Конспект НОД по экологии в средней группе «О птицах много знаем мы. Птичьи секреты Логоритмическое упражнение «Птичка песенку поет»

Конспект НОД по экологии в средней группе «О птицах много знаем мы. Птичьи секреты Логоритмическое упражнение «Птичка песенку поет»

Под музыку «Почемучка» (в исполнении С. Парамонова) входят дети.
- Уважаемые гости! Вам – почёт, а хозяевам – честь. Сегодня вы убедитесь, как ваши дети познают природу не только умом, но и сердцем. Поприветствуем друг друга аплодисментами . (Дети поднятыми руками приветствуют родителей).
– Мы входим в лес. В жуткой тишине леса не слышно птичьих голосов. Они смолкли перед непогодой. Дождь проходит, и снова лес наполнился замечательными звуками птичьего пения. Как хорошо, что тишина была недолгой!
- Да. Мы не можем себе представить мир без птиц. Улицы без милых суетливых воробьёв. Лес – без кукования кукушки. Двор – без милой, говорливой сороки. Что может случиться без птиц?
«Птицы загрустили» (Л. Кондратенко)
Мальчишка из рогатки
Стрелял в весёлых птиц.
Он целился украдкой
В ласточек, скворцов, синиц.
И птицы загрустили,
Не стали щебетать,
И все они решили
Туда не прилетать.
В садах уже не слышен
Весёлый перелив.
В них нет ни красных вишен,
И нет в них спелых слив.
Всё сохнет, увядает,
Страдает всё село,
Страдает и не знает,
Что в нём произошло.
Мальчишка из рогатки
Стрелял в весёлых птиц.
-От имени всей нашей группы мы очень благодарны Природе за то, что она создала птиц на радость людям.
-А в жизни бывают такие истории, когда безжалостные дети плохо обращаются с птицами.

Инсценировка «Дельный совет».
Как-то Петя Борю встретил.
Стал хвалиться Боря Пете:
- Ух, я знаю много гнёзд!
Знаю, где щегол, где дрозд.
Знаю, где живут скворцы!..
- Если знаешь, помолчи!
Не болтай! – заметил Петя,
- Будь полезен им хоть этим!
-Среди недоброжелателей птиц могут оказаться и животные.

Инсценировка «К воробью крадётся кошка».
К воробью крадётся кошка:
«Ты меня не бойся, крошка!
Воробьёв я обожаю –
Никогда не обижаю».
Воробей ответил кошке:
«Я с тобой знаком немножко.
При знакомстве у куста,
Кто мне вырвал полхвоста!»
- Мал воробей, да удал.
(Повторяют хором все дети).

Так как же надо беречь птиц и подкармливать их зимой?
Покормите птиц (А. Яшин)
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
«Ты гнёзда разорять, не смей!»
Ты гнёзда разорять, не смей!
Не трогай птичьих гнёзд!
Ты в наши гнёзда не смотри,
Не становись на пни!
Яичек тёплых, не бери –
Зачем тебе они?
Через неделю или две
Зайди послушать в сад –
Птенцы в молоденькой листве
Тихонько запищат.

Так обращаются ко всем людям птицы. Их призыв мы принимаем.
- Знание возбуждает любовь. Чем больше узнаём о птицах, тем больше мы их любим.
«Почему скворец весёлый?»
Почему скворец так весел?
Почему?
Спел за утро столько песен!
Почему?
Потому скворец весёлый,
Что в скворечне у скворца
Появились новосёлы
Три малюсеньких птенца.
Был скворец простым скворцом,
А сегодня стал отцом.
-Еще о смехе. – Очень ценным для здоровья являются юмор и смех.

А Я считаю, у взрослых нет чувства юмора, и они не будут смеяться.
-Тогда посмеяться над анекдотами помогут нам наши коллеги. Вы согласны, ребята?
Рассказывает анекдот.
«Летит реактивный самолёт. Одна сорока говорит другой. – Смотри, как птица быстро летит! Вторая сорока отвечает: - И ты бы так летела, если бы тебе хвост подожгли».
Ведущий 2. (ребёнок).
«Летят две маленькие птички колибри. Навстречу им слон. Одна птичка говорит другой: - Нам бы его только завалить, а там мы его запинаем».
-Смех заменяет 200 граммов сметаны. Спасибо за пищу – духовную и физическую.
Хоровое исполнение стихотворения «Ласточка» (Н. Рубцов) с использованием невербальных средств.
Ласточка носится с криком,
Выпал птенец из гнезда.
Дети окрестные мигом
Все прибежали сюда.
Взял я осколок металла,
Вырыл могилку птенцу.
Ласточка рядом летала,
Словно не веря концу.
Долго носилась, рыдая.
Под мезонином своим…
Ласточка! Что ж ты, родная,
Плохо смотрела за ним!
Инсценировка «В парке плакала девочка».

В парке плакала девочка: "Посмотри-ка ты, папочка,

У хорошенькой ласточки переломлена лапочка, -

Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю"...

