Как составить план по обществознанию. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию и истории

Как составить план по обществознанию. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию и истории

Основные умения по составлению плана закладываются на ранних ступенях обучения на уроках русского языка, литературы, истории. Однако, многие выпускники на экзамене по обществознанию, слабо владеют этим умением. Проще говоря, переноса умения, сформированного при изучении другого предмета, не происходит. Поэтому надо для начала знать, какие бывают типы планов. Особо следует остановиться на особенностях сложного плана, на содержательно-логических связях соподчинения его пунктов и подпунктов.

Необходимыми условиям составления плана по теме являются:

1) правильное обозначение ее границ (включенность в более общий вопрос и обособленность в нём),

2) достаточно полное представление об ее различных сторонах и аспектах.

Рассмотрим эти условия на конкретной теме «Трудовые правоотношения» .

Их поможет прояснить серия вопросов, например:

1) в какую более общую тему может входить данная тема (например: «Правовое регулирование трудовых отношений»);

2) какое место данная тема занимает в более широком вопросе (в чем состоят особенности правового регулирования трудовых отношений между работодателем и работником);

3) какой круг вопросов охватывает тема (понятие трудовых отношений, правовой статус работника и работодателя, социальное партнёрство в сфере труда, трудоустройство и занятость).

Следующим шагом является отбор позиций, соответствующих единому основанию, и выстраивание формулировок в их логическом соподчинении. В результате сложный план данной темы может прибрести следующий вид:

1. Понятие правовых отношений.

2. Права и обязанности сторон трудовых правоотношений:
а) права и обязанности работников;
б) права и обязанности работодателей.

3. Трудовой договор:
а) содержание трудового договора;
б) порядок заключения;
в) порядок расторжения трудового договора.

4. Рабочее время и время отдыха.

5. Заработная плата.

6. Дисциплина труда.

Рассмотрим схему оценивания.

Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. 2
Формулировки плана корректны.
Отдельные вопросы, существенные для данной темы, упущены.

ИЛИ

Отдельные формулировки пунктов плана некорректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы.
Структура ответа соответствует плану сложного типа.

1
План не раскрывает предложенной темы.

ИЛИ

Структура ответа не соответствует плану сложного типа.

0
Максимальный балл 2

Из данных указаний следует, что пункты плана должны корректно сформулированы с точки зрения их соответствия заданной теме. План должен наиболее полно отражать содержание темы. Необходимо выдерживать структуру плана сложного типа, иначе ответ будет оценён только 0 баллов.

Итак, мы видим, что при выполнении задания С8 проверяется не только знание содержательной части, но и умение выстроить логику содержания. Выпускник должен суметь сформулировать пункты плана. А для этого необходимо отобрать нужный материал.
Составим алгоритм сложного плана на тему «Государство – политический институт».

Прежде всего нужно дать определение социального института. Вспомнить, что такое государство. Следующим шагом будет определение признаков и функций государства. Необходимо включить в план и материал о видах, типах и классификации. Но и в заключении можно включить в план вопрос об особенностях современного государства.

И как одним из вариантов может быть такой план:

1. Понятие социального института.

2. Сущность государства:
а) государство – публичная власть;
б) отличие государства от негосударственных политических организаций.

3. Формы государства:
а) понятие формы государства;
б) формы правления;
в) формы государственного устройства;
г) формы политического режима.

4. Функции государства:
а) понятий функций государства;
б) классификация функций государства;
в) внутренние и внешние функции государства.

5. Особенность государства в современном мире.

Очевидно, что такую схему можно применить практически к любой теме. Смысл же составления плана в нашем случае – представить предложенную конкретную тему в целостности и соотнесении ее различных аспектов.

Линия УМК Г. А. Бордовского. Обществознание (10-11)

Линия УМК Г. А. Бордовского. Обществознание (6-9)

Обществознание

Готовимся к ЕГЭ по обществознанию: как составлять сложный план

В 2018 году изменились критерии оценки ЕГЭ по обществознанию. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А. И. Герцена (СПб) Ольга Соболева, в рамках серии вебинаров, рассказала о нововведениях в задании №28 и поделилась с педагогами полезными советами по успешной подготовке к экзамену.

