Культура месопотамии. Художественная культура междуречья Презентация шедевры художественной культуры междуречья

Культура месопотамии. Художественная культура междуречья Презентация шедевры художественной культуры междуречья

На современной карте это территория Ирака. Открытая и доступная со всех сторон территория Междуречья находилась на перекрестке дорог и была ареной борьбы многих племен, народов и государств. Эти государства – Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Урарту и др., то возвышались, то приходили в упадок, а то и совсем исчезали. Народы, населявшие этот обширный регион, одними из первых изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные произведения искусства.


Клинопись Система письменности переднеазиатского региона связана с так называемой клинописью, постепенно развивавшегося из рисуночного письма. Клинопись не была алфавитом, то есть звуковым письмом, а содержала идеограммы, которые обозначали либо целые слова, либо гласные, либо слоги. Сложные шумерские тексты напоминают ребусы, и читать их было трудно. Всего в шумерской клинописи, развитой дальше аккадцами, было около 600 знаков. Клинописные тексты на глиняных табличках: учебные, культовые, государственные – стали вечными памятниками этой культуры.


Благодаря «глиняным книгам» ученым удалось составить краткую схему периодизации истории Древнего Междуречья. IV тыс. до н.э. – время распада первобытнообщинного строя. III тыс. до н.э. – образование Шумеро-Аккадского царства. XXVII-XXV вв. до н.э. – возвышение шумерийских городов – государств. XXIV-XXIII вв. до н.э. – власть переходит к семитскому городу Двуречья – Аккаду. XXIII-XXI вв. до н.э. новое усиление шумерийских городов Ура и Агаша. II тыс. до н.э. – возвышение Вавилона. XIX-XII вв. до н.э. – объединение Месопотамии под властью Вавилона. I тыс. до н.э.: IX-VII вв. до н.э. – усиление мощи Ассирии, одержавшей верх над Вавилоном. VII-VI вв. до н.э. – новое возвышение Вавилона, Нововавилонское царство. 536 г. До н.э. – завоевание Вавилона Киром – царем Ирана. IV-II вв. до н.э. – господство в Месопотамии греко-македонских завоевателей.


Искусство Шумера и Аккада. Шумеры и аккадцы – два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья IV-III тыс.до н.э. Проложив сеть каналов от реки Ефрат, они оросили бесплодные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Каждый город был отдельным государством со своим правителем и армией. Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало. До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры.


Статуя сановника Эбих-Иля из Мари. Середина III тыс.до н.э. Наиболее распространенным типом скульптуры был адорант (от лат. «adore» - «поклоняться»), который представлял собой статую молящегося – фигурку стоящего со сложенными на груди руками человека, которую дарили храму. Особенно тщательно выполняли огромные глаза адорантов; их часто инкрустировали. Главная особенность шумерской скульптуры – это условность изображения.


В предметах, найденных в храме Тиль Барсиба и хранящихся в Иракском музее и Чикагском университете, подчеркиваются объемы, вписанные в цилиндры и треугольники, как, например, в юбках, которые представляют собой плоские конусы, или в торсах, подобных треугольникам, с предплечьями, тоже имеющими коническую форму. Даже детали головы (нос, рот, уши и волосы) сводятся к треугольным формам.




«Штандарт» из «царской» гробницы в Уре. Фрагмент. Около 2600г. До н.э. Мозаика из раковин и сердолика образует красочный орнамент. Пластина разделена на ярусы, в которых изображены сцены «войны и мира». В гробницах Ура были найдены образцы мозаичного искусства – две прямоугольные деревянные пластинки, укрепленные в виде крутой двускатной крыши, так называемый «штандарт» из Ура.


«Штандарт» из «царской» гробницы в Уре. «Штандарт Ура» представляет собой две наклонные панели, соединенные рейками. Назначение его неизвестно. Есть предположение, что данный предмет носили на шесте (как штандарт), отсюда его название. Согласно другой теории, «Штандарт Ура» был частью музыкального инструмента. На одной панели штандарта изображены сцены мирной жизни, на другой военные действия.


