-гигиенического состояния жилищного фонда и придомовых территорий. Сюда входит и услуга по содержанию и уходу за зелеными насаждениями придомовых территорий - а именно посев газонов, устройство цветников, дорожек и площадок, подготовка участков для озеленения, заготовке, посадке деревьев и кустарников, а также по уходу за ними на придомовых территориях.

Коммунальные услуги

В данном случае мы привели в целом перечень жилищных услуг. В то же самое время существуют еще и коммунальные услуги. Коммунальные услуги - это предоставление услуг холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжение, газоснабжение и отопление. Данные виды услуг обеспечивают комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги:

  • холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки;
  • горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;
  • водоотведение - отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети;
  • электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;
  • газоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение, а также продажа бытового газа в баллонах;
  • отопление - круглосуточная, в течение отопительного периода, подача в помещения тепловой энергии, обеспечивающая поддержание в помещении нормативной температуры воздуха.
  • твёрдые коммунальные отходы - остатки пищи или предметов потребления либо промышленного производства, которые уже не имеют прежних свойств и непригодны для дальнейшего использования.

Сейчас существует четыре основных способа оплаты жилищно-коммунальных услуг для обычных россиян и пятый для жителей столицы:

Заключение

В соответствии с представленными нами понятиями все, что было нами изложено выше, представляет собой именно комплекс жилищных и коммунальных услуг. В данном случае эти два вида различных услуг не могут сосуществовать в раздельности и обеспечивают соответствующие условия проживания в том либо ином жилом помещении. В соответствии с этим исполнители жилищно-коммунальных услуг, как правило, выступают и их производителем либо посредником. Соответственно в данном случае исполнитель всех видов услуг и осуществляет их начисление в соответствии с объемами предоставления данных видов услуг. Как правило при начислении используется развитые аппаратные программные комплексы с применением информационно-вычислительных машин.

Оплата ЖКУ

См. также

Примечания

  1. Жилищно-коммунальные услуги.
  2. Алла Нечаева. Плюсы и минусы современных способов оплаты услуг ЖКХ (неопр.) . Свободная Пресса (20 ноября 2014).
  3. Антон Свешников. Несколько способов «умной» оплаты коммунальных услуг (неопр.) .

Жилищно-коммунальные услуги - совокупность различных видов деятельности, направленных на ресурсоснабжение дома, обеспечение исправного технического состояния, а также решение других вопросов комфортного проживания.

I. Жилищно-коммунальные услуги: общие вопросы

1. Сроки оплаты ЖКУ

Оплата жилищно-коммунальных услуг производится не позднее 10-го числа за прошедший месяц - если иное не предусмотрено .

Оплата за потребляемую многоквартирным домом тепловую энергию при отсутствии узлов учета производится по нормативам потребления в течение 12 месяцев - если иное не предусмотрено договором с управляющей компанией, ТСЖ или ресурсоснабжающей организацией.

2. Пеня за жилищно-коммунальные услуги, приостановка поставки

В случае несвоевременной оплаты потребителем ЖКУ, последнему может быть начислена пеня в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центробанка за каждый день просрочки .

В случае задолженности или неполной оплаты коммунальных услуг за период шесть и более месяцев предоставление одной или нескольких коммунальных услуг может быть приостановлено или ограничено после письменного уведомления потребителя .

3. Различие жилищных и коммунальных услуг

Жилищные услуги - виды деятельности по эксплуатации дома, повышению и сохранению комфортности проживания и поддержанию объекта в исправном состоянии. Оплачиваются пометражно, исходя из площади квартиры каждого жильца.

Вопреки мнению некоторых собственников жилья, жилищные услуги не подлежат тарифному регулированию. Их стоимость утверждается собственниками многоквартирного дома на общем собрании. При этом управляющая компания или ТСЖ могут пытаться «защитить» предлагаемый жильцам тариф.

В социальном жилье, домах, не выбравших форму управления, а также домах, не утвердивших собственный тариф на главную жилищную услугу по , этот сервис оплачивается по тарифам, устанавливаемым муниципальными властями .

К коммунальным относятся услуги, которые невозможно предоставлять без участия предприятий-монополистов, - обеспечение жилья природными и энергетическими ресурсами. Подлежат тарифному регулированию и оплачиваются либо подушно (по устанавливаемым властями нормативам потребления), либо - по показаниям установленных узлов учета (т. е. исходя из объемов потребляемого ресурса).

Отвечают за поставку коммунальных услуг потребителю ТСЖ и управляющие компании. Согласно нынешнему законодательству, товарищества и УК - исполнители коммунальных услуг, поскольку они обслуживают внутридомовые инженерные системы, являющиеся общедолевой собственностью владельцев дома. В случае их непредоставления либо поставки ненадлежащего качества ТСЖ или УК производит .

