Методы и принципы социальной диагностики. Понятие и принципы социальной диагностики

Методы и принципы социальной диагностики. Понятие и принципы социальной диагностики

Социальная диагностика и ее значение в социальной работе

Социальная диагностики - это комплексный процесс научного выявления и изучения многоплановых причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономическое, культурно-правовое, нравственно-психологическое, медико-биологическое и санитарно-экологическое состояние . Она осуществляется посредством использования таких приемов и методов научного исследования социальных процессов, которые позволяют проникнуть в их глубину, вскрыть подлинные причины и внутренние взаимосвязи, обусловившие то или иное состояние или действие общества, отдельных его социальных групп, установить последовательность и возможные направления их дальнейшего развития.

Обобщенные результаты этого исследования, выраженные в принятой социологической терминологии, и составляют социальный диагноз. Проведение социального диагноза предполагает не только выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов социальной работы, но и их идентификацию

ОБЩАЯ СХЕМА ПРОЦЕССА ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Приведенная общая схема научной диагностики в социальной работе показывает, что важнейшим элементом методики ее осуществления является предварительное ознакомление с исследуемым объектом или явлением, накопление первичных материалов.

Итак, если задачей общей диагностики является определение самых важных проблем исследуемого социального явления, то специальная диагностика дополняет и углубляет ее результаты.

Принципы и методы социальной диагностики

Социальная диагностика взаимоотношений в обществе основывается на строго определенных исходных научных положениях, соблюдение которых при их осуществлении является обязательным и необходимым условием получения достоверных результатов исследования,

принципами социальной диагностики.

Коренным из них является принцип объективности , сущность которого состоит в правдивом, непредвзятом рассмотрении социальных явлений, исключающем любые искажения действительности в личных, групповых или ведомственных интересах. Сложность реализации этого принципа заключается в том, что лица, осуществляющие то или иное исследование с целью установления социального диагноза, сами, в силу своих индивидуальных особенностей, политических или должностных пристрастий, могут, помимо своей воли, привносить определенные субъективные мнения в оценки полученных результатов ,



принцип причинной обусловленности .

Практическая ценность такого подхода состоит также и в том, что он создает предпосылки для выявления и всестороннего изучения гносеологии исследуемого явления или события, позволяет увидеть все многообразие возможных форм его выражения в зависимости от того, как будут складываться сопутствующие ему обстоятельства или иные воздействующие на него условия и факторы.

необходимость строгого соблюдения принципа комплексного подхода к изучению и исследованию любых социальных процессов, явлений или событий. Как бы ни были значимы сами по себе отдельно взятые социальные проблемы, события или факты, они не могут раскрыть всю глубину рассматриваемого явления, не дают возможности выявить и распознать все его взаимосвязи и обусловленности.

Значение этого принципа социальной диагностики становится еще более очевидным, если учесть, что вся социальная сфера представляет собой бесчисленное множество прямых и опосредованных человеческих отношений, поступков и действий в самых различных формах их проявления , вследствие чего вычленение отдельных из них возможно и допустимо лишь в целях накопления каких-то конкретных данных и может носить лишь условный характер.



В этом, можно сказать, проявляется одна из специфических особенностей социальной диагностики, в ходе которой вырабатывается социальный диагноз , являющийся не только конечным результатом научного исследования тех или иных социальных явлений, но и исходным документом для принятия соответствующими органами и организациями конкретных практических мер по реализации содержащихся в них рекомендаций. Т

Эти основные исходные теоретические положения - принципы социальной диагностики взаимоотношений в обществе - реализуются посредством применения специальных приемов или методов

Одним из основных методов социальной диагностики является всеобщий метод материалистической диалектики, суть которого проявляется в том, что процесс выявления и осмысления фактов, событий и явлений основывается на отражении в сознании исследователя объективной диалектики самой социальной действительности. При этом любое явление или событие рассматривается и исследуется в состоянии своего становления и развития, что исключает субъективность в подборе и толковании фактов, предвзятость и односторонность. Диалектика как метод социальной диагностики расширяет возможности социального предвидения и прогнозирования, потому что позволяет обнаружить самые глубинные причины и связи происходящих событий, вскрыть присущие им внутренние закономерности, а следовательно, с достаточной степенью научной достоверности обозначить зарождающиеся в них тенденции .

аналитический и синтетический .

Аналитический метод - это такой путь исследования, в процессе которого рассматриваемое событие или явление разлагается на простейшие составляющие его части и каждая из них подвергается тщательному изучению. Применение этого метода позволяет, по мере увеличения степени дробления (разложения) целого на части, достигать максимально возможного в каждом конкретном случае сужения анализируемых проблем социального явления как целого, при одновременном повышении точности специальных методов диагностики.

синтетический метод познания сущности социальных явлений или происходящих событий. . процесс исследования развивается в направлении от частного к общему по законам логики и ее учения о выводе и доказательстве.

Каждый из рассмотренных основных методов, используемых в социальной диагностике и терапии взаимоотношений в обществе, в свою очередь реализуется посредством применения и использования других специальных методов и приемов научного исследования, составляющих целостную систему. Это, например, методы статистического, структурного, ситуационного, факторного анализа, метод измерений и дифференциации, методы моделирования (конструирования) и прогнозирования . Всем им присуща собственная методика, отражающая их специфику и способы применения. Детальное ознакомление с ними предстоит при изучении других учебных дисциплин (социальное управление, социология, психология, социальное прогнозирование и др.), поэтому остановимся на некоторых из них, в частности, рассмотрим несколько методов проведения исследования методом качественных оценок - методом измерений и дифференциации , - осуществляемого с привлечением группы экспертов.

