Деревянные ложки. Русская деревянная посуда: ложки, ковши, хохломская роспись Деревянные ложки хохлома

Деревянные ложки. Русская деревянная посуда: ложки, ковши, хохломская роспись Деревянные ложки хохлома
Деревянные ложки. Русская деревянная посуда: ложки, ковши, хохломская роспись Деревянные ложки хохлома

Трудно найти более повседневный, и в то же время незаменимый столовый прибор, чем ложка . Ложкой можно есть, ею можно резать и использовать ее как мерную посуду, в ней можно готовить и просто выставлять в качестве украшения.

Ложки из дерева, это отражение самобытности нашей русской культуры и культурных традиций. Этот столовый прибор пришел к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Первое упоминание о русских ложках встречается в «Повести временных лет», где описан пир у князя Владимира. Этот пир знаменит тем, что дружинники возмутились, когда их стали потчевать не с серебряных ложек, а с деревянных. Князь тут же велел ковать серебряные, сообщается далее в предании. Однако деревянная ложка еще долго бытовала на Руси, несмотря на то, что бурное развитие металлургии приводило к вытеснению деревянных предметов из обихода.

Авторские и оригинальные ложки Хохлома всегда считались отличным подарком . Расписанные хохломской росписью ложки очень многофункциональны - их можно использовать как столовый прибор или как музыкальный инструмент, они станут прекрасным подарком на любой праздник, как для иностранца, так и для любителя русского творчества. Повседневный прием пищи с ложкой из дерева, будь то расписная Хохлома или обычная деревянная заготовка, приобретет новый уникальный вкус и подарит вам незабываемые ощущения. Это прекрасный обычай, который не стоит забывать.

Деревянные ложки не только красивы, это экологически чистый и практичный материал . Для их изготовления использовалась древесина клена, липы, березы, осины и т.д. Этот деревянный столовый прибор стойко переносит кипящую воду и никогда не перегревается. Пользоваться деревянными половниками, скалками, толкушками и ложками не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.

Ложки из осины, березы и липы ещё на Руси зарекомендовали себя как отличный народный музыкальный инструмент. За счет прочности они никогда не трескались во время игры и при этом ещё издавали мелодичные звуки в течение многих лет. Даже сейчас множество народных ансамблей, школьных коллективов и детсадовских групп приобретают у нас деревянные ложки недорого в большом количестве.

Ассортимент расписных деревянных ложек Хохлома, которые можно недорого купить в нашем магазине, очень большой: есть ложки различных размеров и всевозможного предназначения - чайные, столовые, десертные, музыкальные, для солений, хемпельные и фрезерные с ручками разной длины.

  • Хемпельная полубаская ложка производится следующим образом : сначала отдельно изготавливается черенок и черпак, затем все это просушивается и состыковывается специальным методом шипования и склейки. В итоге получается довольно грубый полуфабрикат изделия. После этого изделие поступает в шлифовку, где мастер на шлифовальном станке придает ей конечную форму и гладкость. На выходе мы получаем качественную и красивую ложку из натурального дерева, пригодную как для росписи и декупажа, так и для использования в домашнем хозяйстве.
  • Фрезерные ложки изготавливаются из целикового бруска березы или осины путем сложных обработок на станках. В конечном итоге получается довольно грубая заготовка, которая принимает конечную форму и гладкость только после шлифовки на специальном станке. На выходе от мастера мы получаем гладко вышкуреную, ровную и качественную ложку, пригодную для любых свойственных ложке целей.

И когда у вас встанет вопрос: Где купить недорогие и качественные расписные деревянные ложки Хохлома ? - на него будет можно легко получить ответ, посетив официальный сайт производителя заготовок из дерева для декупажа и росписи, Хохлома-магазин.рф

Вы можете приобрести болванки и заготовки ложек без росписи (так называемое "белье"), а так же с росписью Хохлома, Кудрина и Гжель у наших партнеров в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Казани, Берлине, Париже, Гамбурге, Лондоне, Праге, Тольятти, Брянске, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Сочи, Перми, Сургуте, Якутске, Уфе, Владивостоке.

В кратчайшие сроки изготовим, упакуем и поставим любое количество ложек от производителя оптом и в розницу. Наши пункты выдачи заказов расположены во всех крупных районных центрах Московской и Ленинградской областей, а так же в городах: Самаре, Ульяновске, Спб, Краснодаре, Ижевске, Барнауле, Воронеже, Калининграде, Твери и Магнитогорске.