При этом управляющие компании и товарищества не могут производить наценку на покупаемые коммунальные ресурсы, поскольку их доставка от границы ответственности до квартиры потребителя осуществляется уже в ходе

4. Границы ответственности между жилищными и коммунальными предприятиями

Точкой раздела инженерии, принадлежащей многоквартирному дому и ресурсоснабжающему предприятию, служит - как правило, стена муниципального дома.

II. Коммунальные услуги (основные требования)

1. Холодное водоснабжение (ХВС) - предоставляемая потребителю холодная вода не может содержать опасных болезнетворных микроорганизмов (холеру, дезентерию, гепатит) и ядовитых химических соединений (мышьяка, солей тяжелых металлов и пр.) . В течение одного месяца допускается суммарный 8-часовой перерыв в подаче ХВС (до четырех часов единовременно) или до 24 часов в случае возникновения аварии на магистрали .

2. Канализование (водоотведение) - осуществляющая холодное водоснабжение ресурсоснабжающая организация должна обеспечить круглосуточный прием стоков.

3. Горячее водоснабжение (ГВС) - допустимые перерывы подачи горячей воды такие же, как и для холодной. Одновременно законодательство оговаривает и

Вода, имеющая температуру ниже + 40 градусов, оплачивается как холодная. При этом максимальная температура горячей воды не может быть выше + 75 градусов.

4. Теплоснабжение - температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже + 18 градусов (подъездах + 15 градусов), угловых комнатах - + 20 градусов. Допускается перерыв отопления до 24 часов в течение месяца.

Продолжительность единовременных перерывов при теплоснабжении может составлять:

▪ не более 16 часов при температуре воздуха в жилых помещениях от 12 градусов до нормативной;

▪ не более 8 часов при температуре 10–12 градусов;

▪ не более 4 часов при 8–10 градусах.

5. Газоснабжение. Допустимая продолжительность перерыва подачи газа может составлять четыре часа в месяц.

6. Электроснабжение. Допустимый перерыв поставки этой услуги может составлять 2 часа в месяц при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания и 24 часа - при наличии одного источника. Одновременно в ходе поставки в дом электрической энергии не допускаются перепады напряжения.

III. Жилищные услуги

4. Текущий ремонт - жилищная услуга, в ходе которой не предусматриваются ремонтные работы капитального характера, но при этом в доме устраняются мелкие неисправности. В эти работы не входит устранение аварий ЖКХ и их последствий (внеплановый ремонт) и работы по (планово-профилактический ремонт) .

Решение о текущем ремонте жилья также принимается большинством собственников помещений. Рекомендуемая законодательством периодичность текущего ремонта в различных типах домов составляет 3–5 лет. В качестве наиболее близких жильцам примеров текущего ремонта можно привести работы по ремонту подъездов, установке металлических дверей, домофонов, дворовому благоустройству.

5. Другие жилищные услуги. В отдельных многоквартирных домах жильцам предоставляется ряд других жилищных услуг: внутриквартирный ремонт, уборка жилых помещений, охрана, доставка продуктов питания. В большинстве случаев в России подобный сервис развивается в элитных новостройках или Как показывает зарубежная практика, эта индустрия способна развиваться с наибольшей интенсивностью в доходных домах (жилье, предназначенном для сдачи в аренду), которых в нашей стране практически не существует.

IV. Внутриотраслевой конфликт в ЖКХ между жилищной и коммунальной сферами

С развитием реформы ЖКХ наблюдается обострение взаимоотношений между предприятиями коммунального комплекса и жилищной сферы (ТСЖ и управляющими компаниями).

По оценкам многих экспертов, два этих сектора следует разделить на отдельные отрасли по следующим причинам:

▪ Потребителями основных объемов коммунальных ресурсов являются не жильцы, а промышленные предприятия, следовательно, к жилищной сфере «коммуналка» имеет значительно меньшее отношение.

▪ В рамках ныне существующего правового поля в ряде многоквартирных домов (эксплуатируемых ТСЖ и управляющими компаниями) какой-либо контакт между потребителями коммунальных услуг и поставщиками энергоресурсов отсутствует, при этом организации жилищной сферы, наоборот, являются достаточно близкими к собственнику жилья.

▪ В отличие от управляющих компаний и ТСЖ, коммунальные предприятия являются монополистами, не живущими по законам рыночной конкуренции, их деятельность регламентируется тарифами.

▪ Как правило, эксплуатирующие многоквартирные дома организации являются достаточно небольшими, компактными предприятиями, в то время как многие подразделения коммунального комплекса входят в мощные олигархические структуры.

Источники:

  1. Жилищный кодекс РФ, ст. 155.
  2. Постановление правительства РФ от 23.05. 2006 г №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», п. №80.
  3. Пп. 31-35 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме».
  4. ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая».
  5. См. Постановление Государственного комитета РФ по строительству и ЖКХ
    от 27.09.2003 г. №170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», приложение №8.
  6. Там же, приложение №7.