Критерии оценки

На первый взгляд ничего не поменялось – в этом году ученики увидят такую же формулировку задания №28, что и прежде. Однако изменились критерии оценки – они стали конкретнее и строже. Количество максимальных баллов теперь 4 (раньше было 3), а вместо вычитания балла за ошибки будет практиковаться начисление баллов за отсутствие ошибок. Критерии изменились следующим образом:

  • 28.1: попадание в обязательные пункты плана. Этот критерий остался важнейшим. Если ученик не попал в обязательные пункты плана, выставляется 0 баллов за все задание. Однако появилась конкретизация в оценивании. Теперь указано, что один из обязательных пунктов должен быть детализирован в подпунктах, а другой может не быть детализирован или быть подпунктом. При полном попадании в обязательные пункты плана начисляется 2 балла. 1 балл ученик получает, если у него есть один раскрытый пункт или два нераскрытых пункта.
  • 28.2: соблюдения плана сложного типа. В этом критерии учитывается количество пунктов и их качество, степень раскрытия темы. Раньше баллы начислялись в зависимости от количества различных пунктов, теперь требования стали точнее. В плане должно быть не менее трех пунктов, два из которых детализированы – в любом другом случае по этому критерию начисляется 0 баллов.
  • 28.3: корректность формулировок. Балл по этому критерию теперь носит характер бонусного, и получить его можно только при отсутствии любых ошибок в любом месте при 1 балле по критериям 28.1 и 28.2.

Работая над этим заданием, важно учесть одно противоречие в системе оценки. В рекомендациях ФИПИ указано не засчитывать пункты плана, имеющие абстрактно-формальный характер. При этом в образце плана ФИПИ использована абстрактная формулировка «Понятие политической партии». Как бы то ни было, для получения высокого балла лучше избегать формулировок, которые не отражают специфику темы.

Справочник содержит подробный теоретический материал по всем темам, проверяемым ЕГЭ по обществознанию. После каждого раздела приводятся разноуровневые задания в форме ЕГЭ. Для итогового контроля знаний в конце справочника даются тренировочные варианты, соответствующие. Учащимся не придется искать дополнительную информацию в интернете и покупать другие пособия. В данном справочнике они найдут все необходимое для самостоятельной и эффективной подготовки к экзамену. Справочник адресован учащимся старших классов для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Пособие содержит подробный теоретический материал по всем темам, проверяемым экзаменом. После каждого раздела даются примеры заданий ЕГЭ и тренировочный тест. Для итогового контроля знаний в конце справочника приводятся тренировочные варианты, соответствующие ЕГЭ по обществознанию. Ко всем заданиям приводятся ответы.

Этапы подготовки

Составление плана – это метапредметное умение, которым нужно владеть для успешной сдачи ЕГЭ. Опытные авторы корпорации «Российский учебник» в своих учебных программах помогают сформировать нужные навыки по следующим этапам:

  • 5–6 классы – простой план текста
  • 7–8 классы – сложный план текста
  • 9 класс – простой план выступления на тему
  • 10–11 классы – сложный план выступления на тему

Читайте и смотрите также:

  1. Тренируйте составление плана на каждом уроке. Например, прописывайте с учениками план предстоящего занятия, в конспектах выделяйте пункты и подпункты, составляйте сложный план по окончанию лекции – то есть отрабатывайте это умение на разных этапах изучения темы.
  2. Не предлагайте ученикам выучить наизусть сложные планы, составленные по кодифиатору! Это никак не поможет «слабым» учащимся. Например, в 2017 году темы планов с пунктами кодификатора не совпадали.
  3. Старайтесь разбирать на уроке разные явления по плану с такой фиксированной основой: понятие, признаки, структура, происхождение, развитие, многообразие, роль, современное состояние. При этом избегайте абстрактно-формальной формулировки пунктов плана с этой основой.
  4. Когда идет изучение сложных тем с двумя совмещенными понятиями, обязательно рассматривайте взаимосвязь явлений, выявляйте между ними сходства и различия. В некоторых случаях также необходимо определить, какое место одно явление занимает в структуре другого.