О местах производства и рынках сбыта деревянной точеной посуды в XVI - начале XVII в. дают большой материал приходно-расходные книги, акты и описи имущества монастырей. Из них видно, что выработкой деревянной токарной посуды занимались оброчные крестьяне Волоколамского, Троице-Сергиев-ского, Кирило-Белозерского монастырей, ремесленники Калужской и Тверской губерний, посадские люди Нижнего Новгорода и Арзамаса.

К концу XVIII в. производство деревянной токарной посуды стало массовым. Русские ремесленники создали поистине совершенные формы: ставцы, ставчики, братины, блюда, чаши, кубки, чарки, стаканы. Мастерство, передаваемое по наследству, совершенствовалось творчеством каждого поколения.

1 - братина; 2 - чаша; 3, 4 - блюда; 5, 6 - кубки; 7 - стакан; 8 - чарка; 9 - ставчик; 10 - ставец.

Из индивидуальной посуды самым распространенным был ставец - глубокий сосуд наподобие чаши с плоским поддоном и объемной крышкой. Некоторые из них имели фигурные рукояти. Ставцы были разной величины: ставы, ставцы и ставчики. Ставцы и ставчики применялись как обеденная посуда. Ставы большие служили хранилищем для посуды меньшего размера и хлебных изделий.

Праздничный стол украшали братины, блюда, тарели, кубки, чарки, стопы. Братину - сосуд шарообразной формы среднего размера с небольшой шейкой сверху и немного отогнутым наружу венчиком всегда делали на поддоне. Братина служила для подачи на стол напитков. На блюдах и тарелях с широкими краями, плоскими бортиками и круглыми поддонами или рельефами подавали на стол пироги, мясо, рыбу, сладости.

Самым распространенным в крестьянской среде типом посуды была чаша - сосуд полусферической формы с прямым венчиком, плоским низким поддоном или небольшим круглым рельефом. Непременной принадлежностью каждого стола была солонка. Точеные солонки представляют собой небольшие вместительные сосуды с низким устойчивым поддоном, с крышкой или без нее.

Стожаров Владимир Натюрморт с рябиной

Хохломская посуда

Большой популярностью с XIX в. стала пользоваться хохломская посуда, которую изготовляли в большом количестве в Семеновском уезде Нижегородской губернии. Ее можно было встретить не только в России, но и в странах Востока.

Популярности хохломской посуды способствовали промышленные выставки: в 1853 г. она впервые демонстрировалась на отечественной выставке, а в 1857 г. - на зарубежной.

На протяжении столетий в этом промысле складывались и совершенствовались определенные типы деревянной посуды, отличающиеся благородной простотой силуэта, строгостью пропорций, отсутствием вычурных, дробящих форму деталей. Современные мастера, используя лучшие традиции прошлого, продолжают выделку деревянной посуды, являющейся одновременно предметами быта и великолепным украшением жилища.

Русские деревянные ложки.

Древняя ложка, видимо, имевшая ритуальное назначение, найдена в Горбуновском торфянике на Урале. У нее вытянутый, яйцевидной формы черпачек и изогнутая ручка, заканчивающаяся птичьей головкой, что придает ей образ плывущей, птицы.

В Новгороде Великом существовало много разновидностей деревянных ложек. Например, ложки с небольшим, как бы приподнятым на гребешке плоским черенком. Новгородские мастера украшали их резьбой и росписью. Орнамент - плетенка, выполненный в технике контурной резьбы, поясками наносился на черенок и обрамлял лопасть. На Русском Севере в XVII в. были известны ложки репчатые вологодского дела, сделанные в Вологодском крае, а также ложки шадровые с костьми, коренные с костками или ложки инкрустированные костью, моржовым клыком.

1, 2 - простые ложки. XIII вв.; 3, 4, 5 - дорожные ложки, X, XI, XVI вв.

У каждой народности нашей страны существуют свои собственные формы ложек, но наиболее известны ложки, сделанные в Волго-Вятском крае. Их свыше сорока разновидностей, только в Горьковской области делали и делают уполовники, ложку протирку, салатную, рыбацкую, тонкую, межеумок, полубасок, сибирку, детскую, горчичную, ложку для варенья и др.