И отец призадумался, потрясённый минутою,

И простил все грядущие и капризы, и шалости

Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.


Подводим итог пословицей «Мы много знаем о птицах. Но то, что мы знаем, - ограничено, а то, чего мы не знаем – бесконечно»
Завершающий конец.

Исполнение песни «Просьба». Слова Р. Рождественского, Музыка А. Пахмутовой.
В руке у каждого ребёнка лепная птичка.
После исполнения песни дети дарят птичек гостям.

Предварительный просмотр:

«Радужные Добрята»

29 и 30 ноября в стенах нашего комплекса прошел конкурс экологических агитбригад «Эколята».

Много эмоций, подготовки и волнения ребята перенесли за тот отрезок времени, который соединил их с выступлением.

Старшая группа «Непоседы», в составе Олега, Ангелины, Ромы, Маши, Кирилла, Матвея и Евы презентовала свое выступление в гостях центрального сада. Ребята были выразительны, лаконичны, организованы, коммуникабельны и современны. Без единой запинки, на одном дыхании воспитанники Татьяны Геннадьевны Ш. рассказали о проблемах природного ресурса, подтверждая вышесказанное презентацией из местного экологического фонда родного города. Ребята грозно, отлично вживаясь в роль, показали сцену «Суд над человеком» и завершили свое выступление зажигательным одноименным флэш-мобом «РАДУГА», привлекая к себе главных болельщиков – родителей, которым пришлось даже забрать ребят со сцены – уж так им понравилось быть в эпицентре.

Следующий день ознаменовал себя выступлением подготовительной к школе группе «Рябинка», в состав команды вошли Матвей Т., Даная С., Тимур Т., Карина Ф., Сережа Л.. «Мы знаем о птицах…» назвали свое выступление выпускники и достойно поведали коллегам обо всех хитростях птичьей жизни. Была в их выступление и проза и монолог, сцена и анекдот, радость и грусть, поучение и игра слов. Песня «Раненная птица» привела в восторг выпускников и болельщиков. Руководитель группы Евгения Владимировна Р. достойно и спокойно презентовала зрителям мультимедийную «красную книгу» о занесенных в нее птиц Чувашии.

Дружно и весело ребята провели перерыв, пока жюри, как нам казалось, компетентное, подводило итоги.

Наши воспитанники заняли призовые III места. Но, к сожалению, жюри не смогли объяснить ребятам и болельщикам-родителям критерии оценок.

Ребята получили большое удовлетворение от выступления – они МОЛОДЦЫ! Смелые и показательные наши артисты! А вот жюри нас подвело, мы верили в их компетентность, а, к сожалению, впереди оказались чувства и личные отношения.

Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут цветы.

Мы, учащиеся 2 «Б» класса, вместе со своим учителем Голиковой Мариной Анатольевной задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах , которые остаются зимовать в наших краях? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, возможно, связан с отсутствием необходимого количества корма.
Мы решили: чтобы помочь птицам, надо знать, какие из них зимуют и чем кормятся. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Потому-то так важны кормушки! Кусочки сала и мяса - для синиц. Но обязательно не солёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь. Дятлы предпочитают семена тыквы и подсолнечника. Воробьи - просо, овёс, пшено. Свиристели, снегири любят полакомиться гроздьями ягод рябины, калины. У каждой птицы свои предпочтения. Главное - не дать им погибнуть от голода в зимнюю стужу, когда найти корм птицам значительно труднее, чем летом.

А они нам будут благодарны за это и очистят наш сад от вредителей. Оказалось, что зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жёстких погодных условиях (воробей, синица, снегирь, ворона, свиристель, сорока).

При изготовлении кормушки не стоит увлекаться слишком сложными и причудливыми конструкциями.Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное, выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек.

Украсив сад, двор или балкон такими кормушками, вы получите истинное наслаждение, наблюдая за пернатыми.Зимующие птицы охотно прилетают на места кормления. Мы пронаблюдали, какие птицы обычно на кормушках.

По утрам галдят воробьи. Невольно проснёшься от их весёлого щебета. Стайка небольшая - всего птах сорок, но все постоянно крутятся возле дома. Самые постоянные гости - шустрые синицы. В сильные морозы появляются снегири. Возможен визит весёлой стайки свиристелей. В тёплые дни меняется поведение птиц: голуби воркуют, сороки трещат. Но вот снова повалил снег, ударили морозы. Самое время наблюдать, кто и как обедает в столовой. Воробьи лущат семечки прямо здесь же. К синицам относятся крайне недружелюбно, часто провоцируют драки. Голуби подбирают, что упало, крутятся на снегу. Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями.Мы решили написать рассказы, сочинения про кормушки и птиц.

Птицы зимой.

В нашей области очень много птиц. Но на зиму остаются снегири, дятлы, свиристели, воробьи и синицы. Зимой птицам очень холодно и голодно. И если птиц совсем не подкармливать, они погибнут. Многие люди в садах, скверах, парках развешивают кормушки. Наш класс тоже этой зимой развешивал кормушки в парке «Кристалл». Ребята приносили различные угощения: семечки, кусочки хлеба, несоленое сало, пшено. Я надеюсь, что многие птицы выжили этой холодной зимой.