Литература:

  1. С. А. Атаманенко, С. Л. Горобец, Т. И. Федирко. “Настольная книга потребителя жилищно-коммунальных услуг”.
  2. С. А. Атаманенко, С. Л. Горобец. “Все об оплате ЖКУ, или Как эффективно управлять своей квартирой”.

Читайте также:

Комментарии: 50

    Здравствуйте,

    очень хотелось узнать, что такое “содержание жилища”. в квитанции об оплате жилищных услуг?!
    Заранее спасибо за ответ!

    Здравствуйте. У нас сменилось правление ТСЖ. В квитанции:
    1. Содержание жилья – содерж. помещ. общ. пользования (от кв.м.)=549р., вывоз ТБО (от кв.м.)=45 р., содер. и ТО лифта (от кв.м)=152р. – это при том, что живу я на 2 этаже, а лифт работает от специального ключа, которого нам не предоставили.;
    МОП (от кв.м.)53р. – это, видимо, свет в местах общ. польз.
    (далее все понятно).
    Читаю в ЖКодексе, там написано, что в содержание жилья уже включено оплата на содерж. лифта, вывоз ТБО. Так почему же его опять дублируют? А что тогда содерж. помещ. общ. пользования (крыша, подвал?) И как эти места “содержат”? В доме в цоколе есть административные помещения и магазины, значит их хозяева тоже должны платить за содержание жилья и за лифт!!!, раз жители 2 и 1 этажа платят, чем лучше цокольники??
    Спасибо.

    • Загляните для начала в Свидетельство о собственности. Есть там общедомовая доля и доля придомов. территории? Нет! Далее читаем ст. 38 п 2 ЖК РФ. Условия договора ничтожны, если доля не прописана в свидетельстве (это значит вы не собственник доли в подъезде и части земли) Ну не наступило у вас правоотношений с УК. Вы собственник только вашей квартиры или читать не умеете что написано в Свидетельстве о вашей собственноси? В ваших квартирах никогда вам ничего не сделают, только за ваши, отдельные деньги. Тогда за что начисляют плату? За подъезды!!! А у них собственник иной! МСУ (мэрия), или ваша ТСЖ если есть юрлицо. Разберитесь и прекращайте платить взятки. Можете написать мне, разъясню подробней.

      • Ваше мнение неверно, вы неправильно поняли. Разъясняю: если вы продаете квартиру и в договоре написано, что только кв метры, но не доля в общей собственности, это условие ничтожно. Обычно в договоре такого не пишут, так как доля принадлежит собственнику в силу закона. Можно долю зарегистрировать, можно не регистрировать.
        Ни мэрии, ни УК, ни ТСЖ доли не могут принадлежать.

        • Здравствуйте, Nika! Наша власть нагло оббирает НАРОД. В годы Ленина люди мечтали о всеобщем благе, угнетённый пролетариат жил в нищите, буржуи от своей безпредельной жадности, забыли, что они Люди. Великий Ленин мужественно взял на себя обязательство исправить сложившуюся ситуацию в Империи. Он был гениален. Он поднял массы на Великую борьбу с оскотиневшейся буржуазией! В наше время люди уже не те, мы забыли о заветах нашего Великого Всеотца. Вы и такие же как вы обязаны взять на себя ответственность и, взвалив на свои мужественные плечи это тяжкое бремя, свергнуть власть и построить КОММУНИЗМ =)

    Здравствуйте, Анна.

    Да, техническое обслуживание лифта и вывоз мусора действительно входят в структуру тарифа на содержание и ремонт жилья. Пообщайтесь со своим ТСЖ на предмет расшифровки платежной квитанции. Возможно, что отдельные графы “Лифт” и “ТБО” – это просто способ сделать для жильцов “прозрачным” состав этого тарифа.

    Освещение мест общего пользования – это коммунальная услуга, а вот содержание этих мест – уже жилищная. Платить за содержание лифта должны все жильцы, независимо от этажа проживания. Лифт – это общее имущество. Точно так же собственники квартир, находящихся на первом этаже, должны заботиться о состоянии крыши и платить за ее содержание и ремонт, а жильцы верхнего этажа – оплачивать содержание подвала. Таковы законы жизни в многоквартирном доме.

    О том, как следует содержать крышу, подвал и другие объекты общедомовой собственности. вы можете прочитать в этой статье:

    Зря вы относитесь к этому вопросу скептически. Если бы УК или ТСЖ хоть как-то не занимались техобслуживанием многоквартирного дома, наши дома давно бы уже рухнули. Надо это отчетливо понимать.

    Относительно административных помещений и магазинов. Если эти помещения находятся в собственности граждан, там работающих, то они должны разделять со всеми собственниками бремя содержания общего имущества. Если же они пользуются помещениями по договору аренды, то способ оплаты жилищно-коммунальных услуг зависит от конкретных условий этого договора.

    Здравствуйте!