Применение этого метода в социальной диагностике наиболее целесообразно на ее заключительной стадии, когда возникает необходимость из нескольких предлагаемых проектов решения исследуемых социальных проблем выбрать в данном случае наиболее оптимальный, исходя из имеющихся материальных и финансовых возможностей, нравственно-правовых и других конкретных условий. При этом суждения экспертов, даваемые ими качественные и количественные оценки предлагаемых вариантов решений служат основным источником информации. Но поскольку характер этой информации используются и различные методы ее обработки и анализа.

метод парных сравнений . Его суть состоит в том, что эксперту последовательно предъявляются пары альтернативных проектов решений и предлагается указать для каждой из них, какой вариант решения этой социальной проблемы, с точки зрения эксперта, является более предпочтительным. В конечном итоге из всех предъявленных эксперту пар определяются альтернативные варианты, ранжированные по степени предпочтительности. Из ранжированных таким методом вариантов решений соответствующие государственные органы или специализированные общественные объединения (по поручению и в интересах которых проводилось исследование) избирают наиболее приемлемый для них в данных условиях.

метод множественных сравнений . Он отличается тем, что экспертам последовательно предъявляются не пары альтернативных проектов решений, а тройки, четверки и т. д. вариантов, что менее вероятно, но возможно .

метод ранжирования альтернатив , в процессе которого эксперт упорядочивает по предпочтению все имеющиеся варианты решения исследуемых социальных проблем. Способы ранжирования могут быть разные, например по степени наибольшей предпочтительности по отношению ко всем остальным .

Эти и другие кратко рассмотренные нами основные принципы и методы социальной диагностики взаимоотношений в обществе позволяют сделать вывод о том, что выработанные наукой и практикой методические приемы и способы их осуществления открывают, при правильном их использовании, широкие возможности для значительного повышения объективности, достоверности и эффективности ее результатов.

Тема 2. Социально-педагогическое исследование социальной среды.

Методы диагностики микро- и мезо-социума. Социальный паспорт класса, школы, микрорайона.(4, 5)

Макросреда (от грен, makros - длинный, большой) - совокупность институтов и отношений, охватывающих существую­щую в обществе социально-экономическую систему с соответствующей политической надстройкой (политическим режимом). К. институтам макросреды относятся спо­соб материального производства, произ­водительные силы, производственные и общественные отношения, политическая система, цивилизация и др. В социоло­гии она изучается как взаимоотношение человека с государством, общественными и политическими институтами. В дан­ном контексте человек рассматривается как гражданин, член макросообщества или государства. Макросреда в социо­логической науке является объектом изу­чения преимущественно общесоциоло­гических теорий.

Мезосреда (от греч. mesos - средний, срединный, промежуточный) - совокуп­ность институтов и отношений, состав­ляющих основу социально-антропологичес­кой структуры общества. К мезосреде относятся институты, образующие и пред­ставляющие взаимоотношения человека с обществом, как горожанина, сельско­го жителя, члена определенной социаль­ной группы, партии или организации. Мезосреда в социологической науке яв­ляется объектом изучения преимуще­ственно частных (специальных) социо­логических теорий.

Микросреда (от греч. mikros - ма­лый) - совокупность институтов и от­ношений, составляющих непосредственное социальное окружение человека и оказы­вающих решающее влияние на формирование и развитие личности. К институтам микросреды относятся: семья, первич­ные трудовые коллективы, малые соци­альные группы и общности. Микросре­да в социологической науке является объектом изучения преимущественно прикладной социологии, социометрии.

Цель, задачи социальной диагностики как науки, учебной дисциплины и технологии социально-педагогической работы.

ТЕМА 1. Социальная диагностика как учебная дисциплина.

Социальная диагностика

Парфанович И.И.Курс лекций / Тернополь, ТДПУ, 2009. - 182 c.

http://banauka.ru/20.html

1. Цель, задачи социальной диагностики как науки, учебной дисциплины и технологии социально-педагогической работы.
2. Принципы социальной диагностики.
3. Место, роль и значение социальной диагностики.
4. Требования к профессиональному уровню социального диагноста.

Литература
1. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. - 272с.
2. Методика социальной диагностики взаимоотношений в обществе / Теория и методика социальной работы. - М., 1994.
3. Скуратовский В.А., Палий А.Н. Основы социальной политики: Учебн. - К.: МАУП, 2002. - 200с.
4. Технологии социально-педагогической работы: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Й.Капської. - К., 2000. - 372с.
5. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация. - М., 1993.

В повседневной жизни человеку часто нужно проверять свое суждения, мнения, сопоставляя его с другими мыслями - родителей, друзей, коллег, обращаться к авторитету Библии и других Священных Писаний, идеям великих писателей и мыслителей, лидеров социальных движений и т "Safeprom.ru"- портал по промышленной безопасности.д., чтобы убедиться в правильности выбранного варианта социального поведения, принятого решения, проверить его. Выбор того или иного решения проблемы всегда носит в той или иной степени субъективный, личностный характер. Объективность варианта решения проблемы во многом определяется соблюдением апробованної технологии социальной диагностики и зависит от нее.

