Процесс разработки и создания новых продуктов. Организационная подготовка производства и освоение новых видов продукции Основные этапы организации освоения новой продукции

Процесс разработки и создания новых продуктов. Организационная подготовка производства и освоение новых видов продукции Основные этапы организации освоения новой продукции

Необходимым этапом подготовки производства является освоение новой продукции, представляющей собой совокупность разнообразных процессов и работ, в процессе которых осуществляется проверка и отработка конструкций и технологии до установленных технических требований, освоение новых форм организации производства. Во время освоения новой продукции достигаются плановые объемы производства, намеченные экономические показатели и технико-экономические параметры выпускаемой продукции. Период освоения новой продукции начинается с изготовления опытного образца и завершается серийным производством продукции.

Промышленное производство характеризуется большим разнообразием применяемых методов и этапов освоения новых видов продукции.

Каждому этапу освоения соответствует определенное содержание работ, зависящее от различных производственных и организационно-экономических условий на данном предприятии.

Периоды промышленного освоения новой продукции:

  • 1. Проверка новой конструкции представляет собой совокупность работ по проверке, отладке и доводке конструкции изделия и технологии ее изготовления с внесением необходимых уточнений и изменений с целью достижения требований, зафиксированных в технической документации на изделие.
  • 2. Наладка производства предусматривает переход от опытного производства к серийному (массовому). Осуществляется внедрение разработанных технологических процессов, форм организации производства и труда, проводится работа по стабилизации качества изготовления деталей и сборочных единиц.
  • 3. В период достижения проектных экономических показателей выполняются работы, связанные с доведением норм расхода материальных ресурсов, трудоемкости, себестоимости и других экономических показателей до проектного уровня за счет роста квалификации рабочих, повышения уровня оснащенности, снижения потерь от брака.

В процессе освоения выпуска новых видов продукции выделяют техническое, производственное и экономическое освоение.

Началом технического освоения считается получение производственным подразделением технической документации и опытного образца изделия одновременно с заданием приступить к его промышленному изготовлению, а окончанием - достижение технических параметров конструкции, определенных стандартом или техническими условиями.

Производственное освоение осуществляется в процессе наладки производства и завершается в условиях, когда все производственные звенья предприятия обеспечивают выполнение установленных объемов выпуска продукции при заданном качестве и необходимой устойчивости производства. В период производственного освоения устраняются "узкие" места, рабочие в полной мере осваивают трудовые операции, стабилизируется загрузка оборудования и рабочей силы.

Экономическое освоение производства новой продукции предполагает достижение основных проектных экономических показателей выпуска изделий. Как правило, затраты на производство первых изделий в несколько раз превышают затраты на серийно выпускаемую продукцию. В последующем происходит резкое снижение этих затрат. Однако с течением времени темпы снижения замедляются и затем становятся незначительными.

Расходы на конструкторскую подготовку производства растут постепенно, затем происходит их более энергичное наращивание, связанное с большими объемами работ на стадии технологической подготовки. Организационная подготовка требует увеличения затрат на материальное обеспечение нового производства, связанное с закупкой специального оборудования, созданием заделов, перепланировку цехов, создание транспортных систем и т.д. В случае полного и высококачественного проведения технической подготовки производства освоение начинается с относительно невысокой начальной себестоимости осваиваемой продукции, плановая себестоимость достигается относительно быстро.(1)

При неправильно организованной и спланированной подготовке производства имеет место преждевременное начало освоения, если подготовка еще полностью не завершена, оснащение и оборудование не готовы, а конструкторская подготовка выполнена на недостаточно высоком уровне. В результате начальная себестоимость оказывается высокой. Кроме того, наблюдаются резкие колебания себестоимости, соответствующие внесению конструкторских изменений. Период освоения растягивается. Тенденция снижения себестоимости при освоении производства новой продукции носит, как правило, устойчивый характер, причем объем выпуска является важнейшим фактором ее снижения.

Факторами, определяющими время освоения, являются: новизна и сложность изделия, степень обработки технической документации, уровень оснащения, социально-психологический уровень коллектива и т.д. Задача состоит в том, чтобы учесть влияние этих факторов на длительность периода освоения и обеспечить создание необходимых условий по его сокращению.

Существуют две основные формы перехода на выпуск новых изделий: с остановкой и без остановки производства.

На выбор метода перехода влияют следующие факторы:

Технический уровень осваиваемой продукции, ее отличие от снимаемой с производства;

Организационно-технические условия производства: наличие резервных производственных мощностей и площадей; использование стандартных решений в проектных работах;

Организация и планирование технической подготовки производства.

Переход предприятий на выпуск нового изделия может выполняться следующими методами: последовательным, параллельным, комплексно-совмещенным и агрегатным.

Последовательным называется такой переход, когда производственное освоение начинается только после снятия с производства ранее выпускавшегося изделия. Техническая и организационная подготовка выполняется заранее во время выпуска старой продукции.

Выделяют прерывно-последовательный и непрерывно-последовательный варианты этого метода. При прерывно-последовательном методе после прекращения выпуска старого изделия на тех же производственных площадях выполняются работы по перепланировке и монтажу технологического оборудования и транспортных средств, а по их завершении начинается освоение производства нового изделия. Продолжительность этих работ определяет величину времени остановки производства, в течение которого отсутствует выпуск как новых, так и старых изделий. Это самый неэффективный вариант перехода, так как потери в суммарном выпуске продукции здесь самые высокие. Их долго не удается компенсировать, что не позволяет использовать прерывно-последовательный метод в практике освоения новых изделий.