«Штандарт» из «царской» гробницы в Уре. «Панель войны» представляет собой одно из самых ранних изображений шумерской армии. Боевые колесницы, запряженные четырьмя онаграми каждая, прокладывают дорогу, попирая тела врагов; пешие воины в плащах вооружены копьями; врагов убивают топорами, пленников в раздетом виде ведут к царю, который также держит в руках копье. «Панель мира» изображает ритуальный пир. Процессии несут на пир животных, рыбу и иную снедь. Сидящие фигуры, одетые в юбки с бахромой, пьют вино под аккомпанемент музыканта, играющего на лире. Такого рода сцены весьма характерны для цилиндрических печатей того времени.


Зиккурат в Уре В аккадский период возникает новая форма храма зиккурат. Зиккурат представляет собой ступенчатую пирамиду, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата, как правило, окрашивали в черный цвет, средние в красный, верхние в белый. Форма зиккурата очевидным образом символизирует лестницу в Небо. Во время III династии в Уре был построен первый зиккурат колоссальных размеров, состоявший из трех ярусов (с основанием 56 х 52 м и высотой 21 м). Возвышаясь над прямоугольным фундаментом, он был направлен на все четыре стороны света.


Зиккурат в Уре В настоящее время сохранились лишь два этажа из трех его террас. Стены платформ наклонены. От основания этого строения на достаточном расстоянии от стен начинается монументальная лестница с двумя боковыми ответвлениями на уровне первой террасы. На вершине платформ находился храм, посвященный богу луны Сину. Лестница доходила до самой верхней части храма, соединяя этажи между собой. Эта монументальная лестница отвечала стремлению к тому, чтобы боги принимали активное участие в мирской жизни.


Арфа в виде головы быка из Ура. Жители Месопотамии достигли удивительного мастерства в изготовлении предметов обихода. Множество подобных предметов обнаружено на королевском захоронении в Уре. Это «царские гробницы», где были найдены изделия из драгоценных металлов и камней, оружие, фигурки животных, арфа. Прекрасно выполнена инкрустированная голова быка, украшающая деку арфы.


Лира была найдена в одной из царских гробниц Ура. Лира была сделана из дерева, которое местами истлело от времени и было заменено пластиком. Передняя панель инструмента была украшена ляпис-лазурью, ракушками и красным известняком. Резонансная камера лиры была декорирована золотой маской быка, которая также была частично реставрирована (рога). Борода, шерсть и глаза быка оригинальные, сделаны из ляпис-лазури. Похожая лира изображена на «Панели мира» «Штандарта Ура».




Цилиндрическая печать из Урука. Особое место в шумерском изобразительном наследии принадлежит глиптике – резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню. До нашего времени сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Печати прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск – миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тщательно выстроенной композицией. Для жителей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили как талисманы, дарили храмам, помещали в захоронения.


На шумерских гравюрах наиболее частыми мотивами были ритуальные пиршества с сидящими за едой и питьем фигурами. Другие мотивы составляли легендарные герои Гильгамеш и его друг Энкиду, борющиеся с чудовищами, а также антропоморфные фигуры человеко-быка. С течением времени этот стиль уступил место непрерывному фризу с изображением дерущихся животных, растений или цветов.


Статуя Гудеа, правителя Лагаша. После смерти царя Нарамсина пришедшее в упадок царство Шумера и Аккада захватили кочевые племена гутиев. Но некоторым городам на юге Шумера удалось сохранить самостоятельность в том числе и Лагашу. Гудеа, правитель Лагаша прославился строительством и восстановлением храмов. Его статуя – выдающееся произведение шумеро- аккадской скульптуры.




Победная стела царя Нарамсина. Новый тип рельефа мемориального характера. Каменные плиты разных размеров, имеющих округлую верхнюю часть и изображения с исторической и религиозной тематикой. Рельеф стелы царя Аккада Нарамсина рассказывает о его победоносном походе против горного племени луллубеев. Мастеру удалось передать пространство и движение, объем фигур и показать не только войнов, но горный пейзаж. На рельефе представлены знаки солнца и Луны, символизирующие божеств – покровителей царской власти.


«Голова Саргона Великого» из Ниневии. Во время аккадского периода происходит изменение ориентации в искусстве, так как интерес концентрируется в большей мере на превознесении монархии, нежели на проявлении почтения к богам. Тем не менее шумерские традиции сохранились. Бронзовая голова из Ниневии воплощает в себе новые достижения аккадских ювелиров.