(Пиякова Пелагея)

Снегирь, синицы и воробьи.

Мы сделали кормушку и украсили её. Насыпали зерна. Вскоре прилетели птицы. Синицы и воробьи стали клевать зёрнышки. Снегирь наблюдал за ними со стороны. Когда они улетели, снегирь смело подлетел к кормушке. Он быстро склевал оставшиеся зёрнышки. Я счастлива, что мои птицы сыты. Завтра я насыплю корм и буду ждать гостей. Сделайте кормушку и вы. Летом птицы отблагодарят всех.

(Настя Плюта).

Как плохо птицам зимой.

Осенью многие птицы улетают на юг. В моем дворе остались лишь воробьи и синицы. Мне очень жаль этих маленьких птиц, потому что во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от холода, особенно в конце зимы. У меня во дворе висит кормушка из обычной коробки от сока. Туда многие жители моего двора насыпают корм птицам. Я тоже насыпаю в кормушку семечки и пшено. Птицы ежедневно навещают кормушку, так как знают, что в ней есть корм. Мама говорит, что помощь птицам зимой помогает воспитывать у людей доброту, душевную щедрость. Я с нетерпением жду приближения весны. По утрам я буду слушать звонкое пение птиц. Следующей зимой я хочу повесить свою кормушку во дворе и буду подкармливать птиц.

(Грошев Рома)

Птицы зимой.

Сейчас зима. Мне нравится это время года: можно кататься на санках, на лыжах, играть в снежки. Мои бабушка и дедушка живут на улице Луговой, которая тянется вдоль леса. Зимой там просто чудесно! Деревья, пушистые от снега, на земле тоже снежное покрывало. Проводить здесь время одно удовольствие! А еще мы с сестренкой Дашей любим проводить время в саду возле дома, там много птиц. Плохо им в это время, поэтому многие ещё осенью улетели в тёплые края, они бояться холода. Некоторые птицы остались, а некоторые даже наоборот прилетели зимовать. Они не очень боятся холода, перья и пух защищают их. Страшен им голод, потому что зимой исчезают насекомые, прячутся под корой, снегом засыпаны ягоды, крошки, семена. Птицы слетаются ближе к жилью человека. Много их и в нашем саду. Это снегири, синицы, воробьи и другие. Они страдают от холода и голода, садятся на ветки яблонь, кусты. Их очень жалко. Они смотрят и ждут от нас помощи. И, конечно, мы как можем помогаем им пережить суровую зиму: в саду мы развешиваем кормушки, домики, где можно спрятаться от злого ветра, на ветки деревьев подвязываем кусочки сала для птиц. Домики и кормушки мы делаем всей семьей. Знаете, как здорово наблюдать за ними! Утром, когда выходим из дома, чтобы насыпать зерна, ягод, крошек, они уже ждут, срываются с веток и хватают корм прямо из рук. Совсем не боятся нас синицы, они садятся даже на плечи, голову. А когда наклюются, птички рассаживаются на ветки и наблюдают, как мы играем. Если сильный ветер, они прячутся в домики. Мне очень радостно от того, что хоть несколькими птицам легче пережить холодные дни. Ведь птицы - наши друзья! Зато весной так классно слушать их чириканье и песни! А еще они помогут уничтожить вредителей, мух, комаров. Давайте все и всегда помогать нашим пернатым друзьям!

(Цехмайстер Рома)

Все должны помнить и заботиться о птицах.

Стихотворение Т. Евдошенко «Берегите птиц».

О птицах много знаем мы

И в то же время мало,

И нужно всем: и вам, и нам,

Чтоб их побольше стало.

Для этого побережём

Своих друзей пернатых,

Иначе мы к нулю сведём

Певцов наших крылатых.

Съедят деревья и плоды

Личинки насекомых,

И поредеют все сады

Без наших птиц знакомых.

Зимой поставь кормушку им,

Синицам дай ты сала;

Пшено едят все воробьи,

Подсыпь, как станет мало.

Они вознаградят труды,

И зацветут кругом сады.

Среди зелёной той листвы

Их песенку услышишь ты.

Ученики 2 Б класса

Задачи урока:

  • продолжить знакомство с птицами;
  • дать понятие о перелётных и зимующих птицах;
  • воспитывать любовь, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

  • понять причины, по которым перелётные птицы покидают родные края;
  • научиться различать перелётных и зимующих птиц.

Оборудование.

У учителя: картинки с изображением насекомых и паука-крестовика, карта полушарий,2 набора перелётных и зимующих птиц, на доске рисунок с изображением кормушки и дерева, птицы на магнитах для кормушки, буквы слова “молодец”, презентация к уроку (Приложение ).

у учащихся на партах: цветные карандаши (зелёный и синий), карточка с заданием: допиши предложение…, сигнальные карточки, картинки с изображением солнышка и тучки.

Ход урока

1. Организационный момент.