    Вот уже третий месяц подряд жильцам в нашем доме присылают увеличенные счета за оплату коммунальных услуг – в два раза больше, чем обычно (!).

    Увеличение, как написано в квитанции – это отопление, которого летом, конечно же, нет. Как такое возможно и куда можно обратиться по решению этого вопроса, подскажите пожалуйста?

    Район – Ленинский, дом – Социалистическая 91.

    • Здравствуйте, Дмитрий.

      Начать выяснение вопросов, касающихся платежей, надо с непосредственного исполнителя коммунальных услуг. В зависимости от способа управления в вашем доме, это управляющая компания или ТСЖ. В случае, если в многоквартирном доме непосредственное управление, договоры с поставщиком ресурсов заключаются напрямую и исполнителем является он.

      Жильцы вправе потребовать у исполнителя детального разъяснения, как именно (по какой формуле, в соответствии с каким нормативно-правовым актом) рассчитывался размер той или иной услуги. Лучше всего послать запрос в письменном виде и получить такой же ответ.

      В соответствии с постановлением правительства РФ №731 о Стандартах раскрытия информации, ответ вам обязаны предоставить в 20-дневный срок. Имея на руках этот документ, можно будет думать, что делать дальше.

    Здравствуйте!
    Где написано, что жилищные услуги оплачиваются пометражно? Где обозначено понятие “жилищные услуги”? В ПП №354 есть понятия “коммунальный ресурс” и “коммунальные услуги”. Вывоз ТБО с мусорных площадок ни к тем, ни к другим не относится.
    Спасибо.

    • ПП №354 оговаривает правила предоставления коммунальных услуг гражданам, поэтому в нем и нет понятия “жилищные услуги”.

      Точную формулировку определения “жилищные услуги” мы вряд ли найдем (поскольку в каждом доме они могут быть разными, вплоть до вооруженной охраны). Но вместе с тем в различных законодательных актах “между строк” написано, что жилищные услуги существуют.

      Например, в соответствии с пунктом 9 статьи 155 Жилищного кодекса, “Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности”.

      О том, что жилищные услуги оплачиваются пометражно, гласит пункт 2 статьи 39 Жилищного кодекса РФ:

      ” Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника”.

      Чтобы определить долю в праве общей собственности, необходимо прочесть пункт 1 статьи 37 Жилищного кодекса:

      “Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения”.

      Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 155 Жилищного кодекса, “собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения”.

      Таким образом, жилищные услуги – это услуги, связанные с содержанием и ремонтом многоквартирного дома, к которым, безусловно, относится и вывоз мусора из дома.

      О том, что коммунальные услуги оплачиваются исходя из потребляемых объемов или нормативов потребления (т. е. подушно – в случае отсутствия счетчиков, позволяющих определить расход), вы, надо думать, уже узнали, поскольку ссылаетесь на ПП 354.

      Отдельный вопрос – о вывозе мусора. В соответствии с пунктом 11 Д Постановления №491, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми помещениями в многоквартирном доме, отнесены к работам по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

      И наконец последнее – оплата коммунальных услуг, расходуемых не квартирой, а местами общего пользования (т. е. электроэнергия и тепло в подъезде, вода, выливаемая в ходе мытья полов в подъезде, полива придомовой территории и т. д.).

      Эти услуги с 1.09.2012 также оплачиваются исходя из потребляемых объемов, т. е. весь дом платит в зависимости от того, сколько ресурса потребил. Но при этом платежи собственникам начисляются пропорционально площади жилья в общей площади дома.

      • Спасибо за подробный ответ.
        Если мусорная площадка находится на территории не принадлежащей МКД, и ей пользуются все кому не лень, в том числе частники, а УК не содержит это место в должном порядке, как она может являться общим имуществом дома? Должна ли УК при такого рода оплате заниматься уборкой мусорной площадки? По нашему мнению, услуги по вывозу ТБО должны оплачиваться в таких случаях согласно тарифа специализированной организации, которая и вывозит этот мусор и осуществляет (не осуществляет!) приборку вокруг. Можно ли вывести эту услугу из оплаты УК и заключить отдельный договор с организацией, вывозящей мусор? Как в таком случае будет взиматься платёж? Что для этого надо?

        • Мусорная площадка может как являться общим имуществом МКД, так и располагаться на муниципальной территории.

          Если вы платите УК деньги за вывоз мусора, она, разумеется, должна содержать в чистоте мусорную площадку.
          Вывоз мусора входит в перечень работ по управлению домом. При этом УК может как выполнять самостоятельно озвученные работы, так и находить подрядные организации. Но ответственным за чистоту перед собственниками все равно остается управляющая компания.

          Вы можете заключить напрямую договор с подрядной организацией, оговорив этот вопрос на общем собрании собственников и изменив договор управления МКД с управляющей компанией. В этом случае вам придется либо самостоятельно искать подрядчика, либо обратиться с советом к УК.