І.Г.Зайнишев

Диагностика - учение о методах и принципах распознавания болезни (явлений, личности) и постановка диагноза. Термин “диагностика” (от грецьк.diaghostikos - способность распознавать) используется в медицине для определения процесса распознавания болезни, установления диагноза.
Социальная диагностика - изучение социальных мотивов и причин поведения личности, группы и общества в целом; поиск социальных детерминант процессов и явлений общественной життия.
Понятие “социальной диагностики” можно понимать как:
- отдельное исследование социальной проблемы клиента, которому социальный работник должен предоставить помощь;
- необходимый этап любого воздействия в социальной работе, технологический элемент социального обслуживания;
- совокупность научных методов, которые обосновывают правильность полученной информации.
Диагностика - общий способ получения исчерпывающей информации о исследуемый объект или процесс. Значение диагностики в области социальных отношений и процессов является аналогичным “обнаружения” характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно не определены признаки и причины возникновения заболевания, то нельзя надеяться на положительные направление лечения и результат. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного.
Все изложенное в области соматического, телесного здоровья относится и к психическому. В том числе и к выявления уровня знаний, интеллекта. Поэтому диагностика в социальной работе - очень важная деятельность, которая требует высокой квалификации и технологичности.
Сущность социального диагноза заключается в точном определении причинно-следственных связей, которые являются производными условий жизни клиента социального обслуживания. Социальный диагноз предусматривает сбор информации о клиентах и условия их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социальной помощи.
Цель диагностики состояния социального объекта - установление социального содержания факторов, которые действуют в экономической, психологической, демографической, правовой и других сферах общественной жизни; установление достоверности информации о нем и его окружения, прогнозирования его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий для оказания социальной помощи.
Социальная диагностика решает типичные для нее задачи , к которым относится:
· выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения объекта;
· определение степени развития разнообразных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях;
· описание особенностей объекта;
· ранжирование специфических свойств объекта;
· выработка рекомендаций и разработки проектов, программ.
Следовательно, социальная диагностика - это:
1) деятельность по распознавания и анализа социальных патологий и проблем;
2) процесс такого анализа с формулировкой обоснованному выводу о предмете работы;
3) область социальных наук, посвященная методам получения знаний об обществе.
Существует широкое и узкое понимание понятия “социальной диагностики”:
- социальная диагностика - процесс научного выявление и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, которые его характеризуют социально-экономическое, культурно-правовое, нравственно-психологическое, медико-биологическое и санитарно-экологическое состояние;
- изучение отношения индивида к социальных ценностей общества, группы и т.д., исследование сущности социальных проблем, которые создают трудную жизненную ситуацию для индивида, семьи, группы.
Социальный диагноз имеет двоякий характер и касается относительно: 1) состояния объекта; 2) социального процесса.
Специфика социального диагноза (ССГ) заключается в следующем:
1) определить наиболее существенные черты и свойства, которые отражают социальный диагноз и позволяют выделить средства диагностических и социологических способов получения информации;
2) определить структуру и наиболее общие функции;
3) уточнить сферу применения;
4) классифицировать подходы и основные типы.
Требования к социального диагноза:
1) описывать социальные и только социальные целостности (организацию, целевую группу, отдельного работника, фрагмент внешней социальной среды);
2) опираться на представление и концептуальные модели, произведенные в рамках социологии и специальных дисциплан;
3) использовать методы и приемы, выработанные в рамках социологии и родственных наук;
4) рассматривать социальный объект через призму его принадлежности к той, собственно социальной подсистемы, организованной системы, которая именуется социальной организацией;
5) описывать социальный объект как поведенческую систему, ориентируясь на прогнозирования его поведения в реальной ситуации.

Принцип объективности - во-первых, социальный педагог не должен зависеть от внешних факторов; во-вторых, социальный педагог должен противостоять влиянию на результаты собственных незнаний, аберрации собственного жизненного опыта. Это может блокировать коррекцию социальной патологии. Влияние таких факторов может негативно отразиться как на сборе фактов, так и на их интерпретации.
Принцип верификации социальной информации как установление ее достоверности. Социальная действительность содержит много противоріч, единичных фактов и случайностей. Поэтому, чтобы формулировать на их основе закономерности, необходимо проверить эмпирические данные теорией, сопоставлять сведения, полученные с разных каналов.
Вследствие этого необходимо применять в диагностике и принцип системности . Все социальные проблемы является полікаузальними, то есть, их зарождение и развитие определяется не одним, а несколькими причинами. В связи с этим для того, чтобы определить источник и способы решения жизненной трудности клиента, необходимо проанализировать его мікросоціальне среду, семейные взаимоотношения, иметь представление о интеллектуальный уровень и особенности характера клиента, состояние его здоровья.
Специфическим принципом диагностики можно считать и принцип клієнтоцентризму , то есть рассмотрения всех сторон социальной действительности, всех связей социальной ситуации с точки зрения интересов и прав клиента. Другие социальные институты защищают интересы государства и общества, их отдельных учреждений или организаций. Социальный работник - интересы клиента (конечно, если это не входит в конфликт с законом) и с учетом такой позиции строит всю свою деятельность.
В реальной действительности все явления и процессы находятся в универсальном взаимосвязи и взаимодействия, поэтому важным принципом является диагностики
принцип причинной обусловленности .
Принцип комплексного подхода в социальной диагностике заключается в необходимости учета и анализа всех условий и факторов, повлекших или способствуют возникновению определенного социального явления.
Принцип конфиденциальности - неразглашении результатов социального диагноза без персональной согласия на это лица, которая выступала объектом исследования.
Принцип научной обоснованности предусматривает, что результаты анализа должны быть валидными и надежными.
Принцип ненанесение вреда - диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, которая исследовалась.
Принцип эффективности - не стоит предлагать человеку рекомендации, которые по результатам диагноза для нее не полезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.