Изготовление ложек уже в прошлом было хорошо налаженным, разветвленным производством. В одних селениях делали заготовки, так называемые осколки или баклуши. В небольшом обрубке с чуть отесанными краями, расширяющимися в той части, какая должна стать черпачком, с трудом угадывалась ложка. В других селениях ложкари теслом начерно выдалбливали углубление, которое потом резцом-крючком выбирали начисто. Уверенным движением ножа срезали лишнее с ручки, придавая ей небольшой изгиб, и ложка была готова.

Русские деревянные ковши

Сегодня известно несколько типов традиционных русских ковшей: московские, козьмодемьянские, тверские, ярославско-костромские, вологодские, северодвинские и т. д.

Для московских ковшей, изготовлявшихся из капа с красивым рисунком текстуры, характерны чаши четкой, даже изысканной ладьевидной формы с плоским дном, заостренным носиком и короткой горизонтальной рукоятью. Каповую посуду нередко делали в серебряной оправе.

Козьмодемьянские ковши долбили из липы. Форма их ладьевидная и очень близкая к форме московских ковшей, но они значительно глубже и больше по объему. Некоторые из них достигали вместимости двух-трех, а иногда и четырех ведер. Рукоять плоская горизонтальная с конструктивным дополнением сугубо местного характера - прорезной петлей внизу. Для Козьмодемьянска характерны и малые ковши-черпаки, которые служили для зачерпывания напитков из больших ведерных ковшей. Они преимущественно ладьевидной формы, с округлым, чуть уплощенным дном. Почти вертикально поставленная, идущая от донышка многоярусная в виде архитектурного сооружения рукоять украшена сквозной резьбой, завершающейся изображением коня, реже птицы.

Стожаров Владимир Натюрморт Лён

Тверские ковши выдолблены из корня дерева. Сохраняя в основном форму ладьи, они больше вытянуты в ширину, чем в длину, из-за чего кажутся сплющенными. Носовая часть ковша, как обычно у ладьевидных сосудов, поднята кверху и заканчивается двумя-тремя конскими головками, за что тверские ковши и получили название «конюхи». Рукоять ковша прямая граненая, верхняя грань, как правило, украшена орнаментальной резьбой.

Ковши ярославско-костромской группы имеют глубокую округлую, иногда сплюснутую ладьевидную чашу, края которой немного загнуты внутрь. В более ранних ковшах чаша поднята на невысокий поддон. Рукояти их вырезаны в виде фигурной петли, носик - в виде петушиной головки с острым клювом и бородкой.

Вологодские ковши-налевки предназначены для зачерпывания напитков из больших ковшей-скопкарей. Для них характерна ладьевидная форма и круглое сферическое дно, их подвешивали на большой ковш. Рукояти в форме крючка украшали прорезным орнаментом в виде уточек.

1 - каповый ладьевидным московский ковш; 2 - большой Козьмодемьянским ковш; 3 - Козьмодемьянские ковши-черпаки; 4 - тверской ковш “конюх”; 5 - ковш ярославско-костромского типа; 6 - вологодский ковш-налевка; 7 - северодвинский скопкарь; 8 - тверская ендова; 9 - северодвинская ендова.

На Русском Севере из корня дерева вырезали ковши-скопкари. Скопкарь представляет собой ладьевидный сосуд, подобный ковшу, но имеющий две рукояти, одна из которых обязательно в виде головки птицы или коня.

Северодвинские скопкари также резали из корня. Они имеют четкую ладьевидную форму, рукояти, обработанные в виде головки и хвоста водоплавающей птицы, да и всем своим видом они напоминают водоплавающую птицу.

Стожаров Владимир Натюрморт

Наряду с ковшами и скопкарями украшением праздничного стола были и ендовы или «яндовы». Ендова - невысокая чаша с носком для слива. Большие ендовы вмещали до ведра жидкости. Известны тверские и северодвинские их варианты. Лучшие тверские ендовы вырезаны из капа. Они представляют собой чашу на поддоне овальной или кубической формы с носком-сливом в виде желоба и рукояткой. Ендова северодвинского типа имеет форму круглой чаши на низком поддоне, со слегка отогнутыми краями, с полуоткрытым носком в виде желобка, иногда фигурно вырезанного.