Непрерывно-последовательный вариант последовательного метода характеризуется тем, что выпуск осваиваемого изделия начинается сразу же после прекращения выпуска изделия, снимаемого с производства. Хотя при этом варианте возникают потери в суммарном выпуске изделий, но они могут быть сведены к минимуму за счет высоких темпов нарастания выпуска осваиваемого изделия. Здесь требуется высокая степень законченности работ по технологической подготовке производства нового изделия к началу его освоения. Этот вариант требует, как правило, дополнительных производственных рабочих, так как трудоемкость осваиваемых изделий выше, чем снимаемых с производства, а также увеличения производственной мощности предприятия. Он широко применяется в условиях массового производства, особенно при реконструкции предприятия.

Параллельный метод перехода предполагает максимальное совмещение производства вновь осваиваемых изделий с завершающей стадией выпуска старой модели, одновременно с сокращением объемов производства старой продукции происходит нарастание выпуска новой. Он обычно применяется при наличии у предприятия резервных мощностей, создании параллельно действующих участков, конвейеров. Этот метод наиболее часто применяется в машиностроении. Если компенсировать повышенную трудоемкость невозможно, дополнительных мощностей нет, предпочтительнее вариант параллельного метода, при котором суммарный выпуск продукции несколько снижается в период освоения нового изделия. При высоком уровне унификации заменяемого и осваиваемого изделий во многих случаях вообще удается избежать снижения суммарного выпуска.

Основное преимущество данного метода по сравнению с последовательным методом состоит в том, что удается значительно сократить потери в суммарном выпуске продукции при освоении нового изделия. Применяются разнообразные варианты параллельного метода, различающиеся периодом времени, в течение которого совмещается выпуск старого и нового изделия, темпом нарастания выпуска нового и свертывания старого изделия, количеством дополнительных производственных площадей, оборудования. Вариант параллельного метода характеризуется тем, что суммарный выпуск изделий не уменьшается. Это предпочтительный вариант, так как он позволяет предприятию сохранить в период освоения равномерный выпуск продукции.

В условиях массового производства широко применяются параллельно-поэтапный вариант параллельного метода. Агрегатный метод предполагает постепенную замену отдельных агрегатов в конструкции выпускаемой старой модели. В течение некоторого времени выпускается переходное модифицированное изделие, снабженное только отдельными новыми узлами. При завершении запланированной замены старых агрегатов новыми модель из переходной превращается в новое изделие. Освоение делится на несколько этапов, коллектив сосредотачивает усилия на сравнительно небольшом участке работы, и переход происходит менее болезненно для предприятия. На каждом из этапов происходит обновление не конечной продукции предприятия, а только отдельных ее составных элементов.

Преимущество этого варианта в том, что при его применении удается избежать коренной реконструкции предприятия, обеспечить на каждом из этапов равномерный выпуск продукции, снизить затраты на освоение производства. Однако процесс обновления выпускаемых изделий при этом растягивается, что может привести к преждевременному моральному старению новой техники.

Комплексно-совмещенный метод характеризуется совмещением выполнения отдельных работ по подготовке производства к освоению новых изделий при комплексном решении конструкторских, технологических и производственных задач. Производственники участвуют в проектировании изделия, разработчики - в освоении его выпуска. Этот метод позволяет значительно ускорить процесс создания новой продукции за счет сокращения процедуры оформления и утверждения технической документации, исключения лишних работ, выполнения блочного проектирования и изготовления различных узлов, частичного совмещения различных работ, выполнения перехода к серийному производству без изготовления опытных образцов и опытно-промышленных партий.

При выборе метода перехода следует учитывать факторы, характеризующие организационно-технический уровень производства, конструкцию нового изделия и технологию производства.

Оценивая организационно-технические условия, необходимо учитывать: поточный партионный производственный продукция

  • - наличие резерва производственных мощностей;
  • -наличие свободных производственных площадей;
  • - внутризаводскую специализацию и разделение труда в цехах и на участках;
  • - уровень отраслевой и межотраслевой кооперации;
  • - наличие квалифицированных кадров. (4)

Организация производства новых изделий предполагает пе­рестройку существующего производственного процесса и всех составляющих его элементов. Освоение новых видов продукции требует не только разработки новых технологических процессов и применения новых технологических средств, но и изменения форм и методов организации производства и труда, приобрете­ния новых знаний и навыков кадровым составом коллектива, перестройки материально-технического снабжения и т.д.

В этих условиях необходимо осуществить организационную подготовку производства, то есть провести в жизнь ряд мероприя­тий по перестройке производственных процессов на выпуск но­вой продукции. Комплекс работ, входящих в организационную подготовку производства, связан с решением задач внутрипроиз­водственного и внешнего характера. От качества выполнения этих работ во многом зависят уровень организации труда и производ­ства, материальное обеспечение нового производства, общие тех­нико-экономические показатели работы предприятия.

Организационная подготовка производства представляет собой комплекс процессов и работ, направленных на разработку и реализацию проекта организации производственного процесса изготов­ления нового изделия, системы организации и оплаты труда, мате­риально-технического обеспечения производства, нормативной базы внутризаводского планирования с целью создания необходи­мых условий для высокопроизводительного и ускоренного освое­ния и выпуска новой продукции требуемого качества.

Организационный этап подготовки производства подразделя­ется на ряд стадий:

Разработка проекта организации основного производственного процесса.

Разработка проекта технического обслуживания основного производства.

Разработка организации и оплаты труда.

Организация материально-технического обеспечения и сбыта новой продукции.

Создание нормативной базы для внутризаводского технико-экономического и оперативно-производственного планирования.