Среди различных технологий социальной работы важное место отводится социальной диагностике. При организации социальной диагностики выделяются 3 этапа ее проведения:

С результатами деятельности (свойствами и т.д.) других (мы бы сказали «чужих»). Это позволяет нам выявить социальную соотносительную норму;

С прежними результатами нашей деятельности (свойствами и т.д.). Если разработчик проекта представлен в одном лице, то для такого исследовательского результата подойдет название «индивидуальная соотносительная норма»; для сложившейся, более или менее устойчивой группы разработчиков - «групповая соотносительная норма»;

С поставленными целями (критериями). Это предметная соотносительная норма.

На втором этапе делается анализ полученных измерений, итогом которого становится классификация по интересующим нас признакам, цель которой - определение причинно-следственных связей.

Третий этап составляет интерпретация (синтез) полученной разнородной информации.

Социальная диагностика - это методологический инструмент, дающий управленческим органам необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Она играет важную роль в формировании и развитии технологий как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни.

В Российском энциклопедическом словаре социальной работы понятие «социальная диагностика» определяется как комплексный процесс исследования социального явления с целью выявления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.

Социальный диагноз, как научное заключение о состоянии «социального здоровья» рассматриваемого объекта или социального явления, основан на всестороннем и систематическом наблюдении и изучении, предполагающем не только выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов или явлений. Это творческий и трудоемкий процесс, который не склонен к стандартизации. Тем не менее общая схема методики осуществления диагностики сложилась и ее можно рассматривать в качестве исходной базовой модели. Она включает в себя ряд этапов:

Предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;

Проведение общей диагностики, то есть постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;



Проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;

Построение выводов, на основе которых делается заключение.

Выявленные в ходе общей и специальной диагностики проблемы и составляют, как отмечалось выше, социальный диагноз. Корректировка полученных результатов может осуществляться путем совместной работы с практическими работниками, занятыми в той или иной социальной сфере. Определение диагноза - заключительный этап социальной диагностики, далее начинается разработка конкретных программ и решений государственных или общественных организаций по преодолению, поддержанию или развитию выявленных процессов и тенденций в исследованном социальном объекте или явлении.

Социальная диагностика основывается на ряде принципов:

Объективность заключается в непредвзятом рассмотрении социального объекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-то интересах, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;

Причинность обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;

Комплексный подход в изучении социальных явлений объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявления, и выявление отдельных возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;

Научная обоснованность и подтверждаемость особенно важны, ибо за каждым решением, принятым на основе социального диагноза, стоит жизнь конкретных людей, их судьбы.

В зависимости от специфики диагностируемой проблемы или явления могут использоваться различные методы исследования, как общенаучные, так и частные. В практике управленческого консультирования, наиболее востребованной и апробированной в настоящее время, сложились три группы методов, которые можно рекомендовать к использованию и в практической деятельности социальных работников. Это сбор информации, ее обработка и анализ, определение приоритетов проблемы.

К первой группе методов можно отнести интервью, анкетирование, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки и другое. Рассмотрим некоторые из них.

Интервью является универсальным методом сбора и поиска информации. Существует два типа интервью: свободное и формализованное. Они отличаются степенью активности исследователя и интервьюированного. Эффективность интервью зависит от степени его подготовленности. Это относится и к человеку, у которого берут интервью, его предупреждают о запланированном разговоре, и к исследователю, который должен предусмотреть для себя схему, определяющую, какую информацию, в каком объеме и от кого он может и должен получить.

Анкетирование предназначено для выявления конкретных фактов при помощи большого круга лиц. Углубленный сбор информации при помощи анкет представляет собой тестирование. Применение тестов требует специальных знаний и, как правило, работают с ними психологи и социальные психологи, специализирующиеся в этой области. Перед составлением анкеты следует уточнить, какая именно нужна информация, как она будет использоваться, как можно классифицировать и обобщать ответы.

Методы обработки и анализа информации включают: анализ проблем, анализ факторов, вызывающих проблему, анализ взаимного влияния этих факторов, сравнение различной информации и другое.

Сравнение является неотъемлемой частью диагностики на всех ее этапах. Для сравнения используются нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели. Проблема возникает в случае отклонения от существующего стандарта. В ходе проведения диагностики важно выделить такие сравнения, которые помогут определить потенциальные результаты (стандарты будущего), на которых будет базироваться принятые стратегических путей решения социальных проблем.

В процессе диагностики требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработан ряд методов. Широкое распространение получил метод ранжирования альтернатив, в процессе которого эксперт упорядочивает все имеющиеся варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу, как наименее или наиболее предпочтительные. Такая группировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного из них, сообразно возможностям и условиям.

Метод дерева целей исходит из того, что каждая глобальная цель делится на подцели, которые стоят на пути достижения главной, пока не будет достигнут уровень настолько конкретных целей, с точки зрения интересующих нас задач, что дальнейшее деление не будет иметь смысла.

Перечисленные методы не исчерпывают всего многообразия методических способов и приемов осуществления социальной диагностики. Важно только отметить, что их правильное использование открывает широкие возможности для значительного повышения объективности, достоверности и эффективности данной технологической процедуры.

