Условия оплаты труда главного бухгалтера предельное соотношение. Предельное соотношение заработной платы в учреждениях

Условия оплаты труда главного бухгалтера предельное соотношение. Предельное соотношение заработной платы в учреждениях
Условия оплаты труда главного бухгалтера предельное соотношение. Предельное соотношение заработной платы в учреждениях

Что нового появилось в оплате труда руководителей, их заместителей и бухгалтеров с 1 января 2017 года? Как сейчас устанавливается предельный уровень заработной платы этих лиц? На какие организации этот порядок распространяется? Установлена ли максимальная величина предельного уровня соотношения зарплат этих лиц и работников организации? В каком порядке данные о зарплате руководителей, их заместителей и бухгалтеров размещаются в Интернете?

02.03.2017

С 1 января 2017 года вступили в силу новые положения Трудового кодекса относительно заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров. (А не очень давно Минтруд ответил на ряд вопросов, уже поступивших по этому поводу.) Новшества, в частности, коснулись предельного уровня зарплат данных категорий работников в некоторых организациях. В статье расскажем, к кому имеют отношение новые правила, в чем они заключаются и какую информацию по вопросам, связанным с этими нововведениями, предоставил Минтруд.

ДО…

Согласно ст. 145 ТК РФ в прежней редакции условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, государственных или муниципальных учреждений и унитарных предприятий, определяются трудовыми договорами в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, и учредительными документами юридического лица (организации).

Это правило распространялось и на руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров, а также членов коллегиальных исполнительных органов, работающих по трудовому договору государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более 50 % акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности.

ПОСЛЕ…

Федеральным законом от 03.07.2016 № 347‑ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее - Закон № 347‑ФЗ) были внесены изменения, в том числе в ст. 145 ТК РФ.

В частности, был расширен круг организаций, для которых условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров устанавливаются трудовым договором на основании соответствующих нормативных актов. Так, к внебюджетным фондам и государственным и муниципальным учреждениям и унитарным предприятиям прибавился территориальный ФОМС.

Были уточнены нормативные акты, в соответствии с которыми устанавливается оплата труда, в первую очередь Трудовой кодекс. А среди иных нормативных актов были отмечены постановления Правительства РФ:

  • от 02.01.2015 № 2 «Об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий»;
  • от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (далее - Постановление № 583).

Основное же изменение, вступившее в силу 1 января 2017 года, касается порядка установления предельного уровня соотношения зарплат руководящего состава и зарплат других работников.

К сведению

Предельные уровни соотношения средней заработной платы руководителей и работников были установлены еще раньше. В частности, уровень соотношения средней зарплаты руководителей федеральных бюджетных и казенных учреждений и работников этих учреждений - Приказом Минтруда РФ от 18.02.2013 № 71н.

Так, в новой ч. 2 ст. 145 ТК РФ названы организации, в которых должен устанавливаться предельный уровень соотношения зарплат, и указано, кто этот уровень устанавливает. Давайте по порядку.

КОМУ И КЕМ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ПРЕДЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ?

Итак, согласно той же ч. 2 ст. 145 ТК РФ предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров отдельных организаций и среднемесячной зарплаты работников устанавливается:

  • в государственных внебюджетных фондах РФ;
  • в территориальных ФОМС;
  • в государственных и муниципальных учреждениях;
  • в государственных и муниципальных унитарных предприятиях, финансируемых из различных источников финансового обеспечения (в том числе казенных).

Предельный уровень указанного соотношения устанавливается государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений, предприятий.

При этом размер предельного уровня соотношения не должен превышать размер, предусмотренный соответствующими нормативными актами. Для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров:

  • государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий - нормативными правовыми актами Правительства РФ;
  • территориальных ФОМС, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий субъектов РФ - нормативными правовыми актами субъектов РФ;
  • муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Обратите внимание

Предельный уровень соотношения не учитывается, если учреждение включено в специальный перечень, утвержденный Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 145 ТК РФ). На федеральном уровне соответствующие перечни утверждены распоряжениями Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627‑р и от 12.12.2015 № 2555‑р. В указанные перечни включаются организации, выпускающие продукцию или оказывающие услуги, имеющие особую значимость, масштабность, уникальность, а также стратегическое значение.