«Голова Саргона Великого» из Ниневии. Памятник изображает монарха с характерными семитскими чертами (длинная вьющаяся борода и собранные в пучок волосы). Это настоящий портрет, в котором отвергнуты шумерские геометрические формы и тщательно изображаются черты лица: орлиный нос, великолепно очерченные губы и вставленные в орбиты глаза. Борода также тщательно отчеканена в каждом из составляющих ее коротких и длинных завитков, равно как и переплетение волос.


Фрагмент декорации дворца Ашшурбанипала в Ниневии Иллюстрирует военную кампанию ассирийцев против Элама, которая закончилась захватом и разграблением Суз. В нижней части фрагмента, на триумфальной колеснице под зонтиком стоит могущественный царь Ашшурбанипал (правил в гг. до н. э.). Традиционно, фигура царя имеет больший размер, нежели все остальные персонажи.


Искусство Ассирии Мотив укрощения львов был частью сложной архитектурной и декоративной системы. Он символизировал божественную и царскую власть; сила, исходившая от изображения, защищала дворец и продлевала правление монарха. Колоссальная скульптура изображает мужчину, душащего льва. Герой (или дух) изображен анфас, что является редкостью для ассирийского искусства и встречается только при изображении существ, обладающих магической силой. В правой руке герой держит царское церемониальное оружие с кривым лезвием. На нем надета короткая туника и поверх нее шаль с бахромой, скрывающая одну ногу и оставляющая открытой другую. Магический эффект изображения состоит в том, что герой смотрит прямо в глаза зрителю. Глаза героя, некогда ярко раскрашенные, должны были гипнотизировать зрителя


Статуя фантастического крылатого быка - шеду Крылатые быки с человеческими головами были гениями-хранителями, которых называли шеду. Шеду устанавливали по сторонам городских ворот или проходов во дворец. Шеду являлись символами, совмещавшими в себе свойства человека, животного и птицы и, следовательно, были мощным средством защиты от врагов.




Рельеф «Раненая львица» Эта небольшая панель была частью обширной композиции, изображающей царскую охоту на львов. Поразительна реалистичность, с которой художник изобразил раненое животное. Из пасти льва, пронзенного царской стрелой, хлещет кровь. На морде зверя отчетливо проступили вены. На первый взгляд, создается впечатление, что художник симпатизирует умирающему зверю.






Искусство Нововавилонского царства. Ворота Богини Иштар До наших дней сохранились развалины ворот богини Иштар; эти ворота имели для вавилонян особое значение от них мимо храма Мардука шла Дорога процессий, по которой совершались торжественные шествия. В конце XIX начале XX вв. немецкие археологи откопали большое количество обломков городской стены, используя которые, удалось полностью восстановить исторический облик ворот Иштар, которые были реконструированы (в натуральную величину) и ныне экспонируются в Государственных музеях Берлина.


Искусство Нововавилонского царства. Ворота богини Иштар Ворота Иштар представляют собой огромную арку, по четырем сторонам которой стоят высокие массивные зубчатые башни. Все сооружение покрыто глазурованным кирпичом с рельефными изображениями священных животных бога Мардука быка и фантастического существа сирруш. Этот последний персонаж (которого называют также вавилонским драконом) сочетает в себе признаки четырех представителей фауны: орла, змеи, неустановленного четвероногого и скорпиона.


Лев. Изразцовая облицовка Дороги процессий из Вавилона. Благодаря нежной и изысканной цветовой гамме (желтые фигуры на голубом фоне) памятник выглядел легким и праздничным. Строго выдержанные интервалы между животными настраивали зрителя на ритм торжественного шествия. Ворота всех народов в Персеполе гг. до н.э. Оригинальным элементом ахеменидского искусства является колонна, широко использовавшаяся во всех типах построек. Первоначально колонны делались из дерева, а затем покрывались штукатуркой и раскрашивались.