2.1. Социальная диагностика

Для успешного решения социальных проблем необходимо, чтобы своевременно и в полном объёме были замечены, осмыслены и осознаны как сами проблемы (их корни, содержание, перспективы и возможные последствия), так и возможные пути и способы их решения. Это возможно в том случае, если специалист (социальный работник) владеет навыками деятельности, которую можно определить как социальная диагностика. В условиях современного российского общества профессионализм в такой сфере приобретает особую значимость, так как даёт возможность на основе полученных данных вырабатывать и осуществлять целенаправленные меры социальной защиты различных групп населения.
Необходимость овладения навыками социальной диагностики обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, субъект, будь то отдельный человек, группа или организация, не всегда имеет чёткие и, главное, адекватные представления о причинах возникших у него проблем. Например, опыт социальных работников, работающих с семьёй, показывает, что, зачастую, члены семьи не отдают себе отчёта об истинных причинах семейных проблем и конфликтов, а усматривают их в малозначительных фактах и явлениях (дети не слушают родителей, супруг слишком увлечён работой и не интересуется профессиональными успехами другого и т.п.). Процесс социальной диагностики направлен как раз на то, чтобы вскрыть реальные, истинные причины конкретного осложнения или проблемы.
Во-вторых, в ряде случаев внешнее выражение проблемы, с которой сталкивается субъект, не совпадает с её внутренним, сущностным содержанием. Так, например, проблема, связанная с низким уровнем адаптации ребёнка к новому окружению может внешне проявляться как резкое снижение успеваемости в школе, негативные проявления в поведении, замкнутость и т.п. Попытка изменить эти внешние проявления без глубокого проникновения в суть проблемы, могут не только осложнить процесс её решения, но и создать новые, более сложные и тяжёлые затруднения, как для самого ребёнка, так и для его родителей и тех людей, которые находятся в его ближайшем окружении (педагоги, друзья).
В-третьих, в процессе социальной диагностики появляется возможность не только вскрыть определённые проблемы, затрудняющие процесс социального и личностного функционирования субъекта, но и выстроить их определённую иерархию, определив, какие проблемы для субъекта имеют первостепенное значение и почему.
Что же такое социальная диагностика?
С учётом всего вышесказанного можно предложить следующее определение. Социальная диагностика - это выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня организации (30.С.16). Успех деятельности социального работника во многом зависит от того, насколько точно и своевременно будут вскрыты им социальные проблемы клиента.
Для успешного осуществления работы по социальной диагностике какой-либо проблемы или группы проблем необходимо исходить из того, что процесс социальной диагностики имеет собственную внутреннюю структуру и включает в себя следующие стадии или этапы:
- стадия осмысления, т.е. анализ сложившейся ситуации, её причин и характерных особенностей;
- стадия разработки альтернативных целей, приемлемых для конкретного субъекта;
- стадия поиска способов и средств перевода субъекта в новое личностное или социальное состояние (40).
Разумеется, в реальной работе жёстко выдержать подобные последовательность и разграничения достаточно трудно. Часто приходится решать эти задачи либо одновременно, либо на очень коротком временном отрезке. Однако, для того, чтобы понять, что такое социальная диагностика, методологически важно выделить каждую из трёх составляющих этого процесса.
Анализ каждой из стадий социальной диагностики позволяет выделить наиболее характерные черты и особенности каждой из них, включая и возникающие на каждой из них трудности, преодолеть которые должен специалист по социальной работе.
Стадия осмысления
Не будет преувеличением утверждение о том, что это стадия - одна из наиболее “болезненных” для клиента и одна из самых сложных для социального работника. Такое положение определяется, в первую очередь, теми задачами, которые должны быть решены на указанном этапе социальной диагностики.
Во-первых, в ходе совместной деятельности клиента и социального работника необходимо провести сопоставление реальности с тем идеалом, с которым идентифицирует себя субъект. При этом, осмысливая собственную проблему, человек или группа с необходимостью должны признать собственные ошибки, просчёты, завышенные требования, критерии или оценки.
Во-вторых, необходимо осмыслить и адекватно оценить ранее принятые решения и осуществлённые на их основе действия.
В-третьих, следует произвести анализ той системы социальных связей и отношений, в которые включён субъект, а так же содержание его статусно-ролевых характеристик.
Завершением стадии осмысления становится вывод о причинах расхождения желаемого и действительного, об истинных корнях тех проблем, которые затрудняют процесс социального и личностного функционирования субъекта (ЗЗ.С.214).
Именно указанная выше необходимость признать собственные ошибки и просчёты и собственную ответственность за возникновение конкретной проблемы или группы проблем, делают названную стадию социальной диагностики весьма болезненной для человека. Разумеется, острота восприятия во многом зависит от его индивидуальных характеристик, таких как степень психологической устойчивости, возраст, тип темперамента и др. Тем не менее, было бы ошибкой предполагать, что человек способен совершенно без ущерба для своего психического и психологического состояния признавать несовершенство собственных решений и действий.
Проведённый на стадии осмысления анализ позволяет перейти к новой стадии социальной диагностики, на которой появляется возможность выработать определённую стратегию деятельности, направленную на преодоление существующих затруднений и разрешение возникших проблем.
Стадия разработки альтернативных целей
В процессе осуществления социальной диагностики необходимо исходить из того, что определение целей субъекта является одним из эффективных рычагов социальной регуляции его поведения и деятельности. Социальные цели, имея ценностно-рациональную природу, отражают не только ценности человека, группы, или общества, но и их возможности в конкретных обстоятельствах. Важнейшей задачей социального работника на этой стадии является помощь человеку в постановке перед собой такой системы целей, которая максимально соответствует его возможностям, способностям и социально-ролевым характеристикам. Именно этим определяется содержание данной стадии социальной диагностики, включающее в себя следующие элементы (22,40).
Во-первых, - определение границ возможных для субъекта целей. В этом качестве могут выступать различные, объективные обстоятельства и факторы, оказывающие влияние на процесс жизнедеятельности человека и принятия им каких-либо решений. Это могут быть временные, образовательные, социальные, ценностные и другие факторы. Например, помогая человеку решить проблему поиска новой работы и последующего трудоустройства, необходимо учитывать не только собственные желания и устремления клиента, но и его уровень образования, квалификации, востребованность данной работы на рынке труда и т.п.
При этом, социальному работнику необходимо совместно с клиентом попытаться найти наиболее приемлемый для него диапазон новых целей, опираясь на проделанный ранее анализ сложившейся ситуации.
Вторым необходимым элементом рассматриваемой стадии социальной диагностики является расширение социальной свободы субъекта, т.е. деятельность, направленная на высвобождение индивидуального начала человека или группы, активизация их творческих и социальных сил. Задача социального работника состоит в том, чтобы суметь “рассмотреть” в клиенте активное, творческое начало, помочь ему найти новые возможности для приложения своих творческих сил с максимальной результативностью. При этом, необходимо помнить, что в качестве подобных начал могут выступать не только какие-либо выдающиеся способности, но и любые возможности и способности человека, которые в силу различных обстоятельств не были реализованы ранее, на предыдущих этапах его жизнедеятельности. Раскрытие и последующая реализация этих способностей могут стать основой для решения той проблемы или комплекса проблем, с которыми сталкивается субъект. Например, решение упоминаемой выше проблемы поиска новой работы, зачастую осложняется для человека тем, что он не видит или не хочет видеть иные возможности для самореализации, кроме тех, которые для него привычны и комфортны.