Согласно ч. 4 ст. 145 ТК РФ условия оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов иных организаций устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.

Вопрос

Действуют ли нормы об установлении предельного уровня соотношений зарплат применительно к органам местного самоуправления (мэрии, муниципалитеты)?

Минтруд по данному вопросу разъяснил, что для служащих органов государственного управления и органов местного самоуправления всех уровней законодательством (федеральными законами от 27.07.2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и от 02.03.2007 № 25‑ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации») предусмотрено установление конкретных размеров должностных окладов и других выплат соответствующими нормативными актами (для федеральных служащих - указами Президента РФ, служащих органов власти субъектов РФ - актами субъектов РФ, муниципальных служащих - актами органов местного самоуправления).

КАКОЙ РАЗМЕР ПРЕДЕЛЬНОЙ РАЗНИЦЫ ДОПУСКАЕТСЯ?

Величина предельного соотношения в Законе № 347‑ФЗ не указана. Как было сказано выше, введена только обязательность установления такого соотношения учредителями предприятий и учреждений в рамках размеров, которые устанавливаются по федеральным организациям Правительством РФ, а по организациям субъектов РФ и муниципальным организациям нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления соответственно.

Какие предельные размеры действуют в настоящее время - представим в таблице.

Для кого установлены предельные размеры

Предельный уровень соотношения

Нормативный акт

Руководители, их заместители и главные бухгалтеры федеральных государственных учреждений и предприятий

Постановление Правительства РФ от 10.12.2016 № 1339, вносящее изменения в постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 и от 02.01.2015 № 2

Председатели государственных внебюджетных фондов

Заместители председателей, главные бухгалтеры государственных внебюджетных фондов

Постановление Правительства РФ от 29.11.2016 № 1259

Предельное соотношение средней зарплаты (8:1) рекомендовано к применению для организаций, финансируемых как из федерального бюджета, так и из бюджета субъекта РФ или местного бюджета (п. 24 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год, утвержденных Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2015, протокол № 12). В этом же документе также рекомендуется устанавливать предельное соотношение средней зарплаты руководителей учреждений и средней зарплаты работников учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год.

И если раньше в некоторых регионах предельный уровень от рекомендуемого отличался, то сейчас цифры приводятся в соответствие. Например, предельный уровень соотношения средней зарплаты руководителей, их замов и главбухов государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) Республики Крым (п. 6 Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) Республики Крым, утвержденного Постановлением Совмина Республики Крым от 26.12.2014 № 622 «Об условиях оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий Республики Крым») ранее был установлен в кратности от 1 до 6. Но в редакции Постановления Совмина Республики Крым от 20.10.2016 № 499 кратность стала от 1 до 8.

КАК РАССЧИТЫВАЕТСЯ ПРЕДЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ СООТНОШЕНИЯ?

Постановлением Правительства РФ от 10.12.2016 № 1339 внесены дополнения в Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее - Положение), устанавливающие порядок расчета соотношения среднемесячных зарплат руководителей и работников.

Согласно этому порядку, чтобы определить соотношение зарплат, необходимо рассчитать среднемесячную зарплату руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров и зарплату работников, а затем зарплату руководителей разделить на зарплату работников.

С 01.01.2017 для расчета предельного уровня соотношения зарплат вместо показателя «средняя заработная плата» используется показатель «среднемесячная заработная плата» (ч. 2 ст. 145 ТК РФ).

Среднемесячная заработная плата сотрудников определяется путем деления суммы фактически начисленной зарплаты по списочному составу (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) на среднесписочную численность сотрудников (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) за соответствующий календарный год и деления на 12 (количество месяцев в году).

