Какие инстанции регламентируют в ювелирной деятельности. Законы о ювелирных изделиях

Какие инстанции регламентируют в ювелирной деятельности. Законы о ювелирных изделиях
  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛАХ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЯХ 26 марта 1998 года N 41-ФЗ
  2. Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на ювелирных предприятиях. Утверждена Приказом Роскомдрагмета от 10.09.1996 N 131
  3. Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении. Приказ Минфина России от 09.12.2016 N 231н
  4. Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них (Унифицированная форма N ИНВ-8) (ОКУД 0317008). Утверждена - Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88
  5. Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них (Унифицированная форма N ИНВ-9) (ОКУД 0317010). Утверждена - Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88
  6. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017). Статья 333.31. Размеры государственной пошлины за совершение действий государственным учреждением, подведомственным федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.
  • Статья 333.32. Особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий государственным учреждением, подведомственным федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней
  • Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 (ред. от 16.01.2017) "О мерах нетарифного регулирования" ("Положение о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза минерального сырья",). ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ УСТАНОВЛЕН РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ВВОЗА НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА И (ИЛИ) ВЫВОЗА С ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА.
    • 2.4. Коллекции и предметы коллекционирования по минералогии и палеонтологии, кости ископаемых животных
    • 2.10. Драгоценные металлы и сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы
    • Раздел XIV Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 7 июня 2017 г. N 684 О ПОЛНОМОЧИЯХ МИНИСТЕРСТВА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ДОБЫЧИ И ПРОИЗВОДСТВА ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ, ДОБЫЧИ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ И ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ИХ ОБРАБОТКИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 6 мая 2016 г. N 394 ОБ ОПРОБОВАНИИ, АНАЛИЗЕ И КЛЕЙМЕНИИ ЮВЕЛИРНЫХ И ДРУГИХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ.
  • ПРАВИЛА ОПРОБОВАНИЯ, АНАЛИЗА И КЛЕЙМЕНИЯ ЮВЕЛИРНЫХ И ДРУГИХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ.
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 октября 2015 г. N 1140 О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ.
    • ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ, БОЕВОГО, СЛУЖЕБНОГО И ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАЧ ПО ОХРАНЕ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ.
  • Постановление Правительства РФ от 17.08.1998 N 972 (ред. от 24.10.2015) "Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов".
  • Постановление Правительства РФ от 01.10.2015 N 1052 "О ведении специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями"
    • "Правила ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями" .
  • Постановление Правительства РФ от 25.06.1992 N 431 (ред. от 14.12.2006) "О порядке сбора, приемки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней" .
  • Постановление Правительства РФ от 21.11.1996 N 1378 (ред. от 28.07.2006) "О создании при Министерстве финансов Российской Федерации Государственного учреждения по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней" .
  • Постановление Правительства РФ от 07.06.2001 N 444 (ред. от 08.05.2002) "Об утверждении Правил скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий" .
  • Постановление Правительства РФ от 17.05.2016 N 437 "Об утверждении Правил отнесения драгоценных камней к непригодным для изготовления ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней" .
  • Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 (ред. от 20.06.2011) "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет".
  • Приказ Минфина России от 06.10.2016 N 174н "Об утверждении Порядка ведения реестра именников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство (ремонт) ювелирных и других изделий из драгоценных металлов" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.11.2016 N 44267) .
  • Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.10.2015 N 24 "О Методике определения и согласования норм выхода продуктов переработки драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы" .
  • Приказ Минфина РФ от 21.06.2005 N 76н "Об утверждении Положения о порядке осуществления органами федерального пробирного надзора контроля за исполнением организациями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" .
  • ПРИКАЗ МИНФИНА от 12 декабря 2005 г. N 327 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОМ КАЗЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ "РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОБИРНАЯ ПАЛАТА ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
  • Приказ Российской государственной пробирной палаты при Минфине РФ от 07.07.2003 N 47 "Об утверждении Методических указаний о порядке согласования правил внутреннего контроля организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, органами федерального пробирного надзора" .
  • Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 (ред. от 26.09.2016) "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" .
  • Постановление Правительства РФ от 03.02.2007 N 65 (ред. от 24.09.2010) "О размерах государственной пошлины за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора" .
  • Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 23.12.2016) "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" .
  • Приказ Роскомдрагмета от 30.10.1996 N 146 "О порядке отнесения изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным
  • "Приказ Росфинмониторинга от 22.04.2015 N 110 "Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2015 N 37436) .
  • Приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103 (ред. от 09.01.2014) "Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок".
  • "Методические рекомендации по выявлению и представлению сведений о сделках (операциях) с движимым имуществом, подлежащих обязательному контролю (группа кодов 50)" (утв. Комитетом АРБ по вопросам ПОД/ФТ, протокол заседания Комитета N 22 от 27.01.2010).
  • Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ (последняя редакция) .
  • Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ (последняя редакция) .
  • Федеральный закон "О народных художественных промыслах" от 06.01.1999 N 7-ФЗ (последняя редакция) .
  • Информационное письмо Росфинмониторинга от 10.02.2016 N 50 "О применении отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями и индивидуальными предпринимателями ювелирной отрасли".
  • Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 (ред. от 04.10.2012) "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом"
  • Приказ №13 от 19.02.2004 "О тарифах на переработку и аффинаж вторичного сырья" .
  • "Нормативно-техническая документация для цехов (мастерских) по ремонту и изготовлению ювелирных изделий по заказам населения" от 24.02.1983 (Минбытобслуживание РСФСР).
  • Перечень изменений в законодательном и нормативно-правовом регулировании предпринимательской деятельности в сфере оборота ДМДК
  • Постановление № 1350
    О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. №65
  • Проект ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации
    об административных правонарушениях в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» + пояснительная записка
  • Проект изменений в ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

    Как купить неоправленный бриллиант и не нарушить закон?

    Комментарий эксперта

    В течение большей части нашей сознательной жизни алмазно-бриллиантовая индустрия нашей страны была отделена от наших же сограждан надежным барьером законодательства: как неограненный алмаз, так и ограненный, но неоправленный бриллиант относились к валютным ценностям. Купить бриллиант без оправы можно было только на черном рынке, и любой покупатель, равно как и продавец, нарушали валютное законодательство и могли попасть под уголовное преследование (вспомним известную всем страсть Галины Брежневой к бриллиантам). После окончания социалистического периода законодательство менялось, иногда радикально, иногда - постепенно, а иногда и сейчас можно встретить в законах и подзаконных актах разнообразные рудименты и атавизмы «совка». В частности, до сих пор в Уголовном кодексе сохранилась статья 191, предусматривающая уголовное наказание за «Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга» http://www.garant.ru/main/10008000-022.htm Драгоценные камни только в последние годы перестали считаться валютными ценностями (упоминания о них нет в действующей редакции закона «О валютном регулировании и валютном контроле», принятом Государственной Думой 21 ноября 2003 года, редакция от 30.12.2015 http://www.consultant.ru/popular/currency/). Но и сегодня, спустя многие годы после начала законного свободного хождения долларов и других валют по рукам наших сограждан, государство накладывает ряд ограничений на оборот драгоценных камней в виде сырья и в ограненном, но неоправленном виде, в нашем случае на алмазы и бриллианты. Поэтому мы предлагаем анализ действующего законодательства в сфере драгоценных камней, для того, чтобы потенциальные покупатели имели представление, в каком случае покупка бриллианта является абсолютно законной сделкой, и кто в нашей стране является абсолютно легальным продавцом бриллиантов.