Наконец, третьим элементом настоящей стадии социальной диагностики является построение нового идеала, стремление к которому позволит субъекту максимально эффективно выстроить всю систему последующей жизнедеятельности. Как элемент социальной диагностики, идеал не предполагает своеобразного “отлёта” от реальности. В рассматриваемом случае, это перспектива, отодвинутая во времени и определённое обоснование всей дальнейшей деятельности субъекта.
Как и на предыдущих стадиях разработки альтернативных целей, построение подобного идеала предполагает совместную деятельность социального работника и клиента. Необходимо, чтобы построенный в ходе этой совместной деятельности идеал был приемлемым для человека и рассматривался им как перспективный и в принципе достижимый.
Таким образом, стадия разработки альтернативных целей даёт возможность найти возможные пути и способы деятельности для решения тех проблем, которые осложняют процесс личностного и социального функционирования субъекта, поставить перед ним новые цели и раскрыть те его способности и возможности, которые позволяют их реализовать.
Стадия поиска способов и средств перевода субъекта в новое личностное и социальное состояние
Будучи завершающим стадией процесса социальной диагностики, она предполагает перевод сформированного ранее идеала в конкретные цели субъекта, которые могут и должны быть достигнуты им в процессе последующей жизнедеятельности. Решение этой задачи предполагает осуществление следующих процедур.
Во-первых, рационализация целей субъекта, т.е. их осознание, чёткие формулировки и построение определённой последовательности достижения. Если на предыдущей стадии социальной диагностики цели субъекта были сформулированы в виде перспективы, то здесь они должны быть представлены как точная и чёткая последовательность.
Во-вторых, определение социальных партнёров и союзников субъекта, т.е. выявление тех людей, групп и организаций, на помощь и поддержку которых может рассчитывать субъект, в процессе деятельности по реализации ранее намеченных целей. Чем шире круг возможных партнёров и союзников, тем более вероятным становится факт достижения субъектом собственных целей. Вместе с тем, не следует стремиться к искусственному расширению этого круга.
В-третьих, определение тактических приёмов достижения субъектом поставленных целей. В этом случае, социальный работник и клиент в ходе совместных усилий должны определить наиболее эффективные и результативные пути и способы деятельности последнего в ходе реализации ранее намеченной программы. Причём, эти пути и способы деятельности должны лежать в “поле” возможностей и способностей субъекта, его социальных партнёров и союзников.
В-четвёртых, поиск и определение материальных средств реализации поставленных целей. Это могут быть финансовые средства, организационные, технические, технологические и др. Все они должны быть доступны субъекту и освоены им. Только в этом случае последующее использование выбранных материальных средств деятельности позволит человеку, группе или организации добиться поставленных целей.
И, наконец, в-пятых, разработка программы и технологии перевода субъекта в иное качественное состояние. На данном этапе завершающей стадии социальной диагностики появляется возможность разработать и предложить субъекту конкретный план его последующей деятельности, реализация которого позволит ему, во-первых, преодолеть возникшие социальные или личностные затруднения и, во-вторых, выстроить новую, более эффективную систему последующей жизнедеятельности.
При этом, важно определить, насколько новое качественное состояние субъекта целесообразно, т.е. необходимо ему и его окружению. Кроме того, не менее важно определить и степень реализуемости разработанной выше программы.
Таким образом, процесс социальной диагностики позволяет выявить и с достаточной степенью достоверности установить те проблемы и затруднения, которые препятствуют полноценному социальному и личностному функционированию человека, группы или организации, а так же основные причины возникновения, существования и обострения этих проблем. Результатом социальной диагностики является социальный диагноз, т.е. чётко обозначенный и названный перечень проблем конкретного субъекта в их взаимосвязи, взаимозависимости и иерархии (40.С.286).
Последовательная реализация основных стадий социальной диагностики основывается на строго определённых принципах, соблюдение которых гарантирует получение достоверных результатов и формирование реалистичной программы дальнейшей деятельности, как клиента, так и социального работника (40.С.290).
1. Принцип объективности, предусматривающий непредвзятое рассмотрение социальных явлений и процессов и исключение максимально возможного числа искажений действительности в чьих-то субъективных интересах. Реализация данного принципа в практике социальной диагностики позволяет установить социальный диагноз с высокой степенью достоверности.
2. Принцип комплексного подхода, предполагающий исследование всего множества проблем, стоящих перед клиентом. Последовательное соблюдение этого принципа в практике социальной диагностики позволяет не допускать искусственного сужения сферы социального диагноза.
3. Принцип причинной обусловленности, направленный на анализ различных социальных или личностных проблем субъекта в их взаимосвязи и взаимозависимости, отказ от попыток рассматривать какую-либо проблему как нечто противоестественное для общества и “чуждое его природе”. Иначе говоря, реализация этого принципа заставляет субъектов социальной диагностики не только выявить максимально возможное число проблем стоящих перед клиентом, но и установить их своеобразную иерархию.
4. Принцип позиционности, заключающийся в анализе конкретной социальной проблемы или комплекса проблем с позиций различных субъектов, имеющих к ней отношение. В результате появляется возможность определить такие важные для постановки достоверного социального диагноза обстоятельства как носителей конкретной социальной проблемы, восприятие последней другими субъектами и распределение групповых или субъективных интересов, а так же степень готовности субъекта действовать для решения данной проблемы.
Последовательная реализация перечисленных принципов позволяет организовать деятельность по постановке социального диагноза как единую, целостную систему и избежать субъективных отклонений и искажений действительности.
Что касается методов социальной диагностики, то необходимо заметить, что каждая социальная проблема, а тем более, комплекс проблем, требуют собственных методов постановки социального диагноза. Тем не менее, можно выделить ряд наиболее распространённых и эффективных методов социальной диагностики.
1. Общенаучные, представляющие собой процедуры исследования любой проблемы, в том числе, и социальной. К их числу относятся метод анализа и синтеза, метод наблюдения и т.п.
2. Социологические, направленные на изучение именно социальных проблем с учётом их специфики и своеобразия. Это, прежде всего, конкретные социологические исследования, социально-статистические методы, социальный эксперимент и т.п.
3. Психологические, позволяющие исследовать проблемы, лежащие в “поле” межличностных, внутригрупповых и тому подобных отношений.
4. Специаотные, направленные непосредственно на выработку конкретного социального диагноза. Содержание этой группы методов социальной диагностики определяется характером и содержанием проблемы или комплекса проблем, являющихся объектом социально-диагностической деятельности.
Последующее развитие социальной работы как вида профессиональной деятельности и сферы теоретического анализа позволяет предположить, что система методов постановки социального диагноза будет развиваться и совершенствоваться.