По статистике, в ЕГЭ по обществознанию задание №28 является одним из самых сложных для учеников. Набрать максимальное количество баллов позволят понимание требований и продуманная последовательная подготовка.

Пособие рассчитано на самостоятельную или под руководством учителя подготовку школьников и абитуриентов к ЕГЭ. В него в полном объёме включён материал курса обществознания, который проверяется на экзамене. Теоретическая часть пособия представлена в краткой и доступной форме. Большое количество схем и таблиц позволяет легко и быстро сориентироваться в теме и найти нужную информацию. Тренировочные задания соответствуют современному формату ЕГЭ, учтены все изменения в содержании экзаменационной работы, внесённые в последние годы.

Многие выпускники, готовясь к сдаче ЕГЭ, часто задают вопрос - как же писать план по обществознанию? Действительно, это одно из самых сложных заданий нынешнего формата экзамена. Здесь требуется показать владение материалом темы на серьезном, содержательном уровне.

Какими должны быть планы по обществознанию?

Основное требование к заданию - составление сложного плана по представленной теме обществоведческого курса. Здесь, как нигде, понадобятся умения обобщать и систематизировать информацию, точно ее представлять в виде тезисов и устанавливать внутренние связи между социальными объектами. Напомню, что выпускник должен максимально корректно и точно обозначить пункты плана, раскрыв в подпунктах не менее двух из них. В плане должны присутствовать пункты, обязательные к раскрытию. Они располагаются в общей иерархии под номерами со 2 по 4.

В основе успешного плана лежит объективная и банальная вещь - прочные знания. Задание 35 проверяет ваши знания в контексте заданной формы, не более того. И если вы, к примеру, досконально изучили тему "Социальное познание" и знаете ее особенности, виды и методы, то существуют серьезные предпосылки для того, что удастся зацепить хотя бы балл. Так что учите темы, благо для этого сегодня есть множество вспомогательных инструментов.

Но все же этого мало. Необходимо четко понимать в какой последовательности нужно составлять план и что за чем должно идти. Для начала предлагаю посмотреть на универсальную "болванку" плана, которая теоретически подойдет к любой теме.

1. Понятие ... (любое социальное явление или объект можно выразить термином, поэтому начинаем с этого. По желанию можно раскрыть определение).

2. Виды, элементы, типы ... (практически каждый объект имеет типологизацию, например, виды безработицы, типы экономических систем и т.д.).

3. Признаки, черты, особенности ... (аналогично и с предыдущим пунктом).

4. Функции.

5. Роль, значение, место ... (социальный объект всегда вписан в контекст общественной жизни, поэтому оказывает влияние на отдельные ее стороны, что мы и отражаем в этом пункте).

Еще раз поясню, перед вами только общая структура, которая может существенно меняться в зависимости от темы, но главное в ней логика, которой стоит придерживаться, составляя планы по обществознанию ЕГЭ 2016. Формулировка тезисов может быть в вопросительной или назывной форме, а также возможно их сочетание.

Не забывайте, что везде нужна практика! Находите темы в Интернете, благо, их сегодня огромное количество, и составляйте планы. Не советую бездумно скачивать в сети готовы варианты и пытаться их запомнить. Так вы только затуманите себе голову и ничего не поймете. К тому же немало представленных планов откровенно низкого качества, не соответствующих требованиям.

И еще, составляя планы по обществознанию представьте, что вы получили задание: кратко изложить тему человеку, который в ней ничего не понимает. Вам же нужно объяснить ему предельно доходчиво, четко и главное правильно. Попытайтесь взять на себя эту миссию и, если сможете ее выполнить, вы несомненно напишите замечательный план.

В заключении привожу пример плана, соответствующего всем заявленным требованиям.

Тема " Социальный контроль".

1. Что такое социальный контроль?

2. Виды социального контроля

а) внутренний;

б) внешний;

3. Характерные черты социального контроля

а) наличие санкций;

б) формализованность и упорядоченность;

Инструкция

Напишите заголовок параграфа . Ниже будут располагаться пронумерованные пункты плана.