Стожаров Владимир. Натюрморт. Братина и чеснок

Первоначальная обработка производилась топором, глубину сосуда выдалбливали теслом, затем выравнивали скобелем. Окончательную внешнюю обработку производили резцом и ножом.

Выставки русской деревянной ложки в ВМДПНИ. Посмотрим же на эти изделия подробнее. Далее — фото и тексты непосредственно с самой выставки.

Ложки-черпаки
Якутия, Сунтарский улус, с. Тойбохой, начало XX в.
Дерево, кап берёзы, долбление, резьба

Ложка — один из тех предметов, который сопровождает человека практически с самого рождения и до конца дней. Сколько пословиц, поверий с ней связано! Однако так ли часто мы задумываемся, всегда ли она была такой, какой мы привыкли её видеть?..



Ложка шаманская
Якутия, Сунтарский улус, с. Тойбохой, конец XIX в.
Дерево, долбление, резьба

Мы рады представить Вам выставочный проект, в котором постарались показать всё многообразие привычной нам деревянной ложки . И действительно, сложно порой представить, что ковш-черпак может достигать в длину полутора метров, а некоторые ложки становятся поистине магическими предметами, являясь верными спутниками шамана.



Сверху вниз: Ковш

Кап, долбление, резьба. Коллекция В. Б. Карпова
Ложка
Хабаровский край, мастера-нивхи, 2006 г.
Дерево (грецкий орех), резьба, тонировка. Коллекция В. Б. Карпова
Детские нанайские ложки
В. Донкан, 1974 г.
Хабаровский край, с. Сикачи-алян
Дерево, резьба, цветная гравировка

Представленные на выставке ложки из музейного собрания — от ковшей XIX века до авторских ложек конца 1960-х годов — органично дополняет коллекция современных резных ложек Виктора Борисовича Карпова, собранная им в разных уголках нашей страны. Предметы из неё, выполненные из разных пород древесины, необыкновенно передают красоту текстуры натурального дерева.



Слева: Черпак для медвежьего мяса
Диди Черуль, 1890-е гг.
Хабаровский край, с. Койма. Дерево, резьба
Справа: Лоток
Диди Черуль, 1890-е гг.
Хабаровский край, с. Койма
Дерево, долбление, резьба, подкраска
Ложки нивхские для медвежьего праздника
Хабаровский край, дер. Ухта, с. Романовка, первая четверть XX
Дерево, резьба, подкраска
Ниже: Ложка
2013 г., приобретена в Москве
Дерево (орех), резьба. Коллекция В. Б. Карпова

История изготовления ложки насчитывает не одно тысячелетие. Так, по свидетельствам археологических раскопок, уже пять тысяч лет назад в Древнем Египте пользовались ложками из камня и дерева, а в Греции — особыми ракушками.



Ложка нанайского шамана
Хабаровский край, 2006 г.
Дерево (ольха), резьба. Коллекция В. Б. Карпова

В повседневный обиход в Европе ложки вошли в Средние века и были в основном деревянными и роговыми. А на Руси ложка была известна уже в X веке, во времена князя Владимира — упоминания об этом можно найти в «Повести временных лет». Знакомая нам овальная форма ложки с длинным черенком получила особое распространение к середине XVIII века.



Композиция из трёх ложек 2015 г., приобретена в Москве
Кап ореха, резьба, тонировка. Коллекция В.Б. Карпова

Для простого крестьянина ложка была одной из немногих личных вещей, и «свою» ложку часто помечали особым образом. Но, как многие предметы традиционной культуры, ложка была не просто частью повседневного быта. Она играла важную роль в обрядах, олицетворяя члена семьи; молодожёнам на свадьбу обязательно дарили деревянную расписную ложку; она была также необходимым атрибутом некоторых святочных гаданий.



Ложка удегейская (юга) . Дерево, резьба

Кроме того, ложка стала одним из любимых русских народных музыкальных инструментов. Ложку украшали искусной резьбой, красочной росписью, а иногда даже инкрустировали перламутром или металлом.


На нашей выставке представлено более 120 ложек из самых разных регионов России — от Архангельска до Якутии. Многообразный предметный ряд дополняют графические зарисовки из экспедиций НИИХП 1960-х годов, а также редкие фотографии и эскизы из архивов В.М. Вишневской, В.А. Барадулина и других.



Справа вверху: Сувенирные черпаки
Карачаево-Черкесское объединение художественных промыслов и производства сувениров, 1977 г.