Организационная подготовка производства представляет собой сочетание инженерных и организационно-экономических работ и в полной мере может быть отнесена к области инженерных разработок. К числу важнейших требований комплексной подготовки производства относят и социально-психологическую подготовку производства.

Социально-психологическая подготовка производства - это система мероприятий, направленных на организацию пропаганд-экономических, психологических и социальных последствий внедрения новой продукции для коллектива предприятия-зиготовителя, а также для ее потребителей. Социально-психолоческие проблемы производства новых изделий направлены на обеспечение всесторонней интенсификации производства, повышение его эффективности и создание благоприятного социально­го климата на производстве. В настоящее время одним из важ­нейших аспектов исследования психологических проблем является «человеческий фактор». Трудовая деятельность человека осуществляется на основе функционирования его психики, мышления, воображения, внимания, психомоторики, мотивации и т.п.

При освоении новых видов продукции необходимо разрабо­тать проект организации производства этой продукции и обеспе­чить его реализацию или реорганизацию действующего производства. В общем виде при проектировании организации произ­водства можно выделить следующие направления работ: опреде­ление производственных мощностей для организации выпуска новой продукции; выбор рациональных форм организации производства; разработка или совершенствование системы оперативно-производственного планирования; проектирование системы технического обслуживания производства; проектирование форм и методов оплаты труда всех категорий работающих; разработка и реализация проекта технической реконструкции предприятия или отдельных цехов.

Одной из основных работ по проектированию организации производственного процесса изготовления новой продукции яв­ляется расчет необходимых производственных мощностей. При расчете должны быть предусмотрены определенные соотноше­ния между мощностями цехов, образован некоторый избыток для создания межцеховых опережений и образования заделов для обеспечения ритмичной работы.

При выборе форм организации производственных процес­сов определяются тип производственной структуры цехов и участков, характер специализации подразделений, поточная или непоточная форма организации основных процессов производ­ства, формируются потоки материалов, полуфабрикатов и го­товой продукции. Варианты организационных структур, пла­нировок, маршрутов движения предметов труда анализируют­ся с использованием методов аналитического и имитационно­го моделирования.

Важным этапом является проектирование процесса освоения во времени. При этом проводится работа по адаптации системы оперативно-производственного планирования к условиям выпуска новой продукции, устанавливается последовательность ее запус­ка в производство, определяются необходимые заделы, предус­матриваются меры по обеспечению лучшего использования обо­рудования и рабочей силы, сокращения длительности производ­ственного цикла. Перечисленные задачи реализуются на основе использования графического и машинного моделирования дви­жения предметов труда, выполнения объемных расчетов, исполь­зования оптимизационных методов.

На следующих этапах проектирования организации производст­ва определяются функции технического обслуживания, подразде­ления, их реализующие, и взаимосвязи с производственными под­разделениями; разрабатываются организационные системы транс­портного, инструментального и материально-технического обеспе­чения цехов и участков; производятся расчеты численности под­разделений обслуживания, определяется их структура, разраба­тываются регламентирующие документы. Самостоятельным на­правлением проектирования является разработка системы конт­роля качества новых изделий.

Завершающий этап разработки проекта организации произ­водства новых видов продукции - выбор форм организации труда и заработной платы. При этом учитывается характер производственного процесса и производимой продукции; оп­ределяются состав и количество производственных бригад, ха­рактер их специализации и кооперации, квалификационные характеристики и структура рабочих кадров, проектируются рабочие места и системы их обслуживания. На этом этапе при­меняются типовые проекты организации рабочих мест и раз­рабатываются карты организации труда, в которых фик­сируется содержание трудовых процессов, составляются ведо­мость рабочих мест и ведомость применяемой организацион­ной оснастки.

Составной частью организационной подготовки производства является разработка нормативов для организации и планирова­ния производства новых видов продукции: материальных, тру­довых, календарно-плановых, нормативов затрат, цен, собствен­ных оборотных средств.

Важным этапом цикла «исследование-производство» является освоение выпуска новой продукции. Освоение новой про­дукции представляет собой производственный процесс, в тече­ние которого проходят необходимая отладка технологического процесса, организации и планирования производства с целью выпуска новой продукции в заданном объеме и достижение на­меченных экономических показателей. Продукция считается освоенной в том случае, если она выпускается в установленном объеме и обладает требуемыми технико-экономическими пара­метрами. Термин «освоенная продукция» применяется, как пра­вило, по отношению к конкретному предприятию. Продукция, освоенная на одном предприятии, в случае ее передачи на другое предприятие требует также освоения применительно к особенно­стям последнего, т.е. переосвоения.

Началом освоения следует считать выпуск установочной се­рии, которая изготавливается по документации серийного произ­водства с целью подтверждения готовности производства к вы­пуску продукции в заданных объемах и с установленными требованиями. Различают техническое, производственное и экономи­ческое освоение.

Техническое освоение проводится в процессе создания нового изделия еще в предпроизводственный период и характеризуется достижением технических параметров, которые установлены для изделия в технических условиях и в стандартах. Проектные технические показатели должны быть достигнуты в опытном производстве во время подготовки к серийному выпуску новой продукции. Учитывая высокие требования, предъявляемые в настоящее время к качеству продукции, выполнять техническое освоение во время серийного производства нецелесообразно.

Производственное освоение представляет собой производствен­ный процесс, в течение которого предприятие выходит на проект­ный объем (количество) выпуска новой продукций. Одновре­менно выполняется и экономическое освоение производства из­делия. Оно начинается с выпуска первых промышленных серий, но не заканчивается выходом производства на намеченный объем выпуска в штуках. Окончанием экономического освоения следу­ет считать достижение проектного уровня экономических пока­зателей новой продукции, прежде всего трудоемкости и себесто­имости изделий. Теоретически оно может закончиться раньше производственного, но, как правило, предприятия выходят на на­меченный уровень экономических показателей позже, чем достигнут проектный уровень выпуска изделий.