Дворец в Персеполе Впоследствии, в Персеполе, была применена каменная колонна с бороздчатым стволом. Самой оригинальной частью ахеменидской колонны является капитель из нее наполовину выступают вырезанные тела двух животных, обычно быков, драконов или человекобыков.
Искусство империи Ахеменидов. Любовь ко всему грандиозному и пышному, характерная для ахеменидской архитектуры, отсутствует в погребальных сооружениях, которые возводились с предельной скромностью. В Пасаргадах сохранилась гробница Кира II строгое сооружение высотой одиннадцать метров, которое отдаленно напоминает месопотамский зиккурат. Гробница имеет вид простого каменного жилища с двускатной крышей, установленного на платформе, состоящей из семи ступеней. На стенах гробницы отсутствовала какая-либо декорация, только над входом помещался символ верховного бога Ахура-Мазды большая сложной формы розетка (орнамент в виде цветка) с золотыми и бронзовыми вставками.


Сфинкс рельеф дворца в Персеполе Изображенный на рельефе сфинкс был божеством, охраняющим верховного персидского бога Ахура- Мазду, которого Дарий I «возвел в сан» царского бога. О божественной сущности сфинкса говорит его головной убор, украшенный рогами.





Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Художественная культура Древнего Мира Искусство Месопотамии

  • Известные науке древние цивилизации возникли за 4 тыс. лет до н. э. Это прежде всего Древний Восток - Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Египет.
  • Плодородная равнина Тигра и Евфрата стала называться Месопотамией («месос» - середина, «потамос» - река, греч.), что означает Междуречье. На современной карте вы нет этого названия. Сегодня здесь находится арабское государство Ирак со столицей Багдад.
  • Исторические этапы развития Междуречья
  • IV тысячелетие до н. э. - время распада первобытнообщинно-го строя.
  • III тысячелетие до н. э . - образование Шумеро-Аккадского царства.
  • - 27-25-й вв. до н. э. - возвышение шумерских городов-государств.
  • - 24-23-й вв. до н. э. - власть переходит к городу Двуречья - Аккаду.
  • - 23-21-й вв. до н. э. - новое усиление шумерских городов Ура и Лагаша.
II тысячелетие до н. э.
  • II тысячелетие до н. э. - возвышение Вавилона. 19-12-й вв. до н. э. - объединение Месопотамии под властью Вавилона.
  • I тысячелетие до н. э .:
  • - 9-7-й вв. до н. э. - усиление мощи Ассирии, одержавшей верх над Вавилоном.
  • - 7-6-й вв. до н. э. - новое возвышение Вавилона, Нововавилонское царство.
  • - 536 г. до н. э. - завоевание Вавилона Киром, царем Ирана.
  • - 4-2-й вв. до и. э. - господство в Месопотамии греко-македонских завоевателей.
Достижения народов Месопотамии
  • знали точное время;
  • умели ориентировать стены городов и башен на 4 стороны света, точно выверяя горизонтали оснований;
  • возводили первые в мире «небоскребы» (Вавилонская башня);
  • соединили судоходными каналами Тигр и Евфрат;
  • составили солнечные и лунные календари;
  • заложили основы медицинских знаний;
  • установили 7-дневную систему;
  • в начале III тыс. до н. э. появились первые числовые символы (умели пользоваться поразительно большими числами).
  • изобрели письменность, которая позволила прочесть историю Древней Месопотамии.
Религиозно-мифологические представления народов Междуречья Статуэтка эбих-иля из Мари. Алебастр. Середина III тыс. до н. э. Париж, Лувр
  • Статуэтки- адоранты (от лат. adore - «поклоняться») изображают молящихся людей. Они должны были обращаться к богам (от имени того, кого изображала данная статуэтка) и уверять их в своей преданности.
Литература и письменность Древней Месопотамии
  • создание первых клинописных книг (первая в мире библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала);
  • месопотамская литература включает в себя эпические поэмы, сказки, собрания пословиц, авторские произведения;
  • самая древняя эпическая поэма «Эпос о Гильгамеше»
Рельеф с изображением этого мифического героя Междуречья сейчас хранится в Париже в Лувре. Культура Шумеро-Аккадского царства
  • У шумеров было множество богов. Каждому из богов строился храм. Самые древние из известных храмов шумеров посвящены богине Инанне (Иштар) и богу Ану. Это «белый храм» и «красный храм» в Уруке, названные по окраске стен.
Голова богини из «белого храма» в Уруке. Мрамор. III тыс. до н. э. Багдад, Иракский музей Портретная голова Саргона Древнего. Медь. ХХIII-ХХII вв. до н. э. Багдад, Иракский музей Одним из лучших образцов аккадской скульптуры является победная стела царя Нарам-Сина. В III тыс. до н. э. в царстве Шумера и Аккада сложился главный тип храмовой архитектуры Междуречья - зиккурат.
  • Зиккурат - это ступенчатая храмовая башня, состоящая из нескольких убывающих кверху трапециевидных платформ, сложенных из кирпича-сырца. На вершине - святилище; на фасаде - три крутые лестницы.
Основные направления шумеро-аккадской культуры:
  • 1) культовое , в котором складывается особый тип храмовой архитектуры - зиккурат и появляются связанные с ним храмовые принадлежности - адоранты.
  • 2) светское проявилось прежде всего в декоративно-прикладном искусстве (глиптике - искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях) и в скульптуре (посвятительные стелы с запечатленными на них подвигами царей и портретные статуи правителей).
Ассиро-вавилонская культура
  • Своего расцвета Вавилон достиг при правлении Хаммурапи - одного из величайших политиков древности.
  • Время Хаммурапи оставило удивительный памятник искусства - диоритовый столб, украшенный рельефами - клинописным сводом законов. Свод законов Хаммурапи охватывал все аспекты жизни вавилонского общества, как религиозные, так и гражданские.
Стела Хаммурапи из Суз. Диорит. XVIII в. до н. э. Берлин, Государственный музей Оно носило не культовый характер , как в Шумере, а светский . Здесь
  • Ассирийское искусство было исполнено пафосом силы, прославляло мощь, победы и завоевания властителей. Оно носило не культовый характер , как в Шумере, а светский . Здесь строились преимущественно дворцы.
  • Главное достижение вавилонских и, соответственно, ассирийских архитекторов - изобретение арки и свода (впоследствии они были положены в основу всего строительного искусства Древнего Рима и средневековой Европы).
В Ассирии появился новый тип города - город-крепость с единой планировкой. В основе архитектуры такого города лежит кирпичная стена. Для городской планировки характерны следующие черты:
  • 1) наличие цитадели; в ней находятся дворец и храм (цитадель - укрепленная часть города);
  • 2) расположение цитадели у стены;
  • 3) прямоугольная форма укреплений.
Шеду из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине. Песчаник. XVIII в. до н. э. Берлин, Государственный музей Особенности ассиро-вавилонской культуры
  • В развитии ассиро-вавилонской культуры доминирует не культовая, а светская линия. Это проявилось в строительстве великолепных городов с роскошными храмами и дворцами, украшенными рельефами. Искусство призвано было прославлять победы и богатства властителей, увековечивать имена царей.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Образование Месопотамии (междуречье Тигра и Евфрата) и ее социальное устройство. Предыстория Двуречья: шумеро-аккадская культура. Мировоззрение: культы, верования, письменность, литература и мифология. Технические достижения, строительство и архитектура.