Прочитайте первый абзац и выразите одной фразой, о чем идет речь. Например, читаете учебник , и в первом абзаце рассказывается об открытиях Ньютона. В плане не надо подробности и нюансы. Достаточно указать, что можно найти в начале параграфа : "Первый закон Ньютона".

По аналогии со вторым шагом проработайте оставшиеся абзацы. Пункты плана на указатели населенных пунктов вдоль автомобильных трасс. Написано: город Москва. И можно ехать в указанном направлении. Так достаточно посмотреть в план, чтобы понять, о чем идет речь в параграфе.

Читайте текст и разделяйте карандашом смысловые части, не обращая внимания на абзацы. В том же учебнике физики пять-шесть абзацев могут быть посвящены первому закону Ньютона, еще шесть-семь абзацев - второму закону Ньютона, и оставшиеся девять абзацев - третьему закону Ньютона. Потом абзацев посвящены практическим примерам. Соответственно, параграф можно разделить на четыре смысловые части: три части о законах Ньютона и последняя с задачами. А можно выделить по смыслу и каждую задачу - делайте по своему усмотрению.

Выразите одной фразой, о чем идет речь в каждой смысловой части. Получится краткий план параграфа . Если желаете, некоторые пункты плана можно разбить на подпункты. Например, сделать в плане четыре главных раздела, как в пятом шаге. Последний, четвертый можно назвать "Задачи и упражнения". И сделать подпункты, в которых расписать названия задач.

Выберите для работы еще один длинный параграф и составьте план по аналогии с пятым и шестым шагами, но не используя пометки карандашом. Теперь работа пойдет быстрее: читайте и сразу пишите план.

Источники:

  • как составить план заданий

Каждый студент, поступивший в любое учебное заведение после школы, сталкивается с необходимостью конспект. Большой объем информации, который излагает на паре преподаватель, становится ужасающим после небольших конспектов школьных уроков.

Новоиспеченным студентам приходится подстраиваться под новый способ изложения и фиксирования . Некоторый идут по пути наименьшего сопротивления и просто слушают лекцию, второй вариант – использовать диктофон. Однако все эти методы не помогут во время сдачи зачета или экзамена, всего для подготовки полный, понятный конспект лекций.

Очень трудно дословно записать все, что излагает лектор, он не диктует, а рассказывает и объясняет материал, задача студента в этом случае – сформулировать информацию так, чтобы после прочтения записей и он сам и другие люди поняли, о чем шла речь. В студенческой среде ходит поговорка – «Хороший конспект – уже «3» на экзамене». Изложение на бумаге лекций не только помогает готовиться к зачетам, но и способствует лучшему запоминанию изначально – срабатывает зрительная память при письме.

Как правильно писать конспект?

Есть несколько популярных , как конспект:


  • старайтесь красиво и аккуратно, если читаемость записей низкая – в них нет смысла;

  • делайте поля в тетради, чтобы можно было делать пометки, исправления, проставлять дату лекции;

  • пишите дату и план лекции, потом это сильно поможет при поиске нужных тем и к сдаче;

  • применяйте графические способы выделения текста: маркеры, цветные ручки, подчеркивания, таблицы, графики и т.д.;

  • используйте сокращения – как общепринятые, так и самостоятельно изобретенные, главное, чтобы они были однозначно понятны при чтении;

  • если информация непонятна, лучше переспросить сразу или поставить на полях знак вопроса и оставить немного места для комментариев, чтобы в дальнейшем при подготовке к сдаче или на семинаре задать преподавателю и дополнить тему;

  • текст следует разбивать на абзацы или смысловые разделы, чтобы информацию при прочтении лучше воспринималась;

  • конспект желательно писать от руки, не используя технические устройства типа сканеров или ксероксов, пропущенная лекция, переписанная из конспекта одногруппника лучше осядет в голове, чем вклеенный себе в тетрадь ксерокс, кроме того по мере переписывания могут возникнуть вопросы по теме, которые нужно будет попросить ;

  • при самостоятельном конспектировании из учебников следует выписывать основные тезисы и мысли коротко и по существу.