Справа внизу: Ковш
Ессентуки, 2001 г.
Красное дерево (тис, топляк), долбление, резьба, коллекция В. Б. Карпова
Ложка
Дерево (грецкий орех), резьба Молдавия, 2003 г., коллекция В. Б. Карпова
Слева внизу: Композиция из ковша и трёх ложек
Ессентуки, 2001 г.
Софора (кавказская акация), резьба, коллекция В.Б. Карпова
Слева внизу в углу: Ложка-змейка 2004 г., приобретена в Москве
Дерево (можжевельник), резьба, коллекция В.Б. Карпова
Слева вверху снизу вверх: Ложечка декоративная 2000 г., приобретена в Москве
Красное дерево, резьба, коллекция В. Б. Карпова
Ложка-совок
Дерево (розовая акация), резьба. Молдавия, 2003 г., коллекция В. Б. Карпова
Ложка-черпачок
Дерево (корень вишни), резьба. Молдавия, 2003 г., коллекция В.Б. Карпова

Самые ранние из представленных предметов — ковши, изготовленные в XIX веке на Русском Севере и в Поволжье. Среди других — ложки Сергиево-Посадского региона рубежа XIX-XX веков, в том числе ложки И.С. Хрустачева со сценами из жития Сергия Радонежского, поражающие своей тончайшей миниатюрной резьбой.



Зарисовки ковша и ложки . Из альбома «Художественная обработка дерева в Западной Сибири».
А. Артемов, г. Москва, НИИХП, 1972 г. Картон, акварель, карандаш.

Особое место на выставке занимают декоративные ковши, выполненные в русском стиле выдающимся мастером В.П. Ворносковым в мастерских села Кудрина и А.П. Зиновьевым в Талашкине.



Ложки . Казахстан. Дерево, резьба, выжигание.

Ну и, конечно, на выставке невозможно было обойтись без знаменитых хохломских ложек, изготовленных в нижегородских селе Сёмине и городе Семёнове, который нередко называют «ложкарной столицей».



Слева ниже: Ложка разливная
Дагестан, с. Кумух, начало XX в.
Дерево (акация), долбление, резьба
Слева в центре: Черпак «Гель»
Г.Г. Газимагомедов, 1990 г., Дагестан, с. Унцукуль
Дерево (абрикос), мельхиор, резьба, насечка, лак
Слева вверху: Поставец для столовых приборов с ложками
Г.Г. Газимагомедов, 1989 г., Дагестан, с. Унцукуль
Дерево (абрикос), металл, резьба, точение, насечка, лак; дерево (абрикос), резьба, лак


Слева: Ложки ладьеобразные
Дагестан, начало XX в.
Дерево (самшит; горный дуб), резьба, тонировка, графическая вязь
Справа: Ложка на длинном черенке для размешивания праздничной халвы — бяхух
Дагестан, с. Куяд, первая треть XX в.
Дерево (дуб), резьба
Привезена из экспедиции Е.М. Шиллинга 1944 г.

Уже в конце XIX века изделия местных мастеров пользовались заслуженным успехом на Нижегородской ярмарке. Мы же представляем в этом разделе выставки наиболее ценные образцы 1920-х — 1960-х годов, которые редко покидают музейные фонды.


Среди ложек из других регионов — привезённые из экспедиций в Дагестан 1944-1946 гг. знаменитым этнографом-кавказоведом Е.М. Шиллингом, а также необыкновенные работы из аварского села Унцукуль. Оно знаменито своим промыслом насечки по дереву, который соединяет различные виды декоративно-прикладного искусства — резьбу по дереву и ювелирное дело. В комплексе, посвящённом Дальнему Востоку и Якутии, вы увидите нивхские ложки для медвежьего праздника и редкую шаманскую ложку.


Эскиз ложки и совка с хохломской росписью .
1950-е — первая половина 1980-х гг. Бумага, акварель


Рисунок. Ложки из собрания ГИМ. 1950-е — первая половина 1980-х гг. Бумага, акварель

В коллекции представлены декоративные неокрашенные ложки, изготовленные из различных пород деревьев.