    реферат , добавлен 29.06.2009

    Возникновение и развитие культуры Двуречья, её значение для мировой культуры. Культура Шумеро-аккадского государства: клинопись, наука, мифологические сказания, архитектура, искусство. Древний и Новый Вавилон, культура Ассирии, мифология Месопотамии.

    реферат , добавлен 01.03.2010

    Древнейшая культура народов Месопотамии: вавилоно-ассирийская, шумеро-аккадская. Расцвет городов, изобретение клинописи, летоисчисления. Культ и его особенности. Научные знания: медицина, математика, литература, развитие астрономии и астрологии.

    реферат , добавлен 17.12.2010

    Как возникла культура в Двуречье Тигра и Евфрата, основные этапы ее развития. Культура Шумера, его письменность, наука, мифологические сказания, искусство. Культура Ассирии: военное устройство, письменность, литература, архитектура, искусство.

    реферат , добавлен 02.04.2007

    Убежденность шумеров в том, что они созданы богами для того, чтобы приносить им жертвы и работать на них. Развитие религии и мифологии в Месопотамии. Письменность, литература и наука, первые шумерские иероглифы. Архитектурные формы шумерского зодчества.

    реферат , добавлен 18.01.2010

    Расцвет культуры и искусства Месопотамии во время существования Ассирийской державы. Господствующая роль религии в идеологической жизни Древней Месопотамии. Роль письменности в становлении культуры древнего общества. Упадок месопотамской цивилизации.