Освоение новых изделий является этапом производствен­ного процесса. Поэтому в период освоения действуют основ­ные принципы организации производственного процесса: спе­циализация, пропорциональность, параллельность, прямоточность, непрерывность, ритмичность и др. Они действуют так­же в период развернутого производства и во время уменьше­ния выпуска и снятия с производства устаревших изделий. Кроме общих принципов, производственный процесс при осво­ении основывается на частных принципах, которые служат основой его организации и слабо проявляются в период раз­вернутого производства. Такими принципами являются: интег­рация разработчиков, производителей и потребителей; готов­ность производства к освоению; гибкость производства; комп­лексность освоения.

Организация перехода на выпуск новой продукции

Отечественная и зарубежная практика предприятий дает много вариантов перехода производства на выпуск новых изде­лий. Существуют варианты с остановкой или без остановки про­изводства. Переход предприятий на выпуск нового изделия мо­жет выполняться следующими методами: последовательным, параллельным, комплексно-совмещенным и агрегатным.

Последовательным называется такой переход, когда произ­водственное освоение начинается только после снятия с произ­водства ранее выпускавшегося изделия. Техническая организа­ционная подготовка выполняется, как правило, заранее, во время выпуска старой продукции.

Параллельный метод перехода предполагает максимальное со­вмещение производства вновь осваиваемых изделий с завершаю­щей стадией выпуска старой модели. Он обычно применяется при наличии у предприятий резервных мощностей, создании параллель­но действующих участков, конвейеров. При последовательном и параллельном методах осваивается выпуск всей новой машины в целом при полной готовности к производству всех узлов.

Комплексно-совмещенный метод характеризуется совмеще­нием выполнения отдельных работ по подготовке производства и освоения новых изделий при комплексном решении конст­рукторских, технологических и производственных задач. Про­изводственники участвуют в производстве изделия, разработчи­ки - в освоении его выпуска. Этот метод позволяет значитель­но ускорить процесс создания и освоения новой продукции за счет сокращения процедуры оформления и утверждения техни­ческой документации, исключения лишних работ, выполнения перехода к серийному производству без изготовления опытных образцов и опытно-промышленных партий.

Агрегатный метод предполагает постепенную замену отдельных агрегатов в конструкции, выпускаемой старой модели. В течение некоторого времени выпускается переходное модифици­рованное изделие, снабженное только отдельными новыми узла­ми. При завершении запланированной замены старых агрегатов новыми модель из переходной превращается в новое изделие. Освоение делится на несколько этапов, коллектив предприятия. сосредоточивает усилия на сравнительно небольшом участке ра­бот и переход происходит менее болезненно для предприятия.

При выборе метода перехода следует учитывать факторы, характеризующие организационно-технический уровень производства, конструкцию нового изделия и технологию производства. Оценивая организационно-технические условия, необходимо учитывать: наличие резерва производственных мощностей; нали­чие свободных производственных площадей; внутризаводскую специализацию; разделение труда в цехах и на участках; уровень отраслевой и межотраслевой кооперации; наличие квалифициро­ванных кадров, уровень организации материально-технического обеспечения, уровень гибкости производственного аппарата и др.

При оценке конструкции новой машины учитывают ее новизну, уровень унификации и стандартизации, конструкторскую преемственность и особенности нового изделия по сравнению со снимаемой с производства машиной, габариты, вес, материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость и другие технико-экономические показатели.

Технология производства характеризуется использованием типовых и специальных технологических процессов, унифицированной и специальной оснастки и оборудования, применением станков с программным управлением, промышленных робо­тов и гибких автоматизированных систем, наличием отходов производства и влиянием на окружающую среду и другими фак­торами.

Методы и варианты перехода на выпуск новых изделий оказыва­ют большое влияние на сроки и эффективность производства. Необ­ходимо проводить расчеты снижения объема производства в пери­од освоения, повышенных затрат ресурсов, а также определить вре­мя, в течение которого будет выполнено производственное и экономи­ческое освоение.

Платежи постнумерандо бизнес – проекта распределены по годам следующим образом:

80000; 100000; 120000; 150000; 90000.

Найти чистый приведенный доход, индекс прибыльности, внутреннюю норму доходности, доходность инвестиций и срок окупаемости при ставке дисконтирования 20% годовых и стоимости капитала 11% годовых.


Учебник/ Корсаков М.Н., Ребрин Ю.И., Федосова Т.В., Макареня Т.А., Шевченко И.К. и др.; Под ред. М.А.Боровской. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. - 440с.

3. Организация и планирование производства

3.2. Планирование и организация цикла создания и освоения новой продукции и технологии

3.2.1. Сущность и содержание цикла создания и освоения новой продукции

В условиях присущей рыночному хозяйству конкуренции товаров и хозяйственных единиц предприятия, особенно высокотехнологичные, обновляют выпускаемую продукцию и совершенствуют способы ее производства. Такой вид деятельности выделился организационно и носит название цикл создания и освоения новых товаров – СОНТ. Его часто называют цикл «наука – производство».

Система СОНТ базируется на следующих основополагающих принципах:

1. Комплексность – это необходимость проведения работ по подготовке производства по единому плану, охватывающему все процессы – от научных исследований до промышленного освоения новой продукции.