я.

Социальная диагностика - это процесс исследования социального объекта, явления путем распознавания и изучения причинно-следственных связей, отношений, характеризующих его состояние и тенденции развития. Цель диагностики заключается в проникновении в сущность конкретных социальных проблем, присущих объекту или явлению, и их описание в системе показателей (норм, нормативов, ориентиров диагностируемой сферы жизнедеятельности).

Соц диагностика изуч не столько личность, сколько ее социальное окружение.

Структура социальной диагностики включает:

Изучение социально-психических и возрастных особенностей людей

Определение их способностей и интересов

Изучение профессиональных интересов и условий жизни этих людей, круга их общения, анализ социального климата их жизнедеятельности

Выявление позитивных и негативных влияний на индивида со стороны социального окружения.

В целях диагностирования могут быть использованы различные методы: опросы, наблюдение, изучение существующих письменных материалов, кейсы, игровые методы, картографирование, библиографич методы.

Этапы:

Составляется гипотеза

Проверяется (анкеты, опросы, наблюдение,)

Постановка диагноза

Прогноз

Общая схема методики осуществления диагностики сложилась и ее можно рассматривать в качестве исходной базовой модели. Она включает в себя ряд этапов:
предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;
проведение общей диагностики, т. е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;
проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;
построение выводов, на основе которых делается заключение.

Эффективное ведение социальной диагностики предполагает соблюдение ее важнейших принципов. Под ними нужно понимать строго определенные исходные положения, соблюдение которых является целесообразным и даже необходимым условием получения достоверных результатов исследования.

  • объективность заключается в непредвзятом рассмотрении социального объекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-то интересах, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;
  • причинность обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;
  • комплексный подход в изучении социальных явлений объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявления, и выделение отдельных возможно лишь условно, для накопления каких – либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;
  • научная обоснованность и подтверждаемость особенно важны, ибо за каждым решением, принятым на основе социального диагноза, стоит жизнь конкретных людей, их судьбы.

Схема анализа отклоняющегося поведения

1. Индивидуально-типологическая ранимость: » сенситивность (повышенная чувствительность к любому внешнему воздействию); » эмоциональность (яркость переживаний) и эмоциональная лабильность (резкие перепады настроения); » пониженный фон настроения; » импульсивность (склонность к быстрой, необдуманной, неконтролируемой реакции); » низкая адаптивность (неспособность быстро и эффективно изменять свое поведение в ответ на изменения ситуации).

2. Нарушения саморегуляции личности: » преобладание негативных эмоциональных состояний (тревоги, бессилия, отчаяния, боли, вины, агрессии, депрессии) и внутренних конфликтов; » алекситимия - слабая речевая регуляция (непонимание своих переживаний и неумение формулировать их в словах, склонность отыгрывать аффекты в действиях, слабое развитие рефлексии).

Перечисленные особенности саморегуляции формируются в течение жизни. Сочетание нескольких проблем определяет психологическую предрасположенность к отклоняющемуся поведению.