Обратите внимание

При расчете среднемесячной заработной платы сотрудников не учитывается зарплата руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера.

Среднемесячная заработная плата руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера определяется путем деления суммы фактически начисленной зарплаты за календарный год на 12 (количество месяцев в году).

Если руководитель (заместитель, главный бухгалтер) отработал неполный календарный год, то среднемесячная зарплата определяется исходя из фактически отработанных полных календарных месяцев.

Расчет среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей, главного бухгалтера осуществляется отдельно по каждой должности.

Если руководитель, заместитель, главный бухгалтер совмещает должности (профессии), то учитывается и заработок по основной работе, и доплата за совмещение, а если по совместительству - только зарплата по основной должности.

Обратите внимание

Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат (зарплата, надбавки и компенсации, премии и другие выплаты, установленные п. 2 Положения). При этом не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.), а также компенсации, выплачиваемые при расторжении трудового договора, в том числе за неиспользованный отпуск.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Законом № 347‑ФЗ также установлена ответственность руководителя за несоблюдение предельного соотношения среднемесячных заработных плат заместителей руководителя и главных бухгалтеров и среднемесячных зарплат работников организаций.

В связи с этим в ст. 278 ТК РФ, предусматривающей дополнительные основания расторжения трудового договора с руководителем организации, появились два новых основания:

  • несоблюдение установленного в силу ст. 145 ТК РФ предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера;
  • иные основания, предусмотренные трудовым договором.

ИНФОРМАЦИЯ О ЗАРПЛАТЕ РУКОВОДИТЕЛЯ В СВОБОДНОМ ДОСТУПЕ.

С 1 января 2017 года руководители, их заместители и главные бухгалтеры организаций, перечисленных в ч. 2 ст. 145 ТК РФ, согласно ст. 349.5 ТК РФ обязаны размещать информацию о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате в Интернете на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений, предприятий. При этом запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации лиц, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или носящие конфиденциальный характер.

Правила размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2016 № 1521.

По правилам информация о зарплате сначала представляется руководителями, их заместителями и главными бухгалтерами учреждений и предприятий для размещения в Интернете на официальном сайте учредителя в соответствии с нормативными актами учредителя. При этом по решению учредителя она может размещаться в Интернете на официальных сайтах учреждений и предприятий.

Информация размещается в Сети не позднее 15 мая года, следующего за отчетным. В составе информации указываются полное наименование государственного внебюджетного фонда РФ, учреждения или предприятия, занимаемая должность, а также фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого размещается информация.

Что нужно? устроится по блату в Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ФКУ «ГБ МСЭ по г. Москве» Минтруда России.

Сластихина Елена Евгеньевна - главный бухгалтер.

С 2017 года действует новая редакция ТК РФ, в соответствии с которой зарплаты руководящего состава государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий, а также внебюджетных фондов не могут быть заоблачными по сравнению со среднемесячной заработной платой работников (ст. 145 ТК РФ). Если говорить точнее, то госорганы, органы местного самоуправления и учредители перечисленных учреждений и предприятий теперь устанавливают предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников этих организаций. А несоблюдение таких соотношений может стать основанием для расторжения трудового договора с руководителем соответствующего учреждения / предприятия (п. 1 ч. 2 ст. 278 ТК РФ).

Расчет среднемесячной заработной платы: формула

Чтобы определить значение предельного соотношения, прежде нужно понять, как считается среднемесячная заработная плата работников, а также как посчитать среднемесячную заработную плату руководителя, заместителя, главного бухгалтера. Кстати, в основе расчетов лежит простое среднее арифметическое.

Рассчитывается среднемесячная заработная плата на одного работника по формуле (п. 20 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922):

Как вы понимаете, в расчете среднемесячной заработной платы на одного работника не учитываются выплаты руководителю, его заместителям, главному бухгалтеру при определении суммы начисленной зарплаты. И эти же сотрудники не учитываются при подсчете среднесписочной численности на предприятии.