    Ювелирные изделия с бриллиантами

    В России нет никаких специальных ограничений на оборот готовых ювелирных украшений. Тех, кто интересуется общегражданским оборотом товаров, мы можем направить к Гражданскому Кодексу РФ (http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/). Действующий закон РФ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» имеет в преамбуле следующее положение: Не является предметом регулирования настоящего Федерального закона порядок совершения гражданами (физическими лицами) сделок с ювелирными и иными бытовыми изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящимися в собственности граждан (частной собственности). Текст закона см., например, http://www.gemology.ru/zakon/1_30.htm
    Таким образом, гражданин нашей страны (физическое лицо) может приобретать ювелирные изделия, в том числе и с бриллиантами, владеть ими и осуществлять любые разрешенные законом сделки. При покупке ювелирного украшения в магазине нужно знать, что существует Постановление правительства РФ № 55 от 1998 года, утверждающее «Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» Согласно этому постановлению, изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни, возврату в магазин не подлежат.

    Неоправленные бриллианты

    Сертифицированные неоправленные драгоценные камни приравниваются к ювелирным изделиям, следовательно, сделки с ними могут осуществлять и физические лица. Соответствующие указания даются в постановлении правительства N 1157 от 25 ноября 1995 г., в котором указано: «Расширить перечень совершаемых на рынке сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями, разрешив реализацию на территории Российской Федерации слитков платины и изделий из нее, а также состав участников этих сделок, предусмотрев проведение физическими лицами сделок со слитками золота, серебра и платины, сертифицированными бриллиантами и другими ограненными драгоценными камнями».

    Правовые основы регулирования оборота драгоценных камней в России устанавливает закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26 марта 1998 года http://www.gemology.ru/zakon/1_30.htm .
    Рассматриваемый закон разрешает продажу камней, в том числе неоправленных бриллиантов, любым лицам, в том числе и физическим (т.е. гражданам). Статья 2, п.6 этого закона содержит указание, что «Драгоценные металлы и драгоценные камни, приобретенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности юридических и физических лиц. Собственники драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляют свое право собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни в соответствии с настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле»». Как мы уже указывали, действие закона о валютном контроле на драгоценные камни начиная с 2004 года не распространяется.
    Статья 20 содержит положения о том, что камни могут быть проданы как физическим, так и юридическим лицам: п. 5: «Драгоценные металлы и драгоценные камни, не проданные в приоритетном порядке покупателям, перечисленным в пункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона и пункте 4 настоящей статьи, в том числе покупателям, отказавшимся от приобретения уникальных самородков драгоценных металлов, могут быть реализованы субъектами их добычи и производства любым юридическим и физическим лицам, в том числе через биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, действующие в Российской Федерации».

    В правилах продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением правительства № 55 от 19 января 1998 года, установлены следующие требования к продаже неоправленных драгоценных камней (цитируем выдержки из главы VII):
    - Продажа ограненных бриллиантов, изготовленных из природных алмазов, и ограненных изумрудов осуществляется только при наличии сертификата на каждый камень или набор (партию) продаваемых камней (статья 61)
    - Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также ограненные природные драгоценные камни должны иметь индивидуальную упаковку (статья 65)
    - При передаче приобретенного товара покупателю лицо, осуществляющее продажу, проверяет наличие на нем оттиска государственного пробирного клейма Российской Федерации и его качество, оттиска именника изготовителя (для изделий российского производства), а также сертификата на ограненный природный драгоценный камень (статья 66)
    - Вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, проба, вид и характеристика драгоценного камня, артикул, дата продажи и цена товара, подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу товара, а на приобретенные ограненные природные драгоценные камни передаются также сертификаты (статья 69).

    Таким образом, любой гражданин может на законных основаниях приобретать сертифицированные неоправленные драгоценные камни. Поскольку из всех драгоценных камней на сегодняшний день российские сертификационные центры работают только с бриллиантами, то других сертифицированных камней на рынке просто нет. Подробнее см. раздел на нашем сайте.

    Наконец, рассмотрим, кто может быть законным продавцом бриллиантов с точки зрения действующего законодательства. Инспекциями пробирного надзора ведется специальный учет организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными камнями. Поэтому любая фирма или предприниматель должны иметь свидетельство о постановке на специальный учет в Пробирной палате. Поскольку деятельность по продаже как камней, так и готовых изделий, лицензированию не подлежит, постановка на учет в Пробирной палате является единственным специфическим требованием для компаний и индивидуальных предпринимателей, торгующих драгоценными камнями.

    Нормативное регулирование оборота ювелирных товаров включает в себя нормативно-правовое, в том числе техническое регулирование.

    Нормативно-правовое регулирование осуществляется государством посредством принятия норм права. В рассматриваемой сфере на уровне правовых норм регулируются вопросы отнесения материалов к драгоценным металлам и драгоценным камням, правила лицензирования предпринимательской деятельности с драгоценными металлами, камнями и изделиями, их содержащими, экспорта и импорта, организации процедур первичной классификации и оценки, сертификации, общие правила оборота, включая совершение сделок в порядке розничной и оптовой торговли, осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью хозяйствующих субъектов, ответственность за нарушения установленных правил оборота и другие.

    Техническое регулирование - это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных или осуществляемых на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области оценки соответствия.

    Примерами такого регулирования является определение требований к маркировке и упаковке ювелирных товаров, правилам их транспортировки и условиям проверки по качеству и количеству, определение правил классификации драгоценных камней (размер, качество, чистота и цвет), определение требований к точности весоизмерительных приборов, методам анализа и пробирования драгоценных металлов и т. п.

    Систему нормативно-правового регулирования оборота ювелирных товаров составляют:

    Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (акты федерального законодательства).

    Основными документами данной группы, регулирующими оборот ювелирных товаров, являются федеральные законы № 41-ФЗ от 26 марта 1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее по тексту - закон № 41-ФЗ), а также № 173-ФЭ от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»;

    Законы субъектов Российской Федерации и акты правительств этих субъектов (акты законодательства субъектов Российской Федерации);

    Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Основные и важнейшие документы данной группы представлены приказами Минфина, Минэкономразвития, ГТК, МНС и МАП России.

