Основные типы стран мира их основные различия. Группировка стран по численности населения. Тема: Современная политическая карта мира

Основные типы стран мира их основные различия. Группировка стран по численности населения. Тема: Современная политическая карта мира
Основные типы стран мира их основные различия. Группировка стран по численности населения. Тема: Современная политическая карта мира

Политическая карта мира — географическая карта, на которой показаны государственные границы всех стран мира. В настоящее время в мире насчитывается более 200 государств. Указать точное количество стран сложно, т. к. политическая карта мира постоянно изменяется. За последние десять лет такие государства, как СССР и СФРЮ, перестали существовать, республики, входившие в их состав, приобрели статус независимых государств; две страны — Германская Демократическая Республика и Федеративная Республика Германия объединились в одно государство ФРГ и т. д. Есть страны, провозгласившие себя независимыми, но не признанные таковыми мировым сообществом (Республика Сербская). Есть страны, территория или часть территории которых оккупирована другим государством (Палестина — Израилем, Восточный Тимор — Индонезией).

Но на вопрос: интереснее не только то, что в Астане будут переговоры, но будут участвовать Россия, Турция и Иран. Это три государства, которые открыто поддерживают некоторые вооруженные группы в Сирии; они присутствуют только на месте. Оказывается, независимо от того, насколько вы сильны в воздухе, это не делает вас частью возможного решения. Мировой мир вел себя так, как будто расстояния не имели значения. И оказалось, что география не потеряла своего значения. Мир только начинает меняться - не потому, что мы находим, что это не совсем то, что мы себе представляем, а потому, что оно становится районированным.

Страны мира разнообразны. Они различаются: 1) по размерам территории: наиболее крупное — Россия (17,1 млн км2); маленькое — Ватикан (0,44 км2);

2) по численности населения: крупное — Китай (1,2 млрд чел.); небольшое — Ватикан (около 1 тыс. чел.);

3) по национальному составу населения: однонациональные, где подавляющее болыпинство населения принадлежит к одной национальности (Япония); и многонациональные (Китай, Россия, США);

Различные конфликты создают разные географические регионы. Как будто наши представления о мире не стареют. Ни географическая близость, ни границы. И поскольку это оказывается невозможным, ощущение - тупик. В основе Просвещения лежит идея универсального человечества - у вас есть права, потому что вы человек. Однако есть только два сценария, в которых это утверждение может быть правдой. Один из них заключается в том, чтобы иметь ваши права, где бы вы ни были, независимо от того, в какой стране вы находитесь, идея какого-то универсального гражданства, который предполагает, что границы будут полностью открыты.

4) по географическому положению: страны, не имеющие выхода к морю (Чад, Монголия); приморские (Индия, Колумбия); островные (Япония, Куба);

5) по государственному строю: монархии, где власть принадлежит монарху и передается по наследству (Бруней, ОАЭ, Великобритания); и республики, где законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству (США, ФРГ);

Отличная идея, но насколько это возможно? Другой сценарий заключается в том, чтобы государства были настолько внутренне урегулированы, что никто не хочет покидать государство. Видимо, это не вариант, который можно реализовать. Утопический проект Просвещения стоит за идеей мира без границ. Идея космополитического мира заложена в европейском сознании, потому что в значительной степени интеллектуальная Европа тогда думает об отсутствии границ, таких как отсутствие границ между европейскими империями, а затем между европейскими странами.

Для меня одно из больших изменений, происходящих в Европе, заключается в том, что внезапно начинает появляться страх перед будущим. Сегодня более 60% французов, немцев и англичан считают, что мы собираемся на новую мировую войну, и более 80% французов и англичан ожидают крупного террористического акта на своей территории в ближайшие 12 месяцев. Страх связан со старением старого континента и потерей экономической власти. Ключевой вопрос: возможно ли быть универсалистом, если вы боитесь будущего? Возможно ли быть универсалистом, если вы думаете, что будущий мир - это мир, в котором вы проигрываете, а не выигрываете?