Видео по теме

Для подготовки к уроку педагог преследует определенные задачи, использует методы и приемы, оборудование, дополнительные материалы, разрабатывает задания для учащихся. Но как все это запомнить? В этом ему помогает план-конспект , в котором в соответствии с требованиями современной методики преподавания учитель излагает последовательность действий во время урока.

Инструкция

Оформите титульный лист конспект а:
- определите тему и номер урока в соответствии с учебной программой и вашим календарно-тематическим планом;
- укажите тип (урок изучения нового материала, урок обобщения и систематизации новых знаний, комбинированный урок и т.п.) и вид (семинар, лабораторная работа, контрольная работа и т.д.) урока;
- сформулируйте наиболее точно цель урока, а потом используйте ее для формулировки дидактических задач: образовательной, развивающей, воспитательной;
- перечислите материалы и оборудование, которые будут использоваться : , весы, пипетка, реактивы, проектор, телекамера, карточки для самостоятельной работы, таблицы, репродукции картин и т.п.
- сделайте эскиз ;
- составьте в форме таблицы: 1 столбец – наименование этапа урока, 2 – приемы и методы, которые вы намереваетесь использовать, 3 – время в минутах на каждый этап урока.

Поэтапно напишите весь ход урока (в зависимости от типа некоторые могут доминировать над другими или вообще отсутствовать):
а) организационный момент;
б) проверка домашнего задания;
в) актуализация и всесторонняя проверка знаний;
г) этап получения новых знаний;
д) закрепления полученных знаний;
е) повторение пройденного материала;
ж) обобщение и систематизация новых знаний;
з) информации о домашнем задании.

На каждом этапе с помощью тезисов опишите, что вы намерены и каких результатов ожидаете от учащихся. Здесь же начертите необходимые схемы, цепи, сделайте ссылки на наглядные и дидактические материалы, которые понадобятся, - все то, что поможет восстановить ход урока в вашей памяти.

В плане параграфа кратко выражаются ключевые идеи текста и пошаговость развития мысли. Имея перед глазами план, легко вспомнить и пересказать материал учебника, подготовиться к экзаменам. Чтобы потренироваться в создании плана, выберите небольшой параграф, состоящий из 15-20 абзацев или меньше. В дальнейшем сможете перейти к текстам любого размера.

Как научиться составлять развернутый план по обществознанию?
Ученику предлагается составить план не по тексту, а к предложенной теме, подобно тому, как школьник составляет план своей будущей реферативной или проектной работы по избранной тематике.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

C8 . СОСТАВЛЕНИЕ РАЗВЕРНУТОГО ПЛАНА ОТВЕТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. Как научиться составлять развернутый план по обществознанию? Ученику предлагается составить план не по тексту, а к предложенной теме, подобно тому, как школьник составляет план своей будущей реферативной или проектной работы по избранной тематике.

С 8 .Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы 1. Понятие налогов и их виды: а) прямые; б) косвенные. 2. Системы налогообложения: а) пропорциональная; б) прогрессивная; в) регрессивная. 3. Воздействие налогов на экономику страны, проявляющееся через реализацию следующих функций: а) фискальная; б) частичное перераспределение доходов; в) регулирование экономических отношений; г) стимулирующая; д) контрольная и др. 4. Воздействие налогов на спрос и предложение как один из аспектов влияния на экономику страны. 5. Влияние налоговой политики государства на инвестиционную активность в стране В ответе обязательно должны быть отражены положения 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке. Наличие этих пунктов плана позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Система оценивания Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трёх пунктов, два из которых детализированы) 3 Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Один из пунктов плана детализирован в подпунктах. ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы (отражены положения двух отмеченных выше пунктов плана). План включает в себя два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах. 2 Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов 1 План по структуре и(или) содержанию не раскрывает указанной темы (в том числе представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы). ИЛИ План по своей структуре является простым и содержит один- два пункта 0 Максимальный балл 3

При выполнении задания С8 проверяется не только знание содержательной части, но и умение выстроить логику содержания. Выпускник должен суметь сформулировать пункты плана. А для этого необходимо отобрать нужный материал.