    Помимо нормативных актов в процессе правоприменения широко используются также правовые позиции, выраженные в актах Конституционного суда РФ, судебная практика других судов (в первую очередь - обязательные для судов указания, обобщающие практику рассмотрения судебных споров, содержащиеся в постановлениях пленумов Высшего арбитражного суда РФ и Верховного суда РФ) и обычаи делового оборота.

    Основные положения в области технического регулирования содержатся в федеральном законе от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

    Законом предусмотрено принятие технических регламентов, содержащих обязательные требования к объектам технического регулирования в целях охраны жизни и здоровья граждан, охраны имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предотвращения введения в заблуждение приобретателей продукции и услуг.

    Обязательные требования, относящиеся ко всем видам продукции, услуг, технических процессов и других объектов регулирования, являются общими техническими регламентами. Примерами таких регламентов являются правила пожарной, химической, электрической или радиационной безопасности, правила безопасной эксплуатации зданий, сооружений и оборудования, правила промышленной и взрывобезопасности, электромагнитной совместимости, правила в сфере единства измерений.

    Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. В качестве примера специального регламента можно привести правила пробирования и клеймения ювелирных изделий.

    Технические регламенты принимаются федеральным законом или постановлением Правительства РФ.

    В отличие от технических регламентов, стандарты подлежат применению в добровольном порядке. Они обеспечивают повышение требований к безопасности продукции и услуг по сравнению с минимально необходимыми требованиями регламентов, техническую и информационную совместимость, а также взаимозаменяемость продукции, ее конкурентоспособность на рынках, сопоставимость результатов измерений, исследований и испытаний, а также научно-технический прогресс.

    Важной составной частью технического регулирования является подтверждение соответствия продукции, услуг и технических процессов. Оно может осуществляться как в обязательном порядке (обязательная сертификация, декларирование соответствия), так и в добровольном (добровольная сертификация).

    Общие положения об обороте драгоценных металлов и камней установлены законом № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». В соответствии с ним к драгоценным металлам отнесены восемь элементов - золото, серебро, платина и пять металлов платиновой группы - палладий, иридий, родий, рутений и осмий. Настоящий перечень драгоценных металлов может быть изменен только федеральным законом. Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.

    Драгоценными камнями признаются природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 5 января 1999 г. № 8. Критериями, по которым янтарные образования по решению экспертной комиссии (состоящей из специалистов Гохрана Минфина РФ и Калининградского янтарного комбината) приравниваются в правовом статусе к драгоценным камням, являются: масса свыше 1 000 граммов, разнообразная фантазийная форма, монолитность структуры не менее 80%, отсутствие сквозных раковин и трещин, угрожающих целостности объекта, прозрачность и следы включений флоры и фауны размером не менее 10 мм, а также разнообразная окраска, присущая янтарю. Отметим, что перечень драгоценных камней может быть изменен только федеральным законом.

    В соответствии с вышеназванным законом в Российской Федерации установлены следующие основные правила оборота драгоценных металлов и камней:

    1. Добыча драгметаллов и драгкамней осуществляется исключительно организациями, получившими специальное разрешение (лицензию) на разработку недр.

    2. Обязательным технологическим этапом, завершающим процесс добычи драгкамней, являются первичная сортировка и оценка добытого сырья на основании обязательных классификаторов и прейскурантов, аналогичным применяемым на мировом рынке, а также образцов и эталонов, действующих в Российской Федерации.

    Сортировка и оценка осуществляются под государственным контролем специалистами Гохрана и Пробирной палаты. На крупных добывающих предприятиях по перечню, утвержденному Правительством РФ контролеры работают на постоянной основе, другие добывающие и обрабатывающие предприятия инспектируются комиссиями периодически.

    3. Преимущественным правом на приобретение добытых драгкамней и стандартных аффинированных слитков драгметаллов пользуются уполномоченные государственные органы для пополнения федерального и регионального (на территориях субъектов добычи) фондов драгоценных металлов и драгоценных камней. Государственные органы для реализации этого права обязаны заключать предварительные договора купли-продажи и осуществлять авансирование добывающих организаций.

    4. Добытое сырье, не выкупленное для пополнения госфондов и не законтрактованное по договорам поставки для федеральных нужд, может быть реализовано на рынке. При этом действует ряд ограничений.

    Драгоценные металлы, за исключением самородков, должны направляться для аффинажа, который имеют право осуществлять только организации, включенные Правительством РФ в специальный перечень (в настоящее время в нем 11 предприятий). После аффинажа право собственности на металлы сохраняется за субъектами добычи, если иное не предусмотрено договором (например, на поставку аффинированных металлов в госфонд).

    Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ст. 3) предусмотрено, что порядок совершения сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями, а также с жемчугом, определяется Правительством РФ. Во исполнение указанной нормы Правительством РФ утверждены четыре документа:

    1) Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 1994 г. № 756);

    2) Положение о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 27 июня 1996 г. № 759);

    3) Правила совершения банками сделок купли-продажи мерных слитков драгоценных металлов с физическими лицами (утверждены постановлением Правительства РФ от 30 июня 1997 г. № 772);

    4) Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа (утвержден постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. № 1419).

    С учетом правил, установленных Правительством РФ, драгоценные металлы до аффинажа могут продаваться только обрабатывающим организациям для аффинажа или промежуточной переработки. В случаях и в порядке, определяемых Президентом РФ, допускается поставка минерального сырья на экспорт.

    После аффинажа слитки драгметаллов могут быть свободно реализованы субъектами их производства или добычи гражданам или юридическим лицам. Для дальнейшего оборота слитков золота и серебра установлен порядок их купли-продажи через Центральный банк РФ и уполномоченные им банки. Прямая продажа слитков золота и серебра разрешена между перерабатывающими предприятиями.

    Необработанные драгоценные камни могут быть реализованы только обрабатывающим предприятиям для огранки и использования в процессе производства. Возможны также и сделки между российскими перерабатывающими организациями на реализацию остатков сырья, не использованных в собственном производстве. Каждая сделка оформляется договором и специальным актом. В необходимых случаях оформляются также акты разъединения драгоценных камней и акты дробления партий. Копии указанных документов в пятидневный срок представляются участниками сделок для государственного учета и регистрации в Минфин России. Порядок учета таких сделок утвержден приказом Минфина РФ № 81Н от 4 октября 2001 г.

    Обработанные драгоценные камни, не прошедшие сертификацию, могут быть предметом оптовой купли-продажи между перерабатывающими организациями и организациями оптовой торговли, однако реализация их физическим лицам запрещена.

    Обработанные и сертифицированные драгоценные камни реализуются в порядке, установленном для ювелирных изделий.

