Мупы переходят на 223 фз.

Мупы переходят на 223 фз.
Мупы переходят на 223 фз.

Переход ГУП и МУП под действие 44-ФЗ - это была серьезная реформа всей контрактной системы. Однако,спустя 2 года, депутаты решили вернуть право унитарным предприятиям закупаться по 223-ФЗ. Из статьи вы узнаете мотивы решения, а также что делать ГУП и МУП уже сейчас.

Ранее мы писали, что . И вот 21.06.2018 в окончательном третьем чтении Госдума приняла законопроект, который возвращает унитарные предприятия к работе по 223 ФЗ.

Как теперь работать ГУПам и МУПам

Новым законом установлено, что все ГУП и МУП вправе осуществлять закупки по правилам 223 ФЗ уже с 29 июня. Необходимое условие — разместить на базе единой информационной системы (ЕИС). Окончательно все положения унитарных компании должны быть утверждены до 1 октября.

Парламентарии поддержали инициативу о возвращении унитарных предприятий под действие закона о закупках отдельными видами юридических лиц в связи с огромным количеством обращений.

Претензии в основном были направлены на правила определения поставщика в законе о контрактной системе. К депутатами обращались с тем, что закупки предприятий теплоснабжения усложнены и не закрывают фактических проблем. Предприятия физически не успевали закупаться по 44 ФЗ в нужные сроки. А деятельность ГУП и МУП требует именно такого подхода. В теплоснабжении в нашей стране часто проиходят аварии из-за обстоятельств, которые невозможно предугадать и, как следствие, запланировать точное количество материалов и работ, которые пригодятся для ликвидации последствий. Также инициативу поддержали и представители аптек. Они жаловались на невозможность приобрести необходимые лекарственные препараты в короткий срок.

Исключения

Не все закупки у ГУП и МУП будут проходить по 223 ФЗ. Законотворцы утвердили два исключения. Распространяются они на случаи, когда финансирование идет за счет средств субсидий, которые выделены из федбюджета:

  • для капитальных вложений в объекты капитального строительства госсобственности;
  • на приобретение объектов недвижимого имущества в госсобственность РФ.

Такие заказы предприятия ГУП и МУП должны осуществлять исключительно по нормам 44 ФЗ.

Новое для госкомпаний

Этим же законом Госдума утвердила правило о том, что госкомпании тоже смогут закупаться по 223 ФЗ по новым правилам. Такая возможность появится только после того, как вступят в силу новые требования к ЭТП (по 44-ФЗ и по ч. 10 ст. 3.4 223-ФЗ) и Минфин отберет площадки, где будут проходить торги. Таким образом, официально утверждена отсрочка закупок госкорпорациями у субъектов МСП на аккредитованных ЭТП.

Принят документ, вносящий изменения в Закон № 44-ФЗ и в Закон № 223-ФЗ о переходе ГУП и МУП под действие контрактной системы. Узнайте алгоритм перехода для унитарных предприятий, а также исключительные случаи, когда закупки можно будет провести по 223-ФЗ и после вступления в силу изменений.

После 1 января указанные организации смогут проводить закупки по Закону № 223-ФЗ только в двух случаях:

  • если предприятие — исполнитель по контракту привлекает третьих лиц (исключение — контракты с единственным поставщиком, которые заключены на основании актов, принятых президентом или правительством);
  • если закупки финансируются за счет грантов.

При этом закупки по Закону № 223-ФЗ по-прежнему возможны только в случае, если заказчик вовремя принял положение о закупке и разместил его в ЕИС.

Перевод унитарных предприятий на 44-ФЗ

  1. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями статьи 38 Закона № 44-ФЗ. Подтвердить их квалификацию специальным документом.
  2. Запланировать закупки на 2017 год и последующие годы в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ:
  • составить план закупок по правилам, установленным для заказчиков, работающих по Закону № 44-ФЗ, включив в него обоснование закупок;
  • составить и утвердить план-график закупок;
  • выполнить требование о нормировании закупок (согласовать, что и для каких целей покупает предприятие);
  • Перейти на способы закупки, действующие в контрактной системе.

Если вы уже подготовили план закупок с учетом требований 223-ФЗ, то из него нужно исключить запланированные на 2017 закупки (кроме закупок за счет грантов и по заключенным контрактам).

  1. Зарегистрироваться в единой информационной системе. Для этого нужно получить в казначействе ЭЦП для работы по 44-ФЗ в ЕИС.