Условие выполнения данного задания: 1.Системное знание по теме 2.Глубокое знание по теме 3. Объемное знание по теме 4. Разностороннее знание по теме 5.Привлечение внутрикурсового материала 6. Привлечение материала из смежных учебных дисциплин 7.Привлечение оперативных знаний, получаемых из СМИ 8.Выстраивание логики содержания 9. Формулирование пунктов плана 10. Отбирать для сформулированного тезиса аспект темы, за которым стоит содержание, требующее раскрытия.

Классификация тем

Первая группа: а) широкие « однотемные », б) широкие « однообъектные », в) широкие «односоставные» 1. С8: Вам предстоит выступить на школьной конференции по проблеме: « Деятельность человека в ее многообразии ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 2. С8:Вам поручено подготовить доклад по проблеме: « Познание человеком мира и самого себя ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 3…..«Налоги и их роль в современной экономике России». 4…..« Гражданское общество ». 5……« Деятельность, как способ существования людей ».

Вариант плана Гражданское общество. 1.Понятие гражданское общество; 2 .История развития гражданского общества; 3 .Виды связей власти и общества: а) горизонтальные; б) вертикальные; 4 .Структура гражданского общества: а) рыночное хозяйство; б) социокультурные отношения; в) объединения по интересам; 5 . Власть в гражданском обществе - местное самоуправление; 6 . Роль гражданского общества в государстве. Вариант плана: Деятельность, как способ существования людей. 1 .Понятие деятельности 2 .Отличительные черты деятельности человека от поведения животных 3 .Структура деятельности а) цель б) средства в) действия г) результат 4 .Основные виды деятельности а) практическая б) духовная 5 . Роль деятельности в жизни общества и человека

Алгоритм №1: составления развернутого плана к предложенной «широкой однообъектной » теме 1.понятие (определение) объекта; 2. основные признаки (особенности, свойства, черты) объекта: а) первый признак объекта; б) второй признак объекта; в) третий признак объекта 3. Типология (виды, классификация, формы, стили, разновидности) объекта: а) тип (вид, класс, форма, стиль, разновидность) объекта; б) тип (вид, класс, форма, стиль, разновидность) объекта; в) тип (вид, класс, форма, стиль, разновидность) объекта; 4. главные (основные) функции объекта: а) первая функция объекта; б) вторая функция объекта; в) третья функция объекта 5. проблемы развития объекта (тенденци развития…, основные направления развития…, специфика развития…). 6. политика в отношении объекта в современной России (мире…, Европе…). Очевидно, что такую схему можно применить практически к любой теме первого типа.

Вторая группа: а) узкие « однообъектные » б) узкие « однотемные », в) узкие «односоставные» 1 .С8:Вы готовитесь к зачету по обществознанию по теме: « Социализация индивида ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 2 .С8:Вам поручено написать статью в школьную газету по проблеме: « Наука в жизни современного общества ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 3. С8:Вам поручено подготовить развернутый ответ по проблеме: « Религия как форма духовной культуры ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 4 .С8: выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ по проблеме: « Межличностные конфликты и способ их разрешения ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 5. С8:Вам необходимо написать творческую работу по проблеме: « Образование как социальная ценность ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 6. С8: Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

Вариант плана: Государство – социальный институт. 1 . Понятие социального института. 2.Сущность и виды социальных институтов: а) государство б) школа в) политическая партия 3 .Государство – важнейший социальный институт. 4 . Государство – как совокупность социальных институтов. 5 . Функции института государства: а) понятий функций института государства; б) классификация функций института; в) внутренние и внешние функции института государства. 6 .Взаимосвязи социальных институтов. 7 . Государство и гражданское общество. 8. Тенденции развития государства, как социального института в современной России. Вариант плана: Экологический кризис как глобальная проблема современности. 1. Понятие глобальных проблем человечества. 2. Некоторые виды глобальных пр о блем человечества. а) уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных; б) в значительной мере истреблен лесной покров в) стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых; г) мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов; 3 .Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами 4 . При ч ины экологического кризиса. а) безудержный и очень быстрый рост населения Земли б) несовершенные сельскохозяйственные и промышленные технологии в) легкомысленность человечества и пренебрежение законами развития биосферы 5 . Проявления и последствия экологического кризиса 6 .Пути преодоления экологического кризиса. а) изменение отношения людей к природе; б) наука на службе экологии; в) движения «зеленых».