    презентация , добавлен 06.04.2013

    Зарождение культур Месопотамии и Руси. Религиозные факторы формирования культуры Месопотамии и Киевской Руси. Образование и наука. Литература. Летописи–особый жанр древнекиевской литературы. Архитектура. Особенности искусства Ассирии и Киевской Руси.

    контрольная работа , добавлен 24.12.2007

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

НИКИТИНА Ю.И.


Шумеро-аккадская культура XXVII–XX вв. до н. э.

  • Архитектура
  • Создаются многочисленные храмы, украшенные произведениями скульптуры и живописи. Распространяется уникальный тип культовых построек – зиккурат. Памятники эпохи: «царские гробницы» в Уре, подземные и надземные усыпальницы царей, овальный храм в Хафафже, дворец «А» в Кише с колонным залом и стенной мозаикой.

Религия и письменность

Религиозная система основана на поклонении сложному пантеону богов и обожествлении власти царя. Распространяются различные типы письма: рисунчатое и клинописное. Таблички с клинописью представляют из себя учебные тексты, списки богов, математические задачи, перечень лекарственных трав, литературные каталоги. Сохранился древнейший свод законов (2112 г. До н. э.) Ур-Намму.


Искусство

Впервые в украшении зданий применены круглая скульптура и рельеф. Сохранились стелы царя Эанатума с рельефными изображениями и царя Нарамсуэна со спиралевидным снизу вверх изображением, скульптурные медные и каменные портреты правителей, шедевры ювелирного искусства из сердолика, лазури и золота.


Ассиро-вавилонская культура XIX–VII вв. до н. э.

  • Архитектура
  • К памятникам эпохи относятся: дворцовохрамовый комплекс и зиккурат в Мари, храм Караиндаша в Уруке, храм Иштар, архитектурный комплекс дворцакрепости Саргона II.

Религия, наука, литература

Шумерская письменность распространяется по всей Передней Азии. Аккадское письмо переживает свой расцвет. Сохранились ассирийские записи литературного вавилонского канона «Нисхождение Иштар», эпос о Гильгамеше, кодекс законов Хаммурапи, первые астрономические тексты. Создаются частные, храмовые и казенные школы. В VII веке до н. э. были написаны анналы – первые летописи. Была собрана библиотека Ашшурбанипала в Ниневии.


Искусство

Памятники эпохи: стела царя Хаммурапи с рельефными изображениями царя и бога солнца и правосудия Шамаша, глиняные статуэтки личных божеств и гениев – хранителей дома, росписи дворца в Мари с попыткой перспективного изображения), статуи крылатых быков и львов (5,5 м) у дворца Саргона II. Было предпринято функциональное соединение архитектуры и скульптуры в статуе богини Иштар (полая статуя соединена с водой канала).


Культура Нововавилонского царства VII–VI вв. до н. э.

Архитектура Из памятников эпохи сохранились: архитектурный ансамбль Вавилона (10 кв. км), три дворца Навуходоносора, облицованные глазурованным кирпичом, «висячие сады» Амиты – жены Навуходоносора, храмовая башня «Эсагилы» – семиярусный зиккурат, т. н. Вавилонская башня, храмовый комплекс Изиды, «Ворота Иштар» – 4 башни с арками.


Религия, литература, наука и техника

Создано арамейское алфавитное письмо из 20 знаков. Проведены социальнорелигиозные реформы Набонида. Организована астрономическая регулярная служба. Сооружен 400-километровый канал Паллуката между Тигром и Ефратом.


Искусство

Сохранились рельефные изображения животных и фантастических существ из глазурованного кирпича. Был создан музей Навуходоносора с коллекцией произведений искусства. Совершенствовалась глиптика – искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях.


Пантеон вавилонских Богов (в скобках указан шумерский вариант имени)

Ану (Ан) - Бог Неба, отец богов Эллиль (Энлиль) - Бог Земли и воздуха, властитель плодородия и судеб людей, наслал Всемирный Потоп Эйя (Энки) - Бог водной стихии, покровитель ремесла и мудрости, создал людей Шамаш (Уту) - Бог солнца, правды и справедливости Син (Нанна) - Бог Луны Иштар (Инанна) - Богиня любви, плодородия, войны, дочь Сина