Ложки и черпаки с росписью хохломского типа
Нижегородская обл., 1920-е — 1960-е гг., Дерево, резьба, роспись

Для изготовления декоративных ложек мастера используют древесину почти всех пород, кроме сосны и ели. Заготовка для будущей ложки называется «баклуша». Она должна быть предварительно хорошо просушена, чтобы ложку не «повело» при изготовлении. Естественная сушка занимает до полугода, но сейчас мастера всё чаще используют для этого специальные печи.



Художницы артели «Хохломская роспись» М.М. Артамонова и Ф.Ф. Сиротина, 1959

Выражение «бить баклуши» возникло в связи с тем, что начальные этапы изготовления деревянных ложек — раскалывание чурбанов на баклуши, обтёсывание баклуши вчерне, раньше проводились не мастером, а помощником-подмастерьем. Первоначально выражение имело смысл «делать очень несложное дело», а позже приобрело иной смысл — «бездельничать, праздно проводить время».



Ложки
Горьковская обл., с.Полховский Майдан, 1960—1970-е гг.
Дерево, резьба, роспись, лак

При работе над ложкой мастер учитывает тип и фактуру дерева. Самая мягкая и податливая для обработки древесина у липы, ольхи, осины, поэтому эти породы пользуются у мастеров наибольшей популярностью. Структура древесины у таких ложек однотонная и не яркая.


Н.Г.Подогов и Ф.А.Бедин

Берёза и дуб более твёрдые и имеют выраженную красивую структуру.


Ковши
Архангельская губ., XIX в.; Вологодская губ., дер. Шевелевская, конец XIX — начало XX вв.
Дерево, долбление, резьба



У плодовых деревьев (яблоня, груша, слива, черешня, персик) древесина ещё более твёрдая и красочная, с узорной структурой. Наиболее интересные рисунки на ложках даёт груша, причем вид узоров в сильной степени зависит от грунта, на котором росло дерево. Используют мастера и «тёмную» древесину, например, хурму, ореховые породы.



Ковш
А.П. Зиновьев, 1900-е гг.
Смоленская губ., Талашкино
Дерево, долбление, резьба, тонировка, подкраска, вощение

Умение мастера состоит в том, чтобы «угадать» внутреннюю красоту узора дерева и наиболее интересно показать её в форме готового изделия, что хорошо видно в представленных экспонатах.



Ковш; ковш-черпак
А.П. Зиновьев, 1900-е гг.
Смоленская губ., Талашкино, Талашкинские художественные мастерские
Дерево, медь, речной камень, монеты; долбление, резьба, выжигание, тонировка, подкраска, вощение, чеканка


Миниатюрные ковшики
В.П. Ворносков, 1902-1910 гг.
Московская губ., Дмитровский у. , дер. Кудрино
Дерево, долбление, резьба, тонировка, лак


Ковш декоративный
В.П. Ворносков, 1905-1910 гг.

Дерево, резьба, тонировка, лак



Ковш

Московская губ., Дмитровский у., дер. Кудрино

Происходит из собрания М.О.



Ковш-черпак
В.П. Ворносков, 1900-1905 гг.
Московская губ., Дмитровский у., дер. Кудрино
Дерево, долбление, резьба, тонировка, подкраска, лак
Происходит из собрания М.О.



Ковш-черпак
В.П. Ворносков, 1902-1905 гг.
Московская губ., Дмитровский у., дер. Кудрино
Дерево, долбление, резьба, тонировка, подкраска, лак
Происходит из собрания М.О.




Вверху: Ложки
г. Загорск, 1920-е гг.
Дерево, резьба, роспись, лак
Внизу: Ложка с черенком в виде дракона
Россия (?), начало XX в.
Дерево, резьба, тонировка






Слева: Ложка для сметаны (для правой руки)
Нижегородская губ., дер. Медведево, 1930-е гг.
Дерево, резьба
Справа: Черпаки и ложки с костяными, перламутровыми и бисерными вставками
Нижегородская губ. и г. Сергиевский Посад, первая треть XX в.



Ложки-рыбки
Приобретены в Москве, 2000 г.
Дерево (дуб), резьба коллекция В. Б. Карпова



Ложки со сценами жития св. Сергия Радонежского
Московская губерния, г. Сергиевский посад, 2 пол. XIX в. — нач. XX вв.
Дерево (кипарис), резьба
«св. Сергий Радонежский»
«Явление Богоматери св. Сергию»
«св. Сергий Радонежский и медведь» (резчик И. С. Хрустачев)
«св. Сергий перед усопшими родителями»



Ложки с жестом благословения
Нижегородская губ., дер. Медведево, начало XX в.
Дерево, резьба, инкрустация (бисер, перламутр), тонировка



Жест благословения с ложек вблизи


Из альбома А. А. Бобринский «Народные русские деревянные изделия. Предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода».