У. Ребята, посмотрите на наших гостей, подарите им улыбку и улыбнитесь друг другу.

У. Я рада нашей встрече, друзья!

Мы сегодня на уроке будем вспоминать, рассуждать, объяснять и задания выполнять

А чтоб урок пошёл вам впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

2. Проверка домашнего задания.

Игра “Убери лишнюю картинку” . Среди насекомых находится паук-крестовик. Уч-ся необходимо его убрать.

Почему вы его считаете лишним? /здесь все насекомые, а паук –не насекомое

Какой главный и верный признак всех пауков? (8 ног) А - насекомых? (шесть ног)

Почему насекомых так назвали?

3. Введение в тему урока.

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…

Д. Птица.

У. Почему пауки и насекомые боятся птиц?

Д. Они их едят.

У. Догадались, какой теме мы посвятим сегодня наш урок?

Д. Птицам. /Звучит фонограмма с пением птиц/

4. Сообщение темы урока

У. Сегодня мы узнаем много нового из жизни птиц, поэтому тема нашего урока так и называется “Птичьи секреты” / слайд №1/

У. Сегодня на уроке мы
Поговорим о маленьких синицах
О перелётных и зимующих здесь птицах.
О том, как в парке каплями зари
Уже мелькают красногруды снегири.
Что в декабре морозно и светло
От перистого инея бело.

5. Знакомство с новым материалом.

1. Постановка проблемной ситуации.

У. Ребята, а как вы думаете, какие секреты могут быть у птиц?

/ответы учащихся/

Совершенно верно. И как я уже сказала, сегодня на уроке мы попробуем разгадать птичьи секреты.

У . Каждую осень многие птицы улетают из наших краёв, а весной опять возвращаются.

Таких птиц называют перелётными.

Рассматривают птиц в учебнике на стр. 94

Каких из этих птиц вы видели в природе?

Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые сейчас будут вашими помощниками. Сейчас мы будем работать в парах. О чём мы должны помнить, общаясь друг с другом?

Вежливо обращаться друг к другу.
Выслушивать мнение товарища.
Доказывать свои версии, не перебивая.
Быть внимательным друг к другу.
Умеешь сам – научи другого.

Работа в рабочей тетради на стр. 56. Дети находят изображения перелётных птиц, вписывают номера их названий в кружочки. Обводят зелёным карандашом изображения перелётных птиц и закрашивают кружочки около тех птиц, которых они видели в природе. /Работа в парах /

У. Учитель читает до конца первый абзац текста на стр. 94

Дети высказывают свои соображения, куда могут улетать птицы. Слайд №2

- учитель читает первый абзац текста “Птичьи секреты” на “Страничках Умного Совёнка” (стр.

126 учебника) слайд №3

Вместе с учащимися делают ВЫВОД : учёные узнали с помощью колец, которые надевали на лапки птиц, что птицы улетают в тёплые края. На каждом кольце был адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в другой стране встречал окольцованную птицу он сообщал об этом по данному адресу. Так удалось узнать где зимуют птицы. Часть птиц зимует на юге России, а часть улетает в Африку и на юг Азии. /Показ на карте путей перелётов птиц/.

Физминутка

Утром птичка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре полетела
И на веточку присела.

Ученик читает второй абзац текста /слайд №3/

У. - Почему улетают дикие утки, гуси и лебеди, а домашние - нет?/ответы учащихся/

ВЫВОД: зимой исчезают насекомые, реки и озёра покрываются льдом, земля – снегом. Поэтому птицы и улетают в тёплые края, где нет снега, льда, где всегда есть корм. Птицы не остаются на юге на всё лето, потому что летом им там будет очень жарко. Поэтому весной птицы возвращаются из тёплых краёв. И как мы с вами уже знаем таких птиц называют……/перелётными/.

Ученик читает третий абзац текста на стр. 95 учебника. /слайд №4/

Дети высказывают свои догадки, почему птицы заранее знают о приближении трудного, голодного времени.

Помощь Умного Совёнка / стр. 126 учебника/

ВЫВОД: о времени отлёта птицы судят не по погоде, которая может измениться за один день, а по длине светового дня. Это так называемые биологические часы.

Сообщение учителя: Есть ещё одна загадка, по поводу которой учёные спорят до сих пор: как же ориентируются птицы в полёте, ведь им приходится лететь на огромные расстояния. Когда птицы летят днём, они могут ориентироваться по виду местности, а ночью отдыхают. Есть птицы., которые летят ночью. Они, скорее всего ориентируются по звёздам. Но вот ещё загадка: у кукушек первыми улетают в тёплые края молодые птицы, а через несколько дней - старые. Молодым птицам, родившимся в данном году, никто догу не показывает. Вот это до сих пор не разрешённая загадка.(Некоторые учёные считают, что у кукушек есть свой “компас” - магнитное поле Земли.)