Многие муниципальные предприятия считают, что их эти требования не коснутся, т.к. слово «унитарные» в их наименовании не фигурирует. Рекомендуем посмотреть в учредительных документах организационно-правовую форму. Велика вероятность того, что там будет написано «унитарное предприятие». В таком случае переход на 44-ФЗ обязателен и для вас.

Что ждет унитарные предприятия после 1 января 2017 года

В основном все закупки придется проводить через открытый конкурс, электронный аукцион или запросом котировок. Часть товаров, работ и услуг придется закупать только через электронный аукцион. Это позиции, указанные в аукционном перечне (

Вступили в действия многочисленные изменения в законах о закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ
01.07.2018
1 июля 2018 года вступила в силу значительная часть масштабных поправок к закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», предусматривающая электронизацию закупочных процедур.

Когда менять положение о закупке
Обновленное положение нужно разместить в ЕИС до 1 января 2019 года. В противном случае придется перейти на закупки по Закону № 44-ФЗ.
Отметим, что, откладывая изменение положения на конец года, заказчик может лишить себя некоторых преимуществ. Так, если в положении продублированы «старые» правила размещения информации в ЕИС, вы не сможете воспользоваться возможностью полностью отказаться от подачи информации о закупках у единственного поставщика.

Как проводить закупки, если не изменили положение
: до 1 января 2019 года можно проводить закупки по положению, в котором не учтены поправки к Закону № 223-ФЗ, вступившие в силу с 1 июля.
Если не успели изменить положение, рекомендуем учитывать некоторые нововведения:
- описывайте предмет конкурентной закупки в документации по новым правилам;
- не отменяйте закупку после окончания срока подачи заявок.
Действующие редакции положений о закупках должны быть приведены в соответствие с новыми нормами 223-ФЗ до 31.12.2018.

Как изменить положение и проводить закупки по новым правилам
Основные моменты, которые важно учесть в новом положении о закупке:
1. Укажите, какие именно закупки будете проводить не в электронной форме. Если не сделать этого, все ваши закупки будут электронными.
2. Установите закрытый перечень закупок у единственного поставщика.
3. Включите требования к участникам закупки.
Скачать по 223-ФЗ с 1 июля 2018 г.

Электронные закупки у малого и среднего бизнеса отложены
Старт электронных закупок у субъектов МСП перенесли до начала функционирования электронных площадок. Они заработают после заключения соглашения между оператором и уполномоченными органами. Произойдет это не позднее 1 октября.

Для госкомпаний с 1 июля введен перечень конкретных закупочных процедур, которые они могут применять, а также скорректированы понятия конкурентных и неконкурентных процедур.
С 1 июля вступило в силу положение 223-ФЗ, по которому госкомпании должны проводить конкурентные закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) только в электронной форме на «новых» площадках в соответствии с нормами 44-ФЗ. Эта норма станет применяться только после запуска «новых» ЭТП.

Как унитарным предприятиям перейти на закупки по Закону № 223-ФЗ
С 29 июня все унитарные предприятия могут не проводить закупки за счет собственных средств по Закону № 44-ФЗ.
Если хотите перейти на Закон № 223-ФЗ уже в этом году, нужно до 1 октября разместить в ЕИС положение о закупке и план закупки или изменить действующие документы. Кто не успеет, будут до конца года вести закупки по-прежнему.
Новое положение составьте с учетом изменений, вступивших в силу 1 июля. Если на эту дату у вас было действующее положение, то правки, связанные с этими изменениями, можно не вносить и работать до конца года по старым правилам.
Рекомендуем также изменить план закупок и план-график по Закону № 44-ФЗ, исключив из них позиции, перенесенные в план по Закону № 223-ФЗ.
Документы: Федеральный закон от 29.06.2018 № 174-ФЗ (действует с 29 июня 2018 в части рассматриваемых положений).

С 1 июля вступили в силу нормы, определяющие порядок работы механизма спецсчетов для размещения средств обеспечения заявок. Однако действовать эти нормы начнут только после запуска «новых» ЭТП. До этого момента средства обеспечения заявок на участие в закупках должны размещаться по действующей в настоящее время схеме.
В числе других нововведений - новый порядок заключения контрактов, использование квалифицированных электронных подписей и т.п.