Если руководитель, заместитель руководителя, главный бухгалтер работает в организации менее года, то вместо 12 месяцев в формуле используется количество фактически отработанных им полных календарных месяцев.

Зная, как рассчитывается среднемесячный заработок по работникам и отдельно по каждому представителю руководящего состава, вы всегда сможете определить нужное «зарплатное» соотношение в учреждении. И сравнить его с предельными значениями.

Руководители, их заместители и главные бухгалтеры государственных и муниципальных учреждений и предприятий больше не смогут "самовольничать", назначая себе заработную плату.

Министерство труда и социальной защиты России подготовило поправки в Трудовой кодекс, а также проект постановления правительства, которыми регулируется образование заработной платы руководителей таких организаций. С момента принятия документов она должна быть четко привязана к зарплате рядовых работников и не превышать установленные документами рамки.

В законопроекте, корректирующем Трудовой кодекс, говорится, что предельный уровень средней зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий должен определяться в кратном отношении к средней зарплате работников тем органом, который является учредителем. То есть, если речь идет о федеральном унитарном предприятии, то максимальную разницу в зарплате устанавливает правительство, если о региональном предприятии, то администрация субъекта РФ, на муниципальном уровне - органы местного самоуправления.

В проекте постановления правительства уточняются требования к заработной плате руководителей государственных предприятий. Как пояснил "РГ" заместитель директора департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства минтруда Сергей Горбарец, согласно проекту постановления правительства размер зарплаты руководителя госпредприятия определяется учредителем в зависимости от сложности труда, масштаба управления, особенностей деятельности и значимости предприятия. При этом предельное соотношение его зарплаты к средней зарплате работников без учета его замов и главного бухгалтера должно быть в кратности от 1 до 8.

"Важный момент - эта кратность должна уже включать в себя премии, компенсационные и стимулирующие выплаты, которые получает руководитель дополнительно к окладу", - сказал Горбарец. Он также уточнил: пока зарплата руководителей госпредприятий регулируется постановлением правительства, подписанным в 1994 году, когда была введена единая тарифная сетка, и сегодня она состоит из должностного оклада и вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности и прибыли за прошедший год. Кратность устанавливается между окладом начальника и величиной тарифной ставки первого разряда рабочего основной профессии на предприятии.

Но сейчас уже нет единой тарифной сетки. Изменилась экономическая ситуация, вместе с этим возникла необходимость поменять и принцип установления зарплаты руководителя госпредприятия.

"Кратность установлена от одного до восьми. Это значит, что на конкретном предприятии по решению учредителя она может быть любой в этих пределах. Стоит отметить, что в большинстве госучреждений она сейчас составляет 4-5 раз", - продолжает Сергей Горбарец.

Но есть и единичные случаи, когда заработная плата руководителя госпредприятия превышает заработную плату работников значительно больше, чем в восемь раз. И вот как раз для них ситуация должна поменяться, дифференциация в оплате труда между руководством и рядовыми работниками уменьшится.

Пока в проекте постановления правительства не идет речи о соотношении зарплат заместителей руководителя, главных бухгалтеров и основного персонала, но в минтруде признаются, что и эти пропорции в перспективе скорее всего будут прописаны в нормативных документах.

Как напомнил "РГ" проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов, в 2008 году постановлением правительства была прописана кратность в зарплатах руководителей бюджетных учреждений и рядовых сотрудников: максимум один к восьми.

"Цель этой кратности заключалась в том, чтобы при переходе на новую систему оплаты труда, которая предполагала увеличение полномочий руководителей бюджетных учреждений при распределении средств и назначении заработной платы работникам в зависимости от эффективности их труда и нагрузки, не происходили искажения", - рассказывает он.

Тогда же были установлены параметры зарплат для заместителей руководителей и главных бухгалтеров бюджетных учреждений - в пределах 70 процентов от уровня зарплаты руководителя. Это тоже должно было выровнять ситуацию, чтобы не получилось, что зам, который не нравится, получает 30 процентов от зарплаты начальников, а приближенный - 90 процентов. Сейчас подобные схемы распространяются и на государственные предприятия.