У.Ребята, а видели ли вы как летят птицы? /ответы учащихся/

/Слайд №5/

У. Некоторые птицы во время полёта выстраиваются в определённом порядке, например, журавли, утки, гуси косяком или клином. Летящей впереди птице приходится труднее всех – она рассекает воздух. Впереди всегда летят взрослые самые сильные птицы, а за ними молодые и слабые. Когда летящая впереди птица устаёт, она уступает место другой. Мелкие птицы и грачи летят большими скученными стаями.

Учащийся читает последний абзац текста на с. 95 / слайд № 6/

  • учащийся читает 3 абзац текста на стр. 126 (советы Умного Совёнка);
  • учащиеся рассматривают изображения зимующих птиц в учебнике;
  • работа в тетрадях: обводят синим карандашом зимующих птиц, отмечают (закрашивают кружок) птиц, которых они видели в природе.

Физминутка

Игра “Узнай, какая птица”.

А теперь, ребята, мы поиграем с вами в игру. Она называется "Узнай какая птица". Если я назову перелетную птицу, вы должны поднять руки вверх и два раза хлопнуть, если я назову зимующую птицу, вы должны присесть.

Грач, поползень, дятел, цапля, стриж, ворона, воробей.

У. – Ребята, а как вы думаете, чем питаются зимой птицы, которые не делают запасов?

(ответы детей: семенами, насекомыми, ягодами рябины, калины)

У. Да, ребята, многие зимующие птицы не делают запасы, а питаются тем, что смогут найти. Скорее, всего вы видели, как зимой синицы, воробьи, склёвывают с веток различные семена, липовые орешки, крылатки клёна, ищут жучков, насекомых и достают их из-под коры деревьев. Вы видели красавцев-снегирей. Насекомыми они не питаются. Чем же они тогда питаются? (Ягодами рябины, калины). А вот воробей всеяден. Он питается и насекомыми, и ягодами, и отходами питания человека. С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему?

Нелегко, ребята, птицам зимой найти себе корм. В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод.

/Слайд №7/ Прочитайте высказывание: “Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями ”.

Как вы понимаете выражение?

У. Птицы приносят много пользы людям и природе. Они уничтожают вредных насекомых, переносят семена растений, уничтожают слабых и больных животных. Нужно охранять и заботиться о птицах.

Кто же может помочь птицам в суровое зимнее время? /да, мы с вами/Человек должен помочь птицам, а как? /Развесить кормушки/

А у кого из вас есть дома кормушки? Молодцы. Не забывайте вовремя счищать с кормушек снег и подсыпать корма. Если каждая школа в нашей стране повесит хотя бы одну кормушку, то птицы будут обеспечены кормом.

У. А сейчас я хочу, чтобы мы вспомнили стихотворение о птицах.

Чтение учащимися стихотворения “Берегите птиц” /Т. Евдошенко/

1-й ученик.

О птицах много знаем мы
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам, и нам,-
Чтоб их побольше стало.

2-й ученик.

Для этого побережём
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведём
Певцов наших крылатых.

3-й ученик.

Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых,
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых.

4-й ученик.

Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала;
Пшено едят все воробьи,
Подсыпь, как станет мало.

5-й ученик.

Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады.
Среди зелёной той листвы
Их песенку услышим мы.

6. Проверка усвоения новых знаний.

У. А сейчас я предлагаю вам выполнить задание: нужно дописать предложение…

Карточка №1. Птицы, которые улетают на зиму в тёплые края называются____________ .

Карточка №2 Птицы, которые остаются на зиму у нас, называются_________________ .

(взаимопроверка, затем сигнализируют сигнальными карточками.)

У. А сейчас работаем в группах. Задание: распределить птиц на две группы: “перелётные” и “ зимующие” (проверяем коллективно, ответы на слайде №8, учащиеся сигнализируют сигнальными карточками).

7. Закрепление нового материала.

Многие птицы на юг улетают,
Многие зиму у нас коротают,
Галка, ворона, снегирь, воробей.
Ну-ка, ребята, их вспомним скорей!

Я предлагаю вам провести викторину о наших пернатых друзьях - птицах.

/Если отгадкой будет название зимующей птицы, и она может прилететь на нашу кормушку, то мы будем её помещать на эту кормушку, если нет, то поместим на дерево., а если названную птицу мы не сможем увидеть у нас зимой, то никуда её помещать не будем./ /за ответы учащимся раздаю буквы слова “молодец”/

ВИКТОРИНА “Угадай, кто – я?”

Доктор есть в стране лесной -
В красной шапке расписной,
Под сосною, под ракитой,
Он везде с покорной свитой…
Простучит больному спину,
А потом бока, грудину,
Глянет, как он дышит,
И рецепт пропишет. /Дятел /слайд №9/

2. “Узнай меня по описанию”

“У меня на голове чёрная шапочка, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто я?” /синица / /слайд № 10/

3. Серенький мячик по двору скачет. /воробей / /слайд №11/

4. Листья падают с осин, мчится в небе острый клин /журавли/ / слайд №12/

5. “Меня называют “смотритель леса”. Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда- сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клёна. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?” (поползень) /слайд № 13/

На шесте дворец,
Во дворце певец. /скворец/ /слайд №14/

Кто там прыгает, шуршит.
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым-
Клё-клё-клё – поёт со свистом. /клёст / /слайд №15/ а что интересного вы знаете про эту птицу?