2. Специализация – это требование закрепления за каждым подразделением предприятия таких видов деятельности по созданию и освоению новой техники, которые отвечают специфике и возможностям этих подразделений.

3. Интеграция – это совокупность условий, обеспечивающих достижение единой и общей цели в результате деятельности определенного множества специализированных подразделений и исполнителей.

4. Принцип комплектности документации и составных частей изделий требует одновременного выполнения комплекса работ к моменту, когда дальнейшее их продолжение возможно только при наличии полного комплекта документации или составных частей изделий.

5. Непрерывность – это требование ликвидации нерациональных перерывов во времени проведения работ цикла СОНТ.

6. Пропорциональност ь рассматривается как требование задействовать производственные возможности всех подразделений, занятых подготовкой производства, с одинаковой интенсивностью.

7. Параллельность выражается в совмещении во времени различных фаз, стадий, работ.

8. Прямоточность – это кратчайший маршрут движения технической документации и наименьший путь, проходимый новым изделием по всем стадиям его разработки и освоения.

Управление циклом СОНТ нацелено на качественное и своевременное, а значит скорейшее выполнение всех работ с тем, чтобы опередить конкурентов, привлечь потребителей новой продукцией с более совершенными свойствами и более низкой ценой. Длительность цикла определяется продолжительностью стадий и этапов, из которых состоит система СОНТ, а также степенью (коэффициентом) параллельности их выполнения.

Основные задачи организации и планирования процессов СОНТ с целью повышения качества работ и сокращения продолжительности цикла заключаются в:

1) снижении до минимума числа изменений, вносимых после передачи результатов из предшествующей стадии (этапа) в последующую;

2) определении рациональной степени параллельности работ, фаз, стадий и этапов цикла;

3) обеспечении минимума затрат времени при выполнении работ: минимума потерь при передаче результатов работ из предыдущей стадии в последующую.

Решение первой задачи достигается главным образом инженерно-техническими методами, обеспечивающими качество отработки и выполнения этапов работ системы СОНТ. В результате уменьшается число переделок, а также случаев повторного выполнения уже пройденных этапов, т. е. снижается трудоемкость работ, а следовательно, и затраты на их выполнение.

Вторая задача решается планово-координационными методами. Рациональное совмещение стадий и этапов работ системы СОНТ (параллельно-последовательный или параллельный метод выполнения фаз, стадий, этапов и работ) приводит к сокращению цикла, но не трудоемкости процессов.

При решении третьей задачи используются организационные методы, которые влияют на продолжительность цикла СОНТ за счет сокращения трудоемкости этапов цикла и изменения характера и сроков их выполнения. Поэтому организационные методы ведут к двоякому экономическому эффекту:

1) сокращению затрат на выполнение стадий и этапов системы СОНТ;

2) получению экономического выигрыша от сокращения цикла СОНТ (дополнительное количество продукции и/или дополнительное ее качество, получаемое в результате сокращения цикла подготовки и освоения производства, без дополнительных затрат на содержание оборудования, а также без значительного увеличения условно-постоянных расходов).

Создание и освоение новой продукции (техники, технологии), отвечающей современным требованиям,- задача сложная и требует все новых и новых знаний и методов их материализации. Поэтому организация цикла СОНТ – это создание условий для рационального взаимодействия научных исследований, материализации новых знаний в виде новых образцов изделий, техники и технологии, а также для их тиражирования в объемах, необходимых потребителям и заказчикам. Этапы цикла СОНТ включают в себя следующие комплексы работ (рис. 3.1):

1) научно-исследовательские работы (НИР);

2) опытно-конструкторские работы (ОКР);

3) рыночные испытания товаров (пробный маркетинг);

4) конструкторская подготовка производства новой продукции (КПП);

5) технологическая подготовка производства новой продукции (ТПП);

6) организационная подготовка производства новой продукции (ОПП);

7) освоение выпуска новой продукции (ОВНП) – отработку нового изделия в опытном производстве (ООП) и освоение нового изделия в промышленном производстве (ОСП).

Этапы 1 и 2 часто объединены и выполняются одним исполнителем и носят название научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), этапы 1 ‑ 2 часто называют научной подготовкой производства новой продукции, а 4 ‑ 7 – технической подготовкой производства новой продукции (ТП).

Первые две стадии охватывают работы, которые по своему содержанию непосредственно не связаны с производством. Они часто выполняются в отраслевых, вузовских НИИ, КБ и других специализированных организациях и являются первым этапом системы СОНТ.

Рис. 3.1. Структура системы СОНТ

НИР – научно-исследовательские работы; ОКР – опытно-конструкторские работы; КПП – конструкторская подготовка производства; ТПП – технологическая подготовка производства; ОПП – организационная подготовка производства; ООП – отработка в опытном производстве; ОСП – освоение новой продукции в промышленном производстве; ФСА – функцианально-стоимостной анализ.

Последующие четыре стадии составляют второй этап системы СОНТ. Они обеспечивают техническую подготовку производства (ТП) и выполняются проектными организациями или техническими отделами (главного конструктора и главного технолога) предприятия-изготовителя новой продукции.

Седьмая стадия непосредственно создает условия для промышленного производства нового изделия.

Условно стадии создания нового изделия, включая НИР, ОКР, КПП и частично ТПП, относятся к исходной фазе цикла СОНТ, а частично стадия ТПП и остальные стадии ОПП, ООП и ОСП относятся к заключительной фазе. Все работы цикла СОНТ и, прежде всего, стадии исходной фазы требуют широкого информационного обеспечения, то есть соответствующей информационной подготовки, а также экономической проработки. Последняя выполняется на каждой стадии цикла с различной степенью глубины в зависимости от того, насколько данная стадия влияет на эффективность изготовления нового изделия.