          Стоимость вывоза мусора формируется на договорной основе (поскольку эта услуга не является монопольной). Надо думать, каждая из организаций за предоставляемую услугу попросит свою цену (как в магазине).

          В дальнейшем тариф на вывоз мусора в доме вам придется сформировать самостоятельно. Допустим, фирма согласна ежедневно вывозить ваш мусор за тысячу рублей в месяц. После этого вам следует разделить тысячу рублей на общую площадь жилых помещений дома (а также офисов, магазинов и прочих нежилых помещений – если таковые имеются).

          Для расчета платежа за вывоз мусора полученный тариф
          (на 1 кв. метр недвижимости) в дальнейшем следует умножить на площадь квартиры каждого собственника недвижимости.

          P.S. При расчете тарифа, помимо самой услуги по вывозу мусора и уборке площадки, не забудьте оговорить с подрядчиком и вопрос аренды мусорных контейнеров (это оборудование, разумеется, также войдет в стоимость тарифа).
          Не исключено, что за это он попросит дополнительную плату.

    Большое спасибо за разъяснение. Но… это абсурд платить так. Я живу в Краснодарском крае и мы платим не УК, а непосредственно организации, вывозящей мусор 28 руб./чел. в месяц и плюс 10 руб. за вывоз крупногабаритных отходов. А тут 80-летняя бабушка осталась одна в 4-х комн. квартире и вынуждена платить около 200 руб.За что? Это риторический вопрос, как,впрочем, и “что делать”?
    Ещё вопрос.
    Ук в своих квитанциях не расшифровывает тариф на содержание и тек. ремонт. По строке “Содержание и ремонт жилого помещения” должно быть указано наименование и размер соответствующей платы. Можно ли УК обязать по отдельности расписывать плату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД на основании Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации №454, если он носит рекомендательный характер?
    Спасибо.

    • “Заставить” расписывать плату за содремжил в квитанции нельзя, а вот прописать виды работ по содержанию и ремонту жилья и их стоимость в договоре управления многоквартирным домом – в интересах собственников. Это обеспечивает собственнику механизм контроля над деятельностью УК:

      Также любой собственник может сделать запрос, обязывающий управляющую организацию расшифровать тариф на жилищные услуги. В соответствии со Стандартами раскрытия информации (постановление правительства РФ №731), ответ вам обязаны предоставить в 20-дневный срок.

    здравствуйте просмотрела тарифы на оплаты ком.услуг написано что за нагрев воды тариф30,48 .,у нас стоит счетчик в квитанции (нагрев гв (сч) 93,57 соц потр. 3,17руб/м3 по счетчику потребили 2 куба как правильно проверить расчет верен

    • Здравствуйте, Наталья.

      Согласитесь, Ваш вопрос “Как правильно проверить расчет верен” звучит очень невразумительно. Пожалуйста, старайтесь формулировать вопросы точнее, чтобы отвечающим не приходилось заниматься “расшифровкой”.

      Скорее всего, Вы хотите выяснить, правильно ли в Вашей квитанции обозначен тариф на горячее водоснабжение. Правда, Вы не сообщили, установлен ли в вашем доме общедомовой счетчик тепловой энергии. Если да, то тариф на ГВС определяется расчетным путем.

      Цена одного кубометра горячей воды складывается из стоимости холодной воды (теплоносителя), которая используется для приготовления горячей, а также из стоимости подогрева 1 куб. метра теплоносителя до температуры горячей воды.

      Расчет производится по формуле:

      Тгвс = Сн + Тхв руб/куб. м,

      при этом Сн = 0,0596 * Тэ

      Расшифровка переменных формулы:

      Сн – стоимость нагрева 1 куб. м (руб);

      0,0596 Гкал/куб. м – кол-во тепловой энергии на подогрев 1 куб. м холодной воды;

      Тгвс – стоимость 1 куб. м горячей воды (руб);

      Тэ – тариф на тепловую энергию (руб./Гкал с НДС) – с 1 сентября 2012 года это 1149,08 руб/Гкал для поставщика “ЛУКОЙЛ-ТТК”;

      Тхв – тариф на теплоноситель (руб./куб.м. с НДС); с 1 сентября 2012 года это 30,48 рублей за кубометр.

      По этой формуле получается, что изготовление одного кубометра горячей воды в Вашем доме стоит 98,96 руб. (если тепловую энергию Вам поставляет “ЛУКОЙЛ”). Два кубометра, соответственно, стоят 197,92 рубля.

    здравствуйте! помогите разобраться в следующей ситуации.наш дом обслуживает УК,но коммунальные услуги мы оплачиваем напрямую РСО.долгов перед РСО за коммунальные услуги нет,а перед УК долг есть более 3 месяцев.вопрос: может ли УК ограничить услугу водоотведения согл
    асно ПП 354? ведь там речь идет о задолженности именно за коммунальные услуги!