У. Люди с давних времён с большим уважением, любовью и заботой относятся к птицам. Много загадок, сказок, пословиц живут в народе. Существует много народных примет о птицах. Я назову вам некоторые:

Воробьи перелетают стайками с места на место - перед сильным ветром.

Вороны и галки садятся на вершины деревьев - к морозу.

Галки к вечеру собираются дружной гурьбой, кричат - к ясной погоде.

У. А кто из вас знает народные приметы, связанные с птицами? /ответы учащихся/

8. Итог урока. / слайд №16/

Чьи секреты мы разгадывали сегодня на уроке?

Куда же от нас улетают птицы осенью?

Почему же птицы улетают?

Как называют таких птиц?

Как называют птиц, которые проводят зиму у нас?

Как мы должны помогать птицам перезимовать?

Улетели птичьи стаи
Лес в сугробах до ветвей.
Трудная пора настала
Для пернатых для друзей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю
Много птиц осталось здесь.

И заботясь зимой о птицах, я думаю, что мы хоть чуть-чуть их будем согревать в суровое трудное время.

И сегодня мы их тоже можем немного погреть.

Возьмите карточки-настроения: если вам было интересно и вы узнали много нового на уроке, то прикрепите солнышко, если было скучно, урок не понравился, то возьмите тучку.

На доске, из букв, которые вы получили за работу, составьте слово / молодец!/

Я говорю всем вам спасибо за урок, вы молодцы, хорошо потрудились./вручаю медальки за работу на уроке/

Домашнее задание.

  • стр. 94-97 в учебнике читать, отв. на вопросы.
  • сделать кормушки и принести их в школу /иллюстрации с образцами кормушек расположены на книжной выставке./
  • сделать коллективную книжку-самоделку “Птичьи секреты” /Предлагаю рассмотреть макет книжки-самоделки, где каждому учащемуся класса предстоит оформить свою страничку о любой птице./

Если вы захотите больше узнать о птицах, советую вам прочитать книги, которые размещены на нашей книжной выставке.

Дети рассматривают выставку книг о птицах.

Викторина «Пернатые друзья»

Цель:

Обобщать и расширять знания детей о птицах.

Развивать логическое мышление, внимание, творческие способности.

Воспитывать любовь, бережное отношение к птицам.

Учитель:

1 апреля отмечается праздник – Международный день птиц. Сегодня мы проведём викторину, которая посвящена Дню птиц.

Учащиеся читают стихотворение Т. Евдошенко «Берегите птиц!»

О птицах много знаем мы

И в тоже время мало,

И нужно всем: и вам, и нам,-

Чтоб их побольше стало.

Для этого побережем

Своих друзей пернатых,

Иначе мы к нулю сведем

Певцов наших крылатых.

Съедят деревья и плоды

Личинки насекомых,

И поредеют все сады

Без наших птиц знакомых.

Зимой поставь кормушку им,

Синицам дай ты сала;

Пшено едят все воробьи,

Подсыпь, как станет мало.

Они вознаградят труды,

И зацветут кругом сады.

Среди зеленой той листвы

Их песенку услышишь ты.

Учитель: Отгадайте название птиц:

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (Воробей)

Носит серенький жилет,

Но у крыльев - черный цвет.

Особа всем известная,

Она крикунья местная. (Ворона)

Летит почта скорая,

Почта сизоперая,

И приносит вести

Верст за сто, за двести. (Голубь)

На сосне, в лесу густом,

Сидит плотник с долотом:

В пестренькой рубашке,

В красненькой фуражке. (Дятел)

Примчался вестовой

В свой угол гнездовой

И закричал: "Ура!"

Даешь весну! "Пора!". (Грач)

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

За лягушками в болото. (Аист)

Он на вид высок и сер -

Сухопарый землемер:

Поле гречки, за лугами

Всё промерил он шагами. (Журавль)

Будто крохотный звонок,

Он взовьётся в высоту,

И поёт там на лету. (Жаворонок)

Братьев погубила,

Мамку не любила,

Мачеху забыла,

Деток не кормила. (Кукушка)

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка,

И полоска шарфика. (Синица)

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждет.

На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нём?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота! (Орёл)

Пусть я птичка - невеличка,

У меня друзья, привычка -

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда. (Снегирь)

Хохолок на голове.

Прилечу к вам в ноябре,

В марте возвращусь домой,

Догадайтесь, кто такой? (Свиристель)

Живет в лесу,

Ухает, как разбойник;

Люди его боятся,

А он людей боится. (Филин)

Одежда белая, а ножки

Обуты в красные сапожки.

Из моды выйдут - вот беда!

Ему ж не снять их никогда. (Гусь)

Учитель: А теперь загадки-шутки:

Какой город носит название птицы? (Орел.)

На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (На мокрое.)

Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить.)

Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным.)