Алгоритм №2: составления развернутого плана к предложенной «узкой однообъектной » теме: 1.понятие (определение) объекта 2. свойства объекта а) б) 3. причины возникновения объекта 4. типология (виды, классификация, формы, стили, разновидности) объекта а) тип (вид, классификация, формы, стили) объекта б) тип (вид, классификация, формы, стили) объекта в) тип (вид, классификация, формы, стили) объекта 5. структура объекта 6. проблемы развития объекта (тенденции развития…, основные направления развития…, специфика развития…, особенности развития…, пути преодоления..)

Третья группа: а)« многотемные » б) «двусоставные» в) « разнообъектные » г) « многосоставные» 1 .С8: Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему: « Многовариантность и движущие силы развития общества ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 2 .С8:Вам поручено подготовить развернутый ответ по проблеме: « Биологическое и социальное в человеке ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 3 .С8: Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему: « Экономическая свобода и социальная ответственность ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

Вариант плана: Летнее и зимнее время: за и против. 1. Понятие летнего и зимнего времени; 2. Проблема введения летнего и зимнего времени в мире; 3. Причины введения зимнего и летнего времени; а) административные причины; б) социальные причины; в) экономические причины; 4. Некоторые последствия введения зимнего и летнего времени в России – позитивные и негативные: а) для экономики страны; б) для здоровья человека; в) для управления страной; 5. Перспективы существования зимнего и летнего времени в современной России. Вариант плана: Экономическая свобода и социальная ответственность. 1. Понятие: а) экономическая свобода; б) социальная ответственность; 2. Формы экономической свободы: а) предпринимательство; б) бизнес; 3. Механизм реализации экономической свободы и социальной ответственности в различных типах общества: а) традиционное общес т во б) индустриальное общество; в) постиндустриальное общество; 4. Проблемы взаимосвязи экономической свободы и социальной ответственности; 5. Проблемы развития экономической свободы и социальной ответственности в современной России.

Алгоритм №3. Составления развернутого плана « многообъектной » теме. . 1.понятие (определение) объекта №1; 2.понятие (определение) объекта №2…№3…№4; 3. свойства (структура) объектов: а) свойство №1; б) 4. причины взаимодействия (взаимозависимости, взаимоисключения) объектов: а) причина №1 б) причина №2 5. взаимодействие объектов; 6. проблемы развития объектов (тенденции развития…, основные направления развития…, специфика развития…, особенности развития…,пути преодоления…) в современной России.

Педагогические приемы и техники: 1.Актуализация знаний о типах планов. 2.Учебная лекция. 3. Логическая схема. 4.Работа с оглавлением учебника. 5.Работа с готовыми планами. 6.Составить сложный план сказки. 7.Составление кроссвордов. 8.Метод дебатов. 9.Уроки-суды, уроки-пресс-конференции. 10. Коллекции 10.1. тем 10.2. готовых планов 10.3.алгоритмов

Заключение: Опыт показывает, что учащимся удается гораздо лучше свертывание информации, чем обратная операция по ее разворачиванию. Ученик достаточно хорошо может научиться упорядочивать, систематизировать информацию, представлять информацию в виде схем, таблиц (хотя это сложнее), рисунков, кластеров, но труднее научить ее извлекать. Наблюдается несимметрия в данных видах деятельности. Составление развернутых планов к предложенной теме относится к данной проблематике. Именно попыткой научить учащегося управлять информацией – разворачивать ее и обусловлена данная статья.