6) по государственному устройству: унитарные (Франция, Венгрия) и федеративные (Индия, Россия, США). В унитарном государстве существует единая конституция, единая исполнительная и законодательная власть, а административно-территориальные единицы наделены незначительными полномочиями. В федеративном государстве наряду с единой конституцией имеют место также законодательные акты административно-территориальных единиц, которые не противоречат единой конституции.

Европа всегда была самой универсалистской в ​​своей экспансии - когда она думает, что она может заставить весь мир выглядеть так. Однако в оборонительной позиции универсалистский импульс становится очень проблематичным. В последнее время европейцы поняли, что, несмотря на привлекательность модели Европейского союза, она вряд ли универсальна. Это европейский вариант синдрома «Галапагосский синдром», который испытывают японские технологические компании. Не слишком большой, чтобы потерпеть неудачу - Япония слишком продвинута, чтобы добиться успеха.

В типологии стран, основанной на учете социально-экономических признаков, выделяются страны социалистические (Куба, Китай, КНДР и др.), капиталистические (США, ФРГ и др.), развивающиеся (Бразилия, Эфиопия, Малайзия и др.). Эта типология основывается на существовании в мире капиталистических и социалистических обществ и в настоящее время считается устаревшей.

Сегодня Европа переживает свой «синдром Галапагоса» - европейский постмодернистский порядок настолько развит и специфичен в Европе, что его невозможно воспринимать другими странами. Эта модель эволюционирует в охраняемую экосистему, защищенную более мускулистым современным миром, в котором живет огромное большинство людей на Земле. Но взгляните на современную Европу под другим углом. Существует основной вопрос, который люди избегают спрашивать. Фукуяма пишет «Конец истории», многие люди согласны с ним согласиться.

В 1980-е годы 67 раз в Совете Безопасности ООН, один или другой вето, в то время как в 1990-х годах было всего девять случаев вето. Появляется интернет, и идея подключения к людям начинает казаться совершенно очевидной. Идея о некоторых универсальных альтернативах исчезает. Конечно, есть неудовлетворенность, есть конфликты, но у нее нет идеи альтернативного мира. Никто не говорит: «Я хочу изменить мир». В этом смысле у Джеймисона замечательная формула: «Мы подошли к точке, где гораздо легче представить конец света, чем конец капитализма».

В типологии стран по уровню социально-экономического развития выделяются развитые и развивающиеся страны. Критерии данной типологии — уровень экономического развития, экономический потенциал, доля страны в мировом производстве, структура экономики, участие в международном географическом разделении труда. Обобщающий показатель — валовой внутренний продукт (ВВП) или валовой национальный продукт (ВНП) на душу населения. В данной типологии выделяются экономически развитые страны (где особо рассматриваются страны «большой восьмерки») и развивающиеся страны. Развивающиеся страны неоднородны и тоже весьма разнообразны: страны среднеразвитого капитализма (Бразилия, Мексика, Венесуэла и др.); новые индустриальные страны (Республика Корея, Тайвань); страны — экспортеры нефти (Саудовская Аравия, Кувейт и др.); страны, отстающие в своем развитии (Афганистан, Кения, Непал). Место любой страны в типологии не постоянно и может изменяться со временем.

Идея о том, что произошли радикальные изменения, ощущаются людьми и людьми с очень разными политическими установками. Чувство состоит в том, что что-то случилось, чего раньше не было. И вот почему идея Фукуямы о конце истории привлекательна - она ​​захватывает радикальный характер перемен. Кстати, Фукуяма в основном говорит о движении капитала и идей, а не о движении людей. Его главное утверждение заключается не в том, что все страны станут демократиями или что все люди станут счастливыми. Сам Фукуяма так или иначе критикует, как выглядит жизнь в конце истории - это скучный, бессмысленный период.