    Драгоценные камни, непригодные для изготовления ювелирных изделий, реализуются свободно без всяких ограничений, как продукция производственно-технического назначения. Критерии и порядок отнесения драгоценных камней к непригодным для изготовления ювелирных изделий утверждены постановлением Правительства РФ № 1365 от 23 ноября 1998 г. Например, к таковым относятся природные алмазы в сыром (естественном) и обработанном виде ситовых классов «-3+2» и ниже, а также природные алмазы, имеющие формы борт и дриллинг, независимо от их характеристик и степени обработки. Министерством финансов по согласованию с Минэкономразвития утверждены предельные характеристики драгоценных камней, которые экономически целесообразно перерабатывать на предприятиях ограночной промышленности России (приказ Минфина РФ № 58 от 22 февраля 2000 г.). Изделия с характеристиками ниже предельных, определенные на этапе первичной сортировки и оценки в добывающих организациях, признаются непригодными для изготовления ювелирных изделий.

    5. Таким образом, предметом собственно оптовой торговли с участием торговых организаций могут быть только драгоценные камни и изделия из них, прошедшие сортировку и обработку, а также ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, имеющие государственные пробирные клейма и клейма (именники) изготовителей.

    Поставщиками такой продукции могут быть субъекты добычи (непосредственно или через биржи драгоценных металлов и драгоценных камней), обрабатывающие предприятия, а также другие оптовые организации или индивидуальные предприниматели.

    Особые случаи представляют отпуск изделий из государственного фонда драгоценных металлов и драгкамней и ввоз ювелирных товаров и драгоценных камней по импорту.

    6. В Российской Федерации установлены государственная монополия на опробование и клеймение изделий из драгоценных металлов и федеральный пробирный надзор.

    7. Организации, осуществляющие операции с драгоценными металлами и камнями, в том числе оптовую и розничную торговлю ювелирными изделиями и драгоценными камнями, подлежат специальному учету путем занесения в реестр таких организаций. Реестр ведется специально уполномоченным органом - Пробирной палатой при Минфине России.

    8. Драгоценные металлы, обработанные драгоценные камни и изделия из них, подлежат обязательной сертификации.

    Рассмотрим более подробно те аспекты правового регулирования, которые представляют наибольшее практическое значение при осуществлении оптовой и розничной торговли.

    Лицензии и разрешения. Пробирный надзор

    С 11 февраля 2002 г. - момента вступления в силу федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» прекращено лицензирование деятельности в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней. В перечне видов деятельности, подлежащих лицензированию, определенном ст. 17 этого закона, подобных видов деятельности нет. Поэтому для осуществления деятельности по оптовой и розничной торговле ювелирными изделиями и драгоценными камнями получения лицензии не требуется.

    Вместе с тем, лицензирование не является единственной формой системы запретов и разрешений в сфере предпринимательской деятельности. В частности, хозяйствующие субъекты обязаны соблюдать запреты и ограничения общего характера, установленные федеральными законами или в соответствии с ними.

    До начала осуществления деятельности в сфере оборота ювелирных товаров организация или индивидуальный предприниматель обязаны встать на специальный учет в органах Российской государственной пробирной палаты при Министерстве финансов РФ.

    Специальный учет является элементом федерального пробирного надзора, который осуществляется в целях защиты прав потребителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, прав изготовителей этих изделий от недобросовестной конкуренции, а также в целях защиты интересов государства (дт. 13 закона № 41-ФЗ). Порядок ведения этого учета определен приказом Минфина РФ № 51н от 16 июня 2003 г.

    Для постановки на специальный учет заинтересованное лицо представляет заявление, заполненную карту постановки на специальный учет, копии учредительных документов и документов, подтверждающих государственную регистрацию организации или предпринимателя, а также постановку на налоговый учет и присвоение кода ОКПО. Кроме того, представляются копии документов о владении помещениями для осуществления операций с драгоценными металлами и камнями.

    После рассмотрения указанных документов инспекция пробирного надзора выдает свидетельство и заверенную карту постановки на специальный учет. Свидетельство действительно в течение пяти лет со дня его выдачи. Если операции осуществляются филиалами или другими обособленными подразделениями, находящимися в районе деятельности одной инспекции, то последняя оформляет для них копии свидетельств и карт, выданных головной организации. В случае постановки на специальный учет объектов по месту расположения их территориально обособленных подразделений, инспекции выдают свидетельства и карты территориально обособленным подразделениям, которые самостоятельно направляют копии этих документов головным объектам.

    Реквизиты документов о постановке на спецучет обычно указываются в договорах на оптовую куплю-продажу (поставку) ювелирных товаров. Хотя это и не предусмотрено законом, в практике сложился обычай делового оборота, когда стороны договора требуют друг у друга представления копии свидетельства как доказательства легальности деятельности в сфере оборота ювелирных товаров. Свидетельства и карты предъявляется также при проведении Пробирной палатой проверок по вопросам, входящим в ее компетенцию.

    К другим задачам федерального пробирного надзора относятся:

    1) опробование, анализ и клеймение государственным пробирным клеймом всех ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов отечественного производства или ввезенных на территорию Российской Федерации для продажи;

    2) экспертиза оттисков государственных пробирных клейм;

    3) контрольные анализы и техническая экспертиза драгоценных металлов, продукции из них, а также лома и отходов драгоценных металлов;

    4) экспертиза и диагностика драгоценных камней;

    5) экспертиза в соответствии с постановлениями органов дознания, следователя, прокурора, суда и арбитражного суда;

    6) экспертиза музейных и архивных предметов, изготовленных из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также контроль за обеспечением сохранности указанных предметов;

    7) государственная сертификация драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них;

    8) постоянный и периодический государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, хранением и учетом драгоценных металлов и драгоценных камней во всех организациях, а также у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

    Права органов пробирной палаты в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, использование и обращение драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, определены положением о Российской государственной пробирной палате при Министерстве финансов Российской Федерации (утверждено приказом Минфина РФ № 91 от 29 мая 1998 г.). Согласно п. 8 положения инспекциям пробирного надзора предоставлены, в частности, следующие права:

    Производить осмотр помещений, рабочих мест, транспортных средств, мест хранения ценностей, а также опечатывание в случаях выявления нарушений установленного порядка получения, расходования, учета и хранения ценностей, сбора их лома и отходов;

    Проводить ревизии, проверки и обследования, осуществлять контроль за использованием драгоценных металлов и камней;

    Запрашивать и бесплатно получать от должностных лиц контролируемых организаций, а также от индивидуальных предпринимателей соответствующие нормативно-технические, бухгалтерские и другие документы, касающиеся поступления, использования, обращения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них, сбора и сдачи их лома и отходов, и опечатывать их, если предполагается возможность их утраты или искажения содержащихся в них сведений, объяснения в письменной или устной форме и справки по вопросам, возникающим при осуществлении контроля;

    Давать руководителям проверяемых и ревизуемых организаций и индивидуальным предпринимателям обязательные для них указания об устранении выявленных недостатков и нарушений, а также о прекращении работ с драгоценными металлами и драгоценными камнями в цехах, на производственных участках, других местах использования и местах хранения при выявлении грубых нарушений, исключающих возможность обеспечения их сохранности, с опечатыванием в указанных местах этих ценностей;

    Осуществлять в контролируемых организациях отбор проб продукции (материалов) из драгоценных металлов и драгоценных камней, образцов изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, проб лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней для проверки и проведения анализов в лабораториях федерального пробирного надзора;

    Привлекать в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации к административной ответственности должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей за нарушение требований федерального пробирного надзора, порядка получения, обращения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, сбора и переработки их лома и отходов.