Утверждены требования к банкам, в которых открываются спецсчета для внесения обеспечения заявок на участие в закупках по 223-ФЗ
29.06.2018
В перечень банков для открытия спецсчетов правительство внесет кредитные организации, которые соответствуют таким требованиям:
- имеют универсальную лицензию;
- располагают не менее 100 млрд руб. собственных средств либо не менее 25 млрд руб. собственных средств и кредитным рейтингом не ниже «A-(RU)» по шкале АКРА и не ниже «ruA-» по шкале «Эксперт РА»;
- участвуют в системе обязательного страхования вкладов физических лиц;
- не имеют просроченной задолженности по банковским депозитам, на которых были размещены средства федерального бюджета;
- заключили соглашения с каждым оператором электронных площадок из перечня, утвержденного правительством (с 1 сентября).
Можно уже сейчас проверить свой банк по первым четырем параметрам. Информацию ищите на сайтах ЦБ РФ (http://www.cbr.ru/credit/main.asp) и рейтинговых агентств или запросите в самом банке. Если он соответствует требованиям, достаточно будет заключить дополнительное соглашение об использовании имеющегося счета в качестве специального. В противном случае выбирайте другой банк.
Скачать «О требованиях к банкам (включая требования к их финансовой устойчивости), в которых участниками закупок открываются специальные счета, на которые вносятся денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ»
Начало действия документа - 01.07.2018 (за исключением отдельных положений).
В соответствии с пунктом 4 данный документ вступил в силу с 1 июля 2018 года, за исключением пункта 6 требований, утвержденных данным документом, вступающего в силу с 1 сентября 2018 гола.

Минфин и ФАС разъяснили некоторые изменения в положениях о закупке по Закону 223-ФЗ
27.06.2018
В связи с поступающими вопросами о применении Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и вступлением в силу с 1 июля 2018 года положений Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - Закон № 505-ФЗ) Минфин России и ФАС России сообщают позицию о приведении положения о закупке, предусмотренного Законом № 223-ФЗ, в соответствие с Законом № 505-ФЗ.






Скачать «О позиции Минфина России и ФАС России о приведении положения о закупке в соответствие с Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный характер.

Минфин России разъяснил некоторые нововведения в закупках по 223-ФЗ, вступившие в силу с 1 июля 2018 г.
25.06.2018
Минфин России в связи с поступающими вопросами и вступлением в силу положений Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - Закон № 505-ФЗ), а также принятием Государственной Думой РФ 21.06.2018 в третьем чтении законопроекта № 381746-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее соответственно законопроект № 381746-7, Закон № 223-ФЗ, Закон № 44-ФЗ) сообщает позицию в отношении переходного периода с 1 июля 2018 года до 1 января 2019 года, в течение которого поэтапно вводятся основные новации, предусмотренные Законами № 504-ФЗ и № 505-ФЗ, в том числе в отношении применения электронных процедур закупок, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, порядка заключения контракта по итогам их проведения, определения операторов электронных площадок, использования квалифицированной подписи, открытия и применения специального счета в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ, для внесения обеспечения заявок на участие в закупках.

О приведении положений о закупке, предусмотренных Законом № 223-ФЗ, в соответствие с Законом № 505-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона № 505-ФЗ:
1) положения о закупке должны быть приведены в соответствие с требованиями Закона № 223-ФЗ (в редакции Закона № 505-ФЗ), утверждены и размещены в единой информационной системе не позднее 1 января 2019 года;
2) положения о закупке, которые не соответствуют Закону № 223-ФЗ (в редакции Закона № 505-ФЗ), после 1 января 2019 года считаются не размещенными в единой информационной системе;
3) закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в единой информационной системе до даты размещения положения о закупке, приведенного в соответствие с требованиями Закона № 223-ФЗ (в редакции Закона № 505-ФЗ), завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.
Согласно части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ правовым актом, регламентирующим правила закупки, является положение о закупке, принимаемое в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом № 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
На основании изложенного, учитывая положения части 3 статьи 4 Закона № 505-ФЗ, предусматривающие возможность приведения положения о закупке в соответствие с требованиями Закона № 223-ФЗ в редакции Закона № 505-ФЗ до 1 января 2019 года, заказчик с 1 июля 2018 года и по 1 января 2019 года вправе осуществлять закупки по правилам, установленным в положении о закупке в редакции, действующей до приведения его в соответствие с Законом № 223-ФЗ в редакции Закона № 505-ФЗ.