Список источников Аналитический отчет ФИПИ по результатам ЕГЭ – 2010. Рутковская Е.А., Котова О.А., Лискова Т.Е. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий. ФИПИ. – М.: Интеллект – Центр, 2010. 3.Симонович С., Евсеев Г., Алексеев А., Общая информатика. 5-9 класс. Москва, АСТпресс, 1999 г. 4.Загашев И.О., -Бек С.И., Муштавинская И.В., «Учим детей мыслить критически», СПб: издательство «Альянс «Дельта», 2003 г. 5.Плинер Я.Г., Бухвалов В.А.., Педагогическая экспертиза школы, М., Педагогический поиск, 2000 г. 6.Слабунова Э.Э., Информационная культура в концепции лицейского образования, журнал ВИО, № 29, 10.09.05.г. 7.Кондаков Н.И., Логический словарь – справочник, М., Наука, 1976г. 8.Бабайцева В.В. Русский язык. Теория 5-11 классы 9. Никитина Е.И. Русская речь. Дидактический материал. 10. Материалы сайта ФИПИ (http://www.fipi.ru) 11.Халин С.М. Методика публичного выступления: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. Тюмень: Тюменский гос. ун-т, 2006. 12. Форум «Абитуриент…ПРО»

Один из эффективнейших способов развития логического мышления во время работы с учебным текстом - это составление к нему плана. Планы могут быть: Простыми - передает только основную информацию в очень кратком виде; его задача - помочь выделить в тексте главное, осознать исторический факт логически целостно. Развернутыми - содержит более полную, конкретизирующую информацию. Картинными - позволяет воспроизвести детали главного исторического факта предельно эмоционально и красочно. Смысловыми - предполагают перечисление основных, существенных признаков, положений, характеризующих исторический факт: причины, последствия, историческое значение. Стереотипными - помогают рассмотреть в определенном в алгоритме однородные исторические факты, выявить их общие черты и особенности. Тезисными - предполагают перечисление существенных сторон, признаков, следствий единичных фактов, не имеющих в истории аналогов. ПРИЛОЖЕНИЕ №1. «…Метод - искусство учителя направлять мысли учеников в нужное русло и организовать работу по намеченному плану…» Дореволюционное методическое руководство

Простой Сложный (развернутый) Название каждого раздела (части) параграфа записывается под соответствующим порядковым номером. К каждому разделу (части) параграфа составляется свой, уточняющий его содержание план. Цели составления плана: 1) систематизация информации 2) отработка четкости формулировок 3) развитие зрительной памяти. 1. Работа над планом всегда начинается с записи в тетради названия и указания номера параграфа (при этом тема выделяется или подчеркивается). 2. План может быть: ПРИЛОЖЕНИЕ №2. ПАМЯТКА по составлению плана Формулировки в плане должны быть краткими и четкими, но при этом должны содержать обязательную для запоминания информацию. 2. Структура плана должна быть предельно четкой. Для этого используется нумерация разделов, пунктов и подпунктов. Логическая цепь - это конструирование рассуждения путем расстановки в логической последовательности элементов этого рассуждения. Учитель может на первый раз предложить учащимся готовые варианты ответов, а учащийся должен будет лишь поставить их в логической последовательности. Следующим шагом может стать логическая цепочка, в которой заполнены только первое и последнее звено, а учащиеся (например, работая с небольшим текстом учебника) должны самостоятельно заполнить уже 3-4 звена.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3 При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями: 1.Мысленно представьте весь изученный материал, раскрывающий содержание предложенной темы. 2 . Разделите его на части по смыслу, в каждой из них определите главную мысль. 3.Озаглавьте эти части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными. 4. Проанализируйте полученный план: А) Все ли аспекты проблемы были отражены в нем? Б) Корректны ли формулировки пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли? 5. Мысленно обоснуйте для себя логическую последовательность изложения материала по данной проблеме. Решающим фактором эффективного использования в процессе обучения разных типов заданий ЕГЭ выступает профессионализм учителя, в частности, его умение грамотно применять различные методы обучения и частные методики. В целях обеспечения дифференцированной подготовки к экзамену целесообразно проводить в выпускных классах диагностирующее тематическое и промежуточное тестирование (по завершению изучения тем и крупных разделов), при этом результаты выполнения работ каждым учащимся сравнивать и фиксировать динамику освоения как знаний, так и умений (способов деятельности).