3. Ресурсы личности (ее жизненно важные качества и компенсаторные возможности): » духовность; » здоровье и ценности здорового образа жизни; » внешняя привлекательность; » общительность, способность к сотрудничеству; » активность; » интеллект, специальные способности; » целеустремленность и честолюбие; » высшие чувства (совесть, ответственность, чувство долга, сострадание, вера); » творчество, хобби; » профессиональная квалификация, дело (работа, учеба); » достижения; » любовь, дружба, значимые личные отношения; » жизненный опыт.

Наличие перечисленных ресурсов у конкретной личности означает реальную возможность компенсации личностных или жизненных проблем. Они обеспечивают толерантность (устойчивость) личности к отклоняющемуся поведению. Также они определяют способность личности бороться со своей склонностью к зависимости. Их отсутствие или слабая выраженность означают дефицит внутренних ресурсов и слабую способность бороться с девиацией, незащищенность перед ней.

4. Дефицит социально-поддерживающих систем: отсутствие родительской семьи; » неполная семья (отсутствие отца); » зависимая семья; » девиантная семья; » низкий социальный статус семьи.

5. Социально-психологические условия, запускающие и поддерживающие отклоняющееся поведение: » состояние социально-психологической дезадаптации; » состояние фрустрации жизненно важных потребностей; » научение в референтной группе (на дискотеке, в школе); » провокация или давление со стороны.

6. Особенности отклоняющегося поведения (ОП): » ситуация, в которой впервые имело место ОП; » ситуации, в которых ОП проявляется в настоящее время; » степень выраженности поведения (способ, частота, обстоятельства, индивидуальный ритм).

7. Заключение.» форма и степень выраженности ОП; » степень социальной дезадаптации; отношение к ОП самой личности; » поддерживающие внешние условия (подкрепляющие стимулы); » поддерживающие внутренние условия (индивидуально-личностная предрасположенность и психологическая выгода); » ингибиторы (препятствующие условия); » ресурсы личности; » возможные пути преодоления (стратегия изменения); » формы и методы социально-психологической помощи.

В работе социальный педагог должен использовать диагностические методики:

  1. Опросник А.Басса и А.Дарк. Качества: все виды агрессии.
  2. Модификация теста Розенцвейга. Качества: фрустрация.
  3. Тест “Конфликтная ли вы личность?” Качества: конфликтность.
  4. Тест – опросник Шмишека. Качества: акцентуация.
  5. Тест школьной тревожности. Качества: тревожность.
  6. Шкала ситуативной тревожности и шкала личностной тревоги (опросник Спилберга) Качества: тревожность.Шкала одиночества (Д.Рассе, Л.Пепо, М.Фергюсон). Качества: социальная изоляция, депрессия, скука.

Карта личности (форма с34па)

В числе обязательных документов, которые составляются социальным педагогом, медико-психолого-педагогическая характеристика подопечных, которая относится к числу документов внутреннего пользования и не подлежит огласке. Социальный педагог может самостоятельно выполнять диагностические операции, а также прибегать к услугам специалистов

В случае, когда результаты диагностической деятельности используются социальным педагогом в собственной социально-педагогической деятельности, они, как правило, оформляются в единую « Карту личности», «Медико-психолого-педагогическую характеристику личности», « Социально-педагогический паспорт личности и т.п.

Социальный педагог должен помнить три вещи:

Чем больше пунктов заполнено в карте личности тем лучше и полнее будет картина личности. Но при этом необходимо понимать целесообразность заполнение тех или иных пунктов формы, а следовательно и проведении диагностических исследований.

При заполнении максимально уменьшить субъективный фактор, по возможно каждый пункт в форме подтверждать результатом диагностических тестов или другими материалами. Например " Социально-бытовые условия" заполнять на основе Акта обследования семьи, "Мышление" - на основе психологической диагностики.

Карта личности - документов внутреннего пользования и не подлежит огласке. В том числе при сборе, обработке и хранении информации.

Карта личности

1. Состояние здоровья и развития учащегося (заполняется школьным врачом или с его слов).

2. Психологическая атмосфера в семье: данные о родителях, другие члены семьи, тип семьи, характер взаимоотношений родителей с ребенком, организация режима труда и отдыхаю

3. Особенности учебной деятельности: успеваемость учащегося, отношение к учению, интеллектуальные возможности учащегося, мотивы учения.

4. Положение в классном коллективе, отношение к коллективу.

5. Отношение к общественной деятельности и общественно полезному труду.

7. Особенности сферы свободного общения учащегося.

8. Уровень самооценки личности.

9. Особенности поведения.

Методика диагностики микросреды. Под микросредой понимается общество индивидов, объединенных общими ценностями, интересами, проживающих в одинаковых социальных и экономических условиях.

Диагностику микросреды можно разделить на диагностику микросреды социального института, в структуру которого включен ребенок (социально-педагогическая характеристика микросоциума, Карта-характеристика микрорайона школы, Карта-характеристика жизненного пространства семьи и т.п.) и диагностику микросреды личности (Карта обследования жизненного пространства ребенка).

При проведении диагностики микросреды социальному педагогу важно:

Выбрать цель, уточнить содержание и методы сбора информации;

Построить практическую деятельность, опираясь на принципы объективности, адекватности, детерминизма;

Обеспечить этичность, личностный подход, педагогическое моделирование и предвидение в рамках проводимого обследования;

Определить адекватную задаче форму интерпретации результатов и форму графического (вербального) представления результатов.

Паспорт микрорайона содержит информацию, которая позволяет специалисту принимать обоснованные оценки и решения, всесторонне учитывающие ситуацию в микрорайоне, особенности природной, материальной, социальной среды. Использование паспорта придает социально-педагогической деятельности четко спланированный, системный характер.