"Но практика показала: несмотря на четко определенные в 2008 году правила соотношения в зарплатах, часто не учитывались стимулирующие выплаты и в результате пропорции в оплате труда "главенствующих" и "рядовых" нередко оказывались куда выше восьмикратности", - говорит проректор Александр Сафонов. Это было ярко видно на примерах вузов: вскрывались ситуации, когда зарплата преподавателя составляла 15 тысяч рублей, а ректора 200, а то и в несколько раз больше. Сейчас власти предпринимают усилия, чтобы распределение фонда оплаты труда в госучреждениях и на госпредприятиях происходило более рационально.

По мнению генерального директора Всероссийского центра уровня жизни Вячеслава Бобкова, кратность в средних зарплатах начальника и подчиненных один к восьми не решит принципиально вопрос несправедливой оплаты труда. "Средняя зарплата на предприятии - расплывчатный показатель. Зачастую в нем "сидит" и средняя зарплата руководителей", - говорит он.

С его точки зрения, было бы гораздо правильнее устанавливать кратность в зарплатах 10 процентов самых высокооплачиваемых работников на предприятии и 10 процентов наименее оплачиваемых. Соотношение в доходах самых бедных и самых богатых называется "коэффициент фондов". В Японии разница составляет в среднем по стране 5-6 раз. В России превышает 20 раз. На отдельных предприятиях может достигать и 40 раз. Причем самая большая дифференциация в зарплатах в нашей стране не между отраслями экономики, а внутри отдельных предприятий, уточняет Вячеслав Бобков.

Он убежден: если установить такую "вилку" (кратность между самыми бедными и богатыми), она будет более эффективно побуждать руководителей поднимать зарплату низкооплачиваемым работникам.

Кстати, по его словам, 8 процентов наемных работников в России имеют зарплату ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. Среди них есть работники и госучреждений, и госпредприятий, получающих зарплату на уровне МРОТ или чуть выше.

Также поправками в Трудовой кодекс устанавливается, что люди, поступающие на должность руководителя государственного или муниципального учреждения или предприятия, а также те, кто уже работает в такой должности, должны предоставлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера собственных, своих супругов и несовершеннолетних детей.

Иногда законодательство ограничивает величину оплаты труда начальников государственных организаций и учреждений. Это делается не столько из соображений экономии, скорее, таким способом стимулируется общий рост зарплаты в коллективе. Статья более подробно рассказывает, для кого действуют данные правила, и каков механизм их применения.

Нормативная база

Порядок расчета

При расчёте средней величины выплат рассматриваемого соотношения должны учитываться все источники финансирования деятельности федеральных и муниципальных учреждений.

Определение средней зарплаты рядового состава

Для того чтобы произвести такой расчёт, учитывается зарплата всех сотрудников за исключением директора, его заместителей и главного бухгалтера.

Данный расчёт выполняется на основании Постановления Правительства «О внесении изменений в некоторые нормативные акты Правительства РФ» (№ 1339 от 10 декабря 2016 года). Указанным документом были внесены изменения в инструкцию по расчёту средней заработной платы.

В этом случае в общую сумму входит :

  1. Вся оплата за реально отработанное время с учётом действия районного коэффициента (если он в рассматриваемом случае применяется).
  2. Все те выплаты, расчёт которых производился исходя из средней зарплаты. В данном случае одним из примеров могут быть суммы, которые были выплачены в качестве отпускных.

Подсчет средней зарплаты руководящего состава

При расчёте оплаты труда руководящего состава учитываются не только выплаты согласно штатному расписанию, но и различные премии.

Важно отметить, что возможны ситуации, когда имеет место совместительство. В качестве примера можно привести ситуацию, когда главный бухгалтер подрабатывает на этом предприятии, дополнительно выполняя другую работу.