О проведении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренной Законом № 223-ФЗ.
В соответствии с частью 10 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ (в редакции Закона № 505-ФЗ) проведение конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется заказчиком на электронной площадке, функционирующей в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Законом № 44-ФЗ, и дополнительными требованиями, установленными Правительством РФ.
Таким образом, возможность проведения конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства может быть реализована после начала функционирования новых электронных площадок (не позднее 1 октября 2018 года).
Следует отметить, что в соответствии с законопроектом № 381746-7 статья 8 Закона № 223-ФЗ дополняется положением, согласно которому статья 3.4 Закона № 223-ФЗ в редакции Закона № 505-ФЗ применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе либо приглашения принять участие в которых направлены после даты начала функционирования новых электронных площадок. При этом законопроектом предусмотрено, что данное положение вступает в силу с 1 июля 2018 года.
Скачать «О вступлении в силу положений Федеральных законов от 31.12.2017 № 504-ФЗ и № 505-ФЗ» не является правовым актом и носит информационный характер.

МУПы и ГУПы смогут проводить закупки за счет собственных средств по 223-ФЗ
21.06.2018
Госдума приняла во втором чтении законопроект, согласно которому все МУПы и ГУПы смогут проводить закупки за счет собственных средств по Закону 223-ФЗ. Ожидается, что изменения вступят в силу уже в этом году.
В новой версии проекта появилось важное уточнение. До 1 октября предприятия смогут изменить или утвердить положение о закупке и план закупок по 223-ФЗ, чтобы попасть под его действие.
Документ: Проект Федерального закона N 381746-7 принят во втором чтении.

Обжаловать положения документации может только тот, кто подавал заявку на участие в закупке по 223-ФЗ
20.06.2018
Заявитель пожаловался в антимонопольный орган на документацию о закупке по Закону 223-ФЗ. При этом он не подавал заявку на участие в закупке и не запрашивал разъяснений положений документации. Управление ФАС признало жалобу необоснованной. Заявитель оспорил это решение в суде.
Суд решил, что обжаловать положения документации может только тот, кто подавал заявку на участие в закупке. Остальные могут жаловаться лишь на нарушения, допущенные при размещении информации о проведении закупки, а также на то, что не соблюден порядок подачи заявок, организации и проведения закупки.
Вывод стоит учитывать, несмотря на то, что положения Закона 223-ФЗ об обжаловании участниками действий заказчика и других лиц претерпели изменения. Ведь порядок рассмотрения жалоб все так же регламентируется Законом о защите конкуренции.
Если вы хотите участвовать в закупке, но видите нарушения в документации, то целесообразно подать заявку и только потом жалобу. Контрольные органы и суды должны видеть вашу заинтересованность, чтобы сделать вывод о нарушении прав.
Документ: Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.05.2018 по делу А79-10042/2017.

ФЗ-44. Статья 17. Планы закупок

1. Планы закупок формируются заказчиками исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона, а также с учетом установленных статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
(в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
2. В планы закупок включаются:
1) идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона;
2) цель осуществления закупки, определенная с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона;
3) наименование объекта и (или) наименования объектов закупки;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
4) объем финансового обеспечения для осуществления закупки;
5) сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;
6) обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона;
7) информация о закупках товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования);
8) информация об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
3. Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями может быть определена дополнительная информация, включаемая в планы закупок для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд.
4. Планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете. В планы закупок включается с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении планового периода. В этом случае указанная в части 2 настоящей статьи информация вносится в планы закупок на весь срок планируемых закупок с учетом особенностей, установленных порядком формирования, утверждения и ведения планов закупок, предусмотренным частью 5 настоящей статьи.
5. Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения федеральных нужд, требования к порядку формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации. Требования к форме планов закупок и порядок размещения таких планов в единой информационной системе устанавливаются Правительством Российской Федерации.
6. Планы закупок подлежат изменению при необходимости:
1) приведения их в соответствие в связи с изменением определенных с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона целей осуществления закупок и установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов;
2) приведения их в соответствие с федеральным законом о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, с федеральными законами о внесении изменений в федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период, с законами субъектов Российской Федерации о внесении изменений в законы субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период), законы субъектов Российской Федерации о внесении изменений в законы о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и с муниципальными правовыми актами о внесении изменений в муниципальные правовые акты о местных бюджетах на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период);
3) реализации федеральных законов, решений, поручений, указаний Президента Российской Федерации, решений, поручений Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, решений, поручений высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, которые приняты (даны) после утверждения планов закупок и не приводят к изменению объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом или решением о бюджете;
4) реализации решения, принятого заказчиком по итогам обязательного общественного обсуждения закупки в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона;
5) использования в соответствии с законодательством Российской Федерации экономии, полученной при осуществлении закупки;
6) в иных случаях, установленных порядком формирования, утверждения и ведения планов закупок, предусмотренным частью 5 настоящей статьи.
7. План закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями настоящей статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
8. План закупок формируется бюджетным учреждением в соответствии с требованиями настоящей статьи при планировании финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения.
9. Утвержденный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
10. Заказчики также вправе размещать планы закупок на своих сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при их наличии), а также опубликовывать в любых печатных изданиях.