Стадии заключительной фазы ни в коем случае не должны быть оторваны от исходных. Тесная увязка всех стадий и фаз позволяет соединять в одну систему все подразделения, выполняющие работы по созданию и освоению выпуска нового изделия.

Исследуя работы по созданию и освоению новой техники как систему, можно целенаправленно стремиться к ее оптимизации по тому или иному выбранному критерию. Подключение к системе технической подготовки работ по НИР и ОКР во много раз усложняет задачу управления и координации системы СОНТ, и в то же время при хорошо организованном управлении и четкой координации проведения всех стадий процесс СОНТ во много раз облегчает достижение конечной цели. Одновременно с этим снижаются затраты на освоение и переход на выпуск новой продукции.

Общая картина изменения расходов на этапах создания и освоения производства новой техники приведена на рис. 3.2, где показан характер наращивания расходов, связанный с технической подготовкой (участок графика OD ), а также характер снижения себестоимости изделия на стадии освоения производства (участок CF или DE ).

Рис. 3.2. Нарастание расходов и изменение себестоимости новой продукции в течение цикла СОНТ

─ начальная себестоимость изделия;

Т ─ время подготовки производства и освоения новой продукции.

Расходы на КПП постоянно растут до точки А , затем происходит более интенсивное наращивание расходов, связанное с большими объемами работ на стадии ТПП. Суммарные расходы на КПП и ТПП (К КПП+ТПП ) на одно изделие показаны в точке В. ОПП требует еще большего прироста расходов в связи с материальным обеспечением нового производства, закупкой специального и иного технологического оборудования, перепланировкой цехов и участков, организацией транспортных систем. Завершение этапа в точке D характеризуется суммарными расходами на техническую подготовку (К ТП ), включая затраты на изготовление опытного образца.

В случае полного и качественного проведения ТП, в особенности организационной подготовки, освоение начинается в точке D с относительно невысокой начальной себестоимостью (). Себестоимость снижается по пологой кривой освоения (коэффициент освоения К ос ), и плановая себестоимость (точка E ) достигается относительно быстро. Период освоения пропорционален отрезку DE . Номер изделия, на котором условно заканчивается освоение в точке Е – N е .

При неправильно организованном и спланированном выполнении подготовки производства имеет место преждевременное начало освоения (в точке С ), когда подготовка еще полностью не завершена, оснащение и специальное оборудование готовы частично, а стадии КПП и ТПП выполнены недостаточно качественно, что ведет к периодическому внесению в чертежи, карты технологических процессов и другую документацию необходимых конструкторско-технологических изменений. В результате начальная себестоимость оказывается выше, чем . Кроме того, наблюдается скачкообразный рост себестоимости, соответствующий моментам внесения конструкторских и технологических изменений. Кривая освоения характеризуется линией К ‘ ОС . Плановая себестоимость в этом случае достигается не в точке Е , а в точке F . Период освоения растягивается, он пропорционален отрезку CF . Кроме того, как видно из рис. 3.2, себестоимость освоения продукции на протяжении всего отрезка CF была значительно выше, чем себестоимость освоения продукции на отрезке времени DE . Размер дополнительных затрат, имеющих место при освоении, показан на рис. 3.2 штриховкой.

Ускорение технического прогресса и повышение качества конструкторской и технологической документации обеспечивает снижение начальной себестоимости и сокращение цикла освоения новой продукции, что значительно повышает эффективность производства и эксплуатации новых изделий.

Это может быть интересно (избранные параграфы):
-

    Объект, предмет и цель курса «Экономика предприятия».

    Создание и освоение производства новых товаров.

    Структура национальной экономики (сферы, сектора, комплексы, отрасли, предприятия)

    Структура бизнес- плана предприятия.

    Основные понятия о предприятии.

    Рыночное ценообразование продукции, область применения и факторы его определяющие.

    Классификация предприятий по различным признакам.

    Инвестиции, их направленность и источники финансирования.

    Сущность и виды предпринимательства.

    Маркетинговая и товарная стратегия фирмы.

    Производственная и организационная структура предприятий.

    Финансовый план предприятия.

    Организация производственного процесса.

    Оценка рисков производства и страхование.

    Концентрация производства, её достоинства и недостатки.

    Уставный капитал и имущество предприятия.

    Специализация производства и её экономическая эффективность.

    Оплата труда: принципы, формы и системы.

    Комбинирование производства, его особенность и эффективность.

    Кредиты предприятия и их экономическая оценка.

    Классификация и структура кадров предприятия.

    Организационно - экономические и организационно- правовые формы предприятий в РФ.

    Производительность труда, её оценка и экономическое значение.

    Стратегия деятельности фирмы, её типы и факторы выбора.

    Резервы роста производительности труда.

    Простейшие методы оценки эффективности инвестиций.

    Организация труда на предприятии.

    Теория оптимального объема выпуска продукции.

    Нормирование труда на предприятии.

    Затратное ценообразование продукции и область его применения.

    Оплата труда на предприятии.

    План производства продукции.

    Основные производственные фонды, их классификация и оценка.

    Бизнес- план предприятия, его назначение и роль в производственном планировании.

    Амортизация основных производственных фондов.

    Ценовая политика предприятия и виды цен.

    Износ основных производственных фондов и их воспроизводство.

    Смета затрат на производство.

    Производственная мощность предприятия и её использование.

    Затраты предприятия и их классификация.

    Оборотные средства, их структура и экономическое значение.

    Эффективность инвестиций и её оценка по системе международных показателей.