В этом случае возникает вопрос о том, в какой раздел учитывать его вторую зарплату. Ответ прост: при расчёте соотношения зарплат указанная сумма учитывается в составе дохода главного бухгалтера и не входит в расчёт средней зарплаты остального коллектива.

Расчет коэффициента соотношения

В отдельных случаях, при условии, что руководитель в своей деятельности продемонстрировал высокую эффективность, учредитель может принять решение о временном разрешении превысить максимальное значение рассматриваемого коэффициента.

Пошаговая процедура расчёта состоит в следующем:

  1. Рассматривается сумма доходов сотрудников предприятия (при этом в расчёт берутся те их виды, которые были рассмотрены выше). При этом не рассматриваются руководитель, его заместители и главный бухгалтер. Используются данные за один год. Итоговая величина делится на среднесписочную численность (за вычетом руководства), затем полученное число делят на 12.
  2. Учитывается фактически выплаченная зарплата за 12 месяцев каждого должностного лица, к которому относится рассматриваемое в статье ограничение. Если этот человек работал неполный год, то в расчёт принимается только то время, когда он реально работал. Для каждого из этих лиц данная сумма делится на количество месяцев, в течение которых он на этом предприятии работал.
  3. Для каждого представителя руководства отдельно рассматривается частное от деления его средней зарплаты на аналогичный показатель для трудового коллектива.

Допустимые значения коэффициентов

Коэффициент находится в следующих пределах:

  1. Для директоров, руководящего состава государственных федеральных учреждений такой коэффициент находится в пределах от одного до восьми.
  2. Для председателей внебюджетных фондов этот показатель составляет от 1 до 10. Для их заместителей, главных бухгалтеров - от 1 до 8.

Ответственность за превышение коэффициента кратности к зарплате

За такие нарушения предусмотрена ответственность общего характера.

Так, в частности, в Кодексе об Административных правонарушениях в статье 5.27 предусмотрена ответственность за нарушение трудового законодательства. В этом случае предусматривается:

  1. Должностные лица могут быть наказаны наложением штрафа, который может находиться в пределах от 1000 до 5000 рублей.
  2. При этом может быть оштрафовано юридическое лицо. При этом штраф будет гораздо больше. Он может составлять от 30 до 50 тысяч рублей.

Законодательство также предусматривает другие варианты того, как призвать к ответу за несоблюдение этого правила. В 278-й статье ТК РФ , присутствует список, где изложены причины увольнения начальника.

Одним из возможных оснований для расторжения контракта с первым руководителем является нарушение правила о максимальном соотношении зарплаты руководителя и работников трудового коллектива.

Порядок размещения информации о средней зарплате в интернете

Данные о том, сколько на самом деле получают руководящие работники, занятые в государственной сфере за каждый календарный год обязаны публиковаться в интернете. Этот вопрос освещён в ст. 349.5 ТК РФ .

Размещаться эти данные должны на сайтах, которые официально закреплены за органами государственной власти. Так необходимо поступать во всех случаях за исключением ситуации, когда Трудовой Кодекс предусматривает для этого другие правила.

Если госорганами приняты соответствующие решения, то публикацию можно осуществлять на сайтах, официально принадлежащие предприятию, о руководстве которого идёт речь.

Однако при публикации предусмотрены ограничения :

  1. Запрещено указывать адрес проживания упомянутых лиц.
  2. Не нужно упоминать то, что имеет конфиденциальный характер.
  3. В сообщениях критично, чтобы отсутствовала информация о прописке, номерах телефонов, адресах электронной почты и другие персональные данные.
  4. Нельзя раскрывать государственную, служебную, профессиональную или коммерческую тайну.

Заключение

Нарушение указанных соотношений в тех случаях, когда их соблюдение предусмотрено законодательством, может стать одной из причин для увольнения начальника. Если руководство является достаточно эффективным, управляющему звену могут временно повысить данный коэффициент.

Детали нововведений раскрыты в следующем сюжете.