Если в течение 3-х дней после утверждения плана не успели его опубликовать, то придется ждать год, чтобы вернуться на 44 ФЗ.

С 2017 года все государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП и МУП) были обязаны перейти на новую систему закупок – контрактную. Такое требование содержится в Федеральном законе от №321-ФЗ от 03 июля 2016 года, который ввел для ГУП и МУП новый нормативный документ, регулирующий все вопросы, связанные с проведением закупок посредством электронных торгов.

С 2017 года все государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП и МУП) были обязаны перейти на новую систему закупок – контрактную. Такое требование содержится в Федеральном законе от №321-ФЗ от 03 июля 2016 года, который ввел для ГУП и МУП новый нормативный документ, регулирующий все вопросы, связанные с проведением закупок посредством электронных торгов. Положения закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 года, которым прежде руководствовались муниципальные и государственные унитарные предприятия, остаются для них актуальными лишь в двух случаях:

  • если закупка производится за средства грантов,
  • если закупка производится силами третьей стороны.

В остальном руководством к действию с 2019 года будет выступать Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 года.

Деятельность унитарных предприятий с 1 января 2017 года

Фактически переход МУП и ГУП с 223-ФЗ на 44-ФЗ с 1 января 2017 года означает всеобъемлющий контроль над операциями, производимыми в сфере закупок, а также поддержание здоровой конкуренции на рынках. Всему этому будут способствовать электронные аукционы и открытые конкурсы – основные способы осуществления закупок (третий возможный вариант – запрос котировок). При этом согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации №471-Р от 21 марта 2016 года, некоторую продукцию (услуги, работы) можно приобретать только посредством электронных торгов. Такие правила делают условия сделок и предложений открытыми и практически исключают возможность закупать товар у единственного поставщика (в нормативном документе оговариваются исключения). Здесь же и возможность установки ограничений, например, в отношении товаров импортного производства. Таким образом, бывшие государственные и муниципальные унитарные предприятия должны закупать продукцию отечественного производства.

Перевод унитарных предприятий на 44-ФЗ

По словам законодателей, Федеральный закон №223-ФЗ отличался лояльностью по отношению к деятельности унитарных предприятий, позволяя им выстраивать собственную систему закупок по своему усмотрению. Сегодня в результате анализа хозяйственной деятельности таких структур всё чаще наблюдаются факты нарушения антимонопольного законодательства. Долгое время работая в таких тепличных условиях, унитарные предприятия сумели разработать схемы, при которых система закупок выстраивается исключительно для обслуживания сделок с одним поставщиком. Очевидно, что при такой ситуации нельзя говорить ни о добросовестной конкуренции, ни о прозрачности сделок. Разрешить проблему призван принудительный переход на условия, предусмотренные Федеральным законом №44-ФЗ.

Как муниципальному или государственному унитарному предприятию перейти с 223-ФЗ на 44-ФЗ? Существует только 2 возможных пути:

  1. Реорганизовать работу с целью соответствия Новому закону о контрактных закупках.
  2. Осуществить преобразование предприятия в госучреждение, работающее в рамках законов, издаваемых субъектами Российской Федерации, или в Общество – акционерное или с ограниченной ответственностью (АО или ООО).