    Кодексом РФ об административных правонарушениях, вступившим в силу с 1 июля 2002 г., ответственность за данные нарушения установлена статьей 19.14: «Нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда».

    Дела о нарушениях, предусмотренных указанной статьей, вправе рассматривать руководители и заместители руководителей федеральной пробирной палаты, государственных пробирных инспекций и других структурных подразделений пробирной палаты на соответствующих территориях их деятельности.

    Действия и решения должностных лиц государственного пробирного надзора могут быть обжалованы в вышестоящих органах и судах.

    Правила продажи ювелирных товаров и особенности применения Закона о защите прав потребителей

    Законом РФ «О защите прав потребителей» (в редакции федерального закона от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ с последующими изменениями) предусмотрено издание правил продажи в отношении отдельных видов товаров (ст. 26).

    Правила продажи отдельных видов товаров утверждены постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55. Раздел VII правил посвящен особенностям продажи товаров из драгоценных металлов и драгоценных камней.

    Продажа таких изделий осуществляется только при наличии на них оттисков государственных пробирных клейм Российской Федерации, а также оттисков именников изготовителей (для изделий российского производства).

    Продажа драгоценных камней осуществляется только при наличии сертификата на каждый камень или набор (партию) продаваемых камней.

    Информация о предлагаемых к продаже изделиях должна содержать сведения об установленных в Российской Федерации пробах для этих изделий, извлечения из стандартов о порядке клеймения изделий и сертификации ограненных природных драгоценных камней, изображения государственных пробирных клейм Российской Федерации.

    Изделия до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: осмотр и разбраковку изделий; проверку наличия на них оттисков государственного пробирного клейма Российской Федерации и именника изготовителя (для изделий российского производства) или сертификатов, а также сохранности пломб и ярлыков; сортировку по размерам.

    Изделия, выставленные для продажи, должны быть сгруппированы по их назначению и иметь опломбированные ярлыки с указанием наименования изделия и его изготовителя, вида драгоценного металла, артикула, пробы, массы, вида и характеристики вставок из драгоценных камней, цены изделия (цены за 1 грамм изделия без вставок из драгоценных камней и при необходимости - из серебра).

    Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также ограненные природные драгоценные камни должны иметь индивидуальную упаковку.

    При передаче приобретенного товара покупателю лицо, осуществляющее продажу, проверяет наличие на нем оттиска государственного пробирного клейма Российской Федерации и его качество, оттиска именника изготовителя (для изделий российского производства), а также сертификата на ограненный природный драгоценный камень.

    По требованию покупателя в его присутствии проводится взвешивание приобретенного изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней без ярлыка массой до 1 кг на весах, имеющих погрешность определения массы не более 0,01 г, и массой от 1 кг до 10 кг - на весах, имеющих погрешность определения не более 0,1 г.

    В случае, когда в целях проверки правильности маркировки изделия, в том числе веса, требуется снятие ярлыка, составляется акт с последующим указанием номера акта на ярлыке-дубликате магазина. Ярлык изготовителя сохраняется и навешивается на изделие вместе с дубликатом.

    Вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, проба, вид и характеристика драгоценного камня, артикул, дата продажи и цена товара, подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу товара, а на приобретенные ограненные природные драгоценные камни передаются также сертификаты.

    Изделия из драгоценных металлов с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни надлежащего качества не подлежат возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, расцветки или комплектации.

    Кроме специальных правил продажи на ювелирную торговлю в полной мере распространяются общие правила торговли и положения гражданского законодательства, а также Закон о защите прав потребителей.

    Основные положения, касающиеся экспорта и импорта драгоценных металлов и драгоценных камней , определены Положением о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы (утверждено Указом Президента РФ от 21 июня 2001 г. № 742), а также Положением о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации природных алмазов и бриллиантов (утверждено Указом Президента РФ от 30 ноября 2002 г. № 1373).
    Согласно указанным документам по лицензиям и в пределах установленных квот вывозятся аффинированные платина и металлы платиновой группы, природные алмазы, а также не подлежащие аффинажу самородки. Экспорт природных алмазов допускается только в пределах индивидуальных квот, устанавливаемых Правительством РФ для добывающих организаций. Из каждой партии алмазов, предназначенных для вывоза, формируются контрольные партии, которые экспортируются исключительно через государственное унитарное предприятие «Алмазювелирэкспорт». Целью реализации контрольных партий является получение информации о текущих мировых ценах. Кроме добывающих организаций, правом экспорта природных алмазов наделены также производители бриллиантов, при соблюдении ими ряда ограничений (невозможность продажи на внутреннем рынке в течение 10 дней со дня выставления предложения, объем экспорта не должен превышать 15 процентов от годового объема закупки алмазов у субъектов добычи). Уникальные алмазы вывозятся на основании индивидуальных в каждом случае решений правительства.
    По лицензиям, но без квот, вывозятся аффинированные золото и серебро, природные драгоценные камни и жемчуг, уникальные янтарные образования и золото, используемое для чеканки монет. Не допускается вывоз руды и концентратов драгоценных металлов, а также необработанных драгметаллов, отходов и лома из них. Без лицензий осуществляется вывоз изделий из драгметаллов и драгоценных камней, в том числе ювелирных изделий (включая бриллианты) и монет.
    При экспорте из Российской Федерации драгоценных металлов, обработанных и необработанных драгоценных камней, осуществляется государственный контроль за качеством их сортировки и оценки, который возложен на Российскую пробирную палату при Минфине РФ. Акт государственного контроля - необходимый документ для таможенного оформления таких товаров. В процессе государственного контроля проверяется уровень контрактных цен, источник происхождения ценностей и соблюдение установленного законом порядка совершения сделок с ними. Драгоценные камни не выпускаются на экспорт, если их контрактная цена более чем на 5% ниже экспертной оценки, определенной контролерами пробирной палаты. Ювелирные изделия не пропускаются, если их контрактная стоимость ниже общей стоимости содержащихся в них драгоценных металлов и камней, определенных по методике Министерства финансов (по прейскурантам справочных цен, аналогичным ценам мирового рынка).
    Ввоз в Российскую Федерацию драгоценных металлов и камней, а также ювелирных изделий допускается без лицензий и без квот в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, транзита, магазина беспошлинной торговли, таможенного склада, реэкспорта, реимпорта, отказа в пользу государства и уничтожения. Ввоз в режимах переработки под таможенным контролем, на таможенной территории и вне таможенной территории разрешен перерабатывающим предприятиям, с обязательным установлением таможенными органами количества выхода продуктов переработки.
    При ввозе ювелирных товаров в режиме выпуска для свободного обращения применяется тарифное регулирование: с импортера взимаются таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и акцизы.
    Таможенное оформление при ввозе и вывозе драгоценных металлов и камней, а также ювелирных и других изделий из них, в порядке осуществления коммерческой деятельности, осуществляется на специализированных таможенных постах с обязательным участием государственных контролеров Минфина РФ. Например, в московском регионе местом таможенного оформления таких товаров определен таможенный пост «Специализированный» Центральной акцизной таможни.