    У вас есть действующая управляющая компания, зачем платить сторонней фирме, которая к вам не имеет сейчас никакого отношения?

    Если в отношении прежней компании была проведена процедура банкротства, то взысканием долгов ранее должен был заниматься конкурсный управляющий, назначенный Арбитражным судом.

    • при переходе в новую компанию у нас было собрание с новым представителем и он говорил о том что от той компании нет не каких документов по нашему дому.мне интересно если мы не оплатим они (ликвидируемая компания)на нас могут подать в суд и заставить выплатить за ком.услуги и какие у нас права в этом случае ведь они 7 месяцев задержали предоставления квитанций.мы живем в Батайске,ликвидированная компания ТЕМП

    Кем она “ликвидированная”? Как несуществующее юридическое лицо может рассылать вам квитанции? И как несуществующее юрлицо может подавать в суд? За счет чего образовался зазор между уходом старой компании и приходом новой? Кто управлял домом в это время?

    Извините, Наталья, после вашего изложения событий остается очень много неясностей и недоговоренностей. Может, представителю жильцов вашего дома стоит обратиться в юридическую консультацию и попробовать осветить сложившуюся ситуацию максимально точно, внятно и корректно?

    подскажите, пожалуйста,должны мы платить за эл.энергию,если ресурсоснабжающая организация нам не предоставляла квитанции на оплату 4 месяца подряд,т.к. между энергетиками и УК не был заключен договор, а сейчас хотят,чтобы жители сразу одной суммой все оплатили. Спасибо.

    • 1. Отсутствие договора не освобождает от оплаты за коммунальные услуги. Энергетики могут вам прислать свой вариант договора, а вы ответ вы можете не согласиться и направить им свой договор. Если согласия не удастся достигнуть, между вами будет действовать конклюдентный договор, т. е., по умолчанию:

      В таком случае регулятором отношений выступают исключительно федеральные законы и постановления (Гражданско-процессуальный кодекс, “Правила предоставления коммунальных услуг гражданам” и др.).

      2. Платить за потребляемую в течение четырех месяцев энергию, скорее всего, придется. В противном случае на вас могут подать в суд и, наверное, проиграете. Хотя прогнозировать такой исход на сто процентов невозможно, поскольку в течение текущих месяцев вам не начислялись коммунальные платежи (но отнюдь не потому, что не был заключен договор).

      3. В свою очередь вы можете обратиться в проверяющие инстанции с жалобой на неправильное начисление платежей. И просьбой привлечь к административной ответственности виновную организацию (виновником может оказаться и УК, и ресурсник).

    Подскажите,пожалуйста, как мне обязать газовую службу производить расчет с двух фактически проживающих людей, а не с четырех зарегистрированных. Заявление с подписями соседей и председателем Советом дома, справкой от УК о фактическом проживании я им предоставляла. Они просят предоставить документ о фактическом проживании двух других жильцов. Но дело в том, что я с мужем (собственником) развелась 10 лет назад, он проживает(но не зарегистрирован) по другому адресу и дочь вышла замуж и проживает тоже по другому адресу (снимает жилье не официально). Что я им должна еще предоставить? спасибо

    • Самое простое – установить счетчик. После этого вы можете прописать в квартире хоть двадцать человек, а платить будете за фактически потребляемые объемы. В 2015 году вас все равно принудительно обяжут внедрять оборудование.

      Доказать, что приписанные у вас люди регулярно не проживают, практически невозможно. Также как практически невозможно доказать, что в той или иной квартире постоянно живет десяток официально не прописанных гастарбайтеров (может, они в гости часто приходят).

    У нас в селе Туруханск собственником жилья является муниципалитет, а обслуживание вменили организации которая обеспечивает тепловой и электрической энергией. Та в свою очередь по договору подряда передала некоторую долю работ фирме “Жилсервис” те занимаются выкачкой септиков, ремонтом и устранием аварий в системе отопления и водоснабжения. В своб очередь Жилсервис отказывается устранять аварии в системе канализации (засоры в трубах). Подскажите как быть как заставить устранять эти аварийные ситуации “бизнесменов” из жилсервиса? Заранее спасибо?

    • Обращайтесь с претензионными письмами к собственнику – то есть в муниципалитет, чтобы он воздействовал на своих подрядчиков и субподрядчиков. По Жилищному кодексу, именно собственник несет ответственность за содержание имущества.

    Здравствуйте. За январь месяц пришла квитанция нового образца, в которой нет показаний счетчиков горячей и холодной воды, хотя показания передавались в декабре при оплате квитанции. В этой квитанции поменялся расчетный центр. На обороте указана информация, что необходимо явиться с квитанция за 6 месяцев для сверки платежей. Законного ли это? И почему я должна тратить своё личное время на то, что кто-то неправильно работает… И еще вопрос: квартира оформлена на маму, которая живет в другом городе и у нее нет возможности приезжать для сверки квитанций. Все платежи осуществляю я. Могу ли я это сделать?