Петух снес яйцо. Кому достанется оно? (Петухи яйца не несут.)

Что будет делать ворона, прожив три года? (Будет жить четвертый.)

От чего гусь плавает? (От берега.)

По чему летают птицы? (По воздуху.)

По чему утка плавает? (По воде.)

Сколько раз нужно написать букву «а», чтобы получить птицу? (Сорок «а» - сорока.)

Почему петух, когда поет, закрывает глаза? (Хочет показать, что поет наизусть.)

Учитель: Проведём игру «Птица – не птица»

Условия игры: называются птицы, когда называются не птицы, дети хлопают в ладоши.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
(Дети хлопают в ладоши. )
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи...
(
Дети хлопают в ладоши. )
Прилетели птицы:
Голуби, куницы...
(
Дети хлопают в ладоши. )
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.
(
Дети хлопают в ладоши .)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди и утки -
Вот спасибо шутке!

Учитель: Нужно назвать птицу, автора и название книги, о которой идёт речь.

    Кто снёс яичко не простое, а золотое? (Русская народная сказка «Курочка Ряба»).

    С кем путешествовал Нильс? (С дикими гусями; С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»).

    С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).

    В какую птицу превращался министр подземного королевства в сказке Антония Погорельского? (В чёрную курицу; А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители»).

    Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).

    В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г. Х. Андерсена? (В диких лебедей; Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»).

    Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).

    У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).

    Какая птица, когда стучались в дверь спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).

    Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши!». (Каркуша).

Учитель: Ребята, чтобы птицы всегда нас радовали своим пением, оберегали наши леса от насекомых-вредителей, нужно оберегать птичьи гнёзда; не стрелять в птиц из рогаток.

Учащиеся читают стихотворение Г.Ладонщикова «Люблю птиц»:

Я, ребята, птиц люблю.

Никогда их не ловлю

Ни ловушками,

Ни в сетки.

Не держу их дома в клетке.

Никогда гнезда не трону

Ни сороки,

Ни вороны,

Ни скворца,

Ни воробья

Не обидел в жизни я.

Подводятся итоги викторины.

Цель: Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах.

Задачи: Формировать понятие «зимующие птицы»;

Развивать внимание, память, любознательность, способность сравнивать, обобщать, логически мыслить;

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»: Расширить знания о зимующих птицах.

«Речевое развитие»: Развивать умение образовывать слова при помощи

суффиксов. Стимулировать проявление речевой активности при решении проблемных ситуаций. Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Зимующие птицы»

«Чтение художественной литературы»: Расширить представление о зимующих птицах с помощью стихов, народных примет.

«Социализация»: Формировать навыки взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.

«Физическое развитие»: развивать мелкую и крупную моторику.

«Музыкальное развитие»: Вызвать эмоциональный отзыв на музыку.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами на участке

Беседы: «Зимующие и перелётные птицы», «Синичка - невеличка», «Как помочь птицам зимой».

Рассматривание иллюстраций о птицах

Изготовление кормушек

Подкормка птиц на участке

Чтение: В. Бианки «Про птиц», «Синичкин календарь», Г. Снегирев «Птицы нашего леса»

Разучивание стихов, пословиц, народных примет о птицах.

Оборудование: макет из фанеры «Чудо- дерево», плоскостные изображения зимующих птиц, «снежок»,мяч, д/игра «Угадай птичку», раскраски с изображением птиц.

Организационный момент:

Воспитатель: Мы за руки возьмемся друг другу улыбнемся и своей улыбкой передадим хорошее настроение друг другу. Теперь к гостям мы повернемся и тоже улыбнемся.

Воспитатель: - Какое сейчас время года? (Зима)

Ух, ты, зимушка - зима, закружила, замела

Все дорожки, все пути - ни проехать, ни пройти.

Ребята, скажите - зима это хорошо или плохо? (и хорошо и плохо)

Я принесла вам «волшебный снежок». Мы будем передавать его из рук в руки и вы расскажите мне: почему вы думаете, что зима это хорошо или плохо?

Д/игра «Хорошо-плохо»

Дети передают «снежок» по кругу, отвечая:

Зима это хорошо: много снега, можно играть в снежки, лепить фигурки из снега, кататься на санках и т. д.

Зима это плохо: холодно, долго на улице не поиграешь, тяжело и опасно ходить по скользким дорожкам, деревья ломаются под тяжестью снега или льда, животным и птицам тяжело добыть себе корм и т. д.

Воспитатель: А снежок наш так сверкает в путь - дорогу приглашает.

(бросает «снежок», дети идут за ним, подходят к чудо - дереву)

А у наших у ворот

Чудо - дерево растет

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное

Ни листочки на нем

Ни цветочки на нем

А на ветках птицы

Голуби, синицы,

Ворона и дятел

Сорока, воробей

Как оказались они здесь

Отвечай поскорей?

Ребята, почему эти птицы не улетели в теплые края (зимующие птицы)

Совершенно верно многие птицы живут у нас круглый год, таких птиц называют зимующие.