    При производстве ювелирных изделий из драгоценных металлов необходимо применение большого количества нормативных документов, регламентирующих следующие процессы:

    · перевод драгоценных металлов (золото и серебро) из чистоты в пробе 999,9 в ювелирные сплавы ;

    · подготовку драгметалла к отливке в литейной машине ;

    · подготовку проката для участка штамповки ;

    · подготовку полуфабрикатов для сборочного участка ;

    · пайку деталей ювелирных изделий ;

    · полировку ювелирных изделий ;

    · опломбирование готовых изделий .

    Наряду с вышеперечисленными документами в отрасли так же обязательны к применению Правила учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней , другие правила и инструкции, а так же сборники технологических процессов и пооперационные нормативы съема и потерь сплавов драгоценных металлов при изготовлении ювелирных изделий .

    Все эти документы одинаково важны и обязательны к применению для получения продукции наилучшего качества, так как сплавы золота и сплавы серебра являются очень "чувствительными" к несоблюдению как химических показателей, так и технологических процессов. Даже присутствие 0,015% серы, свинца, алюминия или некоторых других недопустимых ГОСТом примесей (лигатур) приводит к хрупкости и растрескиванию драгоценного металла. Некоторые примеси приводят к тусклости цвета. Нарушение технологического процесса так же приводят к пористости поверхностей ювелирных изделий, хрупкости и растрескиванию.

    Таким образом, для получения продукции наилучшего качества, необходимо соблюдать всю технологию производства в соответствии с нормативными документами.

    качество дефект управление ювелирный

    ГОСТ 117-3-002-95 Изделия ювелирные из драгоценных металлов. Общие технические условия

    Дата введения 1988-01-07

    Это основной документ, которым пользуются работники ОТК при контроле качества на отдельных этапах выполнения нарядов мастерами, а так же при приеме готовой продукции. Поэтому на его положениях стоит остановиться подробнее.

    Несоблюдение стандарта преследуется по закону.

    Настоящий стандарт распространяется на ювелирные изделия из драгоценных металлов (в дальнейшем -- изделия) серийного и единичного производства, а также реставрированные.

    Пояснения терминов, применяемых в настоящем стандарте, приведены в РД 117-3-002-95 и справочном приложении 1.

    Номенклатура изделий должна соответствовать указанной в Общероссийском классификаторе продукции (OKII) ОК 005-93, подкласс 964000 "Изделия ювелирные, галантерея ювелирная и металлическая, изделия ритуально-обрядовые, награды, монеты" в части изделий из драгоценных металлов группы: 964100, 964200, 964300.

    Основной раздел стандарта, применяемый при контроле качества, это раздел 1.1. Характеристики. В данном разделе также можно выделить статьи, относящиеся непосредственно к категориям качества ювелирных изделий:

    1.1.5. Парные изделия (серьги, запонки) в случае, если иные требования не предусмотрены техническим описанием, рисунком и (или) авторским образцом, должны быть подобраны по размерам, форме, виду огранки, цвету вставок, а также характеру рисунка вставок.

    Незначительные различия в цветовых оттенках вставок браковочным признаком не являются. Если полупары имеют ассиметричную конструкцию верхушки, то они должны быть подобраны в пару по принципу "зеркального" отображения.

    1 1.6. Поверхности изделий должны быть:

    Шлифованные и крацованные -- равномерно шлифованными и крацованными;

    Полированные -- доведенными до блеска;

    Матовые -- равномерно матовыми и бархатистыми на вид;

    Фактурованные -- неполированными или частично полированными.

    1.1.7. На поверхностях изделий (кроме поверхностей с эмалевыми покрытиями) не должно быть трещин, раковин и заусенцев.

    Кроме того, на лицевых поверхностях изделий не должно быть вмятин, царапин, следов инструмента, облоя, волнистости, следов клея, пятен и потертостей (кроме следов от натиров на пробирном камне, не являющихся браковочным признаком), а также не ухудшающих внешнего вида изделий:

    Более трех рассредоточенных пор на крупногабаритных предметах сервировки стола и украшения интерьера (подносах, блюдах, тарелках, подсвечниках и т.п.);

    Более двух одновременно находящихся в поле зрения рассредоточенных пор на объемных изделиях (вазах, кувшинах, кубках и т.п.);

    Более двух рассредоточенных пор на других предметах сервировки стола и украшения интерьера;

    Более одной поры на личных украшениях,

    На не лицевых поверхностях допускаются незначительные пористость, волнистость и следы инструмента, не ухудшающие внешний вид изделия.

    1.1.8. Качество декоративных и защитно-декоративных покрытий (кроме эмалевых) должно соответствовать ГОСТ 9.301-86.

    1.1.9. Эмалевые покрытия изделий должны быть гладкими, блестящими, без сколов, трещин, пропусков, просветов, пятен и видимых под прозрачной эмалью дефектов металла.

    Кроме того, на эмалевых покрытиях изделий (кроме предметов сервировки стола и украшения интерьера) не должно быть царапин, пузырей (включений), пор, наплывов на канты и перегородки.

    Допускается:

    На эмалевых покрытиях изделий (кроме предметов сервировки стола и украшения интерьера) незначительная волнистость эмали, а также наличие волосовидной черты в местах соединения эмали с перегородками и кантами;

    На эмалевых покрытиях предметов сервировки стола и украшения интерьера незначительная волнистость и разнотонность слоя эмали, а также не более трех рассредоточенных пузырей (включений) в виде точек и трех незначительных царапин на крупногабаритных изделиях (подносах, блюдах, тарелках, подсвечниках и т.п.);

    Не более одновременно находящихся в поле зрения двух рассредоточенных пузырей (включений) в виде точек и двух незначительных царапин на объемных изделиях (вазах, кувшинах, кубках и т.п.) и изделиях с двусторонней эмалью;

    Не более одного пузыря (включения} в виде точки и двух незначительных царапин на остальных изделиях.

    1.1.10. Гальванические покрытия драгоценными металлами изделий должны соответствовать РД 117-3-003-88.

    На гальванических покрытиях могут быть незначительные следы мест контактов с токопроводящими приспособлениями без нарушения слоя покрытия и не ухудшающие внешний вид изделия.

    1.1.11. В изделиях с чернью рисунок должен быть заполнен без пропусков и просветов, на черневых покрытиях предметов сервировки стола и украшения интерьера не должно быть более 5 рассредоточенных пор.