    Производственные запасы и их нормирование.

    Инновационная политика предприятия.

    Незавершенное производство и его нормирование.

    Инжиниринг и реинжиниринг на предприятии.

    Нормирование расхода материальных ресурсов.

    Влияние конкуренции на цену товара и прибыль предприятия.

    Материалоемкость и резервы её экономики.

    Обоснование оптимального планово- управленческого решения деятельности предприятия, выбор критерия оптимизации.

    Оборачиваемость оборотных средств, её показатели и экономическое значение её ускорения.

    Калькуляция затрат.

    Качество продукции, его оценка и измерение.

    Себестоимость продукции и её структура.

    Конкурентоспособность продукции и факторы её определяющие.

    Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

    Стандарты и сертификация продукции.

    Баланс предприятия и расчет показателей его финансового состояния.

    Система управления качеством продукции.

    Налогообложение предприятий и его влияние на эффективность деятельности.

  1. Объект, предмет и цель курса «Экономика предприятия».

Экономика – это наука о том, как общество использует определенные ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей. Поэтому экономика предприятия – это наука о том, как это явление осуществляется в рамках отдельно взятого предприятия. Судя по названию курса, объектом изучения является предприятие. Под предприятием в соответствии с действующим Российским законодательством понимается организация, которая использует разнообразные ресурсы, соответствующим образом их обрабатывает и получает товарную продукцию, оказывает определенные услуги или выполняет какие-либо работы с целью последующей реализации готового продукта на рынке. При этом предприятие должно строить свою деятельность так, чтобы получать определенную прибыль

Предметом исследования курса являются производственно-хозяйственные и организационно-экономические социальные отношения, которые складываются на предприятии в процессе его функционирования.

  1. Создание и освоение производства новых товаров.

Качественное совершенствование производства осуществляется в форме нововведений. Область науки, изучающая различные теории нововведений – формирование новшеств, их распространение, факторы, противодействующие нововведениям, выработку инновационных решений – называют инноватика.

Инновационная деятельность - это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок в производственный процесс. Инновация - есть конечный результат инновационной деятельности, получившей реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта (технологического процесса), реализуемого на рынке.

Классификация инноваций:

    По степени новизны выделяют:

    Базисные инновации (реализуют крупные изобретения и являются основой для формирования новых поколений и направлений развития техники);

    Улучшающие (связаны с внедрением мелких и средних изобретений);

    Псевдоинновации (направлены на частичное улучшение устаревших видов техники и технологии);

    По роли в воспроизводственном процессе инновации классифицируются на:

    потребительские;

    инвестиционные;

    По степени сложности:

  1. синтетические;

    По причинам возникновения:

    реактивные (направлены на выживание фирмы, они появляются, как правило, как реакция на радикальные инновационные преобразования, осуществляемые конкурентами);

    стратегические (носят упреждающий характер и направлены на получение конкурентных преимуществ в перспективе);

    По характеру применения различают:

    продуктовые инновации (направлены на производство и использование новых продуктов и услуг);

    рыночные (открывающие новые сферы применения уже известных продуктов и услуг и позволяющие реализовать потребности в них на новых рынках);

    инновации–процессы (нацелены на новые технологии, организацию процесса и управление);

    социальные инновации (ориентированные на построение и функционирование новых социальных структур).

Понятие "инновация" может применяться только к тем новшествам, затраты на создание и внедрение которых окупаются в нормативные сроки. При этом период времени от зарождения идеи до практического внедрения новшества называется жизненным циклом инноваций . Финансирование инноваций осуществляется из тех же источников, что и финансирование любых инвестиций (самофинансирование, заемные средства, привлечённые источники и др.).

Инвестиционная политика предприятий должна быть направлена на увеличение производства принципиально

Освоение производства – это начальный период промышленного производства новой продукции, в течение которого обеспечивается достижение запланированных проектных технико-экономических показателей.

Организация перехода предприятия на выпуск новой продукции связана с решением ряда задач:

Освоение выпуска более сложной продукции с высокими техническими параметрами и лучшими технико-экономическими показателями;

Возмещение повышенных затрат производства в период освоения новой продукции за счет ранее освоенной для обеспечения рентабельности работы предприятия;

Повышение обоснованности плановых заданий и уровня организации процесса освоения;

Поиск на рынке ниш для реализации новой продукции (поиски сбыта);

Подготовка и обеспечение производства работниками соответствующих профессий и квалификации;

Организация системы кооперирования и МТО производства новой продукции;

Совершенствование организации разработки и производства специального (нестандартного) оборудования и технологической оснастки.

Процесс освоения производства (ОСП) обладает двойственным характером. С одной стороны, отработка конструкции изделия и технологии его изготовления, с другой - развертывание выпуска новых изделий в промышленном производстве.

Различают два вида освоения выпуска новой продукции:

Отработка изделия в опытном производстве – ООП;

Промышленное освоение серийного или массового выпуска новой продукции.

ЛЕКЦИЯ № 12

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6.1. Планирование и прогнозирование, уровни планирования

Планирование – это функция процесса управления. Роль планирования определяется тем, что в ходе планирования ставятся цели и распределяются ресурсы оперирующей системы. Планирование – это непрерывный процесс так как:

При достижении поставленной цели возникает потребность в установлении новых;

Неопределенность будущего, постоянные изменения в окружающей среде, требует корректировки целей, согласования их с реальностью.

Отсюда следует важная роль прогнозирования возможных изменений бизнес-среды в ходе планирования. Любое управленческое решение, последствия которого проявляются в будущем, основывается на том или ином способе предвидения, на прогностических оценках.