    Добрый день! Вчера в нашем доме решили произвести опресовку системы отопления без предварительного оповещения. В моей квартире сейчас ремонт и накануне был снят радиатор отопления(предварительно краны на стояке были перекрыты). Когда началась опресовка, из моего стояка(из перекрытого крана) стал бить фонтан (по неизвестной мне причине). Дома в этот момент никого не было. Результат – затоплены 2 квартиры. Сантехники ЖЭУ утверждают, что я должна была предупредить о снятии батареи, соседи говорят, что ЖЭУ должны предупреждать об опресовке. Профилактический осмотр систем отопления эксплуатирующей организацией за последние лет20 не производился ни разу. Посоветуйте как быть. И подскажите, пожалуйста, где написано(если это так на самом деле), что я должна предупредить ЖЭУ о снятии батареи при закрытых кранах на стояке. Заранее- благодарю за ответ. -Елена-

    • Путаная эта ситуация с батареями.

      1. Принципиален вопрос, в каком месте потек стояк – перед запорным устройством или после него. Если стояк потек до запорного крана – потекло общее имущество, за которое отвечает управляющая домом организация. Если после запорного крана – потекла ваша частная собственность, за которую ответственны Вы.

      Подробнее мы писали об этом здесь:

      2. Что касается предупреждений, по-человечески Вам следовало информировать друг друга и об опрессовке, и о снятии батареи.

    Здравствуйте скажите пожалуйста как нам правильно поступить мы поставщики услуг сами осуществляли сбор за предоставленные жильцам коммунальные услуги а теперь мэрия организовала единый расчетный центр и забирает у нас сбор платежей с нами должны наверно заключить договор пока он еще не заключен.Сборы уже осуществляет РКЦ а договор с нами не спешат заключать как их это заставить сделать?

    • В нынешней ситуации, получается, мэрия Вас обкрадывает. Обращаться следует в правоохранительные органы и, возможно, в управление федеральной антимонопольной службы.
      Деятельность расчетного центра законна и легитимна при условии согласия поставщика услуги, а также самих собственников жилья (они должны дать согласие расчетному центру на обработку персональных данных – в соответствии с федеральным законом о персональных данных).

    Здравствуйте, подскажите пожалуйста, а УК должны менять разбитые окна в местах общего пользования или окна меняются за счет собственников.

    • За счет тарифа на содержание жилья. Замена стекла в выбитом окне да еще в зимнее время – это однозначно аварийный ремонт общего имущества.

В современном мире, как и всегда, остается актуальной плата за жилое помещение и коммунальные услуги. Постоянные жилищные войны между жильцами и их управляющей компанией неисчерпаемы. Такое непонимание происходит вследствие того, что сфера предоставления услуг таит много неясностей, жильцы не знают свои права, а объяснять их некому.

В оплате за имеющиеся жилые помещения существует множество вариантов названий: квартплата, техобслуживание, выплата за все жилищные услуги, ставка управляющих организаций. Расход за капремонт и полное содержание помещений имеет в своем составе различные услуги и многообразные работы по содержанию общественных владений многоквартирного дома.

Имеющиеся нежилые помещения всего многоквартирного дома рассчитываются в аналогичном размере. Довольно часто управляющие организации завышают платежи за содержание нежилых площадей, а также общедомовые нужды, оправдываясь тем, что эти помещения посещает большое количество людей. ЖК РФ считает данные действия неправомерными и прямым нарушением всего действующего закона РФ.

Жилищные коммунальные услуги относятся к деятельности по созданию максимально комфортных жилищных условий для жильцов многоквартирных домов. Все потребители обязаны знать, что точно входит в перечень оказываемых коммунальных услуг и удовлетворяет их общедомовые нужды.

По требованиям, введенным в 2012 году, предоставляемыми коммунальными услугами имеют право пользоваться:

  • все жильцы многоэтажки и их семьи;
  • лица, которые получили свое жилье от кооперативных организаций;
  • все наниматели жилых площадей;
  • арендаторы, арендующие комнату или квартиру.

Само понятие данных «коммунальных услуг» имеет следующие общедомовые нужды:


Список всех коммунальных услуг напрямую зависит от фактической благоустроенности определенного многоквартирного дома. В случае, когда комната не имеет канализации, то ее не должны учитывать как уже предоставленную услугу.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги имеет некоторые пункты, которые дополняют общедомовые нужды:

  • освещение;
  • очистка и обеспечение санитарии во всех общественных помещениях (подъезде, лестнице) и прилегающему к дому земельном участке;
  • очистка мусорных площадок, вывоз сточных вод и образовавшихся отходов;
  • осуществление благоустройства участков, являющихся частью дома;
  • расходы на текущий, капремонт и полное содержание здания;
  • подготовка многоэтажки к сезонному использованию (отопление, утепление);
  • затраты, предусматривающие содержание общественного домового имущества;
  • также к платежам относится осмотр всех помещений и все связанные с ним мероприятия.
  • Кроме всего прочего стоит отдельное место по своей важности занимает вывод сточных вод:
  • отвод, а также сбор сточных вод (дождевая вода, коллектор, канализационная сеть и т. д.);
  • очистка сточных вод с применением различных действующих методов.