Зарисовки ковшей
Из альбома «Народная резьба по дереву Ярославской области XVII-XX вв.»
Л.Б. Музалевский, 1971 г. Картон, бумага, гуашь, карандаш
Из альбома «Народное декоративное искусство по коллекциям музеев Новгорода, Пскова, Углича».
В.М. Вишневская, г. Москва, НИИХП, 1962 г. Картон, бумага, акварель



Вблизи: Ковши-черпаки козьмодемьянского типа
Вологодская губ. (?), Поволжье XIX в.
Дерево, долбление, резьба
Происходит из собрания Музея образцов Кустарного музея Московского губернского земства
Вдали: Ковшик
г. Вологда, 2005 г.
Дерево (ольха), резьба, тонировка, коллекция В.Б.Карпова
Ковш
г. Углич, 2009 г.
Дерево (осина), резьба, тонировка, коллекция В.Б.Карпова



Рисунок. Две ложки и солонка
1950-е — 1980-е гг.
Бумага, акварель


Слева: Ковш-налевка
Вологодская губ. (?), XVIII в. (?)
Дерево, долбление, резьба
Справа: Ковш-налевка
Вологодская губ., XIX в.
Дерево, долбление, резьба
Происходит из собрания Музея образцов Кустарного музея Московского губернского земства



Ковш
Русский Север (?), начало XX в.
Дерево, долбление, резьба, раскраска
Происходит из собрания МО



Ковш
Северная Двина, вторая половина XIX в.
Дерево, долбление, резьба, роспись



Внизу: Ложка «Валаам» , 2004 г.
Дерево (можжевельник), резьба, коллекция В. Б. Карпова
Вверху: Ложка
Нижегородская губ. (?), 1920-е гг.
Дерево, резьба, роспись



Ложки с росписью пижемского типа
М.Т. Чупров, П.Я. Мяндин, 1960-е гг.
Респ. Коми, Усть-Цилемский p-н. с. Пижма, дер. Замежная
Дерево, резьба, роспись


Из альбома А. А. Бобринский «Народные русские деревянные изделия. Предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода».

В статье использованы материалы с выставки «Ложка деревянная» в ВМДПНИ .

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мастер-класс « Роспись деревянной ложки»

Инструкция 1.Деревянные ложки чаще всего вытачивают из липы, березы, ольхи, осины. Эти виды древесины легко раскрашиваются гуашью. Можно использовать также масляные краски. 2.Если поверхность ложки имеет шероховатости, перед росписью отшлифуйте изделие наждачной бумагой. 3.Прежде чем выбрать краску определите назначение изделия. Если ваша ложка будет чисто декоративной, не будет соприкасаться с влагой, можно смело расписывать цветной гуашью. Эта краски не потребуют предварительной грунтовки.

5.Если вы решили расписать ложку масляными красками, предварительно загрунтуйте ее в два-три приема. Состав простейшей грунтовки: 1 часть желатина или сухого столярного клея, 5 частей зубного порошка. Для стакана воды за меру достаточно взять чайную ложку. 7.Выберите для росписи небольшие кисти (№ 2-6), желательно беличьи. Заранее продумайте рисунок росписи (ягоды, листики, абстрактный рисунок и т.д.). При необходимости легкими штрихами нанесите контуры орнамента на поверхность изделия. 8.Нанесите краску на поверхность ложки согласно своему художественному замыслу. Обязательное правило мастеров росписи по дереву: краску надо наносить в один прием!

1. Отшлифовать изделия

2. Подготовить материал

3. Закрашивание основания ложки

Орнаменты хохломской росписи

4.Нанести орнамент

5.Готовое изделие

Полезные советы Сушите ложку после росписи не меньше восьми часов. Если вы планируете лакировать изделие, сушите его при комнатной температуре в том месте помещения, где нет сквозняков и пыли. Обычное время первой лакировки - 15-16 часов, второй - 24-25 часов. Ложку, расписанную гуашью, желательно покрыть несколькими слоями прозрачного лака. Лак можно нанести на ложку кистью или тампоном. Есть и способ, именуемым способом окунки (изделие окунается в емкость с лаком).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие "Деревянные ложки"

Познавательное занятие "Деревянные ложки" презентация

Данное занятие направлено на приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей и развитию их творческих способностей....