    1.1.12. Сварные и паяные швы в изделиях должны быть плотными, ровными и не иметь прожогов. Со стороны лицевой поверхности изделия швы должны быть близкими по цвету к сплаву, из которого изготовлено изделие.

    1.1.13. Штампованный, чеканный, филигранный, резной и гравированный рисунки на поверхностях изделий должны иметь четкое изображение.

    1.1.14. В реставрированных изделиях по согласованию с заказчиком допускаются дефекты, не поддающиеся исправлению.

    1.1.15. Режущие кромки в изделиях (кроме клинков ножей, игл булавок) не допускаются.

    1.1.16. Вставки, предназначенные для применения в изделиях, должны соответствовать требованиям действующих стандартов и технических условий.

    1.1.17. Исключен (изм. №10).

    1.1.18. Культивированный жемчуг в изделиях не должен иметь механических

    повреждений поверхности жемчужного слоя, исключая отверстия для закрепки (нанизывания) жемчуга.

    Допускаются не ухудшающие внешний вид изделия покрытие жемчужным слоем естественные наплывы, бугорки и вмятины.

    Культивированный жемчуг в изделиях с двумя и более жемчужинами должен быть подобран по цвету, размерам и форме в соответствии с техническим описанием, рисунком и (или) авторским образцом.

    1.1.19. Вставки должны быть закреплены в оправе неподвижно, если иное не предусмотрено художественным решением, при этом возможность выпадения вставок должна быть исключена.

    1.1.20. При крапановой закрепке и закрепке в корнеры крапаны и корнеры должны быть заправлены, а концы их плотно прижаты к поверхностям вставок. Крапаны должны быть расположены по периметру вставок симметрично, без перекосов, не перекрывая верхние грани коронки и обеспечивая ее максимальный обзор, если иное не предусмотрено техническим описанием рисунком и (или) авторским образцом.

    1.1.21. При глухой закрепке касты должны обжимать вставки по рундисту плотно, без зазора. При этом в случае отделки гризантом, рисунок гризанта должен быть четким и без разрывов.

    1.1.22. Допускается крепить вставки из жемчуга, кораллов, янтаря, раковин, поделочного цветного камня, а также других непрозрачных материалов на клеи в сочетании с глухой закрепкой или на клей и штифты.

    1.1.23. Серьги, а также броши, разъемные браслеты и шейные украшения должны быть, снабжены замками.

    Замки в изделиях должны исключать самопроизвольное их открывание и быть удобными в пользовании. Резьба винтового замка должна быть без пропусков и срывов.

    Замки браслетов и брошей должны иметь предохранители.

    1.1.24. Конструкция деталей крепления серег и брошей должна обеспечивать правильное положение изделий при эксплуатации в соответствии с их назначением и художественным решением.

    1.1.25. Булавки в изделиях должны быть упругими, с заостренными концами и не должны выступать за пределы изделия, если иное не предусмотрено техническим описанием, рисунком и (или) авторским образцом.

    1.1.26. Шарнирные соединения в изделиях должны обеспечивать подвижность деталей без их перекосов и люфтов.

    1.1.27. Цепочки должны обладать гибкостью, не должны иметь деформированных звеньев, с расслоением металла, а также перевернутых звеньев, изменяющих рисунок цепочки.

    1.1.28. В цепочках, изготовленных из проволоки диаметром менее 0,35 мм, не должно быть более двух спаев смежных звеньев.

    1.1.29. На шпрингельном замке допускается пробирный натир в виде среза.

    1.1.30. Цепочки должны выдерживать статическое усилие на разрыв не менее:

    Из проволоки диаметром до 0,25 мм (вкл.) -- 2,5 Н (0,26 кгс);

    Из проволоки диаметром свыше 0,25 мм до 0,35 мм (вкл.) -- 4,9 Н (0,5 кгс);

    Из проволоки диаметром свыше 0,35 мм -- 9,8 Н (1,0 кгс).

    1.31. Цепочки должны изготовляться согласно размерам и соответствующим им интервалам длин, приведенным в табл.1а.

    Таблица lа

    Примечание. По согласованию с заказчиком допускается изготовление цепочек с длинами, не указанными в табл. la.

    1.1.32. Нити бус должны выдерживать статическое усилие на разрыв не менее 19,6 Н (2,0 кгс).

    1.1.33. Присоединительные звенья шейных украшений должны выдерживать статическое усилие на разрыв не менее 9,8 Н (1,0 кгс).

    1.1.34. Полотно браслета для часов должно выдерживать статическое усилие на разрыв не менее 29,4 Н (3,0 кгс).

    1.1.35. Браслеты для часов должны изготовляться согласно размерам и соответствующим им интервалам длин, приведенным в табл.1.

    Таблица 1

    Примечание. По согласованию с заказчиком допускается изготовление браслетов с длинами, не указанными в табл.1.

    1.1.36. Размеры декоративных браслетов должны устанавливаться по согласованию с заказчиком.

    1.1.37. Кольца должны изготовляться согласно размерам и соответствующим им интервалам внутренних диаметров, приведенным в табл.2.

    Таблица 2

    Примечание. По согласованию с заказчиком допускается изготовление колец с внутренними диаметрами менее 15 и более 23 мм.

    1.1.38. Предметы сервировки стола (рюмки, стопки, вазы и т.п.) должны быть устойчивыми на горизонтальной плоскости и не опрокидываться при наклоне плоскости на 10-15

    При наклоне чайника или кофейника на угол до 70 крышка не должна выпадать.

    1.1.39. Ручки и планки накладных ручек должны быть соединены с клинками ножей, шейками вилок, черенками ложек без зазоров и качания.

    1.1.40. Не весовые изделия не должны иметь отклонений от номинальной величины массы более чем на 15%.

    Примечание. За номинальную величину массы должна приниматься расчетная масса изделия. Для изделий, составляющих типоразмерный ряд, за номинальную величину массы должна приниматься масса для каждого типоразмера.

    Номинальная масса с предельными отклонениями должна быть указана в технической документации на изделие и в спецификации к договору на поставку.

    1.1.41. Масса изделий определяется с погрешностью, не превышающей значений, предусмотренных в п.3.7 настоящего стандарта.

    В большинстве случаев подобная ситуация возникает с украшениями, привезенными из Турции и Китая.

    • Проба не соответствует реальному положению дел (реальной пробе, материалу).
    • Ювелирное изделие сломалось спустя несколько дней после начала эксплуатации (к примеру, начали выпадать камни из вставок, сломался механизм инкрустированного устройства, перестал работать замок).
    • Во всех этих случаях обмен и возврат ювелирных изделий – законное право покупателя, препятствовать реализации которого сотрудники ювелирного магазина не вправе. Кроме того, хотя ювелирный товар, выполненный качественно, возвратить нельзя, покупатель все же обладает правом обратиться с подобной просьбой к сотруднику магазина. Некоторые торговые точки идут навстречу покупателям и готовы обменять изделие, если оно просто не подходит (к примеру, по размеру).