В последнее время ведется строгое наблюдение за расчетами затрат на вывоз сточных вод. Очищение сточных вод с помощью различных методов предусматривается в домах любого типа. В многоэтажных домах, вывоз сточных вод осуществляется беспрерывно, надлежащим образом.

Определение размера оплаты за жилищные службы.

Оплата за содержание различных помещений должна устанавливаться соответственно с законодательством.


В случае, когда оказание услуг не является соответствующим законодательству обслуживанием или предоставление услуг с большими перерывами, все изменения оплаты вычисляются в установленном порядке.

Общедомовые нужды, определенные коммунальные услуги, порядок их оплаты. Статья «плата за жилое помещение и коммунальные услуги» была изменена законодательством в 2012 г. Так, если раньше отопление, его общий расход делился на объединенную сумму всех площадей помещений, то сейчас отопление, его расход делится на сумму площадей исключительно жилых и нежилых площадей, не считая общественные, вследствие чего норматив увеличился. Если же в многоквартирном доме установили счетчик на отопление, расчет намного легче. В расходы не входит отопление, которое прошло мимо дома. В этом случае собственники оплачивают полученное отопление по факту.

С жильцов была снята оплата за общественное отопление (подъезды). Также отныне не нужно оплачивать объем воды, который был использован для полива газонов. Общие нормы воды предлагают по-новому высчитывать услуги, учитывая определенные нормы: 90 л на одного человека ежемесячно.

Компании обязаны уменьшать потери от услуг. Общедомовые нужды по объему должны использоваться в пределах нормы, а если все же превысили, то всю разницу обязаны оплачивать сами управляющие компании, но ни в коем случае не собственники. Если исполнителем является поставщик ресурса, вся разница делится поровну между жильцами дома с учетом имеющихся в их собственности жилых площадей.

Как определить ненадлежащее осуществление услуг? В ситуации, когда жилищные услуги предоставляются некачественно (отсутствует отопление, не работает лифт), исполнитель не отвечает или нет никакой возможности его вызвать, любой потребитель может сам установить факт грубого нарушения прав потребителя. Для этого составляется акт, в присутствии председателя домсовета еще двух соседей. Период плохого оказания услуг рассчитывается с самого момента подписания данного акта.

Если коммунальные рабочие службы не проводят ремонт в подъезде или не занимаются уборкой прилагаемой к дому территории, можно предпринять следующие действия:


Правильный договор на качественное предоставление всех коммунальных услуг. Абсолютно все жильцы обязаны знать, что именно входит в правильный договор по осуществлению коммунальных услуг, порядок его составления.

Управляющая компания может заключить соответствующий договор, если пользователь намерен потреблять жилищные услуги или пользуется ими. Правилами устанавливается срок, когда исполнитель обязан предоставить все услуги или же потребовать оплату. Не зависимо от вида собственности, каждая организация должна качественно оказать необходимые жильцу общедомовые нужды, не может помешать пользователю включить какие-либо услуги в заключаемый договор, позволяющие предоставить высокий уровень благоустройства данного дома.

Для арендаторов определенного помещения должен быть оформлен договор аренды. При несоответствии договора последним нововведениям, он является, заключенным по всем новым правилам и с учетом необходимых условий.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги: как уменьшить коммунальные расходы

Часто складываются такие ситуации, когда в споре со своей управляющей компанией молчать уже нельзя и нужно защитить свои потребительские права. Оказать помощь здесь могут несколько простых действий:

  • запросив официальный запрос относительно всех тарифов по всем статьям расходов, можно узнать, что именно входит в указанный перечень осуществляемых коммунальных услуг, а также за что именно потребитель платит и какие оказанные услуги получаются не в полностью;
  • составить необходимый акт на все жилищные услуги, которые не были оказаны на протяжении последнего месяца, пригласив сотрудника своей управляющей организации;
  • совместно с сотрудником организации (можно без него) необходимо составить определенный акт-претензию и собрать как можно большее количество подписей жильцов;
  • подать соответствующее заявление в организацию на перерасчет всех услуг, с приложением актов;
  • в случае отказа коммунальщиков в осуществлении перерасчета необходимо подать жалобу прямо в управление, специализирующееся по защите всех прав потребителей;
  • мало кто знает, что собственник имеет полное право полностью отказаться от некоторых жилищных услуг. Одной из таких услуг являются уход и уборка лестниц.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги – довольно сложная тема для простого человека, но зная правила, тарифы и свои права, можно снизить свои расходы на жилищные услуги, впредь платя за тот объем, который был использован по факту.