Креативный подход к обучению игре на деревянных ложках.

В данном пособии описаны разработанные мною методы и приемы исполнения музыкальных произведений игровым комплектом, состоящим из 2-х и 3-х деревянных ложек....

Сайт «Русская вера» уже публиковал фоторепортаж известного российского блогера-тысячника Антона Афанасьев а « », в котором он показывает и рассказывает то, как, где и чем жили старообрядцы Семеновского уезда. Сегодня Антон Афанасьев рассказывает про вторую часть семеновского музея, а точнее про то, как делали (да и сейчас делают, правда, не в таких объемах) деревянные ложки.

Семенов, точнее Семеновский уезд, по праву считался и являлся российским лидером в этой отрасли, и недаром герой книги Мельникова-Печерского сколотил капиталы именно на ложках. Здесь производилось более 2 000 000 ложек в год! Вообще в его «В лесах» отлично описан этот промысел.

Деревянную посуду производили во многих местах: в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском монастырях, в московских, ярославских, тверских, костромских и калужских землях. Но особо славилась заволжская, или, как ее еще называли, керженская.

Самих типов ложек огромное множество и точно назвать эту цифру вряд ли кто-то сможет, но вот в семеновском музее постарались собрать максимально возможное количество разнообразных ложек.

Всякая ложка на Руси имела свое назначение и название.

Ложечку для раздачи святого причастия с крестом на рукоятке величали лжицей (так еще древние русичи именовали всякую ложку). На окончании черенка старообрядческой ложки для причащения вырезали двуперстие.

Простая русская широкая ложка средней величины называлась «межеумок» (этим словом, кстати, обозначали не только ложку, а вообще все то, что было нечто средним, ни туда, ни сюда, не принадлежало ни к тому, ни к другому сорту). Знаток народного быта С. В. Максимов так охарактеризовал популярность изделий нижегородских умельцев: «Они мастерят… ложку "межеумок", которой вся православная Русь выламывает из горшков крутую кашу и хлебает щи, не обжигая губ».

Бурлацкая ложка «бутырка», название которой, по всей видимости, произошло от слова «бутырить» — переворачивать, мешать, перемешивать, была такой же широкой, как межеумок, но толще и грубее. Она считалась самой крупной. Бурлаки носили ее за ленточкой шляпы на лбу вместо кокарды как своеобразный знак отличия, «вывеску».

Ложка баская, или боская, была долговатой и тупоносой, полубаская — немного покруглее (слово «баский» означало: красивый, красный, видный, разукрашенный).

Носатой называли всякую остроносую ложку. Уж не про нее ли поговорка: «Ложка-то узка, таскает по три куска: надо ее развести, чтобы таскала по шести!»

Делали в Нижегородской губернии и складные ложки — они были наиболее дорогими, а еще дюжинные, или чайные, горчичные, сливочные, икрянки и др.

Самая первая автоматизация в этом непростом промысле — лучковый станок. Он позволял обтачивать черенок ложи

Это ложки с сюжетной росписью мастерицы Е. И. Пряничниковой из деревни Хвостиково. 1930-е годы.

Одни из самых дорогих были ложки из клена, их редко расписывали, так как они сами по себе имели очень красивую фактуру. Самыми дорогими были ложки из фруктовых деревьев.

Всевозможные типы ложек.

Музейный стенд представляет процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки — «баклуши». У опытного мастера он занимал 20 минут. При этом иногда первые этапы — раскалывание чурбана на баклуши (чурки), обтесывание баклуши вчерне — доверяли детям, а заключительные — скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку — женщинам. Отсюда, кстати, пошло выражение «бить баклуши», которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл — бездельничать, праздно проводить время. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож.

А это стадии уже полуавтоматического процесса.

Обучение резьбе.

А вот Авдей Маслов, один из немногочисленных специалистов по ручному изготовлению ложек (про него автор рассказывал в статье « »).

Ну и немного столетних фотографий в тему. Ложкари в Семеновском уезде.

А вот и лучковый станок.



Ложечный базар