Назовите птиц, которые зимуют в нашей местности? (ответы детей)

Воспитатель: Каждую птицу можно узнать по особенностям внешнего вида. Давайте назовём эти особенности.

Д /игра «Подскажи словечко» У сороки белые бока, поэтому её называют. белобокая.

У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют желтогрудая

У голубя сизые крылышки, его называют сизокрылый

У дятла длинный клюв, его называют длинноклювый

У воробья тонкие лапки, его называют тонколапый

У вороны толстый клюв, её называют толстоклювая

(Дети стоят в кругу,воспитатель бросает мяч ребенку называя птицу и её особенность, ребенок образовывает прилагательное)

Воспитатель: Вы ребята не зевайте, а скорее отвечайте

Может ли птица с человеком сравниться?

Что общего у нас с птицами есть?

На трудный вопрос

Ответ у вас есть?

Д/игра «Чем отличаются и чем схожи люди и птицы» Общее (живые, дышим, питаемся, спим и т.д.)

Отличие: у человека ноги - у птицы лапы

у человека нос - у птицы клюв

у человека дети — у птицы птенцы

у человека руки — у птицы крылья

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Птичья полечка» Правила игры таковы: Когда звучит музыка вы танцуете, но как только музыка прекратиться, вы остановитесь, и выполняете задание: если услышите название зимующей птицы - вы присаживаетесь, а если перелетной- разведите руки в стороны.

(после игры дети присаживаются на стулья)

Воспитатель (обращает внимание детей на чудо-дерево):

Мы играли, так шумели

Наши птицы улетели

Внимательно на дерево смотри

Какую птичку не найти?

(проводиться дидактическая игра «Кто улетел?»)

Воспитатель: Птички летали, перышки упали

Каждый перышко возьмет

Своей птичке отнесет.

Д/игра «Чьё перышко?» (дети берут по одному перышку и приносят птичке, которой оно принадлежит, проговаривая «это перо голубиное, это перо воробьиное и т. д.)

Воспитатель: Все птицы умеют разговаривать на своём птичьем языке и издают звуки характерные только для них. Давайте поиграем в

Д/ игру «Кто как говорит?»

Эти маленькие дети точно знают всё на свете

Подскажите, поскорей говорит, что воробей

Воробей - чирикает

синица-тенькает

ворона-каркает

голубь-воркует

сорока-стрекочет

Воспитатель: А хотите, я превращу вас в птичек?

Вокруг себя повернитесь в птичек превратитесь.

Логоритмическое упражнение «Птичка песенку поет»

Птичка песенку поёт: дети ритмично постукивают подушечками

Тинь, тинь, тинь пальцев одной руки о пальцы другой.

Скоро солнышко взойдет поднимают прямые руки вверх

Тинь, тинь,тинь. Машут кистями рук

Комары проснутся скоро Похлопывают по плечам

Тинь,тинь,тинь скрещенными руками.

Вот тогда наемся вволю Хлопают в ладоши.

Тинь, тинь, тинь

Деткам мошек принесу Руки скрещивают перед собой,

Тинь, тинь, тинь помахивают «крыльями»

В клювик наберу росу Открывают и закрывают «клюв», сделанный

Тинь, тинь, тинь из большого пальца и сомкнутых в щепотку

остальных.

Поучу птенцов летать, Приседают, руки в стороны.

Крылья смело расправлять

Тинь, тинь, тинь.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что наблюдая за поведением птиц в природе, можно даже погоду предсказывать. Какие народные приметы связанные с птицами вы знаете?

Если воробей нахохлился - к морозу.

Если воробей перышки приглаживает - к теплу.

Если ворона прячет клюв под крыло - пойдет снег.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что для птиц страшнее голод или холод (ответы детей).

К зиме у птиц тело под перьями покрывается пухом, поэтому им тепло и они не бояться морозов. А вот найти зимой корм птицам нелегко. И птицы могут погибнуть от голода.

Как мы можем помочь птицам зимой (развесить кормушки, подкормить птиц).

Какие правила надо соблюдать, подкармливая птиц зимой?

кормить только полезным кормом

не шуметь возле кормушек

кормить птиц регулярно и в одно и тоже время.

Воспитатель: (показывает карточки с изображением кормушек)

Мы кормушки смастерили,

Мы столовую открыли

Прилетайте, кто захочет!

Мы вас любим очень-очень!

К нам на кормушки прилетели птички. Но они очень пугливы и спрятались. Попробуйте отгадать, какая птичка прилетела к вам на кормушку.

Д/игра «Угадай птичку» (узнать птичку по фрагменту изображения)

Воспитатель: Пора птичек покормить. На столе на тарелочках разные корма. Выберите для своей птичке корм, который она любит (дети, выбирая корм, поясняют свои действия).

Воспитатель: О птицах много знаем мы

И в тоже время мало

И нужно всем:

И вам и нам-

Чтоб их побольше стало!

Воспитатель: - О каких птицах мы сегодня говорили?

Что вам понравилось?

На память о нашей встрече я хочу подарить вам этих птиц, которых вы сможете раскрасить