Реорганизация унитарного предприятия: 10 шагов

В ситуации, когда унитарное предприятие не имеет возможности преобразоваться в госучреждение, акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, единственным выходом для него становится реорганизация, которая позволит соответствовать требованиям новой контрактной системы (в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ). Для понимания масштабов предстоящих мероприятий и их специфики всю необходимую работу для руководителей унитарного предприятия можно представить в виде десяти последовательных шагов:

  1. Получение ключа усиленной электронной подписи (УЭП), который позволит работать на электронных торговых площадках. Все необходимые файлы выдаются органами Федерального казначейства.
  2. Регистрация в ЕИС (Единая информационная система). Она необходима для участия в торгах на основании требований, отражённых в Приказе Федерального казначейства №27н «Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок» от 30 декабря 2015 года.
  3. Настройка личного кабинета пользователя ЕИС (внесение реквизитов и прочих необходимых данных).
  4. Обучение собственных специалистов или приглашение сторонних профессионалов. Новая компания будет нуждаться в квалифицированных кадрах, специализирующихся на закупках путём проведения электронных торгов.
  5. Создание специального отдела – контрактной службы. Альтернативный вариант, предусмотренный Законом о контрактной системе – назначение контрактного управляющего.
  6. Создание комиссии, курирующей закупки.
  7. Разработка, утверждение и размещение в Единой информационной системе Положения о закупках.
  8. Выбор подходящей электронной торговой площадки для последующей работы.
  9. Разработка плана на осуществление закупок в 2017 году (как того требуют положения Закона о контрактной системе).
  10. Работа в ЕИС.

Преобразование унитарного предприятия

Переход на контрактную систему закупок в соответствии с положениями закона 44-ФЗ может осуществляться в рамках преобразования унитарного предприятия в автономную некоммерческую организацию или в АО либо ООО (такая возможность предусматривается ст. 34 Федерального закона №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года).

В случае с первым вариантом речь идёт об образовании бюджетной автономной некоммерческой организации, которая выполняет некие управленческие, социально-культурные или иные функции, не предполагающие получение коммерческой выгоды. Поскольку унитарное предприятие по определению не имеет имущества в собственности, то в результате его такого преобразования имущество будущего госучреждения может быть закреплено в виде прав на оперативное управление. Считается, что такая бюджетная организация впоследствии будет производить закупки с целью реализации своих полномочий (орган местного самоуправления).

Чтобы провести такое преобразование, необходимо чётко обозначить цели деятельности будущей государственной организации и определиться с органом-учредителем. К слову, решение о смене формы организации унитарного предприятия может инициировать Правительство РФ или какие-либо органы субъекта Российской Федерации.

В случае, когда унитарное предприятие решено преобразовывать в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, впоследствии работающее в сфере закупок, неизбежно встаёт вопрос об имуществе, подлежащем приватизации. Отметим, что здесь речь может идти о полном отчуждении всего имущественного комплекса, прежде являвшегося федеральным имуществом.

Для справки: наиболее распространенным способом приватизации госимущества выступает именно преобразование унитарного предприятия в АО или ООО (процедура регулируется положениями Федерального закона №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 года).

Выбор в пользу АО или ООО основывается на размере уставного капитала будущей организации:

  • до 100 000 руб. – выбирается Общество с ограниченной ответственностью,
  • более 100 000 руб. – необходимо регистрировать акционерное общество.

Определение имущественного комплекса, подлежащего приватизации, и разработка прогнозного плана приватизации – первый и самый главный этап всей процедуры преобразования унитарного предприятия в Общество. Далее собственником имущества формируется соответствующий перечень ОС, подлежащих передаче в собственность новой организации, после чего составляется передаточный акт. В него должна включаться информация, полученная в результате проведения инвентаризации унитарного предприятия.

  • составляется промежуточная отчетность;
  • в отношении отчётности проводится аудиторская проверка;
  • оформляются планы земельных участков и прочей недвижимости;
  • проводятся контрольные проверки состояния имущества;
  • определяется порядок деятельности дочерних унитарных предприятий (при необходимости);
  • определяются объекты, не подлежащие приватизации (устанавливается порядок их дальнейшей эксплуатации);
  • рассчитывается балансовая стоимость активов;
  • определяется размер уставного капитала;
  • разрабатывается Устав общества.

Легко заметить, что преобразование унитарного предприятия в госучреждение является более простым и необременительным способом реорганизации, нежели создание АО или ООО. Это и объясняет, почему уже сегодня первому варианту предпочтение отдаёт подавляющее большинство организаций, прежде работавших в сфере закупок по Закону №223-ФЗ.

Дополнительные материалы по теме:

Приватизация земли 2019: процедура и нюансы оформления Электронные ПТС окончательно заменят бумажные с 1 июля 2019 года Изменения в ОСАГО с 1 марта 2017 года