    Какой срок гарантии устанавливается на ювелирные изделия по закону?

    Хотя у некоторых продавцов бывают акции по замене изделия на новое, даже если повреждение произошло по вашей вине в течение, например, месяца.

    Оплачивал карточкой, так что при желании по истории платежей можно установить точную дату, время и сумму.

    3) Времени прошло примерно месяцев 7. Ювелирные изделия надлежащего качества действительно возврату или обмену не подлежат.
    Однако подобного рода правила не распространяются на изделия с дефектом.


    Продавцы часто пользуются правовой неосведомленностью покупателей и отказываются принимать изделия с дефектом, ссылаясь на указанное Постановление.
    Как вернуть в магазин кольцо, из которого выпал камень? Заранее спасибо.

    Внимание

    Галина. Для начала советую передать в магазин заявление.


    Инфо

    Укажите, что: 1. вы обращались с кольцом аккуратно, не повреждали его, поэтому очевидно, что жемчужина выпала из-за заводского дефекта в креплении; 2.

    Есть ли гарантия на ювелирные изделия?

    В соответствии с действующим законодательством, граждане могут возвратить предмет продавцу в течение 14 дней. Причем причина такого поступка не имеет значения. Но есть перечень товарных продуктов, которые нельзя обменивать, если они выполнены качественно. В этот список входят также и товары, относящиеся к ювелирным.
    Между тем, когда речь идет о возврате ювелирных изделий, закон допускает некоторые исключения.

    • Гарантийные правила
    • Гарантия на ювелирку
    • Осуществление возврата
    • Составление претензии
    • Заключение

    Гарантийные правила Подлежат ли обмену и возврату ювелирные изделия? Как уже было сказано выше, этот вид товаров входит в список продуктов, которые нельзя менять и обменивать.

    Но данное правило действует только по отношению к продукции, которая выполнена в надлежащем качестве. Бракованных вещей оно не касается.

    Какая гарантия на ювелирные изделия по закону?

    В течение этого срока фирма-изготовитель отвечает за качество своего продукта, а покупатель вправе вернуть бракованное изделие и потребовать удовлетворения одного из своих требований;Информация Если такого срока на этикетке нет, то по Закону, он автоматически составляет 10 лет.

    • Что делать, если на ювелирное изделие не установлено гарантии и продавец отказывается производить ремонт за свой счет, ссылаясь, что в возникновении дефекта виноват сам покупатель? В этом случае покупателю придется провести независимую экспертизу за свой счет, чтобы доказать, что причиной появившегося дефекта стал заводской брак и после с результатами экспертизы снова обратиться в магазин;

    Предупреждение В последствие магазин должен компенсировать расходы, который понес покупатель на самостоятельное проведение независимой экспертизы.

    Как сделать возврат ювелирных изделий в магазин

    Возможно магазин намеренно его сократил и по гарантии фирмы-изготовителя он ещё действует;Информация Покупатель не может потребовать отремонтировать ювелирное изделие даже в рамках действия гарантийного срока, если причиной ремонта стали возникшие в следствие неаккуратной эксплуатации дефекты (царапины, сколы, затертости).

    Чтобы избежать ненужных споров с работниками магазина по поводу гарантийных сроков, при покупке внимательно изучите все условия предоставления гарантии и только после – приобретайте выбранное изделие. Популярное в рубрике

    • Как вернуть мобильный телефон в магазин.

    Сколько срок гарантии на ювелирные изделия по закону?

    Если причиной появления дефекта стали действия самого гражданина, получить свои средства назад он не сможет.
    Кроме того, необходимо обращать внимание на максимальный срок службы продукта. В случае с ювелирными предметами, он не может превышать десяти лет. Следует отметить, что при обнаружении видимого дефекта, возвратить товар необходимо в течение четырнадцати дней с момента покупки. В случае со скрытым браком, можно обращаться на протяжении всего срока действия гарантии. Осуществление возврата Уже упоминаемый закон «О защите прав потребителей» предоставляет покупателям определенные права.

    В первую очередь – право возвратить бракованный товар.

    Кроме того, подобные действия можно осуществить в случае, когда:

    1. На изделии отсутствует проба.

    Гарантия на ювелирные изделия по закону если выпал камень из кольца

    Согласно закону, торговля ювелирными изделиями должна соответствовать следующим критериям: В соответствии с данным Постановлением № 55, на каждом ювелирном изделии должен быть ярлык, отражающий информацию: название украшения; сведения об изготовителе; вид драгоценного металла - золото или серебро; артикул; проба; вес; способ обработки; цена ювелирного изделия.

    Можно ли вернуть ювелирное украшение - что говорит закон Вопрос возврата и обмена ювелирных изделий регламентирован законом, который призван защищать интересы простых покупателей – ЗоЗПП.

    Дополнительное регулирование осуществляется подзаконным актом – Постановлением Правительства от 19.01.1998 г.

    Эти документы детально описывают особенности оборота этой категории товаров, определяют список вещей, которые не подлежат обмену и возврату в торговую сеть.

    Какие законы и нормативные акты регулируют оборот ювелирных изделий

    Покупка ювелирного изделия — событие не только приятное, но и весьма затратное. Но, к большому разочарованию, даже дорогие изделия не всегда бывают надлежащего качества. Как правильно поступить, если после покупки изделия был обнаружен брак или дефект? Есть ли гарантия на ювелирные изделия и какая? Несмотря на то, что ювелирные изделия принадлежат к категории товаров, которые невозможно вернуть и обменять, отдать их продавцу назад можно. Обмену и возврату не подлежат те изделия, которые являются товаром надлежащего качества. В тех случаях, когда на ювелирном украшении был выявлен брак или дефект, его можно возвратить продавцу. Он, в соответствии с законом «О защите прав потребителей», обязан обменять изделие на аналогичное или возместить его стоимость в полном размере. Даже если с момента покупки прошло более двух недель, вернуть изделие назад можно.

    Гарантия на ювелирные изделия

    Наиболее распространёнными являются следующие:

    • Плохо или совсем не работающие замочки у цепочек и браслетов.
    • Неплотное крепление камней в оправе или отсутствие одного из них.
    • Заусенцы, царапины и прочие неровности на поверхности изделия.
    • Трещины или темные пятна на камнях или жемчуге.

    При наличии хотя бы одного из этих дефектов, продавец или изготовитель обязан принять изделие назад.

    Взамен он может:

    • полностью возместить стоимость купленного изделия;
    • обменять его на аналогичное;
    • произвести ремонт за свой счет.

    В случае замены на другое изделие по согласованию сторон учитывается стоимость.

    Так, если покупатель решил приобрести другое изделие, по более низкой цене, то продавец обязан вернуть разницу.

    И наоборот, если новое изделие имеет более высокую стоимость, то покупатель вносит недостающую сумму.