Прогнозирование – это долгосрочное стратегическое планирование, на стадии которого предприятием устанавливаются стратегические цели и задачи по функциональным направлениям деятельности предприятия, определяются альтернативные варианты его экономического и социального развития на 5-10 лет.

План – совокупность конкретных заданий адресная, директивная программа, содержащая основные параметры, необходимые для управления организацией или ее подразделением для достижения стоящих перед ними задач. Планирование – это многостадийный процесс. Многостадийность планирования выражается в разработке планов на различные временные периоды, в соответствии с которыми для достижения основной цели деятельности предприятие выделяет стадии планирования:

прогнозирования (5-10 лет),

перспективного (2-5),

текущего (1 год),

оперативного (до 1 года).

Прогнозирование спроса и планирование производства предусматривает рассмотрение долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных задач, решаемых на различных уровнях руководства.

Прогнозирование (долгосрочное стратегическое планирование) являются прерогативой высшего уровня руководства предприятия, при этом решаются такие задачи:

Определение альтернативных вариантов развития предприятия;

Формулирование стратегических целей и задач по функциональным подразделениям;

Определение важнейших направлений экономического развития;

Планирование инвестиций;

Размещение и наращивание производственных мощностей;

Выбор продукции и процессов ее производства.

Перспективное (среднесрочное стратегическое) планирование является функцией менеджеров среднего уровня управления, на этой стадии решаются следующие задачи:

Разработка направлений технического, организационного, экономического и социального развития;

Установление основных производственных и технико-экономических показателей;

Укрупненное производственное планирование;

Планирование объема продаж;

Планирование материальных ресурсов;

Планирование трудовых ресурсов.

Текущее (краткосрочное тактическое) планирование является функцией операционных менеджеров низового уровня управления, на этой стадии решаются следующие задачи:

Разработка и установление системы норм и нормативов;

Разработка системы планов деятельности предприятия на предстоящий год;

Расчет и установление плановых технико-экономических показателей.

Оперативное (краткосрочное) планирование решает задачи:

Расчет производственных календарно-плановых нормативов;

Разработка производственных программ подразделениями предприятия (на квартал, месяц, сутки, смену);

Установление заданий участкам, рабочим;

Диспетчирование.

Многогранность производственно-хозяйственной деятельности промышленного предприятия, необходимость ее постоянной координации и сложность структуры предприятия обуславливает деление всей плановой работы по объекту планирования, характеру задач и способам их решения на:

Технико-экономическое планирование,

Оперативно-календарное планирование.

На уровне стратегического планирования определяются средства, обеспечивающие приближение предприятия к стратегическим целям в процессе его долговременного развития.

На уровне тактического планирования – средства достижения тактических целей предприятия в рамках периода, на который разрабатывается план (год, квартал, месяц).

6.2. Технико-экономическое планирование

К объектам технико-экономического планирования (ТЭП) относятся:

Номенклатура и объем реализации и производства продукции;

Себестоимость продукции;

Производительность труда;

Затраты производства на единицу продукции;

Рентабельность продукции и пр.

ТЭП осуществляет перспективное и текущее планирование производства без разделения его по календарным срокам.

В задачи ТЭП входит:

Определение основных направлений развития предприятия;

Установление объемов продаж продукции и объемов оказания услуг;

Расчет и определение объемов производства;

Расчет и определение экономических показателей работы предприятия и отдельных его подразделений;

Расчет потребности предприятия в трудовых, материальных и финансовых ресурсах, необходимых для выполнения установленных объемов производства и услуг;

Подведение итогов и анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

ТЭП реализуется в виде системы планов, включающей:

План реализации (продажи) и поставок продукции и услуг;

План производства продукции и оказания услуг;

План технического развития, организации производства и управления;

План по труду и заработной плате;

План материально-технического обеспечения;

План капитального строительства;

План по себестоимости и издержкам производства;

План по прибыли и рентабельности;

План социального развития коллектива;

Финансовый план и др.

Планы предприятия разрабатываются в виде системы количественных и качественных показателей производственно-хозяйственной деятельности.

ЛЕКЦИЯ № 13

6.3. Оперативно-производственное планирование

К объектам оперативно-производственного планирования (ОПП) относятся:

Номенклатура и объем продукции в натуральных, трудовых и денежных единицах,

Календарные сроки выпуска готовой продукции предприятием и его подразделения,

Объем незавершенного производства,

Величина заделов и др.

ОПП распределяет перспективные задания по исполнителям (цехам, участкам, рабочим местам) на короткие отрезки времени (квартал, месяц, декада, неделя, сутки, смена и нередко по часовому графику).

Основными задачами ОПП являются:

Конкретизация по срокам плана производства и сбыта продукции;

Разработка оперативно-производственных планов и заданий подразделениям основного производства предприятия;

Разработка календарных планов-графиков запуска-выпуска изделий, обеспечение ритмичной работы предприятия, непрерывности производственного процесса, полной и равномерной загрузки оборудования.

По сфере действия оперативно-производственное планирование подразделяется на два уровня: межцеховое (на уровне предприятия) и внутрицеховое (на уровне цеха). Межцеховое оперативное планирование осуществляет координацию деятельности цехов по изготовлению деталей, сборке узлов и изделий, выпуску товарной продукции в соответствии с договорными сроками. На уровне внутрицехового планирования согласуется работа участков, бригад, рабочих мест основного и вспомогательного производств.

По решаемым задачам оперативно-производственное планирование подразделяется на два этапа:

Оперативно-календарное планирование (ОКП);

Оперативное управление производством (ОУП).